<<
>>

4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы

Когда найдено линейное геометрическое обобщение головы, то осуществляется светотеневая моделировка формы. Первоначально необходимо найти границы света и тени и легким объединяющим штрихом проложить тень.

Далее определить тон каждой из плоскостей, так как каждая из них должна быть выражена своими светотеневыми средствами, потому как по-разному повернута по отношению к световому лучу.

Тональная проработка рисунка зависит от передачи освещения. Именно освещение подчеркивает выразительность формы предмета и в особенности на белых гипсовых формах, на которых более отчетливо видны градации светотени и рефлексов.

В основе изображения всех объемно-пространственных предметов лежат родовые понятия куба и шара. Поэтому все объемные формы и их части будут иметь общие признаки с шаром или кубом и в то же время будут иметь присущие только их форме отличительные признаки. Для образования понятий большой формы головы необходимо отдельно нарисовать шар и куб, определяя их в то же пространственное положение и освещение, в котором находится модель головы.

Принцип шара действует в геометрическом и светотеневом отношении. Объем шара, как и объем головы, имеет общие и различные характеристики: общим является то, что голова имеет деформированную форму шара; различным становится то, что форма шара неделимая на части, а форма головы делится на части, каждая из которых имеет свою форму (рис. 4.52).

В рисунке 4.52 принцип шара понимается в связи с распределением светотени. Принцип шара может рассматриваться и по-другому, например, локоны на голове Антиноя необходимо уложить по принципу шара. В этом случае одни из локонов необходимо преувеличить, а другие приуменьшить. Что касается ритма в объемных формах головы, то его необходимо построить так, чтобы он подчеркивал округлую форму головы (рис.

4.53).

Рис. 4.52. Конструкт связей между формой шара и большой формой головы

Рис. 4.53. Принцип шара в организации рельефа округлой формы головы

Принцип куба также действует в геометрическом и светотеневом отношении.

Объем головы в сравнении с кубом имеет общие и различные характеристики:

Общим является то, что по вертикали, так же как и по горизонтали, куб и голова делятся на три плоскости.

Единое пространственное положение куба и головы показывает, что в обеих моделях сокращения плоскостей осуществляются однообразно: когда модели определены ближе к фасу, то у них сильно сокращаются боковые плоскости; когда модели определены ближе к профилю, то у них больше сокращаются фасовые плоскости, а боковые видны почти без изменений.

Различным является то, что у куба и головы эти плоскости имеют разное соединение и размеры (рис. 4.54).

У куба каждая из плоскостей имеет свой тон по отношению к свету, а плоскости у него гладкие. У головы каждая из плоскостей: верхняя, нижняя, фасовая и боковые имеют не только свой общий тон, но и свои средства выразительности, так как они не гладкие, а рельефные.

Рис. 4.54. Конструкт аналогичных связей между формой куба и формой головы

Для определения целостного объема головы необходимо поделить его на части и найти между целым и его частями общее и различное:

Общим в форме головы является то, что она изменяется по вертикали и по горизонтали три раза. Точно так же изменяются все ее части;

Различным является то, что каждая из трех частей большой формы головы и каждого из ее элементов имеет свою конфигурацию и свое только ей присущее направление в пространстве.

Восприятие объема зависит от светового луча и изменяется от поворота модели. Изменения в светотеневых плоскостях наблюдаются и от других условий, таких, как величина плоскости, порядок расположения и характер перехода светотени в граненных и закругленных формах, от собственной окраски предмета, от одностороннего или многостороннего освещения.

Поэтому для светотеневого моделирования объема головы необходима система принципов и правил, имеющих познавательные средства (ПС) и технические средства (ТС).

Закон природы гласит, что все объекты одной популяции имеют одинаковый состав элементов и относительно разную их конфигурацию.

Принцип: каждая, даже самая маленькая часть единой объемно-пространственной формы должна иметь свет, полутень, собственную тень, рефлекс и падающую тень. Если в составе какой-либо части нет того или иного компонента, то эта часть будет ущербной по отношению к целому.

Каждая из плоскостей целого выражена одним из светотеневых компонентов, тем самым, она выявляет зависимость от светового луча. Каждая из этих зависимостей распространяется на весь уровень системных отношений, при этом они имеют общие и различные свойства.

Свет. Плоскости, выражающие свет, характеризуются следующим:

«Общее» проявляет себя через правило.

Правило: ПС – свет лишает форму объема; ТС – свет выражен еле заметным штрихом, не конкретизирующим детали;

«различным» является то, что свет в каждой части целого выражен через свои нюансы бело-серых тонов, его плоскости также имеют разную конфигурацию и размеры.

Полутень. Плоскости, выражающие полутень, характеризуются:

«общим», проявляющимся через правило.

Правило: ПС – полутень активно выявляет форму; ТС – полутень выражена контрастным штрихом, конкретизирующим детали;

«Различным» является то, что каждая полутень конкретизирует свою часть по-разному, т. е. различным тоном, формой и размерами плоскостей.

Собственная тень характеризуется в целостной форме:

1) «общее», которое выявляется одним из двух правил.

Первое правило: ПС – собственная тень активнее падающей, это способствует выявлению у формы объема и отделению ее от своего фона; ТС – собственная тень выражена мягким штрихом, плавно переходящим как к полутени, так и к рефлексу.

Второе правило: ПС – падающая тень темнее собственной. Это правило применяется в том случае, если падающая тень большая и окружает форму почти полностью: на основе того, что светлое приближает, а темное удаляет, объемная форма воспринимается светлой и близкой. Чаще всего это правило применяется для частей формы, расположенных в

нижней части объекта, имеющего сильные рефлексы; ТС – падающая тень выражена плотным густым и не создающим контрастов штрихом.

В одной целостности могут быть применимы сразу два правила, в этом случае организуется последовательный переход условий проявления одного правила к условиям проявления другого (рис. 4.55).

«Различие» – в собственных тенях по конфигурации, тону и размерам.

Рис. 4.55. Моделирование собственной и падающей тени

Рефлекс. Все рефлексы целого характеризуются:

«Общим», выраженным через правило.

Правило: ПС – рефлекс разделяет две тени; ТС – рефлексы почти тушуются.

«Различным» является то, что все рефлексы отличаются друг от друга многообразием серых тонов, конфигурацией и размером пятна.

Падающая тень. В рисунке падающая тень выявляется в зависимости от характера собственной тени, при этом она всегда является взаимосвязью одного элемента с другим.

Принцип: Каждая закругленная плоскость при делении на три сохраняет возле темного светлое, а возле светлого темное и реализуется в зависимости от светового луча (рис. 4.56).

А

Б

Рис. 4.56. Светотеневые взаимосвязи в рисунке античной головы

(А – Венеры, Б – Диадомена)

А) Рассмотрим положение источника света на примере головы Венеры. Если источник света сверху, то действуют следующие правила.

Правило: все верхние закругленные формы, разделенные на три плоскости освещенные, но каждая из плоскостей имеет свой тон. Со стороны света боковые плоскости затемняются, а средняя плоскость остается светлой, например, верхняя часть головы, фасовая плоскость лба, верхних век глаз, спинки носа, нижней губы, верхней части подбородка.

Правило: на трех плоскостях нижних закругленных форм головы светотень распределяется следующим образом: средняя плоскость остается затемненной, а боковые плоскости включаются в сильные рефлексы, поэтому они становятся более светлыми.

Правило действует на целостный слой системных отношений, включая нижние веки, кончик носа, плоскость, замыкающую нижнюю губу, нижнюю часть подбородка.

Б) Рассмотрим положение источника света сверху, но под углом на примере головы Диадомена. В этом случае зависимость светотени остается в целом прежней, как и в рисунке головы Венеры, но при этом тень сдвигается от центра в сторону, а боковые плоскости приобретают разную тональность – одна из них становится светлее, а другая темнее.

Принцип: деление «на три» организует в рисунке головы иерархию узлов и тем самым конструктивный порядок (рис. 4.57, 4.58).

Рис. 4.57. Иерархия конструктивных узлов в линейном рисунке Антиноя

А

Б

Рис. 4.58. Конструкт иерархии конструктивных узлов и плановых зависимостей (А – голова Антиноя, Б – голова Аполлона Бельведерского)

Волосы Антиноя сгруппированы в три узла. Пространственное поло­жение головы требует, чтобы первым узлом было самое приближенное к нам место – область уха. Вторым узлом автор посчитал избрать область лба, т.к. в смысловом отношении лоб более значим в построении головы, чем шея. Поэтому третий узел распределения волос – область шеи.

Правило: все светотеневые зависимости подчиняются иерархии трех узлов, которые, в свою очередь, распространяются на три плана глубины, а именно:

а) первый конструктивный узел выражается наиболее активно, т. к. относится к первому плану изображения, который тщательно детализируется;

б) второй узел относится ко второму плану изображения, поэтому изображается менее активно, здесь ярко выявляется динамика форм;

в) третий узел выражается еще менее активным, так как относится к третьему плану, выявляющему несколько уплощенный объем.

Общее состояние рисунка может быть разным, т.е.

более темным или более светлым. В любом случае рисунок должен быть цельным и в то же время оставаться прозрачным. Поэтому самое темное место редко изображается во всю силу карандаша.

Студентам необходимо знать, если рисунок головы не похож на натуру, это значит, что они допустили серьезные ошибки.

Сходство рисунка с моделью зависит от точности в передаче конструктивной основы, существенных признаков и связей при взаимодействии с характерными признаками модели, характера изображаемых частей, что и приводит изображение к определенной целостности. Восприятие пространственного вида реальной модели осуществляется под определенным углом зрения. Для того чтобы изобразить форму объекта по возможности более точно, первое, что необходимо, – не изменять пространственный вид на модель.

Точность в передаче натуры включает:

ü взаимосвязи в пропорциональной и перспективной системе;

ü правильное определение мест для каждого из элементов;

ü согласованность между перспективно-пространственными

поворотами в системе геометрических плоскостей.

Обучение конструктивному рисунку охватывает содержание различных сторон в форме и образе головы человека. Если на первых двух курсах изучается в основном конструктивно-логическое построение геометрического объема и пространства и классические пропорций простой античной головы, где творческие элементы незначительны. То на последующих курсах к геометрическому обобщению головы человека прибавляется художественно-выразительное и эмоционально-образное его решение, при котором активизируется творческая интуиция студента.

Каждый этап в обучении рисунку головы требует своей совокупности изобразительных средств и специфики их применения. Первый уровень сложности в рисунке головы основывается на алгоритмических методах обучения и познавательно-практической деятельности студентов. Рисунок второго уровня сложности голов человека организовывается на основе активизации у студентов эвристических приемов и пространственно-образного мышления.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы:

  1. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  2. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  3. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  4. 2.10. Метод анализа светотеневых взаимосвязей
  5. Визуальный анализ графических схем БП
  6. Тема 13. Имитационное моделирование и функционально-стоимостнЫй анализ (ФСА)
  7. Е.Д. Емцева, К.С. Солодухин, С.В. Кучерова. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ [Текст] : учебное пособие / авт.-сост. Е.Д. Емцева, К.С. Солодухин, С.В. Кучерова. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2013. – 76 с, 2013
  8. § 2. Развитие в форме стипуляции отношений поручительства
  9. Почти все, что делает Гумбольдт—попытка вер­нуть весь язык его «форме» (внутренней форме) как энергии духа.
  10. Правовые отношения между GmbH и его Руководителем могут быть установлены в форме заключения должностного договора
  11. 6. Анализ развития франчайзинговых отношений