<<
>>

§ 1. Специфика складывания и развития национальной государственности

На формирование и функционирование политической и электоральной систем современной Малайзии принципиально важное воздействие оказывают географические, исторические, этнонациональные особенности складывания политической и социально-экономической структуры, конфессиональной ситуации в стране и эволюция форм национальной государственности.

В политической системе современной Малайзии переплетаются элементы западных либерально-демократических моделей и самобытные черты национальной политической культуры, складывавшейся на протяжении веков под влиянием как автохтонных традиций малайских народов, так и внешних воздействий индийской, арабо-исламской и европейской цивилизаций. Порой внешние проявления специфических черт национальной политической культуры не очень заметны, однако они оказывают немаловажное воздействие на политическую структуру и политические процессы и электоральное поведение в этой стране.

Народы современной Малайзии прошли длинный и сложный путь государственно-политического и конституционноправового развития.

Предки современного населения пришли с азиатского континента, предположительно из Южного Китая в течение первого тысячелетия до новой эры.

Этносы современной Малайзии имеют длительную историю. На побережье Малаккского полуострова, вдоль которого проходили торговые пути из Индии в Китай, издавна селились земледельцы и рыбаки, торговцы и пираты. Здесь возникли первые города, вобравшие в себя не только традиции малайских народов, но и более развитую культуру и религию Индии.

Государственные образования — княжества начали появляться в первые века новой эры под воздействием распространения индийского культурного влияния, проникавшего на Малаккский полуостров с индийскими и местными торговцами. В процессе исторического развития государственные образования вливались в обширные империи, охватывавшие значительную часть Малайского архипелага и прибрежные территории азиатского континента, включая Малаккский полуостров.

В VII-XIV вв. существовала империя Шривиджайя, ставшая одним из важных центров распространения буддизма в Юго-Восточной Азии. В XIII-XVII вв. наиболее сильным и обширным государством, охватывавшим не только значительные районы Малайского архипелага, но и Малаккского полуострова, было государство Маджапахит, базировавшееся на идейно-политических основах индуизма.

В XIII в. в Юго-Восточной Азии началось активное распространение ислама, проникавшего на Малайский архипелаг и Малаккский полуостров мирными способами по торговым путям в течение нескольких веков. Ислам стал господствующей религией на Малайском архипелаге к концу XVI в.

На территории Малаккского полуострова мусульманская религия начала распространяться приблизительно с конца XIV — начала XV в. Распространение новой религии происходило мирно. Её носителями и проповедниками были торговцы из Индии, Персии, арабских стран. Ислам распространялся в первую очередь среди жителей прибрежных районов, слабо проникая в глубинные области.

Во многих районах Малайского архипелага продолжали сохраняться очаги буддизма и индуизма, а также местные анимистические верования, что не мешало их приверженцам вполне мирно сосуществовать с мусульманами. Среди мусульман также продолжали сохранять свое влияние элементы доисламских верований. По мнению ученых, именно все это делает ислам в данном регионе преимущественно умеренным, не склонным к радикализму и экстремизму.

Распространяясь в разных частях региона, ислам наслаивался на местные религиозные и культурные обычаи и традиции, смешиваясь с ними в различных пропорциях. Глубина воздействия ислама была больше среди малайских этносов, совсем не подвергшихся влиянию индуизма и буддизма или испытавших его в незначительной мере, а также среди тех народов, которые знакомились с исламом в его наиболее чистых арабских формах. Среди этносов, которые до исламизации в течение тысячелетия развивались в русле индианизированной культурно-религиозной и политической традиции, ислам подвергся более значительной модификации.

Отмеченные особенности исламизации региона способствовали формированию умеренных исламских взглядов у основной массы мусульман современной Малайзии, негативного отношения к фанатизму и экстремизму. Тем не менее радикализм также находит своих сторонников среди определенных, но весьма незначительных групп и прослоек населения.

В XIV в. среди малайских княжеств возвысился султанат Малакка, ставший центром распространения ислама в ЮгоВосточной Азии. На Малаккском полуострове возникли исламские монархии — султанаты.

Ко времени появления колонизаторов малайские княжества представляли собой феодальные образования с различным уровнем развития. Внутренние области Малаккского полуострова и Северного Калимантана оставались на уровне первобытнообщинного строя. Да и среди населения более развитых прибрежных районов, например среди малайцев — выходцев из индонезийской народности минангкабау, до настоящего времени существенную роль в быту продолжают играть традиции матриархата.

Традиционная политическая культура народов Малайи, находившихся на доиндустриальной стадии социальноэкономического и политического развития, принципиально отличалась от западной индустриальной политической культуры, в которой наиболее распространенным течением постепенно становилась либеральная демократия. Политическая культура малайских народов оставалась частью целостной религиозно ориентированной картины мира, которая составляла базис политической культуры: определяла представления о государстве, правителе и обществе, их взаимоотношения, права и обязанности.

Для малайских народов были характерны модели патримониальной государственности. Во главе государства, согласно патримониальным представлениям, стоит Верховный правитель — праведный царь. Он является харизматическим лидером — в его персоне воплощены сакральные божественные силы. Такой взгляд на Верховного правителя вызывал упование масс на то, что решение всех проблем в государстве исходит не от разума правителя, не от его умения управлять, а от божественной силы, носителем которой он является.

Харизматический лидер превращался в объект поклонения и не подлежал критике: от него требовалось сохранение его божественной силы, а не отражение народных чаяний, поскольку предполагалось, что Верховному Абсолюту (божеству) и божественному монарху лучше известно, что хорошо для народа, а что плохо. Взаимоотношения между государством и обществом строились по линии «сверху вниз», а не «снизу вверх», как это сложилось в системе западной либеральной демократии, основным смыслом которой было верховенство общества свободных индивидов и его контроль над государственной властью, призванной выполнять волю масс через механизм народного выборного представительства. Делом правителя в малайских обществах считалось выполнение универсального сакрального долга защиты людей, своих подданных, отеческая забота о благе членов своего государства. Защищая людей от внутренней и внешней опасности, правитель «создает жизнь», поддерживая её, выполняя тем самым обязанность не перед народом, а перед божественными силами, сакральным законом Вселенной. Подобные представления о правителе и его функциях в значительной степени сохраняются и сегодня среди жителей Малайзии.

Во главе каждого из малайских княжеств стоял правитель- султан (или раджа). Особа правителя считалась священной, прикосновение к нему было запрещено. За оскорбление султана вырезали язык или следовала смерть.

Верховный правитель считался также блюстителем божественных установлений на земле. Он должен был следить за их неукоснительным соблюдением со стороны всего общества и его отдельных членов. У членов малайского общества утверждалось не индивидуалистическое, а коллективистское сознание. Перед людьми не стояла задача проявления свободы своей собственной воли, свободы выбора того или иного поведения, не возникала необходимость нести личную ответственность за это. Массы должны были действовать в полном соответствии с универсальным божественным законом, полностью и неукоснительно подчиняться ему. В результате законы, обычаи стали инструментами в руках правителя, служившими для того, чтобы править массами, четко и жестко регулировать их поведение.

Законы и обычаи лишь в незначительной степени через традицию ограничивали действия самой верховной власти, поскольку считалось, что сам правитель правит не столько по закону, сколько по внушению свыше и является наиболее авторитетным и непогрешимым толкователем этих законов и божественной воли в целом. Такое мировоззрение не способствовало развитию права и правосознания в традиционном малайском обществе.

Для традиционного общественного сознания малайцев были характерны представления о естественности иерархичности общества и извечности такого порядка. Основным принципом взаимоотношений в обществе считалось господство и подчинение, а не отношения равных индивидов и соответствующих этому отношений партнерства и соперничества, как в системе либеральной демократии. Согласно традиционному мировоззрению каждый должен занимать свое место в соответствии с сословной принадлежностью, иметь свои права и обязанности, которые неодинаковы для представителей разных сословий, занимающих разные места на иерархической лестнице, неодинаковы у правителей и подданных.

Ощущение собственной социальной ущемленности, ухудшения своего экономического положения порождало среди масс убеждение в том, что возникшая несправедливость является следствием нарушения извечного иерархического порядка. Среди мусульманских народов Малаккского полуострова понятие «справедливость» приближалось к понятию «правосудность» в соответствии с законами Корана, освящавшего социальное и имущественное неравенство и провозглашавшего равенство только перед Аллахом. Для мусульман Малайи оставались чуждыми идеи социального и политического уравнивания, характерные для идей либеральной демократии. Малайские мусульмане осознавали равенство всех членов исламской общины-уммы перед Аллахом, но в качестве подданных мусульманского государства они не оспаривали и принимали «справедливость» иерархической структуры в государстве и обществе, в «посюстороннем» мире. Приверженцы ислама верили в сакральную миссию своих султанов, в право падишаха распределять «блага мира» между подданными, в их ответственность за сохранение в государстве традиционных порядков, которые предполагали поддержание спокойствия и безопасности государства и общества и его членов, правосудность властей, незыблемость имущественной, социальной и политической иерархии.

Вне официальной жизни народ активно участвовал в различных корпоративных обществах: квартальных общинах, ремесленных цехах, землячествах, религиозных объединениях и т.п.

Активность в этой сфере способствовала единению, упрочению социальных связей, развивала чувство приверженности корпоративным интересам, коллективистское сознание, негативное отношение к индивидуализму.

Шкалой оценки массами действий правящих лиц, кругов и групп служили традиционные этико-религиозные нормы. Оппозиционные настроения считались чрезвычайным явлением, а не нормой. Характерными были представления о коллективной ответственности за отступления от норм морали и религии, допускаемые отдельными членами общества.

Султаны и аристократия удовлетворяли свои потребности, не прибегая к рынку. Значительное развитие в малайских княжествах до появления там европейцев получила лишь внешняя торговля. Вся крупная, особенно внешняя торговля сосредоточивалась в руках арабских, индийских, китайских и других иностранных купцов, а также малайских феодалов, включая султанов. Буржуазия в Малайе формировалась в первую очередь как буржуазия китайского происхождения, связанная с торговлей и оловодобычей.

С конца ХV в. в Юго-Восточной Азии началась экспансия европейских колонизаторов. Сначала это были португальцы, захватившие Малакку в 1511 г. Затем их сменили голландцы, выбившие португальцев из Малакки в 1641 г. Со второй половины ХУШ в. началось проникновение английских колонизаторов в Малайю и на север острова Калимантан.

Когда англичане появились на Малаккском полуострове, здесь не существовало единого государства, а были мусульманские княжества, возглавляемые суверенными правителями.

Элементы современной политической системы начали возникать в малайских княжествах с появлением на Малаккском полуострове англичан и установлением колониального господства Великобритании. Первым территориальным приобретением Англии в этом районе был остров Пинанг и лежащее напротив него побережье султаната Кедах. В 1819 г. Великобритания приобрела у султана южного княжества Джохор остров Сингапур. В 1824 г. Голландия уступила Англии город и форт Малакку. Эти территории получили статус коронных колоний Великобритании.

Основой для формирования колонии Британская Малайя послужило своеобразное объединение местных административнотерриториальных структур. Первым такого рода государственным образованием, появившимся в 1826 г., следует считать Стрейтс- Сетлментс. Эта английская колония включала в себя такие важнейшие морские порты, как Сингапур, Малакка и Пинанг, а также провинцию Уэлсли.

В 1874 г. Великобритания добилась заключения Пангкорско- го договора с правителем султаната Перак на западном побережье Малаккского полуострова, в соответствии с которым британский советник получал право давать те или иные рекомендации (насихат) правителю Перака и даже устраивать по этому поводу дискуссии (бикара), хотя решение вопросов, связанных с религией и местными обычаями, оставалось за малайской стороной. Постепенно малайские султанаты полуострова были подчинены Великобританией. Пангкорский договор послужил моделью для заключения аналогичных соглашений с султанатами Селангор, Негри-Сембилан и Паханг. В ХІХ в. малайские княжества полуострова получили статус английских протекторатов.

В 1896 г. Перак, Селангор, Негри-Сембилан и Паханг, то есть наиболее экономически развитые районы полуострова, объединились в федерацию, в которую не вошли отсталые султанаты — Кедах, Перлис, Келантан и Тренгану, сюзеренные права на которые были уступлены Великобритании королем Сиама в 1909 г. В 1914 г. в Британскую Малайю был включен султанат Джохор, оставшийся, впрочем, тоже вне федерации.

Основные черты социально-политической культуры малайских народов не были серьезно поколеблены в период утверждения колониального господства западных держав. Власть султана в каждом из девяти княжеств была сохранена, однако реальная власть была сосредоточена в руках английского советника- резидента, поставленного при каждом султане.

Одновременно англичане начали закрепляться и на севере острова Борнео (Калимантан). В 1841 г. английский авантюрист Джеймс Брук получил в управление территорию Cаравака и титул раджи. Саравак был превращен во владение «белых раджей» из семейства Бруков, которые продолжали оставаться подданными британской короны. Сабах принадлежал Британской компании Северного Борнео. Северное Борнео, находившееся под контролем британской компании «Норт Борнео», и Саравак, управлявшийся английским семейством Бруков, официально не были составной частью Британской Малайи, но вынуждены были внимательно прислушиваться к рекомендациям Министерства по делам колоний Великобритании.

В 1888 г. Саравак и Сабах стали английскими протекторатами. В 1946 г. Саравак и Сабах получили статус коронных колоний Англии.

Началась колониальная эксплуатация Малайи и Северного Калимантана. Производство экспортной продукции требовало значительной рабочей силы, которой не было в Малайе. С последней четверти Х1Х в. для работы на оловянных рудниках и каучуковых плантациях привозились китайские и индийские рабочие. В 1941 г. среди населения Малайи 44% составляли китайцы, 14% — индийцы и лишь 42%, то есть менее половины, — собственно, малайцы.

Члены каждой этнической группы жили в рамках своей общины, не соприкасаясь с другими этносами. На одном предприятии работали преимущественно люди одной национальности — либо китайцы, либо индийцы. Деревня оставалась малайской.

Каждая этнонациональная община — малайская, китайская и индийская — сохраняла свой язык, свою культуру, религию и обычаи. В каждой общине формировался свой имущий класс и своя интеллигенция. Все это создавало социальную, политическую и культурную разобщенность населения.

Несмотря на то что колониальные державы — Великобритания, Голландия — стали к началу ХХ в. считать себя образцовыми консолидированными демократиями, они не спешили переносить демократические общественно-политические модели, структуры и институты в свои колонии. Колониальное управление оставалось жестко централизованным и авторитарным, представительные органы с участием местного населения отсутствовали. Колониальные власти всеми мерами препятствовали возникновению общественно-политических институтов, которые могли бы способствовать формированию гражданских обществ в колониях и полуколониях.

Тем не менее под влиянием развития там капиталистического уклада и появления новых классов — буржуазии, буржуазной интеллигенции, пролетариата — среди народов Малайи началось заимствование отдельных элементов западных политических систем, норм и традиций. Однако поскольку становление капиталистического способа производства в Малайе явилось следствием не её естественно-исторического развития, а внешних факторов, то оно происходило иначе, чем это было на Западе.

Малайские народы сохранили приверженность основным традициям своих политических культур, таким как патримони- ализм, социальная и политическая гармония, консенсус, приверженность религиозной морали в социально-политической сфере.

Тем не менее вопреки воле колонизаторов на растущей волне национально-освободительных движений в регионе уже с первых десятилетий ХХ в. начинают формироваться общественнополитические организации современного типа.

Эти организации формировались под влиянием знакомства передовой части обществ региона с западной цивилизацией. Они копировали либерально-демократические модели — проводили съезды, избирали руководящие органы, разрабатывали программы и уставы. Ряд организаций имел свои печатные органы. Тем не менее характерные черты местных политических культур накладывали свой отпечаток на формирование и функционирование этих заимствованных на Западе институтов. В партиях главными были не идеологии, а лидеры, строились они зачастую на принципе «патрон-клиент», были не массовыми, а кадровыми, объединяя незначительные группы интеллигенции, чиновничества, религиозных деятелей. Многие партии носили сугубо религиозный характер.

Развитие капитализма ускорило имущественное и социальное расслоение в деревне. В этих условиях особое значение приобретали религиозно-общинные традиции социальной поддержки, создававшие для беднейших слоев населения определенные социально-экономические и психологические гарантии выживания, а для сельских богатеев служившие дополнительным рычагом давления на крестьянство посредством соединения докапиталистических и капиталистических методов эксплуатации. Это вело к закреплению новых стереотипов социализации и формирования политического сознания и поведения широких народных масс при сохранении лидирующей роли мусульманских религиозных традиций.

Преимущественно из беднейших слоев деревни складывался национальный пролетариат — сельскохозяйственный и промышленный. Нередко даже такие современные, заимствованные с Запада методы организации и борьбы пролетариата, как создание профсоюзов и проведение забастовок, облекались в религиознообщинные одежды.

Подъем национально-освободительного движения в современных формах после Первой мировой войны имел своим результатом вынужденное формирование колониальными властями некоего подобия представительных органов с участием местных деятелей.

Эти органы имели весьма ограниченные совещательные функции при остающейся авторитарной колониальной администрации. Тем не менее частично эти псевдопредставительные органы формировались на основе, правда, весьма ограниченных выборов, но и такой способ формирования органов власти был новым для Юго-Восточной Азии.

Результатом воздействия западной либеральнодемократической культуры на народы Малайзии стало появление в их политической культуре таких принципов и институтов либерально-демократической модели, как выборные представительные органы, политические партии, политический плюрализм, представления о конституции, разделении властей. Однако часто либерально-демократические принципы и институты подвергались сильному деформирующему влиянию традиций местной политической культуры — иерархичности, харизматического характера лидерства, персонализма и патрон-клиентских отношений.

В 1942 г. в ходе Второй мировой войны британские владения в Юго-Восточной Азии были оккупированы Японией.

<< | >>
Источник: Т.О. Кузнецова, Л.М. Ефимова, А.Г. Орлов, М.А. Сапронова. Современные избирательные системы. Вып. 10: Италия, Малайзия, Перу, Сирия / Т.О. Кузнецова, Л.М. Ефимова, А.Г. Орлов, М.А. Сапронова; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. - М.: РЦОИТ,2015. - 472 с.. 2015

Еще по теме § 1. Специфика складывания и развития национальной государственности:

  1. Развитие национально-демократического движения в Беларуси и его роль в становлении национальной государственности
  2. Тема 5. Национальная экономика. Понятие экономического потенциала, национального богатства и индекса человеческого развития.
  3. Глава V. Конституции европейских государств эпохи Реставрации: складывание системы дуалистических монархий как вариант выходаиз государственно-правового кризиса
  4. § 2. Специфика химического способа развития
  5. 1.2 Содержание, специфика развития и структура властеотношений государства в переходный период
  6. Специфика налогообложения прибыли по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
  7. Современная специфика бизнеса: динамика развития и структура сделок
  8. § 1. Становление национальной государственности
  9. § 1. Национальные отношения. Характер государственного режима
  10. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР И ИСКУССТВА
  11. 9.2. Государственное регулирование национальной экономики