<<
>>

3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка

Отличительной особенностью творческого процесса считается мышление образами. Художественный образ рисунка основывается на сопряжении и гармонизации объективных характеристик предмета с субъективно избранными допущениями и художественными интерпре-тациями.

При этом гармонизация соотносится с методами геометрического обобщения и художественно-образного моделирования, при котором согласовывается содержательная с простотой и в тоже время выразительностью линий и форм.

Художественные допущения – это средства, гармонизирующие рисунок до эстетического результата, к ним относятся принципы гармонии и принципы художественной выразительности. По своей сути они эвристические и вероятностные, поэтому относятся к содержанию творческого процесса.

Искусство рисунка насыщено сравнениями, аналогиями и едиными законами формообразования, свойственными всем пластическим искусствам, но имеют и специфические, присущие только рисунку закономерности, принципы и правила его построения. Все они считаются средствами в решении конструктивно-графических и художественных задач.

Освоение принципов гармонии и принципов художественно-эстетической выразительности существенно снижает неопределенность в решении задач и случаях их применения дает новые результаты.

Понятие гармонии как характеристики определенной упорядочен-ности сложилось в античное время. По-гречески гармония, гармонизация – это соответствие, согласие, взаимосвязь, соразмерность. Гармония считается эстетической категорией, означающей пропорциональность, целостность, стройность, органическое единство, закономерную взаимосвязь частей в целостной форме.

В произведении искусства основы гармонии служат средством достижения целостности – ориентиром и критерием эстетической оценки. Целостность является основным законом любого изображения, признаком которого считается связность как гармоничное единство частей целого.

В теории о гармонии можно выделить следующие положения:

ü гармония универсальна, она организует целое в единстве

внутреннего и внешнего, внутреннее проявляется во внешнем;

ü в основе всякой гармонии лежит ритм;

ü гармония как цыпочка пропорций охватывает все произведение

и устанавливает пропорциональность целого;

ü гармония проявляется в мере, соразмерности, отношениях

величин, а также в единстве многообразного, т.е. в согласии различного;

ü гармония диалектична, она основывается на борьбе и единстве

противоположностей. Единство и борьба элементов организуются на основе целостности;

ü гармония определяет порядок в форме и содержании рисунка.

Человек внутренне стремится к порядку, так как порядок дает удовлетворение. В окружении природы существует разного уровня порядок. Любой порядок представляет собой гармоничную систему, в каждой из которых свое расположение элементов и взаимодействие взаимосвязей, определяющих в форме объекта целостность. Порядок гармоничного расположения частей в целом опирается на основной закон гармоничных отношений цельности мира и природы.

Функцией гармонии является согласованность некоторого числа элементов, чему способствует соразмерное распределение частей, замкнутость целого и полнота взаимосвязей.

Гармонизация рисунка – это степень согласования составляющих целостности элементов. Раскрытию гармонии в построении рисунка способствует совокупность эвристических принципов художественной выразительности. Поиск гармоничного согласования элементов в построении целостного рисунка осуществляется через нахождение между ними взаимосвязей и соответствий между средствами художественно-эстетической выразительности, подчиненных содержанию художественного образа. Гармоничные отношения, в свою очередь, вызывают у человека эстетические оценки и чувства.

Гармония выражается ритмическим порядком. Согласно этому выявление объемно-пространственного ритма основывается на применении перспективно-пространственных закономерностей.

Ритм является одним из главных средств художественной выразительности. В построении рисунка движение в глубину картинной плоскости обладает особой структурой, в которой используются разнообразные комбинации форм и различные ритмические переходы.

Повторение и последовательное изменение в линиях – одна из закономерностей реального мира свойственная перспективе и, в тоже время, закономерность ритма, как важного средства художественной выразительности, направленной на упорядочение целого.

Признаком системных отношений угловой перспективы рисунка является диагональное направление линии. Все линии рисунка наклонены, но в зависимости от линии горизонта каждая из них имеет присущее только ей направление, которое подчинено правилу: чем ближе линия к линии горизонта, тем больше ее направление приближено к горизонтали, а чем дальше – то к вертикали. В использовании правила направление в линиях изменяется последовательно, тем самым образует не только связь между линиями, но и ритм. Применение правил к элементам рисунка способствует повторению и в тоже время изменению, что и определяет свойства ритма. Рисунок приобретает при этом не только конструктивные, но и художественные свойства.

На творческом этапе обучения рисунку предметом исследования является целостная многоуровневая структура, образованная системой правил и соответствующими им ритмическими формами. Линейный и светотеневой рисунок имеют различную форму ритма. Их пространственные повторы способствуют передаче эмоциональной информации. Синтез наложенных друг на друга ритмических форм, становится средством достижения большей выразительности, как в построении пространственной формы, так и художественного образа, возникающего в построении рисунка на основе синтеза явлений перспективы и светотени.

Целое не есть сумма частей, но в то же время абстрактно ее можно представить разделенную на части. Для каждой целостности существует свое оптимальное количество частей и их связей, обеспечивающих ей зрительное восприятие целого.

Соподчинение частей целостного объекта и гармония отношений между ними характеризуют единство объемно-пространственной формы и содержания окружающей нас действительности.

Взаимосвязь содержания и формы считается объективной закономерностью эстетического развития студентов.

Эстетические теории рассматривают понятия содержания и формы и следующей формулой: содержание всегда оформлено, а форма содержательна.

Форма понимается как система средств в выражении содержания, соответствующих признакам художественности и замыслу как комплексу идей преобразования. Конструирование формы начинается во внутреннем образном плане действия и продолжается во внешнем изображении. Форма как внутренняя образная, так и внешняя изобразительная строится в основе тех средств, которыми студент обладает.

Форма определяется конструктивными взаимосвязями, которые строятся между элементами организации целостного содержания [70].

Содержание воспринимается со стороны внешнего вида формы объекта и определяется в основе отношений и взаимосвязей между его элементами, каждый из которых имеет свое место и смысл в целостности.

Содержание воспринимаемого объекта конкретно, поэтому имеет относительно неизменчивые характеристики, отражающие богатство внутренних и внешних взаимодействий, которые развертываются в процессе теоретически обоснованного познания и конструирования заданной формы. Этот процесс на уровне творчества стремится к развитию новой формы объекта.

Принцип «единство содержания и формы» в искусстве рисунка образует формально-содержательную целостность. Слой конструктивной целостности и выразительности формы считают формальным по отношению к содержанию. На переходе одного в другое стоит план выражения, зависимый от средств выразительности [16], при этом метод художественных интерпретаций способствует преобразованию элементов формы и выявлению содержания.

Конструктивная организация единства содержания и формы в рисунке выстраивается логически. Конструктивная форма обладает делимостью на составляющие элементы, каждый из которых имеет свой смысл в целостности, что позволяет студенту упорядочивать смысловое содержание рисунка.

Выявлению содержания в рисунке способствует метод художественных интерпретаций формы объектов познания, основанный на применении принципов художественной выразительности как интерпретант и гипотез в построении целостного художественного образа.

Конструктивная форма объекта является сущностью изображения. Понятие формы употребляется в значении организации содержания и получает дальнейшее развитие в категории структуры. Форма организуется студентом в системе процессов, на основе которых выявляется содержание.

Форма предмета является средством в выражении содержания, при этом универсальные формальные носители являются средством в выражении художественного смысла.

Содержание понимается в зависимости от формы Содержанием рисунка оказываются творчески переработанные данные анализа окружающей действительности. Поэтому на первых двух курсах обучения рисунку студентами изучается в основном объемно-пространственные формы. В дальнейшем обучении познается взаимосвязь формы и содержания.

На основе «единства содержания и формы» как построения в рисунке понятийной модели и модели художественных смыслов у студентов формируется творческий метод и уникальный стиль рисунка.

В изобразительном искусстве идея по-гречески – это содержательный смысл, а по латыни – это форма и число. Под числом понимается количество элементов и их связей. Форма имеет способность быть совершенной только в должном количестве частей. Отсутствие той или иной части делает форму менее красивой и приводит к ее неполноценности.

В связи с этим категория единства содержания и формы тесно связана с другой категорией «количества и качества». Содержание анализируется в количественных отношениях, а форма в качественных, так как она связывает воедино элементы содержания, которые, в связи с этим, приобретают новые качества, осуществляя, таким образом, переход количественных изменений в качественные. В границах целостности для выявления содержания определяется необходимое количество частей, но для того, чтобы форма этих частей соответствовала содержанию, она должна обладать соответствующими качествами.

Следовательно, нахождение взаимосвязей между отдельными признаками и свойствами частей в целостной форме используется как средство художественной интерпретации и гармонизации, что является качественным аспектом конструирования.

В качественные отношения между содержанием и формой элементов включается иерархическая зависимость. Собственное значение каждой из частей целого находится в иерархической цепи отношений.

Иерархия построения в конструктивном рисунке определяется:

ü со стороны пространственных планов (ближе – дальше);

ü со стороны конструктивных узлов (одни считаются главными, а

другие подчиненными);

ü в последовательности принципов построения, когда каждый из

принципов находится на своем уровне и действует на целостный слой изображения.

В целостном рисунке в сложном единстве содержательного, формально-символического элементы содержания и его формы приводятся к соподчинению, к взаимосвязи: второстепенные части объединяются друг с другом и с главными конструктивными узлами изображаемого объекта, которые зависят от содержательного центра. Чем значительнее элемент или конструктивный узел в составе целого, тем выразительнее его форма. Поэтому художественное целое всегда гармонично, так как содержанию каждой части соответствует определенное качество формы.

Итак, на творческом уровне обучения студентов конструктивному рисунку одно и тоже содержание познавательного объекта может иметь разную форму. При этом в конструктивный строй рисунка включаются разные средства выражения (закономерности, принципы и правила) как общие ориентиры процесса, также и различные средства внутреннего развития студентов, их восприятие, представление, пространственное мышление и уровень конструктивно-графической компетентности.

Существенным недостатком в традиционном обучении рисунку является то, что педагоги в основном анализируют только содержательную, а не формальную структуру объектов познания. Хотя общеизвестно, что построение целостности по принципу «единства содержания и формы» в первую очередь зависит от формальной стороны конструирования, так как на основе формы выявляется содержание.

В изображении конкретно реалистической формы преобладают признаки объективно-содержательной стороны над признаками абстрактно-формальной стороны. В теоретически заданных преобразованиях конструктивного рисунка признаки содержания реального объекта взаимодействуют с абстрактно-логическими признаками теоретического значения, т.е. со знаниями, направленными на преобразование конкретного содержания в обобщенно-геометрическое и эстетическое.

Любой из предметов реальной действительности чувственно воспринимается. Этот процесс заставляет разум человека осознавать содержание и форму этого предмета. Восприятие может достигать различного уровня глубины и быть гармоничным или дисгармоничным.

Дисгармония восприятия определяется такими условиями, при которых наблюдается спутанность признаков модели, например, объемно-пространственных и плоскостных, конкретных и геометрически обобщенных. При отсутствии целостности формы рисунка глаз зрителя будет проходить ломаный или скачкообразный путь. Большое количество вертикалей или острых углов также может вызвать дисгармонию восприятия. Поэтому любые изображения, приближенные к действительности или удаленные от нее, должны быть целостными.

Признаками конструктивного объемно-пространственного рисунка являются: пропорциональный строй, геометрическое обобщение, линейная угловая перспектива, светотень. Абстрактные и конкретные признаки в конструктивном рисунке взаимодействуют. Абстрактные признаки оторваны от множества своих носителей и обобщены до сущности, при этом они являются результатом социокультурного опыта и и индивидуального мышления, а конкретные признаки принадлежат реальному объекту и чувственному их восприятию.

В отличие от конструктивного рисунка признаками плоскостного изображения считаются: фасовое или боковое расположение модели, однородная окраска плоскостей, без светотени, различное место и время, стилизация и синтезация. Многие из этих средств отвлечены от конкретных свойств реальной действительности, поэтому изображения, выполненные на их основе, считаются чисто абстрактными.

Любое содержание без формы существовать не может. Но если форма строится вне связи с содержанием, то рисунок начинает страдать формализмом. Однако в познавательных целях формализм допускается, например, в изучении структурно-геометрических взаимосвязей модели.

В конструктивном рисунке абстрактная сторона деятельности проявляется в виде знаний, обобщающих конкретное содержание. Содержанием знаний являются конструктивные взаимосвязи, проявленные через закономерности, принципы и правила, при помощи которых графические знаково-символические элементы: точки, линии и пятна направляются к согласованию. Конструктивные взаимосвязи объемно-пространственной формы помогают выявлению содержания и поэтому способствуют гармонизации отношений между содержанием и формой.

Принцип единства содержания и формы направляет конструктивное развитие формы:

во-первых, выявляются границы, в рамках которых может развиваться определенное содержание в соответствии с его формой;

во-вторых, определяется система закономерностей, принципов и правил, содержанием которых являются конструктивные взаимосвязи.

Основное противоречие в развитии объекта – это противоречие между новым содержанием и старой формой или наоборот. Чаще всего поиск новой формы приводит к поиску нового способа в организации содержания.

Поиск художественной выразительности в объекте моделирования часто начинается с изменения содержания, что приводит к изменению формы. Состояние развивающегося объекта будет подвижным до тех пор, пока не будет найдено полное единство содержания и формы.

Обобщенно взаимосвязь между содержанием и формой можно выразить в трех соотношениях: 1) полного соответствия, выражающего завершенность рисунка; 2) противоречия; 3) полного несоответствия.

Итак, принцип «единства содержания и формы» дает студентам обобщенные ориентиры в деятельности и богатые возможности для анализа и гармоничного развития, как рисунка, так и личности.

При обучении студентов дизайнеров следует обратить особое внимание на принципы гармонии, такие как единство многообразного, единство и борьба противоположностей, все во всем. Эти принципы являются основополагающими для всех видов искусств. Они находят выражение не только в чувственном восприятии, но и в логических закономерностях, способствующих целостности произведения. На их основе все остальные принципы и средства приводятся в систему.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка:

  1. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  2. Банк как средство гармонизации интересов
  3. 2.9. Перспектива как метод научной организации объема и пространства в рисунке с натуры
  4. § 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни
  5. Принцип единства законности
  6. Принцип единства и многообразия
  7. Принцип диалектического единства личности
  8. Принцип диалектического единства личности
  9. Принцип диалектического единства личности
  10. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА МЕТОДОВ
  11. Глава 2. ЖИЗНЬ, КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ, КАК ЕДИНСТВО МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ
  12. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФУНКЦИЙ
  13. Диалектический принцип единства личного и общего
  14. Отвергая в принципе гегелевскую философию как явление, характеризующее вчерашний день науки, социалисты 60-х годов ищут и предлагают иные способы и формы обоснования идеала будущей гармонии,
  15. Платность использования земли как принцип земельного права. Понятие и формы платы за использование земли.
  16. 3. Исконное единство как первооснова бытия
  17. 4. Отношение «я-ты» как единство раздельности и взаимопроникновения
  18. Семинар 8. Диалектика как философское учение и как методологический принцип
  19. СОБСТВЕННОСТЬ, ВЛАСТЬ, СВОБОДА В ИХ КОЛЛИЗИОННОМ ЕДИНСТВЕ КАК СФЕРА КОНСТИТУЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ