<<
>>

4.6.4. Алгоритм конструктивного построения античной головы

Для изображения античной головы рекомендуется использовать форматы бумаги А‑3, А‑2. Компоновка рисунка зависит от поворота головы в пространстве. В профильном и трехчетвертном повороте головы рисунок смещается несколько вправо или влево, в зависимости от того, с какой стороны студент смотрит на объект.

В компоновке изображения в заданном формате листа необходимо учесть следующее:

1) изображение головы по величине должно быть немного меньше натуральной величины модели;

2) для определения основных пропорций головы необходимо найти соотношение ее ширины к высоте;

3) в сторону взгляда от края листа необходимо оставить больше места, чем с другой стороны, т.к. взгляд имеет свое смысловое поле;

4) значимую часть лица необходимо приподнять к зрительному центру, внизу рисунка от края листа оставляется больше места, чем сверху;

5) вверху до изображения рекомендуется оставить не меньше четвертой части головы и не больше одной трети. Если оставить мало места, то край листа будет давить на голову, а если много, то голова может оказаться маленькой, а ее изображение потеряться в листе.

При рассмотрении пропорциональных отношений в построении головы человека необходимо иметь в виду, что классические отношения необходимо привести к органическим пропорциям перспективно-пространственного вида (рис. 4.31).

А – общеизвестная классическая схема пропорций головы.

Б – схема анализа пропорциональных отношений между носом, глазами и ртом:

1) Расстояние от носа до рта будет не больше спинки носа по ширине, чаще всего оно чуть меньше этой величины.

2) Горизонтальные линии рта необходимо связать с основными линиями глаз, носа, но несколько выпрямить, так как они будут ближе к линии горизонта, чем линии носа и глаз. (Линия горизонта чуть ниже головы.)

3) Между собой линии губ изображаются параллельными друг к другу.

4) Высоту рта необходимо сравнить с высотой глаза, увидеть, насколько одна величина больше или меньше другой. Эти величины могут быть не только разными, но и равными.

5) Далее рот необходимо разделить на две части: верхнюю и нижнюю губу, при этом найти отношения частей по величине.

Рис. 4.31. Пропорциональные отношения в рисунке головы

Основной конструктивный элемент – пересечение осей, в данном случае перпендикуляр, образованный средней линией глаз и внутренней осью носа, подчинен равнобедренному треугольнику. В положении головы три четверти дальнее ребро треугольника приближено к вертикали, а ближнее к горизонтали, что является закономерностью перспективного изменения в симметрично расположенных линиях.

Определение центральной оси. Главная опорная точка головы находится между бровями. Через нее проходит центральная ось. В зависимости от разной точки зрения на модель изображение центральной оси изменяется (рис. 4.32).

А) Если модель определена в фас, то главная опорная точка и проведенная через нее ось делят пространство для головы пополам.

Б) Если положение модели в три четверти, то ее главная опорная точка и проведенная в связи с ней ось окажутся не посередине. В этом случае необходимо измерить, насколько одна часть по ширине до точки больше или меньше другой.

В) Для определения оси необходимо соединить опорную точку с серединой подбородка. Направление оси определяется методом визирования, выявляется отклонение линии от вертикали карандаша.

Г) Членение центральной оси на величины элементов осуществляется методом сопоставления высоты носа с высотой, которую занимают волосы, лоб, рот вместе с подбородком. В пропорциональных отношениях головы величина носа берется за модуль.

Рис. 4.32. Определение центральной оси

Традиционная методика обучения рисунку необоснованно определяет крестовину головы.

Ее овальные линии намечаются произвольно, без опоры на понятия линейной перспективы. Пересечение дуг не дает точных ориентиров. Горизонтальная дуга не наклонена в перспективе, а вертикальная, если проходит через главную опорную точку, и середину подбородка и этим смещает подбородок в сторону (рис. 4.33, А).

Крестовину головы образуют овалы, построение которых необходимо связывать с научными основами линейной перспективы. В этом случае построение овалов следует начинать с прямых линий, четко ориентированных в пространстве (рис. 4.33 Б, В, Г). Изображение овалов в линейной перспективе всегда вписывается в четырехугольник. В связи с этим крестовина осей головы может намечаться прямыми перспективно обоснованными линиями, а не овальными.

Рис. 4.33. Крестовина головы в линейной перспективе

Правильно намеченная крестовина головы определяет положение головы в пространстве. Крестовину головы образуют горизонтальная средняя линия глаз и вертикальная внутренняя ось, разделяющая нос на две части. Пересечение осей как конструктивный элемент формы зависит не только от положения головы в пространстве, но и пропорциональных отношений ее больших масс.

В зависимости от пространственного положения головы линии крестовины головы по-разному изменяются.

А) Если модель воспринимается в фас, то средняя линия глаз и линия вертикальной оси образуют перпендикуляр.

Б) При незначительном повороте модели в три четверти перпендикуляр, образованный крестовиной головы, сохраняется, но обе его линии изменяют свой наклон.

В) Если модель в сильном повороте, то линии, определяющие крестовину головы, уже не будут образовывать перпендикуляр, но два различных угла: дальний угол тупой, а ближний – острый.

Определение угла между спинкой носа и осью. Пространственная ориентация линий, образующих спинку носа, всегда будет в обратную сторону от вертикальной оси. В зависимости от пространственного положения головы линии спинки носа и центральной оси будут образовывать различный угол (рис.

4.34).

А) В положении модели в фас линия носа еле заметно направляется в обратную сторону от оси. Совпадение линий может лишить нос объема. Поэтому изображать модель полностью в фас не рекомендуется.

Б) При незначительном повороте модели между линиями центральной оси и спинкой носа будет образовываться небольшой угол.

В) Чем больше поворачивается модель в три четверти, тем больший угол будут образовывать линии спинки носа и центральной оси.

Г) Наибольший угол, образованный спинкой носа и внутренней осью, будет в профиль, при этом линия спинки носа выявит профильную линию.

Рис. 4.34. Угол, образованный осью и линией носа

Определение боковых плоскостей носа. В зависимости от положения в пространстве нос имеет разное раскрытие боковых плоскостей (рис. 4.35).

А) При изображении модели приближенном к фасу боковые плоскости носа относительно одинаково раскрываются.

Б) При изображении модели в три четверти боковые плоскости носа будут восприниматься по-разному, одна из них будет видна больше, а другая меньше. Та из боковых плоскостей, которая имеет более острые углы у основания воспринимается более сокращенной.

В) Если одна из боковых плоскостей не видна, то видимая плоскость будет иметь незначительные сокращения.

Г) Чтобы выявить парные связи между существенными точками плоскостей, невидимую плоскость необходимо изображать прозрачной.

Рис. 4.35. Различное раскрытие боковых плоскостей носа

Определение наклона в линиях построения глаз (рис. 4.36).

Перспективные изменения в горизонтальных линиях учитываются только между частями, а не внутри частей (правило используется для небольших объектов). Оба глаза изображаются вместе как целостный объект, в связи с основным принципом системных отношений: по одним характеристикам глаза моделируются одинаковыми, а по другим разными.

Рис.

4.36. Угол наклона глаз

Все три горизонтальные линии в построении глаз изображаются параллельными, таким образом, по высоте глаза становятся одинаковыми, а по ширине перспективно измененными. При разном положении головы в пространстве линии построения глаз будут приобретать разное направление:

А) в положении модели в фас линии глаз будут горизонтальными;

Б) если модель определена в положение три четверти, то линии глаз будут зависеть от поворота модели и линии горизонта. При небольшом повороте головы и линии горизонта чуть ниже модели, линии глаз в сравнении с горизонталью будут образовывать небольшой угол;

В) с увеличением поворота головы, но при том же отношении к линии горизонта угол наклона глаз будет увеличиваться.

Определение координационных связей между носом и глазами. Глаза по отношению к носу всегда находятся в той или иной связи (рис. 4.37).

Рис. 4.37. Взаимосвязи между носом и глазами

А) Верхняя линия границы глаз всегда располагается в пределах высоты переносицы. Для определения линии, обозначающей верхнюю границу глаз, необходимо проанализировать в каких отношениях она находится к горизонтальной линии спинки носа. В одних случаях она приближена к этой линии, а в других – отдалена от нее.

Б) Нижняя линия границы глаз также определяется по отношению к носу. Отчет начинается от верхней линии границы глаз, продолжается по всей длине боковой площадки носа до его окончания и выявляет следующие отношения: 1) высоты глаза к носу – 2,5 части; 2) высоты глаза к носу – 3 части. Высота глаза может иметь промежуточную между этими отношениями величину, но меньше 2,5 частей или больше 3 частей по отношению к носу величина глаз занимать не может.

Определение вертикальных линий в построении глаз. Вертикальное членение пространства для глаз определяется в связи с правилом: между глазами помещается глаз (рис. 4.38). Глаза всегда наклонены немного вниз, поэтому все вертикальные линии глаз определяются в рисунке под каким-либо направлением.

Угол наклона в линиях необходимо анализировать по краю дальнего глаза.

Рис. 4.38. Определение вертикальных линий в построении глаз

А) Если глаза определены в фас, то все три ее величины равны.

Б) Если глаза определены в положении три четверти, то их перспек-тивные изменения будут постепенными, при этом их сокращение будет зависимым от поворота модели.

Правило: чем больше повернута модель в три четверти, тем большие изменения наблюдаются в величинах ее частей.

В) При небольшом повороте глаз их центральная часть видима. Величина этой части зависит от ширины носа. Для определения средней величины, находящейся между глазами, необходимо отступить от верхних точек носа на слезники. Когда средняя часть глаз найдена, то крайние перспективно-измененные части находятся в связи с ней, дальняя часть будет меньше, а ближняя больше.

Г) При большом повороте в три четверти сначала необходимо найти крайние линии, а затем поделить их. Дальнюю линию из крайних находят в связи с носом. Для этого нужно проанализировать, под каким углом и в каком месте вертикальная линия глаза пересечет линию носа. Переднюю линию дальнего глаза также находят в связи с носом. От угла боковой спинки носа оставляют место на слезник и проводят вертикальную линию глаз. Также отступая на слезник проводится далекая вертикальная линия ближнего глаза. Пространство для ближнего глаза определяется в связи с признаком перспективы «ближе – больше, а дальше – меньше». В результате все три части в построении глаз последовательно изменяются от большей величины к меньшей и еще более меньшей. Для проверки найденных величин необходимо сопоставить величину ширины носа (все видимые плоскости) с шириной переднего глаза.

Построение перспективно-измененных овалов. Общеизвестно, что в перспективе шар строится на основе эллипсов. Для более точного определения в пространстве округлая форма глаз вписывается в овалы, которые изображаются в связи с перспективно измененными четырехугольниками (рис. 4.39).

Рис. 4.39. Построение перспективно-измененных овалов

А) Когда глаза определены в фас, то овалы вписываются в четырехугольники в связи с четырьмя точками его осей.

Б) Когда глаза определены в три четверти, то овалы вписываются в перспективно измененные четырехугольники, при этом их форма деформируется и вытягивается в сторону острого угла:

1) при небольшом повороте овалы вытягиваются не сильно.

2) с увеличением поворота увеличивается и деформация овалов.

В) в анализе единства между овалами необходимо определить:

1) «общее» между овалами, определяется отдельно в левых ее частях и отдельно в правых частях;

2) «различное» находится в зависимости от положения овалов в пространстве. Дальние овальные линии будут более выпуклыми, так как они вписываются в более перспективно сокращенный четырехугольник.

Итак, произведен анализ местоположения глаз относительно носа, размер глаз по ширине и высоте, пространственное положение глаз и ее перспективные изменения.

Дальнейшее построение глаз осуществляется последовательно на основе принципа «сверху вниз», от верхнего века к нижнему (рис. 4.40).

А – размеры членения овалов на части по высоте в обоих глазах будут одинаковыми.

Б – на каждом из верхних век проводится по три вертикальных линии. Центральная линия будет самая длинная. Далее, та из боковых линий, которая будет ближе к нам, изображается чуть больше дальней.

В – внутренняя линия века как бы повторяет наружную линию и в то же время отличаться от нее.

Рис. 4.40. Последовательность построения глаз

Далее необходимо проанализировать толщину века, которая в разных частях воспринимается по-разному (рис. 4.41).

Рис. 4.41. Построение толщины верхнего века

А – Действие принципа круга и эллипса в типичных ситуациях:

1) у круга в плане вертикальные и горизонтальные оси одинаковые,

2) в эллипсе горизонтальная ось осталась такой же, как в плане, а вертикальная изменилась.

Изменение величин в эллипсе переносится на построение толщины века, так как глаз, имеющий форму шара, строится на основе эллипсов.

Б – Если глаза определены в фас, то толщина века изменяется так, что в центре она становится более узкой, чем с боков.

В – Когда глаза определены в три четверти, то в дальней части века его толщина воспринимается шире, так как относительно луча зрения она становится перпендикулярной.

Глазное яблоко имеет форму шара с наложенными на него веками, имеющими определенную толщину. Видимая часть глазного яблока сохраняет шарообразную форму.

Когда глаза смотрят вниз, то в их построении наблюдается ряд конструктивных особенностей. Дуги верхнего и нижнего века строятся на основе эллипсов, расположенных в различных пространственных положениях, поэтому имеют разное раскрытие эллипсов (рис. 4.42).

Рис. 4.42. Пространственное раскрытие эллипсов нижнего и верхнего век

А – величина верхнего века по высоте будет несколько больше, чем нижнего. Б – линия верхнего века воспринимается более пологой, чем линия нижнего века. В – у нижнего века линия более округлая.

Если разделить дуги верхних и нижних век на переднюю и боковые стороны, то можно увидеть, что боковые части века направлены в глубину и поэтому воспринимаются сильно сократившимися.

Далее намечается нижнее веко и его толщина (рис. 4.43).

Рис. 4.43. Построение нижних век

А) Если толщина у верхнего века посередине самая узкая, то у нижнего века наоборот: посередине толщина несколько шире, чем с краев.

Б) Нижние веки, так же как и верхние разделяются на три части. Центральная часть будет больше боковых. Величина боковых частей зависит не только от перспективных изменений формы, но и от характерных особенностей глаз.

Конструктивные особенности в построении глаз (рис. 4.44).

Рис. 4.44. Горизонтальные отношения в построении глаз

А – горизонтальная профильная линия глаза меняет свое направление три раза и, таким образом, связывает глаза с другими, рядом расположенными частями головы:

– слезник глаза еле заметно повернут к низу, т.е. к носу;

– центральная часть профильной линии подчинена перспективе;

– ось в наружной части глаза немного повернута вверх, к брови.

Б – внутренние и наружные углы глаза находятся на разных линиях. Иногда внутренние углы ниже наружных, а иногда, наоборот, выше. Поэтому как для наружных уголков глаз, так и для внутренних проводится дополнительная линия построения, для определения которой необходимо проанализировать отношения между внутренним и наружным углами глаз.

Для построения брови используется принцип деления формы «на три» (рис. 4.45).

А – бровь меняет свое направление в геометрическом обобщении три раза. В каждой из бровей необходимо поставить по четыре существенных точки. Точки определяются попарно и с учетом перспективы.

Б – анализ существенных точек по горизонтали и вертикали с другими уже найденными координатами точек.

Анализ по горизонтали: 1) направление линии определяется как связь одной существенной точки с другой; 2) место расположения точки, насколько одна точка выше или ниже другой.

Анализ по вертикали каждой из точек по отношению к глазу: 1) расстояние от точки до глаза; 2) место, в котором умозрительная линия пересекает глаз.

В – Бровь разбивается на плоскости. У каждой из плоскостей будет свое направление, которое подчеркнет характер надбровной дуги и выявит связь с соседними плоскостями, а именно:

а) дальняя боковая плоскость опущена вниз и повернута к носу;

б) центральная плоскость брови подчинена перспективе;

в) ближняя к нам плоскость немного повернута в низ, к глазу.

Г – по направлению к носу в глубине брови проводится округлая линия, намечающая глазную впадину. Также намечается наклон и профильная линия глаза.

Рис. 4.45. Анализ и построение бровей

Анализ и синтез конструктивных связей в построении носа (рис. 4.46).

А – внутренняя ось носа берет свое начало от горизонтальной оси глаз. Центральная часть оси глаз делится пополам с учетом перспективы. Соединение двух осей образует перпендикуляр и внутреннюю связь носа и глаз. Перпендикуляр сохраняется до тех пор, пока видно дальнюю боковую спинку носа. Если дальнюю спинку носа не видно, то перпендикуляр становится перспективно измененным.

Б – центральная часть носа чаще всего ниже боковых частей. Горизонтальные линии, соединяющие крайние точки основания носа с боковыми его плоскостями, оказываются направленными вниз.

В – линии передней спинки носа оказываются длиннее линий, замыкающих боковые плоскости.

Г – центральная часть носа имеет три овальных линии, каждая из которых пространственно изменяется таким образом, каким изменяется нижняя часть овала в данном пространственном положении головы. Три округлые линии носа образуют форму, похожую на гриб (вид сверху).

Рис. 4.46. Конструктивные особенности в построении носа

Центральная часть носа включает три овальные линии: первая образует кончик носа, замыкающий спинку носа; вторая замыкает кончик носа и отделяет его от ножки носа; третья линия представляет корень носа, находящийся на внутренней оси.

Прежде чем нарисовать овальные линии носа необходимо мысленно вписать их в перспективно измененный четырехугольник и понять, каким образом они изменяются.

Горизонтальные линии основания носа разделяются точками в том месте, где эти линии меняют свое направление. Через каждую из этих точек проводится по две линии (рис. 4.47).

А – вверх, чтобы разделить верхнюю часть ноздри на две плоскости.

Б – вниз, для образования углов, образующих пространство для нижней части ноздрей.

В – вершины этих углов направлены к наружным сторонам носа и строятся на одной перспективно горизонтальной линии, подчиненной общему строю головы, при этом ближнее расстояние от угла до оси должно быть больше, а дальнее меньше.

Г – нижние лучи углов, соединяясь с корнем носа, замыкают пространство для ноздрей. Это пространство имеет определенную конфигурацию, которую, равномерно отступив от краев, огибает контур ноздрей.

Рис. 4.47. Конструктивные особенности в построении ноздрей

Основная конструктивная особенность в построении спинки носа, в том, что она разделяется на три составляющие ее плоскости (рис. 4.48).

Рис. 4.48. Конструктивные особенности в построении спинки носа

А – когда спинка носа имеет горбинку, то она выстраивается на средней плоскости. Место и размеры этой плоскости среди других плоскостей находятся методом сравнения. В плоскости необходимо найти самое выступающее место и прочертить горизонтальную линию.

1) Если нос изображается ближе к фасу, то к обеим сторонам линии добавляется необходимая величина.

2) Если нос изображается в три четверти, то к дальнему краю этой линии необходимо прибавить, а от переднего края отнять нужную величину.

Б – спинка носа может расширяться или сужаться: 1) кверху или 2) книзу. В этих случаях необходимо определить место, от которого она будет расширяться, и провести линию, потом в обе стороны, насколько это необходимо, равномерно расширить или сузить ее.

В – у живого человека кончик носа может быть самой разнообразной формы. В рисунках 1) и 2) показаны возможные варианты кончика носа

Конструктивные взаимосвязи в основных линиях головы наблюда-ются в зависимости от положения головы в пространстве (рис. 4.49).

Рис. 4.49. Зависимость линий носа и рта от положения головы в пространстве

Так, в зависимости от пространственного положения головы кончик носа может быть в разном отношении к корню носа.

А – когда голова направлена вверх, то кончик носа находится на определенном расстоянии от корня носа.

1) Наблюдаются конструктивные взаимосвязи основных линий рта

и носа – они опущены вниз.

Б – когда голова человека опущена вниз, то линия корня носа может оказаться невидимой. В этом случае ее все равно рекомендуется немного показать, т. к. она является существенной характеристикой носа.

2) Взаимосвязь носа и рта характеризуется направленностью основных линий вверх.

Внутреннюю ось носа необходимо продолжить, т.к. она является и средней линией для губ. Средняя линия прямая, но если она огибает выпуклости губ, то превращается в профильную линию (рис. 4.50).

Рис. 4.50. Профильная линия в построении губ

В каждой части губ меняется направление в линии, при этом изменения в профильной линии начинается от носа. При учете выступа на губы эта линия слегка приподнимается.

А – если модель определена в фас, то разница в направлениях между линиями еле заметная, при этом образуются тупые углы.

Б – если модель определена в три четверти, то направления между линиями выявляются ярче.

В – в профиль линия, огибающая губы, становится контуром формы, и она видна без перспективных изменений.

Любой выступ, в том числе и губы, имеют фасовую и боковые поверхности, поэтому они делятся на три плоскости (рис. 4.51).

Рис. 4.51. Конструктивные особенности в построении губ

А – в первую очередь нижняя губа разделяется на три плоскости:

1) определяются опорные точки во взаимосвязях по вертикали с носом (показаны пунктиром) и там, где линия меняет свое направление;

2) от опорных точек деления нижней губы под необходимым направлением линии опускаются вниз, таким образом, разделяя нижнюю часть всего выступа губ также на три основные плоскости;

3) деление на плоскости верхней губы осуществляется от оси в связи со схемой, при этом каждая из сторон верхней губы (правая и левая) делится на три плоскости. Взаимосвязи по вертикали определяются в связи с координатами точек, находящимися на нижней губе.

Все плоскости, образующие форму губ, изменяются в зависимости от поворота модели и удаленности от линии горизонта.

Б – горизонтальные линии средней плоскости показывают положение губ в перспективе, при этом боковые плоскости рта углубляются:

1) если модель рта определена в фас, то ее средняя линия будет иметь горизонтальное направление, а линии боковых плоскостей – одинаково направленые вниз или вверх;

2) если модель определена в три четверти, то ее средняя линия будет иметь диагональное направление, а боковые линии разный наклон: одна из боковых линий будет иметь более сильный наклон, чем другая – больший наклон линии принадлежит более сократившейся плоскости.

В – в верхней части рта проводится овальная линия, перспективно измененная, в том же направлении, как и все верхние, овальные линии головы. Анализ конфигурации плоскостей осуществляется от центральной оси последовательно к краям губ.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.6.4. Алгоритм конструктивного построения античной головы:

  1. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  2. 4.6.3. Построение деталей античной головы
  3. 4.6.2. Основные перспективно-пространственные закономерности построения античной головы
  4. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  5. Тема 22 ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ПРИЕМВІ (СПОСОБЫ) ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ НОРМ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
  6. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  7. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  8. 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка
  9. Описание головы
  10. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  11. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  12. Стаття 54. Голова наглядової ради
  13. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА KAK КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И БОГА
  14. § 4. Повноваження правління і голови кооперативу
  15. Мудрецы со странной головой
  16. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  17. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  18. Стаття 61. Припинення повноважень голови та членів виконавчого органу
  19. 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы