<<
>>

1.1. Ахроматические цвета

Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические.

Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый. При этом серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой.

Из теории физики цвета мы знаем, что любое тело часть падающих на него световых лучей отражает, а часть поглощает. Чем больше лучей отражает поверхность, тем она кажется светлей. Следовательно, светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человеческий глаз способен различать очень большое число серых оттенков – до 300–400.

Опираясь на понятие «светлота», можно дать достаточно строгое определение ахроматических цветов: ахроматическими называют те цвета, которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте.

Необходимо отметить, что в приведенном определении было использовано понятие «цветовой тон». Тон может обозначать цветовой строй художественного произведения, его гамму, или тон может определять светлотные отношения в произведении.

В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная от белого и кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней – это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона. Для научных целей ахроматический ряд принимается значительно более дифференцированным. В атласе цветов Оствальда он состоит, например, из 16 градаций, у Менселла – из 29, у Теплова – из 24. Степень светлоты ахроматического тона трудно выразить абсолютно.

Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным.

На первый взгляд, построить равноступенный ахроматический ряд нетрудно. Поскольку серый цвет определяется его светлотой (содержанием в нем белого цвета, то есть тем количеством белого света, которое серый цвет отражает), для получения зрительного впечатления равноступенности ахроматического ряда надо, чтобы серый средний цвет содержал белого не 50%, а значительно меньше.

На практике достаточно взять минимальное число ступеней ахроматического ряда – девять. Затем следует на глаз определить серый средний цвет, равностоящий от белого и черного. Коэффициенты отражения этих цветов (в %) примерно следующие: черный – 3,5, белый – (бумага или краска) – 89, серый – 22. Найденным средним цветом можно закрыть всю плоскость шкалы. Далее путем постепенной подготовки всех ступеней ахроматического ряда добиваемся в нем равноступенности по светлоте.

В ахроматическом ряду (рис. ), состоящем из девяти ступеней, средний цвет находится в середине, разделяя все цвета на две группы: светлые и темные. Этот серый средний цвет является самым спокойным, нейтральным; соответствующую эмоциональную окраску приобретают и композиции, где он участвует.

Рис. Равноступенный ахроматический ряд тонов

Светлотные отношения цветов давно уже были предметом внимательного изучения и ученых, и художников. Ведь известно, что одни и те же цветовые тона, взятые в разных светлотных отношениях, производят на нас весьма различное эмоциональное впечатление.

Для художников, имеющих дело с цветом, чрезвычайно важно выявить роль и значение светлотных отношений цветов, возможности применения в композиции сочетаний ахроматических цветов.

Возникает вопрос: можно ли рассматривать сочетание ахроматических цветов как гармонию? Этот вопрос связан с проблемами построения равноступенного ахроматического ряда.

Оствальд пришел к выводу о возможности гармонизации ахроматических цветов по аналогии с гармониями звуковых тонов. Он считает гармонию закономерностью. Однако данное положение справедливо только в том случае, когда закономерность может быть непосредственно воспринята зрительно. Правильнее сказать так: любая гармония должна нести закономерное начало и в то же время далеко не всякая закономерность может быть гармоничной.

Для образования гармонии необходимы, как минимум, три тона. Широко известна гармония трех серых тонов, которые при помещении их в ахроматический ряд располагаются на одинаковых интервалах один от другого. Этот принцип гармонизации серых цветов (одинаковые светлотные интервалы между тонами) и является главным в той системе, которую предложил Оствальд. Он сохранил свое значение и сегодня. В то же время за 50 лет, прошедшие с момента, когда Оствальд выдвинул принцип гармонизации серых тонов, многое в искусстве, в эстетической оценке целого ряда явлений, изменилось. Так, прочно вошел в жизнь принцип динамической активизации композиции. При этом речь идет не только о контрасте форм и ритмичных движений, но и о возможности сочетания в композиции тонов разных светлот.

Равноступенные гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия, уравновешенности, подчас даже некоторого однообразия. Неравноступенность же серых тонов, которая раньше считалась дисгармонией, ныне рассматривается как вполне допустимый, более того – зачастую необходимый способ их гармонизации, благодаря которому усиливается экспрессивность светлотных отношений.

Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать как простейшие тональные решения – белое по черному фону или черное по белому фону (рис. ).

Рис. Двухтоновая ахроматическая композиция (белый и черный)

<< | >>
Источник: Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1.1. Ахроматические цвета:

  1. 2.2. Основные характеристики цвета
  2. 1. 2 Трехтоновые ахроматические композиции
  3. 2.1. Физическая природа света и цвета
  4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
  5. 3.1 Однотоновые гармонические сочетания
  6. 3.4 Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов
  7. 3.2 Гармонические сочетания родственных цветов
  8. Введение
  9. 3.3 Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов
  10. 3 Построение хроматических сочетаний цветов
  11. «Поэзия и философия»
  12. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2
  13. ДОМ 3.2.1. Цвет как параметр окружающей среды и фактор воздействия на телесность человека
  14. Общие правила заполнения расчетных документов
  15. ГОРОД 3.3.1. Колористика архитектурной среды
  16. Когнитивное развитие