<<
>>

4.6.3. Построение деталей античной головы

Прежде чем приступить к рисунку головы студенты должны научиться рисовать детали лица. К ним относятся: глаза, нос, губы, ухо. В учебном процессе в качестве моделей используются гипсовые слепки деталей лица античной головы Давида, выполненные великим мастером Микеланджело.

Рисунок частей головы основывается на тех же перспективно-пространственных закономерностях построения, как и любая объемная форма. Студенты должны представить положение модели в пространстве в зависимости от точки зрения на объект.

Первоначально рисунок частей головы Давида выполняется в геометрическом обобщении, далее продолжается в пластической моделировке формы. Начинать рисовать детали лица рекомендуется с носа, т.к. он является центром объемно-пространственной формы головы и от него распространяются связи в сторону рта и в сторону глаз. Конструкция носа может быть различной. Однако в любом случае она имеет общие геометрические свойства (рис. 4.27).

Рис.

4.27. Варианты линейно-геометрического обобщения носа

Нос в своем строении приближается к призме, ограниченной четырьмя поверхностями: передней (спинка носа), двумя боковыми плоскостями и основанием носа, на котором располагаются ноздри. Верхняя часть носа имеет более жесткую форму, чем нижняя, поэтому нижняя часть носа может иметь различную геометрическую схему обобщения, подчиненную прямолинейным и криволинейным, выпуклым и вогнутым плоскостям натуры.

Губы – симметричная и сложная в пластическом отношении форма, которая также имеют схему геометрического обобщения и конструктивно

пространственных особенностей построения (рис. 4.28).

Рис. 4.28.

Геометрическое обобщение губ в разных

перспективно-пространственных положениях

В формах частей головы изучаются канонизированные отношения, свойственные для всех перспективно-пространственных ситуаций, в которых они могут находиться. В новых ситуациях студентам необходимо анализировать существенные отношения геометрической схемы во взаимосвязи с характерными особенностями формы. Например, горизонтальные отношения между величинами глаз и расстояние между ними строится по правилу «между глазами глаз». У некоторых людей глаза посажены близко к носу, а у некоторых, наоборот, дальше. В любом из этих случаев необходимо найти отношение, соответствующее правилу, т.е. разделить пространство, предназначенное для глаз, на три равные, но перспективно измененные части и затем немного откорректировать их.

Конструктивная деятельность в рисунке глаз опирается на объективное познание закономерностей объемно-пространственной структуры их формы (рис. 4.29 А, Б, В).

Длительный рисунок глаз расчленяется на этапы и задачи, следует определить последовательность конструктивного анализа: линейное построение, детальную проработку и пластическую моделировку формы светотенью. В изучении объемно-пространственных особенностей глаз требуется: анализ горизонтальных линий, зависимых от линии горизонта и точки зрения на объект; сравнительный анализ парных отношений в каждой из симметричных линий рисунка; анализ измененных в перспективном пространстве эллипсов.

Рис. 4.29. Различный стиль в рисунке глаз

А) В модели глаз Давида в большей мере заложено образное начало, чем конструктивное. Если симметричные формы глаз не анализируются в парных отношениях геометрического обобщения, то в рисунке отсутствует конструктивное решение задач. Рисунок становится реалистическим и при всей его красоте он обнаруживает перспективно-пространственные ошибки.

Например, передний глаз меньше дальнего.

Рисунки (Б, В) изображены с другой учебной модели глаз, в которой отчетливо выявлены части целого и конструктивные взаимосвязи:

Б) конструктивный и выразительно стилевой рисунок глаз. В нем каждая из линий объемно-пространственных частей глаз и надбровных дуг анализировались в парных отношениях геометрического обобщения;

В) рисунок глаз, тщательно проанализированный в светотеневых отношениях по принципу плавного перетекания свойств.

Построение уха, так же как и других частей лица, опирается на перспективно-пространственные закономерности построения (рис. 4.30).

Рис. 4.30. Анализ конструктивного построения уха в рисунке

Ухо образовано пластическими, сложноорганизованными, изогнутыми формами. У разных людей ухо имеет различную форму, но обладает и общими свойствами. Общими являются конструктивные особенности построения уха, например, в пропорциональном отношении высота уха примерно в два раза больше его ширины. Также общим является состав частей уха и геометрическое обобщение их формы.

В связи с тем, что ухо в пластическом отношении имеет сложную структуру, в процессе обучения рисунку используется модель уха с четырехугольными параметрами. Рисунок с такого рода модели развивает у студентов ориентировочные и координационно-пространственные умения.

В модели присутствует классическое ограничение: три локона по горизонтали и три по вертикали.

Первое, что необходимо сделать, это определить наклон модели отно­сительно вертикали карандаша.

Вертикальные отношения (А, Б, В) и горизонтальные отношения ло­конов (Г, Д, Ж) определяются методом сопоставления и сравнения во сколько раз больше, равно или меньше одна величина по отношению к другой. Каждое из пространственных положений обнаруживает свои отношения между величинами, поэтому они не ориентируются схемой, а анализируются с натуры в основе применения методов измерения.

По отношению к найденным размерным отношениям между локонами определяются опорные точки уха. Напомним, что опорные точки модели ставятся там, где линия меняет свое направление. В то же время, эти точки могут обозначать конструктивные узлы. Координаты верхних и нижних опорных точек определяются в сравнении с вертикалью и горизонталью.

Далее необходимо проанализировать детали лица во взаимосвязях, образующих конструктивную целостность головы.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.6.3. Построение деталей античной головы:

  1. 4.6.4. Алгоритм конструктивного построения античной головы
  2. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  3. 4.6.2. Основные перспективно-пространственные закономерности построения античной головы
  4. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  5. Заметен ряд повторяющихся деталей во многих описаниях истории природной среды Европы
  6. Тема 22 ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ПРИЕМВІ (СПОСОБЫ) ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ НОРМ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
  7. Описание головы
  8. Стаття 54. Голова наглядової ради
  9. § 4. Повноваження правління і голови кооперативу
  10. Мудрецы со странной головой
  11. Стаття 61. Припинення повноважень голови та членів виконавчого органу
  12. 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы
  13. Упражнение 2. Отведение рук за голову
  14. Упражнение 50. Сгибание рук с гантелями за голову