<<
>>

3.4 Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

Как было показано выше, гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несходством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета).

А что в этом плане можно сказать о цветах, расположенных в противоположных четвертях цветового круга – о цветах дополнительных и контрастных? Эти цвета не связывает никакая степень родства. Например, цвет 3 (см. рис. 21) состоит из красного и желтого главных цветов, цвет 15 – из зеленого и синего. Синий и желтый цвета являются контрастными и дополнительными, так же, как и красный и зеленый.

Гармоничность же дополнительных цветов широко известна и подтверждается многочисленными примерами из области изобразительного и прикладного искусств. Уравновешиваются указанные цвета их противоположными антагонистическими качествами.

Ранее отмечалось, что при оптическом смешении дополнительных цветов возникает ахроматический цвет. Известно и то, что отношение длин волн любых цветов, являющихся дополнительными, равно примерно 1,25.

Для нас принципиальное значение имеет выяснение возможности организации гармонических сочетаний контрастных цветов. Важно то, что дополнительные цвета обладают наибольшей цветовой контрастностью, которую даже начинающий художник должен уметь определять визуально. Поэтому для построения гармоний можно строго и не разделять цвета на контрастные и дополнительные (ведь цвета, с физической точки зрения, не вполне дополнительные, образуют сочетания, которые следует рассматривать как контрастные).

Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью.

Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, а затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например, исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.

При гармонизации контрастных и дополнительных цветов к одному из них или к обоим цветам можно добавлять ахроматический цвет (белый или черный).

<< | >>
Источник: Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 3.4 Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов:

  1. 3.3 Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов
  2. 3.2 Гармонические сочетания родственных цветов
  3. 3.1 Однотоновые гармонические сочетания
  4. 3 Построение хроматических сочетаний цветов
  5. Гармонические и антагонистические противоречия
  6. 344.2. ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
  7. Психофизические корреляты цветового воздействия на телесность субъекта
  8. 8.2. Амплитудная модуляция гармонического колебания
  9. 5.3. ФПВ и ФРВ для гармонического колебания со случайной начальной фазой
  10. 2. ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ В ХРОМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯх