<<
>>

3.7. Комплекс эвристических принципов художественной выразительности

Рисунок не является случайным набор не связанных друг с другом элементов. Его построение основывается на конструктивном решении или концептуальной организации изображения. Форма изображаемого объекта включает в себя три главных компонента: идейно-тематический замысел, композицию как организующую структуру изобразительной плоскости для выражения идей замысла и средства выразительности.

Объемно-пространственная структура рисунка направляется на объективные показатели рисунка, к которым относится структура закономерных взаимосвязей, а эстетические показатели связаны с применением эвристических принципов художественной выразительности.

Каждый из этих принципов является содержанием теории «выразительность художественного образа» и гипотезой метода художественных интерпретаций.

Творческое выполнение рисунка с натуры состоит в поиске и использовании дополнительных средств гармонизации – принципов художественной выразительности. В применении принципов разрешаются противоречия в свойствах и признаках частей рисунка. В построении рисунка необходимо решить основное противоречие между тем, что объективно и известно, и тем, что художественно и неизвестно.

Геометрическая основа рисунка наполняется пластическим содержанием как на основе логики, так и эстетических чувств. На творческом уровне обучения конструктивному рисунку невозможно найти логическое выражение для всех его элементов. Поэтому, чтобы выявить в рисунке образ предмета и сделать его более выразительным, допускаются некоторые преобразования объективной основы: повороты и сдвиги плоскостей, а также незначительные масштабные изменения.

Условные повороты плоскостей рисунка имеют несколько целей:

1) компенсировать потери пространственной информации, связанные с показом одной точки зрения;

2) решение задач на выявление недостающих признаков глубины и объема формы;

3) преодолеть недостаточную выразительность модели.

Во всех этих случаях допускаются художественные интерпретации, какая-либо из пространственных плоскостей рисунка изображается в условно повернутом положении.

Условные сдвиги позволяют показать то, что при данной точке зрения скрыто и приводит к нечеткому пониманию конструкции формы.

Разномасштабность изображения также характеризуется стремлением к увеличению пространственной информативности и выразительности формы, правилам передачи иерархии. Главное содержание рисунка чаще всего имеет большие размеры, чем подчиненное.

Каждый рисунок обладает своей системой перспективы, которая выявляется через геометрическое обобщение рельефа формы. Эта система сводится к сознательной и подсознательной работе восприятия, к выбору элементов изображения, которые передаются в точном соответствии с точкой зрения, но в допустимых изменениях. Выбор элементов изображения зависит от условий задачи, от направленности рисунка на художественный образ модели. В любом случае все части единого изображения должны быть согласованы. Поэтому в плоскости рисунка не может быть слишком много отклонений от заданного точкой зрения и рельефа формы.

Итак, пространственно-геометрическая основа рисунка может отличаться от полной идеализированной системы перспективы, но лишь небольшими отклонениями от исходной схемы. С одной стороны, отклонения от геометрически обобщенного рельефа производятся для лучшего понимания формы, а с другой – для наибольшей ее выразительности.

Этому процессу способствует применение эвристических принципов художественной выразительности.

Все свойства и средства художественной выразительности рисунка органически взаимозависимы. Каждое из них оказывает влияние на остальные. В системе средств выразительности связь между отдельными средствами обусловливается принципами гармонии, такими, как «единство многообразного», «единство и борьба противоположностей», «всего во всем». Это означает, что каждый принцип гармонизации рисунка реализуется совокупностью, т.е. группой средств выразительности. Так, например, единство многообразного в рисунке достигается с помощью соразмерности и ритмичности, а также контраста и нюанса и т.д.

Принципы – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации конструктивно-графического моделирования. Каждый принцип как эвристический ориентир помогает студентам разрешать определенные противоречия. Например, в структуре плоскости рисунка для каждого из элементов осуществляется поиск динамичного или статичного места. Такой поиск осуществляется на основе принципа равновесия.

Любое изобразительное искусство прошлого всегда строилось на постоянных принципах, и в этом проявлялась его сила (египетское, греческое, средневековое). Каждое из произведений искусства строится на своей системе принципов. Поэтому для развития рисунка необходимо изучить как можно больше принципов художественной выразительности, уметь производить их отбор и комбинирование.

Конструктивно-графическое моделирование объекта организует все теоретические принципы в систему, каждый из которых является в рисунке эвристическим ориентиром. Эвристическое обучение направлено на самостоятельное приращение нового к известному. Самостоятельное применение принципов способствует многообразию способов художественной интерпретации объемно-пространственного содержания. Принципы функционируют в изображении в силу конструктивных особенностей формы в основном способе геометрического обобщения. Поэтому в творческой деятельности все принципы художественной выразительности должны накладываться на геометризированный объект, включая его в дополнительные связи и художественные интерпретации.

В задачах по геометрическому обобщению используются формальные средства и операции, осуществляемые по определенным правилам логики над графическими знаками изображения. Неформальные операции – это операции над содержательными представлениями объектов. Основным признаком неформальных процессов являются поиск и выдвижение гипотез применения принципов, направленных на те или иные преобразования в реально воспринимаемой действительности.

Любое изображение условно, но в графике рисунка условности больше, чем в реалистической живописи. Графическое изображение проявляется в лаконизме средств художественной выразительности, т.е. в строгом их отборе. Первичные графические действия студентов в рисунке основываются на принципе обобщения и далее на интерпретациях.

Методом эвристической поисково-исследовательской деятельности студента является рефлексия, основанная не только на логике, но и интуиции. Все принципы в конечном итоге сводятся к формообразованию искусственно построенной целостности – изображения и являются открытыми к конечному результату деятельности. Результат рисунка в применении системы эвристических принципов художественной выразительности всегда вероятностный, т.е. в нем нет полной определенности. Целью применения эвристических принципов является раскрытие индивидуально-творческих возможностей у студентов.

Изобразительное искусство не просто подражает виденному, а восходит к смысловым сущностям природы, при этом законы природы преобразуются в закономерности и принципы изобразительной деятельности и средства художественной выразительности, которые никогда не проявляются в одинаковом сочетании. В природе смысл красоты выражен в границах естественности. В искусстве рисунка смысл порядка и красоты конструируется с опорой на принципы гармонизации: симметрия – асимметрия, пропорция, ритмы, тектоника, светотеневые отношения и др.[56].

Во множестве вариаций живой и неживой природы есть общее формообразующее единство, которое реализуется благодаря геометрическим законам формы. Однако формируемые объемы и пространства как в творчестве природы, так и в изобразительном искусстве редко наблюдаются в чистом геометрическом виде, чаще они комбинируются и переплетаются самым неожиданным образом.

Изобразительное искусство как бы продолжает природу, так как для творчества человека в окружении природы «все дано» [7]. Следуя принципу художественной интерпретации, студенты обязаны не подражать природе один к одному, а брать из нее суть и смысл преобразований, изменять его в связи с творческой необходимостью. Любое изображение – это не реальность, а ее инвариант. При выполнении изображений используются разная мера условности и разный семантический язык.

Принцип красоты опирается на следующие объективные признаки рисунка: правильность форм, единство, порядок и простота. В античные времена красота понималась как гармония, симметрия, согласованность, порядок, ясность, легкость восприятия, истина и др.

Красота есть строгая соразмерность, гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Совершенный и законченный во всех отношениях рисунок считается красивым.

Красоту в рисунке создают:

ü величина форм, большая звезда, кажется красивее мелких;

ü гармоничное положение элементов по отношению друг к другу;

ü непрерывность линий в рисунке приятна взору, так как приятно

смотреть на просторы моря, неба и лугов;

ü разделение на элементы необходимо, для того чтобы одни замк-

нутые формы не мешали восприятию других, поэтому каждую значимую форму элемента лучше изображать более или менее самостоятельной;

ü движение и покой необходимо чередовать, поскольку в природе,

так же, как и в рисунке, все находится в движении, но между движениями необходимы паузы, т. е. покой и остановки;

ü чередование гладкого, шероховатого и дробного, а также

прозрачного и плотного; подобного и различного.

Гармония, симметрия, пропорциональность, ритм трактуются как признаки красоты. Украшение в отличие от красоты имеет природу оформительского, а не рожденного изначально конструктивным процессом.

Принцип порядка приводит к пониманию того, что любое сложное есть синтез нескольких простых порядков и того, что каждый из них упорядочен через единую систему связей, подчиненную логике положения модели в пространстве.

Многие прекрасные образы представляются таковыми только благодаря упорядоченности расположения его элементов. Высокоорганизованной может быть не только симметричная форма, но и асимметричная, если она совместно с другими принципами создает функционально обусловленное равновесие.

Определение порядка зависит от следующих условий:

ü от близости и удаленности друг от друга;

ü от пропорциональности;

ü от интервалов между частями;

ü от меры и количества частей, имеющих единые признаки;

ü от иерархии, где каждому элементу свое надлежащее положение:

оно должно быть не больше, чем требует функция в целом, и не меньше, чем обязывает достоинство.

Принцип простоты проявляется в убедительности образа, выраженного минимальными средствами. Поиск простоты противостоит полному копированию. Форма объекта будет казаться простой, когда ее существенные признаки приобретут общие структурные свойства: в размерах, расстояниях и в направлениях линий.

ü Объект кажется проще, если найдено максимальное соответ

ствие между его формой и содержанием.

ü Параллельные линии кажутся проще, чем пересекающиеся.

ü Число три является тем минимальным числом, которое позволя-

ет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Например, в рисунке может быть три разных размера, три разных интервала между объектами, которые могут периодически повторяться.

Принцип выбора формата и размера картинной плоскости имеет большое значение в выявлении замысла и выразительности рисунка, в котором он будет находиться. Формат влияет не только на скомпанованность всего изображения, но и на цельность восприятия.

Выразительность изображения зависит: от замысла, от характера форм изображаемых объектов, от группировки этих элементов в целом.

При выборе формата следует учитывать, как располагаются основные объекты рисунка по горизонтали или по вертикали. Квадрат лучше использовать для уравновешенной композиции. Слишком вытянутый формат по вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применять фризовую композицию. Лучше всего использовать форматы ватмана А2, А3, А4 (три части к двум), они основаны на золотом сечении. Для обеспечения внутренней и внешней согласованности изображения следует учитывать, что некоторые из изображаемых элементов в каких-то признаках должны быть похожи на формат, в котором они будут находиться.

Организация картинной плоскости учитывает не только формат, но и размер изображения, различный характер линий, их направление и влияние на целостное изображение и его выразительность.

Принцип соподчиненности и соразмерности частей изображения требует учитывать количественные и качественные соотношения между элементами формы, светотени, ритма и пластики, движения или относительного покоя, симметрии или асимметрии. Здесь же необходимо определить размеры элементов по отношению к размеру плоскости изображения. Для того чтобы рисунок создавал впечатление целого, согласованность и соразмерность элементов должны решаться как гармоничное сочетание пропорций. Соподчиненность частей в целом определяется различным звучанием выразительных средств, т.е. иерархией главного (доминанты) и подчиненного. Выделение главного обусловлено особенностью человеческого зрения задерживать внимание в первую очередь на том, что сильнее действует на глаз и эмоции человека: это движение, резкие световые и тональные контрасты, контрасты величин. Достижение соподчиненности и соразмерности частей изображения основано на избирательном восприятии. Зритель мгновенно сосредотачивает фокус зрения на среднем плане, на контрастном и динамичном объекте. Когда главное выделяют наиболее сильным контрастом, то иерархия соподчинения строится от доминирующего контраста.

Принцип ясности и отчетливости в рисунке состоит в том, что его содержание должно быть ясным, цельным и убедительным. Задача автора убедить силой и логикой мысли, так как суть рисунка улавливается разумом и эстетическим чувством. В конструктивном рисунке ясным должно быть все значимое содержание рисунка, ясны и отчетливы должны быть все части изображения и целостная его архитектоника.

Принцип равновесия необходим, чтобы привести все элементы рисунка к определенной сбалансированности между собой. Равновесие присуще растительному и живому миру природы. Равновесие масс в рисунке, как и в природе, зрительно вызывает чувство устойчивости.

Между форматом листа и изображением существует зависимость, обусловленная необходимостью целостного восприятия всей изобразительной плоскости. Рисунок зрительно не воспринимается целостным, если его массы не уравновешены. Установление равновесия способствует взаимосвязи и, наоборот, нарушение равновесия в плоскости изображения разрушает целостное восприятие.

Равновесие определяется тремя источниками:

1) законами и конкретными условиями зрительного восприятия;

2) конструктивными особенностями картинной плоскости;

3) формой объекта изображения, его существенными признаками и характерными свойствами, его положением в пространстве [8; 9].

Для изучения закономерностей равновесия проанализируем каждый из названных компонентов в отдельности.

1 Восприятие человека учитывает любой попадающий в поле зрения элемент вместе с окружающей его средой. В объекте изображения оно одновременно учитывает формат, в котором предмет находится, а также равновесие между левой и правой верхней и нижней его сторонами. Восприятие также учитывает вес и направленность элементов, изображенных на плоскости листа (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Единство видения и его отсутствие

А – целостность конструктивного видения, части рисунка расположены так, что достигается одновременное движение взгляда к центру.

Б – нарушение равновесия, одновременное движение взгляда в разные стороны.

В зависимости от особенностей восприятия линии одинаковой длины можно так поставить, что они вызовут различное впечатление. Например, рассмотрим равносторонние треугольники, поставленные вершиной слева направо и вершиной справа налево. От разного положения в пространстве треугольники по-разному воспринимаются. Слева направо стороны треугольника кажутся длиннее, так как фигура продолжает движение взгляда, а справа налево короче, так как его стороны противостоят движению взгляда (рис. 3.6 А, Б).

Равносторонние треугольники, поставленные вершиной вверх и вниз, также по-разному воспринимаются (вниз – короче, вверх – длиннее). В восприятие фигуры включается пространство, на нее воздействующее. У направленной острием вверх фигуры силовое поле больше, а вниз меньше (рис. 3.6 В, Г).

На том же основании, если линия разделена пополам, то верхняя ее часть будет казаться короче. Направление диагонали, идущей от левого нижнего угла вверх, воспринимается как восхождение, набирающее высоту, а направление диагонали в противоположную сторону представляется нисхождением.

Мы смотрим слева направо, поэтому справа картинной плоскости должно оставаться больше пустоты. Это то, силовое поле, которое будет принадлежать фигурам, изображенным на левой части листа.

Рис. 3.6. Различное восприятие линий в зависимости от расположения

Желательные движения слева направо и сверху вниз связаны с двумя сторонами восприятия:

1) с образным представлением человека о движении, основанным на природных законах. Например, такое природное явление, как восход солнца, осуществляется слева направо, или в основе тяготения земли все, что падает, движется гораздо быстрее, чем поднимается кверху.

2) с физиологическими особенностями нашего зрения: мы измеряем, читаем, рассматриваем предметы слева направо и сверху вниз [8; 9].

Зрительное равновесие достигается не только учетом размещения устремленных форм слева направо и сверху вниз, но и путем правильного размещения тяжелых, темных форм, относительно малых, легких и светлых.

На равновесие картинной плоскости влияет зрительный вес элемента изображения. Поэтому в рисунке необходимо иметь в виду, что зрительный вес изображаемого элемента может возрастать в связи с его удаленностью от центра равновесия. Так маленькое темное пятнышко может уравновесить большое, но светлое пятно.

При равных условиях объект изображения будет восприниматься тяжелее, если:

ü находится в правой стороне картинной плоскости,

ü изображается в верхней части плоскости,

ü имеет большие размеры,

ü является контрастнее других,

ü изолируется от других,

ü имеет правильные очертания, например, небольшой круг может

уравновесить две непонятные по форме фигуры,

ü из двух центров рисунка тот, который находится справа, будет иметь больший зрительный вес.

Равновесие может быть устойчивым и перетекающим.

ü Устойчивое равновесие достигается в плоскости изображения

формой и пластикой, равномерным распределение нагрузок, т.е. точек опоры, а также правильным распределением темных и светлых масс относительно центральной оси.

ü Перетекающее равновесие в картинной плоскости образуют

динамичные формы, которые включают в равновесие пространство своего воздействия, а также направление взгляда.

2. Конструктивные закономерности картинной плоскости.

Уравновешенность в работе достигается путем воспитания у себя чувства координат, вертикальной и горизонтальной осей, а также учета правильного распределения нагрузки справа и слева, вверху и внизу.

В конструкции листа есть вертикальные и горизонтальные оси и диагонали. Все они проходят через центр листа и имеют практическое значение. При их помощи образуется геометрический центр (пересечение диагоналей) и зрительный центр (чуть выше геометрического).

При геометрическом центре верхняя и нижняя, левая и правая части будут равны. При зрительном центре при взгляде по вертикали верхняя половина листа будет казаться уменьшенной. А при взгляде по горизонтали левая часть листа будет восприниматься увеличенной по отношению к правой. Восприятие картинной плоскости в левой и в правой частях листа неодинаково. Предмет из левой части листа хочется передвинуть несколько вправо и приподнять его немного кверху, к зрительному центру, так как движение взгляда слева направо и сверху вниз гораздо быстрее, чем обратно (рис. 3.7).

Зрительный центр рисунка часто является и смысловым центром, но бывает и так, что конструктивным и смысловым центром становятся геометрический центр или центральная ось.

Картинная плоскость членится на активную и пассивную зону восприятия (рис. 3.7). Размещение особо важных по содержанию элементов рисунка определяется в активную зону. Взгляд человека концентрирует внимание на достаточно небольшой центральной зоне ромба, а остальную часть плоскости изображения, расположенную ближе к краям, глаз воспринимает менее активно, поэтому углы листа как бы размываются и относятся к пассивной зоне изображения.

Рис. 3.7. Конструктивные особенности картинной плоскости (а– геометрический центр, б – зрительный центр)

Для выявления конструктивных закономерностей картинной плоскости необходимо придерживаться следующих правил:

ü для выявления активной зоны необходимо использовать систе-

му контрастов. Пассивная же зона чаще всего изображается менее информативно и в затемненных нюансах;

ü рисунок должен иметь вход для взгляда, а также низ, верх и

боковые стороны, которые должны быть по-разному организованы. При этом, низ должен быть более тяжелым, а верх более легким;

ü решение краев должно быть разное и такое, чтобы глаз зрителя,

огибая всю плоскость листа, смог вернуться к композиционному центру рисунка. Нельзя располагать близко краям листа параллельные им линии;

ü если вид на изображаемый объект сверху вниз, то необходимо

оставлять больше места сверху, а если вид снизу вверх, то больше места оставляется внизу. Если же объект изображается в фас, то главное изображение располагается чуть-чуть выше геометрического центра.

3. Закономерности взаимодействия отдельных элементов между собой. Любые по форме элементы изображения могут взаимодействовать в картинной плоскости, если будут учитывать зрительное восприятие, закономерности картинной плоскости, конкретные размеры, форму элементов, пространственное положение каждого из них, близость или отдаленность от переднего плана, а также фактуру и тон предметов.

Для определения равновесия элементов в рисунке рекомендуется:

ü учитывать форму фигуры и его силовое поле, т.е. свободное

пространство между фигурами;

ü чередовать динамичные и статичные характеристики элементов;

ü уравновешивать темные и светлые пятна. Если темное пятно

будет слишком большим, то оно может как бы вываливаться из листа;

ü изображать фигуры с тяжелым основанием в нижней плоскости

картины, так как они связаны с устойчивостью;

ü уравновешивать массы по тону и контрастности;

ü располагать большие элементы ближе к центру, а маленькие к

краям;

ü изображать темные и светлые пятна ритмически;

ü уравновешивать много мелких элементов одним большим.

Для достижения цели изображения группы предметов на плоскости листа они могут передвигаться и компоноваться так, как это необходимо, для того чтобы уравновесить работу. Конструктивная организация плоскости рисунка основывается на комбинации графических средств, технических приемов графики, принципах художественной выразительности, конструктивных взаимосвязях.

В рисунке сложноорганизованного объекта с натуры (голова, фигура человека) нет возможности перемещать элементы по воли автора. Он не имеет возможности подбирать и расставлять их согласно законам равновесия. Поэтому в рисунке, например, головы или фигуры, необходимо изобразить элементы целого таким образом, чтобы они не казались разобщенными, а воспринимались бы целостно и уравновешенно. При этом допускаются небольшие преобразования: некоторые тоновые пятна могут быть выполнены светлее или темнее, чем они существуют в натуре, также может корректироваться их размер и частично изменяться направление плоскостей. Некоторые элементы модели могут разобщаться, а другие, наоборот, объединяться между собой.

Каждое из конструируемых пространство изобразительной плоскости имеет структуру своего существования, которая выявляет логику перехода одной формы к другой, акцентируя форму в конструктивных узлах, которые также должны быть уравновешенными.

Для размещения предметов в картинной плоскости рисунка необходимо делать эскизы.

Принцип симметрии. Симметрия является одним из важнейших средств уравновешенности и упорядоченности, достижения целостного единства гармоничной формы и ее художественной выразительности.

В природе почти не существует абсолютной симметрии, но в произведениях искусства, созданных человеком, она встречается достаточно часто. Симметрия в искусстве обеспечивает равновесие композиции. Все элементы располагаются одинаково относительно оси или ее центра. При повороте фигуры вокруг центра или ее оси симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом.

Существует три основных вида симметрии.

Зеркальная или тождественная симметрия – наиболее простой и часто встречающийся вид в изобразительном искусстве. Этот вид симметрии строится на полном равенстве двух частей формы, зеркально расположенных друг против друга. Обе части симметрии по-разному ориентированы в пространстве. По отношению к центральной оси одна из частей имеет левую ориентацию, а другая правую. Их полное совмещение возможно лишь при повороте на 180 градусов одной части относительно другой.

В центральной зеркальной симметрии все элементы собраны вокруг одной точки. Этому принципу построения подчинено построение снежинок и некоторых морских животных.

Зеркальная симметрия может быть одноосевой и многоосевой. От каждой из осей она строится парными отношениями.

Орнаментальные рельефы, изучаемые в рисунке, строятся на основе тождественно-зеркальной и зеркально-лучевой симметрии.

Симметричность и равновесие усиливают простоту рисунка. Уход в сложность часто сопровождается отходом от зеркальной симметрии и созданием асимметрии, что сопровождается изменением пространственного положения модели и определением ее в три четверти.

Принцип асимметрии. Асимметрия – такое расположение элементов, при котором ось симметрии отсутствует, а присутствуют другие активные связи. Главное условие асимметричной формы – ее уравновешенность. Асимметричное изображение может решаться как в статике, так и в динамике форм. В динамичной работе часто создается впечатление движения, которое может разрушать уравновешенность рисунка.

Принцип группировки необходим в связи с тем, что человек может одновременно воспринять только 5–7 элементов, поэтому в целях гармоничного восприятия приходится заранее объединять в группы.

Содержательная сложность выражается через такой порядок, который кажется простым. Простота достаточно сложной структуры, предлагаемой для восприятия, зависит от того, каким образом множество элементов сгруппировано. Упорядоченный объект в этом случае будет состоять из нескольких элементов, каждый из которых будет содержать в себе определенное множество частей, выраженное через наименьшее число характерных признаков. В каждой группировке между частями необходимо найти единство, так как чем проще будут части, тем с большей вероятностью целое будет казаться простым. Части одной группировки могут объединить: общие признаки, ритм и зависимое направление плоскостей, зависимые изменения в размерах.

Вертхеймер сформулировал законы группировки различных изображений. Он выдвинул два принципа: принцип «согласующейся формы», «принцип подобия».

ü Принцип подобия действует, когда части изображения похожи

друг на друга по каким-то признакам и качествам, на этом основании с большей вероятностью они будут восприняты как расположенные вместе.

ü Принцип согласования до соответствия действуют, когда части

рисунка находятся на расстоянии друг от друга, но по каким-то признакам похожи, поэтому они воспринимаются как расположенные вместе.

На их основе в изображении необходимо видеть группы элементов как определенные части, а не значимость каждого из элементов в отдельности. Группирующим свойством обладает сходство в размерах, по форме, подобие по расположению, которое названо Вертхеймером правилом «близости и родства». Например, полная и частичная симметрия являются подобием по расположению и направлению.

Большое количество элементов лучше всего объединить в группы пластичностью, связывая их внешним контуром, а между частями группы необходимо найти основные взаимосвязи. Пространство вне группировки делается менее выразительным, чем в группе, и это условие, позволяющее еще больше объединить группу.

Следует заметить, что подобие дает более больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы группироваться. Подобные фигуры формируют зрительные модели. Например, в картинной плоскости можно увидеть, что подобные элементы располагаются по треугольнику, по квадрату, кругу. Группирующим признаком всех различных элементов, входящих в фигуру, может служить общий, образующий форму признак, например, угловатость или закругленность или единое направление линий в пространстве. Между неподобными элементами формы находится единство по подобию – стилевое соответствие. Несоответствие может существовать только в том случае, если оно вызвано необходимостью.

Принцип ограничения действует в изобразительном искусстве как принцип экономии. Автор рисунка не должен стремиться к большему числу элементов, поэтому необходимо соблюдать ограничение не больше 3, 5, 7. Когда путем группировки ограничивается число элементов, то для обогащения выразительности этих элементов можно использовать:

ü несколько признаков, например, группировку элементов с

округлыми формами можно обогатить прямыми линиями с выявлением углов, а в угловатых формах, наоборот, применять округлые линии;

ü через модификации общего признака, например, группирующим

признаком является дуга, в этом случае ее округлая форма может изменяться: от еле заметной дуги до явно выявленной полуокружности.

В результате обогащения группировок структура формы с меньшим числом элементов будет казаться усложненной и наоборот, в элементах, имеющих большое количество признаков, необходимо их ограничивать и при этом использовать не больше трех признаков.

Принцип меры выявляет связь между размерами элементов, соподчиняя их целому. Каждый человек обладает внутренней гармонией и мерой. Мера является характеристикой целостности как тождества всех элементов. Мера познается количеством и качеством средств выражения. Для величин мерой является величина, для длин – длина, для ширины – ширина, а для единиц измерения – единица какой либо системы.

По той же причине знание и незнание конструктивных особенностей формы мы называем мерой выражения формы, так как знания понятий поддаются измерению.

Принцип контраста действует в рисунке как противопоставление. Контраст бывает сюжетным, линейно-графическим и светотеневым, построенным как по форме, так и по структуре.

Контраст – это резко выраженная противоположность по различным свойствам, но в то же время сбалансированность: вертикального и горизонтального, прямого и косого, угловатого и закругленного, светлого и темного, длинного и короткого, толстого и тонкого, крупного и мелкого. Контраст может быть большим или маленьким, резким или мягким. При сильном контрасте рисунок становится четким и ярким.

Для примера возьмем горизонталь. Сама по себе она плохо воспринимается, если на ней нет перпендикуляра. Например, равнина и дерево. И наоборот, вертикаль, устремленная ввысь, так же не воспринимается, если рядом нет горизонтали. Например, башня и поле.

Контраст усиливает различие свойств и этим создает особую выразительность. В рисунке контрасты могут переплетаться самым неожиданным образом, при этом они должны быть умеренными, поскольку чрезмерно резкие контрасты способствуют быстрому утомлению восприятия, а полное отсутствие контрастов создает монотонию, тем самым притупляют зрительное внимание.

Нарастание или убывание качеств в решении пространственных задач строится на системе контрастов и ритме.

Фон в изображении предмета играет огромную роль: окружая изображаемые предметы, он создает иллюзию реального пространства, но строится по закону светового контраста. Все окружающее пространство рядом со светом представляется темнее, а около темного, наоборот, светлее.

В формальной структуре рисунка контраст бывает трех видов:

ü доминантный– применяется для выделения элемента,

ü одновременный – чаще всего применяется в декоративных целях

или плоскостном изображении,

ü последовательный – используется для выявления пространст-

венных отношений.

Контраст используется в целях акцентирования главных элементов рисунка. При помощи контраста усиливается выразительность изображений и повышается эмоциональность его восприятия.

Контрастное выделение основных линий в рисунке зависит от знаний и умений акцентировать элементы и усиливать выразительность смысловых акцентов рисунка. К основным линиям относятся образующие форму и выражающие пространственный смысл линии. Это линии перегибов плоскостей, направлений в основных массах рисунка. Основные линии как бы ведут восприятие зрителя от одного смыслового акцента к другому и таким образом формируют целостное его восприятие.

Принцип нюанса способствует созданию едва заметного перехода, оттенка, приближенных отношений, которые имеют гамму вариантов.

Нюанс – это едва различимый признак в форме, величине, направлении линий или тоне. Нюанс представляет собой как бы градации отношений однородных качеств между элементами содержания и формы предмета, в его размерах, пропорциях, фактуры и тона.

В окружающей нас действительности пространственные переходы в направлениях линий и светотени строятся на нюансах, иногда на еле уловимых. Взаимосвязи между линиями в угловой перспективе основаны на нюансах в постепенном изменении направлений в линиях. В воздушной перспективе контрасты переднего плана также сменяются еле выраженными нюансами.

Вместе принципы контраста и нюанса способствуют выразительности художественного образа.

Принцип связи центра с другими частями целого определяет сущность целого. Композиционный центр рисунка проявляется в смысловых и формальных взаимосвязях, которые находятся между центром и остальными частями изображения, включенными в состав целого. Во взаимосвязях все остальные элементы благоприятствуют функционированию центра.

Смысловые взаимосвязи проявляются в частях целого, каждая из них дополняет смысл друг другу и наиболее ярко выявляется в композиционном центре рисунка, который служит выражением основного содержательного смысла.

Формальные связи способствуют выявлению функционального узла взаимосвязей, который проявляется как принцип «все во всем», так как центр обнаруживает в себе спектр свойств и признаков, разлитых по всему целому, но также обнаруживает свойства, присущие только центру.

Особенности центра как функционального узла связей в предвидении обусловливают возможности в нахождении всех остальных взаимосвязей, возникающих в рамках целого. Функциональный узел связей является методологическим ориентиром в познании и определении взаимосвязей целого. Студентам же необходимо искать условия, в которых взаимосвязи элементов с центром могут себя проявить, а именно:

ü масштаб композиционного центра по отношению к размеру и

формату картинной плоскости, к размерам и формам второстепенных объектов, т. е. к другим частям и деталям рисунка;

ü элементы, расположенные в композиционном центре, должны

представлять в содержательном значении наибольшую важность;

ü акцентирование композиционного центра и подчинение ему

остальных элементов рисунка производится на основе распределения средств: для центра используются более выразительные средства, чем для остальных элементов;

ü общие признаки целого свидетельствуют о существовании

взаимосвязи, которая присутствует во всех элементах изображения, но по-разному и активизируются в центре.

Центр должен существовать при создании любого рисунка. Композиционный центр является главной частью изображения, и его рекомендуется располагать на более видимой части плоскости листа, при этом чуть выше геометрического центра, и смещать немного вправо. Когда композиционный центр сильно сдвинут к краю картинной плоскости, а остальная плоскость изображения остается мало заполненной, создается впечатление нарушенного равновесия. Композиционный центр есть место пересечения структурных линий и взаимосвязей. Другие элементы на этих линиях являются менее сильными и энергичными. В центре все силы находятся в состоянии равновесия. Следовательно, центральное расположение композиционного центра способствует спокойному состоянию, так как зрителем лучше всего воспринимается именно центральная часть плоскости изображения. Если расположение композиционного центра будет совпадать с одной из осей, то это также внесет в композицию элемент спокойствия.

Правило – в композиционном центре должны быть все средства художественной выразительности, которые есть во всем рисунке, но должны быть и такие, которых нет нигде.

Признаки, акцентирующие композиционный центр рисунка, могут быть выделены следующими способами:

ü более сильной освещенностью или контрастностью;

ü другой конфигурацией: например, в рисунке головы, при

выделении композиционного центра используют замкнутые формы глаз, носа, рта, а в остальном поле рисунка используются незамкнутые формы в движениях и динамике (например, волосы);

ü более согласованные формы, обладающие равновесием, стати,

кой, усиливают выделение элемента из среды, к таким формам относятся круг, квадрат, равносторонний треугольник;

ü приемами изоляции, когда вокруг центрального элемента

оставляется свободное пространство, таким образом, он становится хорошо заметным, приемы изоляции используются в рисунке в разной степени полноты и широты;

ü другим масштабом (желательно большим);

ü перспективным конфликтом, нарушающим постепенность

изменений в пространстве, используется исключительно для целей выделения элемента из среды;

ü более светлым тоном, так как светлое пятно приближает и т.д.

В композиционном центре рисунка можно использовать не одно, а несколько средств выразительности. Например, изоляция может использоваться вместе с другими средствами выразительности, такими, как контраст, когда светлая фигура изображается на темном фоне или наоборот. Обособление главного может быть дополнено размером фигуры, большим или меньшим, по отношению ее к другим фигурам изображения.

В рисунке может быть не один центр, а несколько. В этом случае выстраивается иерархия средств художественной выразительности и акцентов, их обозначающих. Акценты, выделяющие центр, могут вызвать у зрителя неоднозначный смысл, поэтому необходимо использовать естественность и умеренность в выборе средств выражения.

Принцип ритма приводит многообразные элементы формы к единству и упорядоченности их расположения. В тех рисунках, где отсутствует композиционный центр, ритм является главной связующей силой, способствующей достижению ясности и выразительности рисунка.

Ритм определяется как закономерное чередование соразмерных элементов изображения и показывает пространственную взаимосвязь между графическими акцентами, включая последовательное их изменение.

Человек постоянно сталкивается с ритмическим началом природы, наблюдая его естественные явления: распределение листьев на стеблях растений, в чередовании набегающих волн и т. д. Но ритм в природе и в искусстве проявляется не совсем одинаково.

Конструктивные связи устанавливают ритм между единицами формы и этим отшлифовывают ее состав до необходимого минимума, что способствует выполнению одного из критериев целостности – простоте.

В рисунке ритм является одним из главных способов организации плоскости листа, так как способствует выявлению:

ü порядка между группами единиц, сочетая и чередуя линии,

плоскости, объемы, их размеры и интервалы;

ü схемы распространения взаимосвязей между положением

центральных осей активных элементов в пространстве;

ü постепенных изменений и чередований подобных характери-

стик, например, перспективные зависимости проявляются через постепенное изменение линий и поворота плоскостей;

ü последовательных изменений в размерах самих элементов,

зависимых от пространственного вида;

ü последовательно изменяющихся интервалов между элементами;

ü постепенного нарастания или ослабления каких-либо

характеристик или свойств элементов, например, изменение тональных отношений от контрастных к нюансным и наоборот.

ü повторений и движения, которые на плоскости листа условны,

они воспринимаются объективно в связи с содержанием движения и формально в связи с наклоном линий (чем больше наклон линии, тем быстрее воспринимается движение);

В построении простых линейных ритмов используется одно изобразительное средство, сложные линейные ритмы включают систему трех или четырех соподчиненных средств. В плоскости рисунка разнообразие ритмов живое, оно находит свое пластическое решение и приводит произведение к определенной эмоциональности, поэтому в рисунке могут быть разные ритмы: правильные и неправильные, равномерные и неравномерные, простые и сложные.

Ритм считается правильным в том случае, когда он равномерный, когда его акценты расставляются через определенные интервалы, и неправильным, когда акценты расставляются через неравномерные и неправильные интервалы. Также неравномерность ритма проявляется в его перебоях и ритмических акцентах. Такой ритм характеризуется как свободный. Свой характер свободный ритм строит не на точной математической основе, а на понятиях той или иной взаимосвязности.

Простые ритмы понятны, они образуют какой-либо один порядок. Сложные ритмы включают в себя два или несколько порядков, которые проявляют себя не только в линиях, но и в силуэтах и тоновых пятнах. Это могут быть скрещивающиеся или накладывающиеся один на другой ритмы.

Автор рисунка через ритмы как определенную форму взаимосвязи управляет движением взгляда зрителя по плоскости листа.

Непрерывное движение взгляда предполагает регулярность и последовательность акцентов изображения, а ритм как раз и выражен через закономерное членение и чередование объемов, поверхностей и граней. Когда зритель рассматривает подобные, но в тоже время разные элементы, то его восприятие участвует в последовательном движении, которое соединяет воедино в целостности рисунка эти элементы.

Восприятие ритма может осуществляться в определенном настрое: спокойном и беспокойном, активном, динамичном, порывистом, дробном, плавном и замедленном, слабом и сильном. Его характеристики читаются в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его образуют. Разнообразный настрой ритмов способствует различному звучанию образа, который решается в зависимости от того, как строится целостное изображение: показывается относительный покой или активное движение. Ритм позволяет передать движение элементов в пространстве в различной степени интенсивности и динамичности, которые зависят от количества частей, количества повторений, а также их перпендикулярной или диагональной направленности. Но во всех случаях, в которых присутствует ритм, в рисунке устанавливается определенная поэтичность, способствующая созданию художественного образа.

Принцип динамики необходим для того, чтобы создавать в рисунке впечатление движения неподвижных форм.

Динамика – это зрительное выражение стремительности и движения формы. Сравним для примера куб и трехгранную пирамиду. Форма куба создает впечатление статичности и устойчивости, а пирамида как бы побуждает человека посмотреть снизу вверх. Динамичные формы заостряются в сторону направленного движения

Динамика формы может быть присуща как неподвижным объектам, так и движущимся. Динамичность делает форму активной, выделяет ее среди других форм. В то же время динамика формы не должна противоречить содержанию объекта и его функции, а должна выражать сущность самого предмета.

В природе динамичная форма объекта всегда воспринимается во взаимосвязи с определенным типом движения, например, полетом птицы, падающими предметами и др.

Для выражения движения в рисунке необходимо выявить два вида связей: смысловые взаимосвязи, когда содержание одного объекта связано с другим, например, пластический мотив и движущиеся на его фоне коней, также и формальные взаимосвязи, которые выражаются через ритмы, т.е. определенное размещение элементов и их пауз в движениях фигур и их ног. В конечном итоге любой рисунок определяет движение нашего взгляда, а вслед за взглядом будут двигаться мысли и чувства.

Перспективно-пространственное направление линий рассматривается как определенного рода движение.

Для определения динамики и движения в рисунке необходимо:

ü определить признаки динамики и движения, главным из которых

является диагональное направление линий;

ü предусмотреть то, что движение воспринимается легче слева

направо, и оно кажется быстрее, чем наоборот;

ü выявить различное направление движущихся элементов, одни

тела в картине движутся к нам, а другие от нас;

ü учесть то обстоятельство, что большое количество вертикальных

и горизонтальных линий могут затормозить движение;

ü определить форму движения, которая может, например, идти по

кругу, или по другой геометрической фигуре;

ü выявить характер движения, оно может быть простым,

осуществляться в одном направлении, и сложным, которое распространится в нескольких направлениях, но в этом случае, одно из направлений должно быть доминирующим;

ü уравновесить плоскость рисунка, даже при сильном движении;

ü определить силу и динамичность движения, степень его

активности, так как оно может быть различным, при этом необходимо учесть, что по-разному воспринимается скорость движений острой и тупой фигуры, вытянутой или сжатой, легкой или тяжелой формы;

ü оставить свободное место перед движущимся объектом, оно

может усилить эффект движения и дать возможность мысленно продолжить движение взглядом;

ü выбирать определенный момент движения, который наиболее

ярко отражает его характер, кроме этого, объект будет казаться движущимся, если его элементы воссоздадут не один какой-то момент движения, а последовательные его фазы;

ü подчеркнуть движение в рисунке с помощью направления линий

и нечетких контуров объекта на заднем плане;

ü использовать более легкие формы и асимметрию.

Выражение движений в рисунке осуществляется путем последовательного изменения средств выразительности: формы, размера, направления, тона, расстояния.

Когда движение на плоскости листа изображается конкретно, то все воспринимают его одинаково. При абстрактной передаче движения его форма может восприниматься по-разному, в этом случае в восприятие движения включается уровень интеллектуального развития человека.

Принцип статики. Статика проявляется в состоянии покоя, равновесия формы, в устойчивости в самой геометрической основе, а также во всем ее строе. Для определения статики в рисунке необходимо учесть следующие правила:

ü конструировать замкнутую с двух сторон композицию, а

зрительное направление линий стягивать к центру;

ü использовать симметрию;

ü определять центр на горизонтальной или вертикальной оси;

ü отбирать фигуры, соответствующие статике, например, квадрат,

цилиндр, прямоугольник;

ü использовать минимум фигур более компактной формы.

Иногда рисунок создается на основе как статики, так и динамики.

В этом случае необходимо четко осознавать, которое из этих средств выразительности должно преобладать и быть главным.

Принцип силуэта. В природе все предметы по отношению друг к другу образуют силуэты. Силуэт проявляется в рисунке в расположении темных пятен на светлом фоне, а светлых тонов на темном.

В силуэте все средства художественной выразительности подчинены целостности художественного образа и этим создают его монументальность.

В определении силуэта необходимо учесть следующие правила:

ü нельзя полностью делить силуэт модели на темный или светлый;

ü необходимо искать тончайшие разработки светотени, которые

будут плавно переходить от темного к светлому и наоборот;

ü создавать ритм светлых пятен на темном фоне и ритм темных

пятен на светлом фоне;

ü учитывать, что целостный силуэт фигуры не должен быть

раздробленным, а приближенным к светлому или к темному силуэту.

Рассмотрим некоторые конструктивные правила рисунка:

Правило фигуры и фона. Фон по отношению к фигуре будет всегда нейтральный, а фигура более активная и контрастная. Каждая самостоятельная фигура имеет свой фон. Если изображаются две фигуры, то та фигура, которая впереди, будет более активная, при этом, какая-то часть второй фигуры будет служить фоном для первой.

Правило связи фигуры с фоном. В построении системы контрастов для выявления объема и пространства в рисунке со светлым фоном или, наоборот, с темным фоном необходимо выполнить следующие действия.

Если предмет или фигура человека передаются на светлом фоне, то некоторые края частей, образующих контур, осветляются. Это делается для того, чтобы ослабить контраст между фоном и краями изображения и тем самым создать взаимосвязи рисунка со светлым фоном.

Если предметы изображаются на темном фоне, то некоторые края изображения немного затемняются, что создаст взаимосвязи модели с темным фоном.

Правило обреза фигур. Чтобы не нарушить ее целостность ее обрез должен быть не больше трети. Рисунок может иметь лишь один обрез и иногда два. Если работа будет иметь больше обрезов, то ее образ будет смотреться фрагментарным.

Правило пересечения. Линию, бесконечно двигающуюся в рисунке в каком-либо направлении, необходимо ограничивать, т.е. очень длинные линии пересекать. Если необходимо пересечь фигуру линией, то это необходимо сделать очень деликатно, чтобы не перерезать ее пополам, нельзя пересекать фигуру линией по шее, локтям и коленям, так можно создать впечатление того, что значимые части отрезаны от целого.

Принцип образного решения рисунка. Каждый элемент рисунка должен быть не только деревом, домом, горами и т.д., но и определенной формой, которая будет служить средством выражения художественного смысла и его поэтического настроя.

Поэтичность – это способность человека наполнить изображаемый в рисунке мир человеческим содержанием. Искусство очеловечивает все, что изображает. В то же время каждый из авторов стремится привести в изображении содержание окружающей действительности в соответствие с собой, перефильтровать их через собственное «Я» и обнаружить в них более выразительное содержание и форму. Через поэтичность в рисунке отражается личность, ее духовное содержание – ценности и идеалы. Любая реальность художественного, прежде чем стать произведением, представляется на основе индивидуального опыта и субъективного мышления человека. Поэтичность усиливает в рисунке художественный образ. Это может быть более выразительная трактовка предмета, независимо от того, в каком стиле он изображается. Одним из основных средств оригинальной трактовки предметов является светотень.

Для образного решения рисунка необходимо отобрать наиболее характерные элементы, каждое из которых будет иметь определенное конструктивное значение в структуре содержательных смыслов и соответствующую содержанию форму. В этом случае форма будет являться средством в выражении содержания.

Содержание и настрой образа выявляются системой смысловых значений, где главные значения акцентируются по отношению к второстепенным, т.е. выделяются более выразительно.

Здесь же необходимо подумать, из чего складываются то или иное настроение рисунка и его образ, какова его выразительность? Рассмотрим определение образа и настроя в рисунке на конкретном примере. Во-первых, необходимо найти соответствующий настроению формат и композицию. Для выражения простора подойдут горизонтальный формат и открытая композиция, при которой зрительные линии будут располагаться от центра к краям. Для выражения подавленности может подойти вертикальный формат и закрытая композиция, т.е. зажатая с боков, зрительные линии в этом случае будут направляться от краев к центру. Во-вторых, необходимо начать поиск и характер элементов ее составляющих. Например, большие и маленькие, заостренные и легкие, а также тяжелые со сглаженными краями элементы по-разному будут влиять на ощущение простора или подавленности в рисунке.

Чем ниже содержательная информативность в рисунке, тем выше ее образность, так как информативность воспринимается разумом, а образность эстетическим чувством. Образности соответствует целостное изображение и его взаимосвязи. Конструктивные взаимосвязи не приносят образу дополнительной информативности, а являются средством упорядоченности и художественно-эстетической выразительности, способствуя, тем самым, в конструктивной целостности образа ясному выявлению содержания.

Итак, нельзя на картинной плоскости воссоздавать образы, не привнося в изображение знаний и представлений о них.

Принципы художественной выразительности включают в свои действия эвристические приемы, например, такие, как изоляция, комбинация, аналогия, невидимое через видимое, упрощение и схематизация, обобщение, развертывание понятий в понятийную модель, разбиение задачи на самостоятельные подзадачи.

Прием «Возле темного светлое, а возле светлого темное». По закону светового контраста, фон возле светлой стороны предмета кажется темнее и, наоборот, около темной стороны – светлее.

Прием «Четкость наряду с размазанностью». Студент концентрирует внимание на главных и характерных смысловых деталях, изображая их с максимальной достоверностью, при этом прочие детали как бы смазываются. Таким образом, выстраивается смысловое целое. Рисунок становится легким и не перегруженным деталями и в то же время понятным для зрителя. Процесс его построения сознательно управляется.

В каждом из выполняемых рисунков применяются комплексы приемов в различном их сочетании.

Благодаря применению в рисунке эвристических принципов и приемов художественно-эстетической выразительности, студенты осуществляют поисково-исследовательскую деятельность, определяют последовательность конструктивно-графического процесса. Общее построение рисунка обосновывается ими теоретически, но душой творения остается тот феноменологический плюс, который воздействует на эстетические чувства автора и его устремленность к художественной интерпретации.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 3.7. Комплекс эвристических принципов художественной выразительности:

  1. Приложение Б Средства художественной выразительности
  2. Выразительность русской речи. Средства выразительности. Изобразительно-выразительные средства языка
  3. Глава 3 ТЕОРИЯ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА» КАК комплекс эвристических ОРИЕНТИРов ТВОРЧЕСКОГО построения РИСУНКА С НАТУРЫ
  4. 2.2. Основные положения, принципы и направления дальнейшей реструктуризацииоборонно-промышленного комплекса
  5. Роль средств выразительности в речи
  6. 2. Теория эвристического поиска и психология интеллекта
  7. Задание А3 ОГЭ - средства речевой выразительности
  8. Игра не каждого актера выразительна.
  9. § 4. Эвристические особенности процесса квалификации
  10. 3.1. Метод художественных интерпретаций
  11. Оптимизация структуры имущественного комплекса в рамках действующего хозяйствующего субъекта Типология структур и варианты изменений структуры имущественного комплекса (предприятия)
  12. Художественные типы
  13. Художественный идеал.
  14. Художественные типы
  15. Художественные типы