<<
>>

3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка

Конструктивный рисунок рассматривается как углубление теоретических знаний, поэтому обучение конструктивно-графическому моделированию реализуется на основе принципа «от теории к практике».

Изобразительное искусство никогда не изображает объект один к одному, оно моделирует его форму, при этом преувеличивает одни характеристики, делает их более значимыми, а другие подчиняет. Когда автору необходимо изобразить шарж, то преувеличиваются и выделяются индивидуальные особенности формы. Когда же необходимо смоделировать художественный образ модели, то автор акцентирует смысловые значения и чувственные переживания людей. В конструктивном рисунке структурные особенности формы выявляются как более значимые. При более отчетливом моделировании существенных точек модели и направлений плоскостей характеристики рисунка делаются более выразительными и убедительными.

Студентами осознается то общее, что именуется конструкцией и развивается то уникальное, которое является ценностью индивидуального творчества.

Конечная цель конструктивного рисунка с натуры выражается в том, какой должна быть видимая структура модели и ее художественный образ, которому должны соответствовать определенные средства выразительности. Цель обобщенно ориентирует процесс моделирования, сам же конечный результат неизвестен, так как при одной цели он может иметь множество инвариантов. Множественность вариантов рисунка зависит:

во-первых, от применения различной концепции художественных интерпретаций – комбинации принципов и методов моделирования,

во-вторых, от индивидуальных средств автора, его произвольного внимания, пространственного мышления и воображения,

в-третьих, от выявления полноты существенных признаком объекта познания и характеристик пространственного вида на объект.

Понимание теории целостного рисунка открывает студенту то, что в любом объекте порядок распределения признаков и свойств имеет не случайный характер.

Профессиональный рисунок отличается от самодеятельного тем, что опирается на единую систему взаимосвязей, при этом система обобщения способствует поиску проблем в построении целостности. Геометрические взаимосвязи располагаются на нескольких познавательных уровнях – слоях рисунка, при этом интегративный уровень деятельности становится результатом целостного изображения. Однако профессионалы не всегда осознают то, что работают с системными отношениями. Владея комплексом приемов деятельности, они интуитивно комбинируют их, что приводит объект изображения к определенной целостности. Но задача обучения заключается в том, чтобы показать теорию и методику осознанного исследования и моделирования целостности, так как именно системные отношения придают рисунку конструктивный и упорядоченный характер.

Конструктивный рисунок осуществляется в результате следующего:

во-первых, в исследовании объема и пространства, в связи с которым форма объекта моделируется в качестве системы геометрических плоскостей, построенных на основе закономерностей существования формы объекта в пространственной среде и правил их осуществления;

во-вторых, графическом моделировании результатов познания на плоскости листа как смыслового целого в его гармоничной образности, чему способствуют художественные интерпретации геометрически обобщения объектов познания.

Исследование целостности познавательного объекта предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1. Во-первых, изучение объекта и развитие на этой основе конструктивно-графической компетентности.

2. Во-вторых, конструирование правил и эвристических принципов как средств графической и художественно-интерпретационной вырази-тельности, организующих согласование элементов в целостной модели.

Содержание, способствующее формированию целостного рисунка, складывается из следующих компонентов:

1) в решении задач изучаются два зависимых друг от друга способа конструктивно-графического моделирования:

а) в линейном рисунке изучаются геометрическая структура в пропорциональных и перспективных взаимосвязях;

б) в светотеневом рисунке изучаются светотеневые взаимосвязи объектов со средой.

2) Изучение системы понятий направляется на формирование конструктивно-графических средств изображения и его выразительности, закономерностей целостной формы. По этапам обучения конструктивному рисунку осуществляется усложнение имеющейся у студентов системы знаний, умений и в целом конструктивно-графической компетентности.

3) Освоение принципов гармонии и принципов художественной выразительности как руководящих идей в интерпретации элементов рисунка и организации его целостности.

В системе изображения от «общего к частному» последовательно накапливается опыт студента. Целостность рисунка не всегда укладывается в рамки причинно-следственных связей, так как допускает некоторое количество индивидуальных степеней свободы [60] и художественных интерпретаций, которые конструируются в категории возможного. Полностью осознаются только существенные признаки модели, остальной образный контекст постигается студентами в какой-то мере интуитивно.

Для реализации главного критерия рисунка – его целостности, форма модели исследуется со стороны конструктивных взаимосвязей в трех аспектах анализа: структурном, системном и функциональном.

Нечто цельное не выглядит случайным набором элементов, т.к обладает структурой взаимосвязей.

Структурный аспект исследования предполагает решение следу-

ющих задач:

во-первых, анализ относительной самостоятельности частей в целом;

во-вторых, выявление между ними закономерностей взаимосвязи.

Структура – совокупность устойчивых взаимосвязей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих ее целостность.

В художественном творчестве структура изображения концептуально обосновывается особыми взаимосвязями и отношениями зрительно воспринимаемой плоскости [15]. В этой связи структурный аспект исследования действительности приобретает абстрактно-теоретический уровень моделирования и формообразования. Основу такого рода исследований составляет выявление структуры изучаемого предмета как совокупности существенных отношений (существенных точек) и взаимосвязей, инвариантных при некоторых преобразованиях.

Если реальное пространство обладает протяженностью и мерностью, то пространство рисунка обладает геометрической структурой.

Структура и система одного и того же объекта являются равномасштабными образованиями, но каждая из них имеет свои особенности:

ü структура обеспечивает системе внутреннюю прочность и

упорядоченность, в то же время противостоит среде, характеризует модель как самостоятельный элемент,

ü система рассматривается во взаимосвязях со средой, процесс ее

функционирования требует особого исследования.

С помощью структурного анализа модель исследуется, абстрагируясь от среды.

Структура целого анализируется на основе геометрических взаимосвязей – это те средства, при помощи которых структура рисунка является носителем конструктивной упорядоченности.

Конструкция – это тип структуры с функциональными связями между элементами. Конструкция предполагает членение объекта, которое вызвано функциональной необходимостью.

Понятие структуры применимо как к самому объекту, так и к конструктивно-графическому процессу.

Структурообразование объемно-пространственного объекта рассматривается как формообразование модели как множество взаимосвязанных между собой частей. Аналоговые и комбинаторно-творческие методы формообразования изучаются на основе системы геометрических плоскостей, находящихся в тех или иных перспективно-пространственных условиях. Геометрическая структура представляет собой состав и строение объемно-пространственного объекта, которые не меняются в связи на основе различных приемов стилевых преобразований графики. Как структура, так и конструкция объекта характеризуются едиными мерами порядка. Конструктивные и структурные связи рисунка различны по назначению и едины, так как те и другие объединяют части в целое.

Конструктивные взаимосвязи создают смысловое целое в единстве формы и содержания, которое выполняет функцию прочтения и укрепления смысла, тем самым усиливает художественный образ [18]. В то же время поиск конструктивных взаимосвязей формируют у студентов целенаправленность и конструктивную рефлексию.

Структурные взаимосвязи с одной стороны выявляются в основе единых признаков, определяющих тип структуры, а с другой стороны они считаются способами взаимодействия частей в целом – геометрические взаимосвязи, ориентирующие процесс последовательного построения как частей так и целого. Выявление структурных взаимосвязей основывается на трех основных положениях:

ü по составу (линии, пятна, геометрические формы, плоскости),

ü по способу соединения (обобщенно-геометрический или художественно-интерпретационный),

ü по направленности (каждая линия и плоскость имеет свое присущее ей направление).

Структура рисунка формируется на основе геометрической структуры, построенной по законам и принципам композиции, которые создают в изображении структурную основу в анализе художественности.

Структура композиции рисунка рассматривается как метод гармонизации, как система средств и способов создания эстетического объекта, как организующий компонент, при котором множество ее составных частей приводится к единству. Под композицией (от лат. сompositio – составление) понимают способ группировки и размещения предметов в пространстве, обусловленный его содержанием и характером. В каждом из рисунков устанавливаются различное количество частей и отношений между ними. В единый композиционный организм формы объединяются на основе идеи сочетания силуэтов и определенного рода согласованности между конфигурациями форм, подчиненных общей цели. Основной закон построения композиции «единство и соподчиненность», при этом в работе ценится не произвол, а «внутренняя необходимость преобразований».

Итак, на основе двух структур (геометрического обобщения и композиционного моделирования) рисунок приобретает конструктивно-функциональные особенности, которые наилучшим образом отвечают смысловому и художественному выражению задуманного. На основе структурного исследования все предметные свойства формы объекта изображения приобретают упорядоченность, а плоскость рисунка рассматривается как объемно-пространственная целостность.

Если структура объекта характеризуется со стороны устойчивого «скелета формы», то понятие структуры процесса включает совокупность правил и принципов, способствующих геометрически обобщенному построению рисунка.

Структура процесса имеет два уровня:

ü когда конкретное состояние познавательного объекта

преобразовывается на основе системы правил геометрического обобщения, то этот уровень структурирования считается объективным.

ü когда геометрическое обобщение взаимодействует с принципами

художественной выразительности, то преобразования в рисунке нацеливаются на эстетический уровень, в этом случае студент выбирает принципы художественной выразительности сообразно своим ценностям, что относится к субъективному уровню моделирования.

Правила и принципы предполагают дедуктивное выведение неизвестного на основе известного. В этом процессе внимание студента переносится с «конкретных» свойств объектов на отношения и взаимосвязи между элементами, что обеспечивает конструирование системы геометрических плоскостей. Объект изображения приобретает при этом системные свойства и качественный аспект исследования.

Количественно структура рисунка может характеризоваться мерами порядка и связности. По основной характеристике целого связности выделяют следующие уровни рисунка: нецелостный (модель невзаимосвязанная и неконструктивная), целостный (относительно взаимосвязанный) и максимально целостный (взаимосвязанный).

Внутренняя структура конструктивного процесса и целостного рисунка с натуры определяются при помощи анализа и синтеза. Для примера показан рисунок головы человека как структуры геометрических плоскостей (рис. 2). Такого рода процесс построения структуры линейного геометрически обобщенного рисунка формируют у студентов аналитико-синтетические компетенции анализировать каждую из линий и плоскостей целого, выстраивать при этом цепочку суждений, логически вытекающих друг из друга и синтезировать целостное изображение.

Рис. 3.2. Объетивное построение рисунка живой головы человека

как структуры геометрических плоскостей

Построение рисунка 3.2. основывается на следующих правил:

ü плоскости геометрической структуры образованы в основе

существенных точек;

ü существенная точка ставится в том месте, где линия меняет свое

направление;

ü каждая закругленная часть головы разделяется на три и более плоскостей;

ü приближенные к нам плоскости выявляются более контрастно, а

удаленные более ньюанстно;

ü светлый тон приближает плоскости, а затемненный удаляет.

Непосредственной структурно-геометрической взаимосвязью в линейном рисунке являются точки, свойства линий и плоскостей. Например, рассмотрим такие свойства линий, как направление и контрастность. В линейном рисунке каждая из линий имеет общие свойства и различные. К общим свойствам линий относится зависимость каждой из линий с целым. В тоже время каждая из линий, проведенных студентов в рисунке, различна по своему направлению. Направление линии – это признак, по которому студенты связывают комплекс линий в структуру линий и плоскостей, т.е. в целостное изображение. Отношения в линиях выстраиваются от наиболее выразительных и значимых по содержанию к менее содержательным и менее значимым. Если к первым относятся более выразительные и контрастные свойства линий, то ко вторым – менее выразительные и нюансные свойства.

Свойства, представленные структурой элементов и их связями, выражают качественный аспект рисунка.

В целом можно заключить, что свойства, представленные структурой элементов и их связями, выражают качественный аспект рисунка. Структурно упорядоченное пространство рисунка как структуры геометрических плоскостей, включенных в геометрические взаимосвязи и композиционную структуру целого, производит впечатление большей слаженности, что обеспечивает изображению особую выразительность.

Системный аспект исследования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: 1) выяснение взаимосвязей в элементном составе модели; 2) определение условий среды, от которых зависят взаимосвязи.

Несвязанные элементы не охватываются одним взором. Но когда элементы взаимосвязаны в систему, то они воспринимаются все сразу как целое. В объекте натуры элементы взаимосвязаны между собой естественным конкретно-синтетическим образом, поэтому он воспринимаются целостно. Но если студент не понимает, как определить в рисунке взаимосвязи, то его изображение не воспринимается как гармоничное целое.

Существует четыре признака, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1-й признак (целостность и делимость). Система как целостная совокупность элементов, с одной стороны, рассматривается как цельное образование, например, голова человека. С другой – в ее составе выделяются элементы, которые также можно рассматривать как целостности, например, глаза, нос, губы, ухо. Все они в составе системы являются конструктивными. К ним относятся не только форма и смысловые части изображения, но и элементы стиля. Целостность рисунка включает определенное количество элементов и признаков стиля.

2-й признак (границы). Любая из систем отграничена от среды, ее целостность выражена в рисунке более устойчивыми взаимосвязями, чем взаимосвязи каждого из ее элементов со средой. Устойчивые связи между элементами и их свойствами в целостной системе превосходят по силе те связи, которые не входят в данную систему, а относятся к окружающей среде. Данный признак выражен принципом «фигура всегда активнее своего фона». Фигура в рисунке имеет большее смысловое значение, чем фон.

3-й признак (организация). Целостность изучаемой системы конкретизируется через понятие «взаимосвязи». Каждому уровню системы свойственны свои закономерности взаимосвязи. Распределение взаимосвязей по уровням познания и построения рисунка характеризует его со стороны организации системы и ее конструктивно-графического построения. Не любые связи способствуют организации в системе, а лишь закономерные взаимосвязи. Все объемно-пространственные объекты и их элементы обладают огромным количеством конкретных свойств. Но при исследовании связей одни из этих свойств подавляются, а другие приобретают более ясное выражение. В конструктивном рисунке подавляются несистемные свойства модели, а системообразующие более значимо выявляются. К таким связям относятся связи геометрического обобщения. На их основе организуются другие связи, такие, как пропорциональные, перспективные и светотеневые. С позиции исследования системы все они являются существенными, закономерными и структурообразующими. Взаимосвязи, образующие пространственную системы, обеспечивают ей упорядоченность. Организацию системы характеризует упорядоченность в направлениях каждой из ее линий.

4-й признак (интеграция). К интегративным качествам рисунка относятся эстетические свойства – это такие качества (свойства), которые присущи целостному рисунку как системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных свойств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.

Итак, выполнение конструктивного рисунка с натуры, во-первых, основывается на системном исследовании модели, которое не сводится к простой совокупности элементов. Во-вторых, расчленяя систему изучаемого объекта на элементы, исследуя каждый из них в отдельности, можно значительно повысить качество в построении целостного рисунка, которое является одним из основных показателей эстетического. Однако в выявлении художественного образа опора на систему часто оказывается недостаточной и требует от человека креативных качеств. В тоже время без исследования объекта как системы художественные интерпретации могут не найти должного места в целостности.

Принципы системной организации относятся ко всеобщему опыту культуры (описаны во многих источниках) и дают практические ориентиры. За основу в организации целостного рисунка взяты следующие принципы системного познания и моделирования формы:

ü количество элементов должно быть необходимым и достаточ-

ным для существования целостности;

ü свойства системы как целого образуют эффект, превышающий

их сумму (эстетический эффект);

ü каждый элемент, включенный в систему, обретает системные

свойства, поэтому преобразовывается;

ü при исследовании объекта как системы описание характеристик

элемента не является устойчивым, поскольку элемент изображения изменяется в зависимости от места в целостной системе;

ü свойства целого порождаются свойствами элементов и, наобо-

рот, свойства элементов порождаются характеристиками целого;

ü один и тот же элемент в зависимости от роли и иерархии

построения (главной или второстепенной) обладает разными качественными характеристиками и параметрами, выполняет разные функции и даже устроен по разным принципам.

Принципы системного познания описаны во многих источниках научно-исследовательской литературы [64].

Исследование объекта оказывается неотъемлемым от исследования перспективно-пространственных и светотеневых условий его существования. Например, пересечение осей организует все элементы изображения в зависимости от перспективно-пространственных условий. Все остальные линии будут зависеть от него, и именно в этой зависимости они смогут образовать конструкцию, при которой каждый элемент влияет на другой и на всю систему в целом.

В совокупности рассматриваемой модели единицы формы – это совокупность точек, линий и плоскостей, находящихся в определенном порядке, а пространственные отношения между ними являются взаимосвязями их согласования в целостности. Порядок соединения частей в целое включает иерархическую связь главного и второстепенного.

Любая целостная система характеризуется многоуровневой иерархией причинно-следственных связей и взаимодействий. Регулирование процесса в построении многоуровневой системы – это понимание способов взаимосвязей каждого из уровней, обеспечивающих развитие системы, так как взаимосвязи являются стержнем всякого управления и самоуправления.

Критериями оптимальных и устойчивых взаимосвязей целого служат такие характеристики системы, как границы и полнота связей.

Взаимосвязи являются порядками соединения точек, линий и плоскостей, а оси – узлами синтезации уровней. Степень познавательной сложности построения конструктивного рисунка рассматривается в связи с вертикальным разрезом системы, которая зависит от того, на скольких уровнях располагаются ее элементы. Например, на первом уровне анализируется пропорционально-геометрическая связь, включенная в перспективные отношения. На следующем уровне эти взаимосвязи взаимодействуют со светотеневыми отношениями. И далее, они включаются в процесс художественных интерпретаций.

В процессе системного описания объекта и его изображения линейные связи жестко детерминированы точкой зрения на объект и линией горизонта. Общеизвестно, что чем больше детерминация в изучаемом объекте, тем больше сила взаимосвязей, которая способствует не только упорядочению изображения, но и максимальной его организации. С ориентацией на связи линейной перспективы объект изображения становится в рисунке более организованным, чем он воспринимается в чувственном восприятии, включающем в себя бесконечное число иллюзий.

Полнота связей в целостном объекте реализуется в двух случаях:

ü взаимосвязи между элементами модели – это связи в

пропорциональной подсистеме формы и координации пространственных отношений, способствующие выявлению содержания;

ü связи между признаками элементов – это системные связи,

которые способствуют выявлению объемно-пространственной формы.

Полнота конструктивных взаимосвязей в художественном образе необходима для создания убедительности и гармонии зрительного восприятия. Идеальная полнота взаимосвязей определяется количеством, направленностью и силой, удерживающей элементы целого от распада. Маленькую форму необходимо максимально связывать, так как она попадает в один фокус зрения, большие же объекты можно рассматривать как ансамбль форм, они могут иметь разную степень взаимосвязи.

Функция взаимосвязи реализуется посредством обмена свойствами, перехода качеств и характеристик одной стороны в другую. Наполняясь дополнительным содержанием, все части модели организуются в единое целое, приобретая при этом образную завершенность, притягательность, гармоничность и законченность, а вместе с этим и целостность рисунка.

Далее рассмотрим, как изменяется система модели в связи с изменением условий среды. Критерии целого относительны, так как с изменением условий среды характеристики целого частично меняются.

Требование гармоничной устойчивости не будет противоречить свойству системы – частичной изменчивости, в том случае если эти формы будут изменяться только по одним характеристикам, а по другим будут оставаться прежними. Одна и та же форма, попадая в разные пространственные условия, воспринимается по-разному. В изменившей свое пространственное положение форме отношения и взаимосвязи в пропорциональной системе остаются относительно прежними, в ней изменяются перспективные и светотеневые отношения и связи. Характерные признаки модели также остались прежними, однако изменили свое координационно-пространственное местоположение.

Итак, напрашивается вывод, что изменение условий способствует изменению в форме модели системы признаков. Для развития данного положения студентам предлагается анализировать один и тот же предмет в разных пространственных и светотеневых отношениях и взаимосвязях. В объектах исследования рекомендуется выявлять общее и различное.

Например, если изменить освещение, то в рисунке модели изменятся светотеневые взаимосвязи. При искусственном и дневном свете одна и та же форма модели воспринимается по-разному, одни элементы формы при искусственном свете становятся контрастнее, а другие нюанснее. А при дневном освещении может быть совсем наоборот.

Другой пример: при изменении такого условия, как расстояние до модели, можно увидеть, что при близком обзоре форма активизирует свои качества. Они воспринимаются конкретно и отчетливо. Эти же качества формы в условиях отдаленного восприятия объекта поглощаются большим окружающим пространством, поэтому становятся менее выраженными. Издали предметы кажутся человеку более плоскими, а вблизи более объемными. При близком обзоре в форме модели конкретизируются детали, а при далеком обзоре эти же детали обобщаются, при этом выявляются лишь их силуэтные и динамические свойства. И в том и в другом случае форма модели остается целостной, но меняется задача в выполнении рисунка. Разными оказываются объективные и теоретические условия в выделении свойств модели.

Форма модели, стоящая в одиночестве будет иной, чем в группе с другими предметами. Окружающие модель предметы частично изменят ее форму, создадут на ней рефлексы и отбросят на нее падающие тени.

Все это говорит о том, что при построении конструктивного рисунка необходимо учитывать перспективно-пространственное положение, освещение, расстояние, а также влияние других предметов, которые способствуют восприятию целого в среде.

Возьмем такой пример, как рисунок глаз человека. Оба глаза должны восприниматься одинаковыми, хотя по отношению друг к другу они находится в разных пространственных и светотеневых условиях. Если студент упустит обстоятельство, что по одним признакам глаза должны остаться одинаковыми, а по другим измениться, то они не смогут изобразить их в единой целостности.

Итак, в зависимости от условий среды форма модели приобретает другие качества, в связи с чем, она должна рассматриваться как система, которая учитывает согласование не только внутренних, но и внешних связей. Системный аспект в исследовании познавательных объекта помогает довести до минимума количество элементов и их взаимосвязей, при этом обнаруживает и отбрасывает случайные связи, тем самым приближая построение рисунка к главному критерию гармоничной убедительности, целостности, порядку и простоте.

Понимание объектов как систем позволяет разрабатывать продуктивную технологию их исследования и обеспечивать углубленную постановку учебных проблем, что существенно повышает по дисциплине «Рисунок» учебные результаты – гармоничность и целостность рисунков, выполняемых студентами.

Функциональный аспект исследования предполагает решение следующих задач:

во-первых, выявление значений каждого элемента в составе целого.

во-вторых, определение единства между значением и формой;

Функция элемента исследуется как относительно самостоятельная подсистема в системе конструктивного процесса и целостной модели. Функция без формы не существует. В то же время форма каждой из частей целого имеет свое содержание и свое название. Не только целостная форма элемента имеет функцию, но и каждое из ее свойств функционально по отношению к целому.

В конструктивном рисунке функция рассматривается с двух взаимосвязанных сторон:

с одной стороны, как содержательная функция, когда целостная форма и каждая ее часть функционируют со стороны определенной целесообразности;

с другой стороны, художественно-эстетическая упорядоченность целого и каждой его части функционирует в изображении в качестве средств выразительности. В этом смысле каждая точка, линия и плоскость имеют свою функцию в рисунке.

Слово «функция» обозначает от лат. functio – исполнение, выполнение, совершение, осуществление. Это понятие вошло в научный обиход еще в XVII столетии и связывалось с изучением структурно-функциональных отношений в различных областях знания. За функцией скрывается разное концептуально-понятийное содержание. Прежде всего «функция» предполагает наличие системы и ее элементов, проявлением использования которых она является. Функции системы как целого определяют функционирование каждого из ее компонентов.

Системное исследование функций искусства М.С. Каган сводит к тому, что функции системы «могут быть выявлены только при рассмотрении связей системы со средой, в которой и по отношению к которой эта система действует» [28].

А. Богданов называл «организационную функцию» искусства конструктивной [10]. Функциональность строит единство содержания и формы. Как содержание, так и форма функционируют в конструктивных взаимосвязях и без них не могут быть выражены. И это значит, что конструктивные взаимосвязи являются тем средством, которое объединяет содержание и форму познавательного объекта.

Функция объекта познания проявляется в организации целостного образа и зависит от внутреннего функционального взаимодействия в ансамбле всех его элементов.

Функция целостного рисунка осуществляется через ее форму, которая выражает способ организации его содержания.

Элементы конструкции взаимосвязаны с целым и между собой функционально. Конструктивная целостность объединяется общей функцией, например, голова или фигура и т.д. Части изображаемой конструкции выполняют частные функции, которые определенным образом взаимосвязаны между собой и с целым – это нос, глаза, рот, ухо и другие элементы.

Иногда конструктивные взаимосвязи могут не нести смысловой нагрузки, тогда они являются средствами, способствующими облегчению обзора смысловых связей. При преобразовании конструкции ей добавляются новые функции, узлы и взаимосвязи.

Функция средств выразительности, отнесенных к определенной части объекта, всегда определяется ее значением в системе целого и рассматривается как степень соответствия формы назначению. Из этого следует, что функции и их значения характеризуются мерами соответствия, которые зависят от иерархического закона отношений части к целому. В выявлении формы рисунка содержательно-главным значениям соответствуют более выразительные средства.

Функциональность есть конструктивное средство, служащее для согласования мер соответствия, оно проявляется:

ü со стороны внутреннего взаимодействия системы с составом ее

частей и структурой, их функциями и формой в простейшей организации и понятности моделирования для зрителя;

ü со стороны художественно-эстетического выражения для

каждого элемента целого, требующего определенные средства, и в этом смысле его форма будет соответствовать содержанию.

Функция всегда обращена к человеку и рассматривается как материальное воплощение информации, как носитель идейного содержания и художественных ценностей. Только эстетически целостная и взаимосвязанная форма рисунка обладает коммуникативной функцией, т.е. она воздействует на зрителя. За характером каждого из произведений стоят общие черты обобщенной формы. Это то общее, которое всеми людьми понимается одинаково. Помимо общего каждый рисунок должен обладать индивидуальностью и уникальностью. Для этого конструктивная форма рисунка одухотворяется, что и способствует проявлению художественных интерпретаций и эстетической функции искусства.

Таким образом, форма преобразовывается по системным законам деятельности и закономерностям искусства. Однако если в форме больше реальной действительности, чем искусства, то она не является художественной. В будущее смотрит искусство, при котором гармонически сопрягаются целесообразно-практические и эстетические функции формы.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка:

  1. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  2. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  3. 4.5. Содержательная линия в обучении конструктивному рисунку: орнаментальные рельефы – вазы – капители
  4. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  5. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  6. 3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка
  7. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  8. 1.1. Условия конструктивистского подхода в обучении рисунку с натуры
  9. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  10. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  11. 2.9. Перспектива как метод научной организации объема и пространства в рисунке с натуры