<<
>>

Идеи демократии в частной и общественной жизни, в принципе, не были должным образом сформулированы вплоть до двадцатого века.

Греческий опыт

управления был по существу одним из вариантов «прямой демократии». Но это

было недолго, и другие модели демократии быстро заменили его.

Хотя идея прямой демократии осталась многие ее постулаты

рассматриваются как невыполнимые, и даже чуждые в условиях все более

комплексного и сложного общества.

И в этом случае можно говорить о том, что

электронная демократия, очевидно, призвана значительно повысить

возможности реализации элементов прямой демократии.

Любопытно, что во многих обществах по всему миру люди пришли к

почти архетипическому выводу, что абсолютная власть не является

оптимальной. Поэтому вместо того, чтобы существовать в условиях

самодержавия и диктатуры множество коренных общин разработали практики,

в рамках которых старейшинами вводились определенные ограничения в

отношении осуществления власти. Так произошло в Европе, где архонты

Древней Греции, или бароны и бояре в средние века, устанавливали

ограничения, препятствующие образованию деспотических монархий1.

С другой стороны, согласно европейской системе ценностей, жизнь - это

битва между добром и злом, правильным и неправильным, справедливостью и

несправедливостью. На демократическом фронте в западноевропейской

традиции господствовали дихотомические взгляды. Была склонность к

приведению каждого спора к дихотомии, или к серии выборов из двух

вариантов. Такая практика вписывается в европейскую религиозную традицию

рассматривать убеждения как истинные или ложные, а практики как праведные

(добрые) или неправедные (злые), и всякий выбор как выбор между раем и

адом. Некоторые авторы утверждают, что, возможно, эта практика восходит

дальше, к самым ранним временам демократии, возможно, даже к пятому веку

до н.э. – уже тогда существовал, так называемый, «язык противоположностей -

1 Jimenez J.

M., Polasek W. E-Democracy and Knowledge: A Multicriteria Framework for the New

Democratic Era. Institute for Advanced Studies. Vienna. 2003. P. 3-5.

35

словом / делом, горячая / холодная, влажная / сухая, влево / вправо, ум / тело и

так далее». Это возвращает нас вновь к греческой философской традиции1.

В других государствах преимущества более открытого демократического

подхода к управлению были очевидны. В Китае, не менее, если не более

развитом обществе, любое «соперничество между различными философскими

системами принимало в целом менее состязательный и более эксклюзивный и,

видимо, конструктивный вид. Критика чужого мнения зачастую сводилась к

утверждению о том, что конкурирующее философское направление «нашло

только часть пути дао2, а не весь путь»3.

В Африке была развита другая практика: «По традиции, если кто-то в

ссоре с кем-то, то суд созывался под деревом». На суде ставилась единственная

задача - прекращение конфликта. При этом не ставилась цель опровергнуть

чужое мнение4.

Похожая практика используется во многих других странах. Поэтому,

представляется, что для многих стран Восточной Европы «правление

большинства» было чужеродным понятием5.

В Северной Америке также существовала подобная практика: «племена

собирались и обсуждали вопрос до тех пор, пока общее понимание не будет

достигнуто». Таким образом, во многих не западноевропейских странах уже

тогда была распространена практика управления на основе консенсуса6.

Западная Европа, похоже, была исключением как в древние века, так и в

более поздние времена. В рамках западноевропейской традиции споры, как

правило, должны были быть решены с помощью выбора из двух

взаимоисключающих противоположностей. Итак, если правление меньшинства

были неправо, то противоположный выбор и должен был быть правым. Это

1 Davies J.K. Democracy and classical Greece. Fontana. London. 1993. P 24.

2 Прим. автора. Дао – путь человека в китайской философии.

3 Lloyd GER. Democracy, philosophy and science in ancient Greece. In: Dunn J (ed) Democracy,

the unfinished journey, 508 BC to AD 1993. Oxford University Press. Oxford. 2008. P. 54-5.

4 Kapus´cin´ski R. The shadow of the sun. Penguin. London. 2002. P. 315.

5 Mandela N. Long walk to freedom. Little Brown and Company, London. 1994. P. 25.

6 Nerburn K. The wisdom of the native Americans. New World Library Novato. California. 1999.

P. 138.

36

утверждение у ряда авторов поддерживается достаточно интересным

аргументом, состоящим в том, что большинство людей стараются быть

правыми (поступать правильно) большую часть времени. Исходя из

предположения, что мнение большинства является правым, родилась идея не

только правления большинства, но права большинства, права, закрепленного в

таких фразах, как «величайшее благо для наибольшего числа людей»1.

Это был определенно шаг в правильном направлении, но было бы

неправильно думать, что он ознаменовал вершину демократической эволюции.

<< | >>
Источник: Антонов Ярослав Валерьевич. Электронное голосование в системе электронной демократии: конституционно-правовое исследование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва –2015. 2015

Еще по теме Идеи демократии в частной и общественной жизни, в принципе, не были должным образом сформулированы вплоть до двадцатого века.:

  1. Принципиально, идеи совещательной демократии заложены в основу современного представления об электронной демократии.
  2. Предисловие Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке
  3. согласно позиции Совета Европы, электронная демократия должна быть подспорьем демократическим процессам,
  4. Какой общеправовой принцип сформулирован ниже? ”... - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т.п.”.
  5. Идеи «философии действия», выдвинутые немецкой мыслью конца 30-х — начала 40-х годов, встречены были в России с сочувствием и пониманием77.
  6. §5. Неприкосновенность частной жизни
  7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ в АНГЛИИ XVII века
  8. Вопросы, связанные с электронным голосованием и электронной демократией, были предметом внимания таких учёных, как А.Г. Арешев,
  9. Экономические идеи в средние века в России
  10. Г лава IV ПИФАГОРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  11. Какой общеправовой принцип сформулирован ниже? «... - точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативноправовых актов».
  12. 12.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
  13. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ)
  14. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ)
  15. Тест 2. Ваш образ жизни.
  16. 8. Образ жизни экотехнологической цивилизации — ландшафтно-усадебная урбанизация