<<
>>

8.3 Идеи Ф.Шеллинга о развитии природы и сознания

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 гг.), прежде чем выработать свою точку зрения, целиком находил­ся под влиянием идей Фихте. Его работы до середины 1790-х годов представ­ляют собой комментарии к работам Фихте.

Расхождение между мыслителями наметилось в понимании природы. Шеллинг убежден, что начинать филосо­фию с самосознающего «Я» неисторично: следует вернуться к его истокам, рассмотреть длительный путь бессознательного природного развития.

Природа, у Шеллинга, толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который проходит ряд этапов – от низших (неорганическая природа) до высших (органическая), и находит свое завершение в появлении человека и его сознания. Основная особенность природы – быть вечно стано­вящейся.

Основной принцип развития природы – это развитие через противоре­чие (поляризацию). Всеобщий закон конечных явлений материи, по Шеллингу, – это закон полярности или двойственности, и тождественности. В каждом яв­лении природы Шеллинг видит продукт борьбы разнонаправленных сил: эта борьба составляет структуру всего живого и всей природы в целом.

Так как все процессы природы проистекают из одного источника–противоречия, Шеллинг делает заключение, что вся природа есть «великий ор­ганизм», а мир един и целостен. «Вся материя внутренне едина и по существу представляет собой тождество».

Далее Шеллинг выдвигает идею идеальной сущности природы, он как бы находится в русле гилозоистской традиции Бруно, Спинозы, Лейбница; придерживается взглядов панпсихизма, согласно которым вся природа облада­ет одушевленностью.

Выводы из натурфилософии Шеллинг пытается использовать для по­строения собственной философской системы в противовес ограниченному субъективному идеализму Фихте. С этой целью он пишет работу «Системы трансцендентального идеализма», в которой он ставит задачу представить фи­лософию как науку об абсолютном, познающей тот принцип, из которого сле­дует действительный мир, заключающий в себе и природу и дух, абсолютное тождество субъекта и объекта, идеального и реального. Философия должна объяснить факт знания, соответствия представлений предметами (или совпа­дение предметно-бессознательного (природы) и сознательного (субъекта)).

Главной задачей трансцендентального идеализма становится исследо­вание развития самого интеллекта. Далее Шеллинг подразделяет интеллект на теоретический и практический. Теоретическая философия отвечает на вопрос как интеллект познает мир; практическая философия исследует то, как практический интеллект приводит этот мир в порядок. Возникает противо­речие: чтобы добиться теоретической достоверности, мы жертвуем практикой; для практической достоверности приносится в жертву точность теоретическая.

Решение проблемы Шеллинг видит в таком виде деятельности, которая будучи сознательным и бессознательным одновременно, присутствует как в природе, так и в духе. Эта деятельность есть «эстетическая активность». Именно философия искусства является у Шеллинга своеобразным завершени­ем и высшим сводом философского здания.

В философии искусства преодолевается противоположность теоретиче­ского и практического, наступает гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и духа.

Следующий этап философского развития Шеллинга – это его система абсолютного тождества, цель которой – согласовать натурфилософию и транс­цендентальный идеализм. Абсолют, будучи тождеством субъективного и объ­ективного, не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих, содержащая в се­бе возможность всех определений. В этом плане сложным оказался вопрос о переходе от Абсолюта к миру, от единства к разнообразному, от бесконечного к конечному. Шеллинг нашел выход в количественном различии между субъ­ективным и объективным на каждой ступени развития, не смотря на их, в то же время, абсолютное тождество.

Учение Шеллинга оказало большое влияние на философскую мысль XIX века, оно является переходом от субъективно-идеалистического наукоучения Фихте к объективному идеализму и принципам развитой им диалекти­ческой натурфилософии. Работы Шеллинга стали важным связующим звеном между философией Канта и Фихте, с одной стороны, и учением Гегеля, с другой.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 8.3 Идеи Ф.Шеллинга о развитии природы и сознания:

  1. Информационная природа сознания
  2. Природа сознания
  3. Природа универсальной силы «сознание» в нашем мире
  4. Возникновение сознания Лавров рассматривает как результат длительной эволюции природы.
  5. Учение Шеллинга о категориях
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ: МУДРЕЦЫ O ПРИРОДЕ ГЛУБИННОГО СОЗНАНИЯ
  7. 1.Возникновение и развитие идеи правового государства.
  8. § 2. Становление и развитие идеи правового государства
  9. 11.1 Становление и развитие идеи правового государства
  10. 5. ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИДЕИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ
  11. Обратим внимание, прежде всего, на два весьма распространенных в обыденном сознании предрассудка о природе знания.