<<
>>

2.1 Особенности мифологического сознания

Истори­чески первым способом освоения мира было мифологическое сознание. Мифологию образует совокупность мифов, а миф (греч. mythos – речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения, повествования, персонажи и события которого признаются объективно существовавшими или существующими.

Мифология возникла стихийно в условиях общинно-родового строя как результат коллективного творчества и осваивала мир с помощью воображения, в форме наглядно-чувственных образов. Обобщение, общее принимает форму индивидуально-типического. В мифе слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру – осмысление, вчувствование, воление. Мифы изображались в живописи, находили выражение в пении, танце, пантомиме, ритуале.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внеш­ней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группо­вого, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности, совершаю­щееся в сознании принимается за объективно происходящее. Нерасчлененный коллективизм первобытного общества переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой общине, путем олицетворения и антропоморфизации. И наоборот, человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т.д.). Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо. Предметы и сам человек представ­лялись носителями каких угодно качеств. Поэтому мифическим персонажам, с одной стороны, приписывается множество разно­родных свойств, а с другой – разные персонажи наделяются одними и теми, же признаками. Недостаточно сформировались логические структуры опосредования, обоснования, доказательст­ва. Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя. Полинимия и синони­мия речи способствуют частичной или полной идентификации различных предметов и существ. С этим связаны полисемантизм, а впоследствии метафоричность и символизм мифологических персонажей и языка. Значительное место в мифологическом со­знании занимают бинарные оппозиции и их разрешение: небо – земля, свет – тьма, правое – левое, мужское – женское, жизнь – смерть и проч. Дуальные оппозиции снимаются в ходе медиации – замены исходного противопоставления некоторыми производными образованиями с привлечением случайных фактов и конструируемых произвольно, с помощью ассоциации отноше­ний. Выраженное в слове содержание мышления приобретает характер непосредственной действительности. Внушающий фак­тор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость передачи и усвоения мифа.

Системы мифов многообразны, но они обычно организуются вокруг этиологических (греч.

aitia – причина и logos – учение) повествований, объясняющих возникновение тех или иных явле­ний. Объяснение представляет собой рассказ о том, «почему», «откуда», «каким образом», «для чего» что-то возникло. Заключе­ния часто строятся по принципам: «все есть все», «все во всем», «часть вместо целого», «после этого – значит вследствие этого» (оборотничество, партиципация, мифологическая идентификация, метафоризм). Наиболее распространены рассказы о возникнове­нии мира (космогонические мифы), о происхождении богов (теогонические), Солнца, Луны, звезд (астрогонические), челове­ка (антропогонические), рода и его институтов (этногонические), сказания о конце мира, о всемирном потопе, о душе, о непорочном зачатии, о культурных героях – так называемые календарные, близнечные мифы и др.

На ранних стадиях развития сознания мифология была един­ственно возможным универсальным способом духовного освоения мира и синкретически соединяла реалистические знания, художе­ственные образы, религиозные верования, социальные нормы и образцы.

В рамках первобытного мифологического комплекса возника­ли и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образо­вывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, магию, аниматизм, анимизм и др. Фетишизм (порт. feitico – зачарованная вещь) представляет собой веру в наличие у реальных предметов свойств, в действитель­ности им не присущих, и соответствующее почитание этих пред­метов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи – камень, кусок дерева, клык зверя и т.д., а впоследствии и искусственно изготовленные предметы; они были призваны исцелять, предохранять от врагов, болезней, порчи, помогать на охоте и т.п. Тотемизм (от слова «ототеман» – на языке северо­американских индейцев «род его») – это вера в существование родства между родом, племенем, фратрией и определенным видом животных или растений и вытекающие из этой веры поведение и ритуалы. С тотемизмом связано появление соответствующих этнонимов – «род льва», «племя орла», «род медведя» и проч.; тем он задавал признак этнической принадлежности. Магия (греч. mageia – колдовство, чародейство) – вера в наличие каузативной (причиняющей) связи между определенными реальными действиями людей и некоторыми событиями.– реальными ирреальными и вытекающие из этой веры ритуальные процедуры. Виды магии разнообразны: производственная, метеорологическая, предохранительная, вредоносная, военная, лечебная, любовная и др. Аниматизм (лат. animatus – одушевленный) пред­ставляет собой веру в единую безличную силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями в ней и влияющую на жизнь человека. В разных регионах и у разных племен представления об этой силе варьируются и, естественно, получают неодинаковое наименование – «мана», «оренда», «вакан» и т.д. Анимизм (лат. amima – душа, animus – дух) есть вера в некие духовные сущности – души и духов, заключенные в материальных предметах или существующие отдельно от них.

В ходе социальной дифференциаций, по мере разделения труда, становления и эволюции общества развивается и сознание, движущееся от невыделения человека из природы к выделению, от невычленения индивидуального сознания из коллективного к вычленению, от неразделения образа и предмета, субъективного и объективного к разделению и т.д. Завершается мифологическая стадия развития общественного сознания, миф перестает быть универсальным и единственным способом объяснения действительности. Вместо первоначального диффузного, синкретического мифологического комплекса появляются религия, искусство, мораль, политика, право, научные знания. Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпосу и сказке, другие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т.д. Однако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.

В условиях позднеродового строя прежде безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются функции и управление определенными видами деятельности. Складывается полидемонизм (греч. poly – много, daimonion – дух, божество), внутри Я которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покровитель инициации, приобретающий черты племенного бога. Племенные боги были ограниченными по радиусу действия и ограничивали друг друга. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловливало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Этот бог становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных включались боги других племен. Формировался политеизм (греч. poly – много, theos – бог, буквально – многобожие) – религиозное представление о существовании нескольких или многих богов. Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциаци­ям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыва­нию множества. Достигнув уровня единичных представлений – понятий, сознание получило возможность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к обра­зованию общих видовых и родовых представлений – понятий, сложились фигуры богов, «действующих» в ряде областей природы и общества. Но и образ бога, поле «деятельности» которого распространялось на несколько сфер действительности, предпола­гал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеистическими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются и политеистические системы. Складываются супремотеизм (лат. supremus – высший, греч. theos – бог) – почитание многих богов, но при приоритете одного и генотеизм (греч. hen – один, первый, theos – бог) – признание существования множества богов, но почитание одного.

У некоторых народов супермотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. monos – один, единственный, theos – бог) – представление о существовании единственного Бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других образовались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда, постепенно форми­ровались образы богов, управляющих несколькими «секторами» природы и общества (видовые и родовые представления – понятия), наконец, складывалась фигура Бога, контролирующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе умст­венного развития в головах людей из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло пред­ставление о едином и единственном Боге монотеистических рели­гий. Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 2.1 Особенности мифологического сознания:

  1. Основные мифологические сюжеты и особенности мифологического мышления
  2. Тема № 2. Представление о душе в мифологическом сознании
  3. Мифологические истоки представлений человечества о времени и вечности
  4. § 1. Мифологические и религиозно-идеали­стические представления о сущем
  5. Платон о двух видах слова. Образно-мифологический и рационально-логический планы в «Тимее»
  6. § 1. Правовое сознание и культура в системе общественного сознания
  7. ЭВОЛЮЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ Эволюция сознания
  8. Особенности совершения ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Особенности обращения взыскания на имущество должника — физического лица
  9. Яковлев Александр Ильич.. Материальность сознания., 2009
  10. СОЗНАНИЕ И ОСОЗНАНИЕ.
  11. Сознание
  12. ИЗМЕНЕННЫЕ состояния сознания
  13. СУЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  14. Прийти в сознание
  15. 2.Структура общественного сознания
  16. Главные сознания.
  17. Учение Платона об идеях и сознании