<<
>>

2.10. Метод анализа светотеневых взаимосвязей

Когда линейными средствами найдена пространственная организация геометрической структуры рисунка, то следует перейти к светотени. Все стилистически разные, но объемные изображения выполняются перспективными и светотеневыми методами.

В результате применения светотени создается образ, близкий к зрительному восприятию, передающий все стороны и свойства предметов окружающей среды, что особенно важно в процессе обучения при развитии образных представлений.

Три измерения в пространстве изучается не только на основе закономерностей перспективы, но и таких важных средств в передаче объема и пространства как закономерности светотени (светотеневые взаимосвязи). Закономерность светотени распространяется на весь ансамбль объемно-пространственных форм, что также как закономерности перспективы объединяет их в единый класс существенных отношений.

Приступая к лепке формы светотенью, студент изучает силу света и тени на поверхностях познавательных объектов, выявляют полутона, при этом он систематически сравнивает тональные отношения.

Светотень учит передавать объемную форму, различную тональность ее геометрических плоскостей во взаимосвязи света и ее теней. В зависимости от освещения предметы могут казаться уплощенными или максимально рельефными и объемными. Закономерности светотени помогают развивать остроту объемно-пространственного восприятия.

Объемность формы в рисунке зависит: от величины светотеневых плоскостей, от порядка расположения и характера перехода между плоскостями тональных градаций светотени, от одностороннего или многостороннего освещения.

Тон – это степень светлоты или темноты изображения. Именно различный тон по-разному освещенных плоскостей выявляет объем предмета, например, рассмотрим тон плоскостей шестигранника по-разному направленных к свету.

Необходимо добавить, что тон светотени зависит не только от источника света, но и от собственной окраски предмета.

Введение тона в рисунок как эффективного средства решения объемно-пространственных задач диктуется необходимостью полнее передать в рисунке объем объекта познания, показать изменение плоскостей в зависимости от их поворота и последовательных сокращений. Работа строится на соотношении тонов. При выполнении рисунка карандашом студенты имеют дело с черными, белыми и многообразными серыми оттенками тонов. Белый тон – это тон чистой бумаги.

Закон природы гласит, что все объекты одной популяции имеют одинаковый состав элементов и относительно разную их конфигурацию.

Правило – каждая, даже самая маленькая, но значимая часть в целостной форме пространства должна иметь свет, полутень, собственную тень, рефлекс и падающую тень. Если в ее составе нет какого-либо из этих компонентов, то эта часть ущербна по отношению к целому.

Свет – поверхность, освещенная прямыми лучами от источника света.

Полутень – поверхность предмета, освещенного скользящим светом, поэтому тень становится слабее, ее штрих плавно переходит в собственную тень. Полутень более всего активизирует форму и выявляет ее подробности, так как находится между светом и собственной тенью.

Собственная тень чаще всего активнее падающей тени, при этом она решается мягко и прозрачно, без лишней черноты тона.

Закон формы и фона гласит, что форма всегда активнее своего фона. Собственная тень принадлежит форме, а падающая к ее фону.

Падающая тень активнее собственной тени бывает только тогда, когда она ближе формы и в том случае если форма решается светлым силуэтом на темном фоне тени.

На собственную тень большое влияние оказывает рефлекс.

Рефлекс бывает двух видов: местный рефлекс, образованный отражением поверхности, и рефлекс среды. Любого рода рефлексы подчеркивают объемность формы.

Местный рефлекс – ослабление тени светом, отраженным от нижней поверхности и окружающих предметов.

Рефлекс принадлежит к тени, поэтому он темнее и выразительнее света, но в любом случае он разделяет две тени собственную и падающую. При изменении направления плоскостей, рефлекс, так же как и свет, собственная тень, меняет свой тон.

Рефлекс среды предполагает более обширные влияния. Например, при ярком солнечном свете, вся постановка как бы сияет светом. Насыщенность тени сохраняется лишь в щелях.

Когда студенты работают светотеневыми отношениями, то выявляют различную тональность собственных и падающих теней, правильно распределяют контрасты и необходимые полутона.

Светотень формирует у студентов умение сравнивать тональные отношения как в объекте познания, так и в рисунке.

Необходимо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Существует два типа источника света: точечный и рассеянный. Дополнительное точечное освещение модели способствует выявлению переломов плоскостей. Известно также, что неудачное освещение модели препятствует ее объемному восприятию. Рассеянный или прямой свет под углом в 90 градусов лишает форму активности собственных теней и светотеневых нюансов. При точечном освещении положение источника света может быть разным, при этом освещенность зависит от направления, силы излучаемого света, от расстояния между источником света и моделью.

Светотень изменяется в зависимости от положения плоскостей в пространстве.

ü Тоном передается не только объемная форма предмета, но и

разное положение в пространстве и глубина пространства. По мере удаленности поверхностей от источника света их освещенность ослабевает. Каждая плоскость единого целого находится на различном расстоянии от источника света, поэтому освещена по-разному.

ü Каждая из плоскостей имеет свой поворот по отношению

к световому лучу и поэтому в составе целостной формы имеет свой тон.

ü На светлых предметах светотень более контрастная, чем на

темных предметах.

Фронтальное освещение имеет прямой свет, лишающий форму тени, поэтому лишает ее формы и слабо выявляет детали.

Боковое освещение образует богатство полутеней, тем самым активизирует выразительность формы.

Контражурное освещение влияет таким образом, что объекты изображения выглядят силуэтно и как бы теряют свой видимый объем.

При рассеянном освещении контрасты между светом и тенью смягчаются, освещенность на свету и в тенях выравнивается.

Каждая из светотеневых моделировок формы характеризует пластическое выражение формы, а также конструктивные особенности предмета, расположение частей относительно источника света.

Светотень на граненых поверхностях прямоугольной, призматической и пирамидальной формы определяется резкими контрастами на границе между светом и тенью.

Светотень на телах вращения имеет в своей основе постепенный переход от света к тени.

Светотень накладывается штрихами карандаша. Однако небольшие растушевки допустимы в рефлексах, так как штрих может разрушить их углубленную пространственную ориентацию и, тем самым, не удалить поверхность, а приблизить ее.

Правило – области близких тонов, расположенных на соседних плоскостях, различает разная фактура штриха.

Лепка формы тоном требует одновременной работы над всем рисунком. Первоначально легкой штриховкой определяются основные теневые характеристики формы. В связи с тем, что каждый из компонентов светотени имеет свои средства выражения, производится дифференциация теневых поверхностей на собственные и падающие тени, рефлексы и полутона. В этом процессе необходимо производить следующие систематические сравнения:

ü тональные отношения отдельных частей и целостной фигуры;

ü целостной формы и ее частей по отношению к фону, применяя принцип «фигура всегда активнее фона».

Далее необходимо определить касания с фоном. Как известно, они тоже будут разными. Одни контуры рисунка будут выражены четко, а другие как бы смазанными.

В законченном рисунке все обоснованно. В одних случаях в рисунке может не быть одинаковых по тону пятен, все темные и светлые пятна будут разными, а в других – одинаковые по тону белые и темные пятна могут существовать вместе, но в этом случае они должны быть разных размеров.

Большие пятна должны быть расположены в более значимых для целостного образа местах рисунка.

Раздробленность пластической формы, нарушение тонального единства, отсутствие контрастов неизбежно порождают вялый и невыразительный рисунок. При передаче графическими средствами светотеневых отношений необходимо считаться с тем, что диапазон естественных тональных градаций в натуре значительно шире, чем можно передать их в рисунке, средствами карандаша и бумаги. В связи с чем, студенты не копируют светотеневые отношения, а производят анализ закономерностей распределения светотени.

Закономерности светотени.

Светотень важное средство решения формообразующих задач. С помощью светотени в рисунке выделяются наиболее значимые характерные особенности объекта изображения, а также направления плоскостей. Светотень является активным формообразующим средством выявления конструкции в форме объекта.

Когда источник света под определенным углом освещает форму, то от направления светового луча определяется светотеневая зависимость. Другое освещение создаст другую светотеневую взаимосвязь и другую видимость целостной формы. Каждая новая светотеневая связь выявляет новые характерные особенности формы, обеспечивая тем самым бесконечность познания и геометрического обобщения формы объекта (рис 2.27). Рисунок взят из книги Н.Н. Ростовского «Учебный рисунок».

Рис. 2.27 Построение теней при искусственном освещении

Светотеневая моделировка формы от заданного источника выявляет взаимосвязь с условиями существования формы в среде.

ü Взаимосвязь темных и белых пятен в форме попадает в ритми-

ческую зависимость и является наиважнейшим средством выражения пространственной глубины, объема, а также целостного образа.

ü Моделировка объемной формы светотенью осуществляется на

основе иерархии соподчинения, которая имеет разные отношения и связи. В целостности есть значимые части и подчиненные.

ü Конструктивная форма выявляется через систему контрастов

различной силы в разных пространственных планах. Светотеневая тональность в максимальных контрастах сосредотачивается на близких к нам плоскостях и ослабевает на плоскостях, уходящих в глубину. Эта закономерность определяет воздушную перспективу.

ü Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усили-

ваются. Если уходящие в пространство плоскости находятся вблизи от источника света, но вдали от нас, то необходимо тщательно продумать, где будут находиться наиболее сильные контрасты в выделении близлежащих форм или в выделении освещенности.

ü Падающая тень является формой связи одного элемента с плос-

костью и с другими элементами. Отсутствие падающей тени, с одной стороны, характеризует условное изображение, повисание элементов формы, а с другой – неустойчивость этих элементов в среде. Падающие тени сцепляют воедино части изображаемой целостности и, так же как и элементы формы, подчиняются перспективе и системе контрастов.

Знание светотеневых закономерностей способствует наилучшему определению тональных отношений. Пространственный образ с первоначально формируется у студентов в системе конкретных представлений натуры, чему способствует светотеневая обработка формы, и только потом на самостоятельной абстрактно-теоретической уровне представления. Поэтому в пространственном развитии студентов метод светотеневых взаимосвязей также является основным, как и геометрический и перспективный методы.

Нарушение последовательности в процессах развития знаний, умений и конструктивно-графических компетенций негативно влияет на дальнейшее пространственное развитие студентов, так как только сформированный конкретный образ модели может подвергаться дальнейшим преобразованиям.

Таким образом, признаки перспективно-пространственной формы относятся к средствам выразительности. При этом геометрическое обобщение реального объекта рассматривается как метод выявления объемно-пространственных закономерностей: перспективных и светотеневых взаимосвязей, на основе которых формируются смыслы формообразования. Истинное существо пространственной формы понимается только через конструктивные взаимосвязи. На их основе у студентов формируются пространственное мышление и представление.

Студенты нуждаются не только в целенаправленном, но и систематическом развитии умений мыслительной деятельности. Необходимо не вообще учить мыслить, а отрабатывать каждый конкретный метод и прием в построении рисунка. Для этого необходимы не случайные, а целенаправленные усилия со стороны преподавателя и четкое осознание места и значения в системе обучения рисунку каждого из методов методики геометрически обобщенного моделирования объектов.

Когда происходит слияние и взаимосвязь элементов в целостности, то формальная сторона построения рисунка уже не видна, а содержательная выступает на первый план значительно выразительнее и ярче. Конструктивные взаимосвязи приводят изображаемый объект к целостности и завершенности и тем самым к смысловой ясности.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 2.10. Метод анализа светотеневых взаимосвязей:

  1. 2.5. Метод анализа пропорциональных взаимосвязей
  2. 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы
  3. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  4. 2.3 Методы экономического анализа
  5. 6.3. Анализ эффективности разработанного метода и алгоритмов
  6. 3.5. Метод анализа иерархий
  7. Компаративный анализ как метод познания
  8. Портфельный анализ как методы выбора стратегии
  9. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  10. Глава 12 Методы расследования, базирующиеся на анализе способов реализации похищенного
  11. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ГРАЖДАНСКИХ СУДЕБНЫХ ДЕЛ[237]
  12. 2. Методы формальной логики. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Сравнение и аналогия
  13. 8.1. Понятие макроэкономики. Предмет и метод макроэкономического анализа. Экономический кругооборот
  14. Глава 6. Разработка программного обеспечения ИСППР и анализ эффективности разработанного метода и алгоритмов
  15. § 20. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания
  16. Модуль 3. «Конъюнктура рынка ценных бумаг (фундаментальный анализ, технический анализ, управление фондовым портфелем)»
  17. Анализ социальных явлений путем анализа целей и порождаемых ими структур
  18. 14.5 Взаимосвязь прав и обязанностей
  19. § 2. Диалектический метод исследования как система. Соотношение диалектического метода с методами исследования конкретных наук