<<
>>

4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека

Форма головы человека сложная и многообразная. В то же время она относится к высокой объемной форме и имеет сложную в конструктивном и пластическом отношении структуру. Каждая из голов человека обладает присущими только ей очертаниями, своей пластикой и конструктивными особенностями.

Одни головы более обобщенные, а другие приближены к реальной действительности. Несмотря на это все они строятся на основе общего способа геометрического обобщения формы и имеют общую для всех голов геометрическую схему построения.

Античная голова человека обладает классическими пропорциями и общими свойствами геометрической формы. Ориентация обучения на конструктивные взаимосвязи помогает понять студентам, что в объектах нет ничего случайного, все закономерно и упорядочено. Порядок формы – это всегда определенная связь частей в целое. Логикой понимания все существующие формы группируются по типам порядка. На типичный для античных голов порядок опирается данная методика обучения.

Голова человека относится к симметричным объектам.

Поэтому, приступая к рисунку головы, студенты должны познакомиться с основными закономерностями в построении симметричных форм на более простых моделях – симметричных орнаментальных рельефах. Как форма головы, так и форма орнамента основываются на парности не только отдельных частей, но и точек и линий, которые их образуют.

Симметричная форма головы строится парными отношениями от осевой, которая делит по вертикали объем головы на две относительно равные части. Главная опорная точка ставится на переносице. Разделив основную форму головы на части, студент должен поочередно проанализировать каждую из частей в парных отношениях. Сравнительному анализу подлежат опорные точки и линии.

Форма частей головы: глаз, носа, губ, лба, скуловых выступов, как и все объемные формы, зависит от конфигурации и количества образующих ее плоскостей.

От конфигурации плоскостей зависит не только конструкция, но и пластика формы.

Голова человека связывается с плечевым поясом посредством шеи. Вместе они определяют наклон и поворот головы в пространстве. Студенту необходимо наметить пропорции лицевой и мозговой частей головы. С древности считалось законом красоты, то, что лицевая часть головы делится на три равные части. Верхняя часть лица определяется строением лобной кости. Ее характеризуют лобные бугры, надбровные дуги. Каждая из них строится в парных отношениях от средней оси и от профильной линии лба. Височные кости определяют боковые поверхности головы. Поверхность лба лепится пятью плоскостями: средней (фронтальной), двумя направленными в разные стороны от средней и двумя боковыми.

Форма головы ограничена прямолинейными и криволинейными поверхностями, которые определяются в соответствии с анатомическим строением и с перспективными сокращениями. Поэтому для построения рисунка головы, как и всех объемно-пространственных объектов необходимо определить систему закономерностей, принципов и правил.

С самого начала обучения рисунку головы учащиеся рассматривают ее форму как одноуровневую систему геометрических плоскостей видимого рельефа и объема. Каждая форма имеет свой порядок строения, который необходимо понять и увидеть при изучении натуры.

Эффективная организация учебного процесса предполагает четкое разделение его на этапы, с фиксацией начала и конца каждого из них в установленные сроки. Для каждого этапа в выполнении рисунка характерны свои способы построения, между средствами которых наблюдается органическая взаимосвязь.

Задание выполняется целенаправленно в отведенное для него время.

Линейное построение рисунка является начальным и очень важным этапом конструктивно-графического моделирования. Именно линейный рисунок определяет дальнейшую работу над выявлением объема светотенью. Линейное построение рисунка предполагает определенную методическую последовательность решения конструктивно-графических задач, решаемых в соответствии с особенностями формы головы человека.

Первый этап связан с композиционным размещением рисунка на плоскости, в перспективном пространстве необходимо определить наиболее выгодную для выявления формы или образа точку зрения и выполнить композиционные зарисовки.

Компоновка и построение рисунка хорошо продумываются с соблюдением последовательности выполнения. Построение предмета начинается с определения высоты и ширины головы. Далее анализируется пересечение осей, которое является основой последующего построения рисунка. В соответствии с планом рисунок выполняется технологично.

Второй этап направлен на определение пространственного положения модели с помощью пересечения осей и на этой основе представление будущего результата, на разделение сложной головы человека на части и выявление общих пропорций.

Рисунок головы начинается с узлового элемента. Главный признак узлового элемента – принадлежность нескольким причинно-следственным связям. В рисунке головы элементом, принадлежащим сразу двум причинно-следственным связям, считается нос и построенная на его основе крестовина головы (пересечение осей). От носа и образующей на его основе крестовины головы связи развиваются в сторону глаз и в противоположную сторону рта. Если голову рассматривать с лицевой части, то нос в целостном рельефе головы самый выступающий, поэтому его можно определить центром. Таким образом, развитие всей формы начинается от центра.

Предварительно определяется ориентировочное место для носа и внутреннее пересечение осей. Пространственная ориентация спинки носа выявляется сопоставительным методом. Вертикальная и горизонтальная линии носа находятся в том или ином диагональном направлении, поэтому определяются относительно вертикали и горизонтали карандаша. Отношения в пропорциональной системе начинают свой отсчет от ширины и высоты носа, которые сравниваются друг с другом. В связи с этим, последовательной связью ищутся все остальные плоскости головы.

Третий этап направлен на выявление лицевой части и боковых поверхностей.

Этап работы соотносится с выявлением конструктивно-пространственной основы, с определением опорных точек взаимного расположения частей и их плоскостей, с графическим моделированием взаимосвязей: перспективно-пространственных, светотеневых и иерархических. Нарушение перспективных взаимосвязей искажает конструктивную основу формы. Выполнение линейного рисунка на этом этапе основывается на анализе и логическом осмыслении взаимосвязей между точками, линиями и плоскостями.

Четвертый этап – проработка деталей формы светотенью, полутонами различной силы в соответствии с освещенностью.

Когда учащиеся рассматривают форму как целостный объем, то они начинают понимать системные отношения и последовательные линейно-конструктивные взаимосвязи. Сложная форма головы строится в «анализе через синтез» алгоритмически отлаженной системой действий, сгруппированных в конструкты. Конструкты имеют ясный смысл элементов формы, например, глаз, носа, рта и в то же время показывают конструктивные понятия и устойчивый способ их изображения. Целостная форма членится на элементы, а каждый элемент имеет свои части. Задача элементного конструкта – определить конструктивные взаимосвязи частей, порядок их пространственного расположения. В конструкте целостной формы выявляются все необходимые связи ее конструкции.

В рисунке при помощи системной геометрии нельзя делать ошибок, так как одна ошибка тянет за собой последующие несоответствия. По закону системы, правильно найденные параметры и направление одной плоскости, например, спинки носа, и в соответствии с ней всех остальных плоскостей определяют пространственный вид головы и ее форму.

В конструктивном изображении смысловыми единицами являются линии, как буквы в слове, а слова в предложении, поэтому они согласовываются. Все линии в форме объекта изображения имеют отклонение от горизонтали или вертикали, тем самым создают с ними углы. Поэтому именно направления между линиями нуждаются в согласовании, а также параметры плоскостей: их ширина и высота.

Согласование между характеристиками плоскостей определяется с опорой на конструктивные понятия – правила деятельности. Взаимосвязь пространственно согласованных линий и плоскостей определяет сеть точно найденной конструктивной формы головы. Сеть плоскостей иерархически подчинена центру формы.

Обучение рисунку направлено на изучение идеальной полноты существенных признаков и характеристик античной головы в качестве классических пропорций и их перспективно-пространственных отношений, где «общим» являются знания теории, а «частным» – конкретные данные моделей. В головах этой группы не учитывается анатомический разбор формы, передача материальности, так как эта задача последующего обучения. Каждый студент, ориентируясь по конструктам, может построить свой пространственный вид на модель.

Системно-теоретический уровень познания ориентирует формальную структуру процесса и, которая, в свою очередь, поднимает смысловую на более высокий уровень выражения. Формальная структура рисунка направлена не на рот, глаз или нос, а форму их выражения: закругления, удаления, выделения и др.

Умение строить рисунок относится к результатам обучения. Это умение основано на анализе и синтезе, измерении и сопоставлении, т. е. выявлении всех видимых и скрытых конструктивных взаимосвязей. Умение конструктивно строить рисунок формируется в процессе преобразования конкретного объекта в геометрически обобщенный. В каждой форме головы заключена определенная закономерность строения, которую студент должен понять и построить и, тем самым, привести изображаемую модель в рисунке к определенной конструктивной логике.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека:

  1. 4.6.4. Алгоритм конструктивного построения античной головы
  2. 4.6.3. Построение деталей античной головы
  3. 4.6.2. Основные перспективно-пространственные закономерности построения античной головы
  4. 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы
  5. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  6. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  7. 2.2. Системная философия как новая концептуальная основа всеобщего синтеза знаний о природе, человекеи обществе
  8. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  9. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  10. 1.4. Обобщение как основная форма конструктивно-графического выражения
  11. Визуальный анализ графических схем БП