<<
>>

2.9. Перспектива как метод научной организации объема и пространства в рисунке с натуры

Объемное пространство определяется не только шириной и высотой, но передвижением взгляда в третьем измерении вперед и в глубину. В картинной плоскости отсчет в глубину ведется от зрителя.

При этом роль регулятора глубинного восприятия осуществляют линейная и воздушная перспективы. Именно перспектива может приблизить объект изображения к зрителю или отдалить его в глубину.

Художник-педагог С.К. Зарянко в первой половине ХХ в. разработал свой метод преподавания научно обоснованной перспективы в построении рисунка. По словам автора, метод перспективы должен быть объяснен учащемуся раньше, чем он начнет рисовать. Только тогда он сможет рисовать сознательно [55]. Однако научно обоснованный геометрический метод преподавания перспективы в те времена и до сих пор вызывает неудовольствие художников-педагогов и редко объясняется студентам до практического построения рисунка. К сожалению, мы не нашли теоретических разработок автора, поэтому попытались организовать научно обоснованный метод самостоятельно.

Пространственная перспектива – это вид объекта в соотнесении его с точкой зрения субъекта на объект. Термин «перспектива» от лат. «реrspicio» – ясно вижу, проникаю взором, вижу насквозь. Перспектива как способ построения гармоничного пространства на плоскости листа возникла на основе отказа от срисовывания условно-символических схем (с V в. до н.э.). Первые обоснованные попытки построения перспективы предпринимались в искусстве древней Греции в связи с потребностями изображения архитектуры. Значение перспективы в природном пейзаже и изображении человека ограничено. В дальнейшем ее знания были разработаны в эпоху Возрождения художниками Леонардо да Винчи, А. Дюрером и др. Именно художники Возрождения заметили ряд особенностей нашего восприятия, на основе которых и развили науку о перспективе.

Нарушение перспективы лишает рисунок убедительности и, следовательно, своей смысловой функции [4]. Метод перспективы может быть математически точным, но в нашей работе перспективные построения в рисунке рассматриваются в единстве понятия и чувства. Математика оперирует точными абсолютными единицами измерения, а конструктивный рисунок – относительными, основанными на отношениях и взаимосвязях.

Для того чтобы научиться анализировать более сложные сокращения в плоскостях и объемах, необходимо разобраться с элементарными понятиями перспективы – пространственными линиями, находящимися в различных направлениях относительно глаз человека. Для примера возьмем три карандаша и по-разному положим их на плоскости (рис. 2.4).

На рисунке 2.4. горизонтально положенный карандаш будет виден студенту во всей своей величине. Вертикально положенный карандаш будет восприниматься самым коротким, так как он наиболее сильно уходит в глубину, а карандаш под углом в 45 градусов примет среднюю величину в сравнении с вертикально и горизонтально положенными карандашами. Для того чтобы определить видимую величину карандаша, уходящего в глубину под углом, необходимо сопоставить истинную величину линии горизонтально лежащего карандаша с сократившейся величиной.

Рис. 2.4. Рисунок карандаша в разных пространственных положениях

Правило – линия, уводящая объект в глубину, имеет диагональное направление в пространстве, при этом в изображении одна часть предмета выдвигается на передний план, а другая определяется на задний план, что подчеркивает трехмерность объемной формы.

Правило – пространственная линия всегда находится в том или ином диагональном направлении, поэтому всегда сокращается, т.е. изменяет свою истинную величину:

ü в анализе направления линии необходимо сравнить ее с

вертикалью и горизонталью (например, карандаша) и определить для себя насколько она отклонилась от них;

ü на том основании, что величины определяются в построении

рисунка не абсолютно, а относительно, поэтому видимая величина линии может быть определена только относительно других линий рисунка.

Пока студент не поймет, что такое пространственная линия на простых геометрических моделях, ему не рекомендуется переходить к дальнейшему обучению перспективно-пространственному рисунку.

Одна из целей конструктивного рисунка с натуры – передать конструктивные связи образа модели в перспективно-пространственной форме. Потеря перспективных взаимосвязей в модели изображения ведет к потере объемности и конструктивности.

Задачи, решаемые конструктивным рисунком, направлены на геометрический способ изображения объема и пространства на плоскости листа при условии как можно близкого следования натуре. Поэтому рисунок рассматривается нами со стороны структуры геометрических плоскостей, которые подчинены перспективным зависимостям. Четкое обозначение геометрических плоскостей дает возможность легче увидеть их в перспективных сокращениях, чем в пластических, плавно переходящих друг в друга формах натуры.

Уровень системных отношений геометрии, направленной на взаимосвязи между существенными точками плоскостей, синтезируется с уровнем перспективных отношений. При этом в обучении рисунку важно подчеркнуть, что геометрия объективного пространства не зависит только от наглядно-чувственного восприятия модели, она оперирует понятиями пространственной формы. Например, мы видим форму книги не прямоугольную, а похожую на параллелограмм, так как она перспективно изменилась. То, что она прямоугольная, мы знаем из понятий геометрии, которые воспроизводит наша память. Без знания истинной формы книги студент не сможет правильно изобразить ее в перспективных изменениях.

В изобразительном искусстве существует несколько основных видов перспективы. Все они основаны на геометрии. Линейная перспектива может быть фронтальной или угловой, она также может быть птичьей или лягушачьей, параллельной (аксометрической, используемой в черчении) и сферической (например, в работах Петрова-Водкина).

К правильной относится линейная перспектива (центральная и угловая). Ее правила способствуют построению объективного пространства.

Другие виды перспективы считаются не неправильными.

Помимо объективного пространства в построении линейной перспективы студент имеет дело с субъективным пространством, которое называется перцептивным (от слова «перцепция»). Перцептивное восприятие пространства основано на наблюдательной перспективе.

Опираясь только на чувственные (перцептивные) ощущения глубины, даже одаренные студенты делают много ошибок. Перцептивное восприятие пространства иллюзорно.

Б.В. Раушенбах сравнил свойства двух основных систем перспективы: перцептивной (чувственно-наблюдательной) и линейной (понятийно-обоснованной). Читателю предлагается несколько измененный вариант положений, разработанных Б.В. Раушенбахом [53].

Система линейной перспективы носит однозначный характер, а система перцептивной перспективы многозначный.

1) Построение рисунка в линейной перспективе определяется однозначными законами науки, а построение изображения в системе перцептивной перспективы опирается на индивидуальную работу сознания. При этом однозначно-понятийный характер ее построения способствует контролю в обучении, а многозначный наоборот препятствует.

2) Обе системы перспективы имеют различные области применения. Перцептивная (чувственно-наблюдательная) перспектива в каких-то областях изобразительной деятельности совпадает с линейной перспективой, а в каких-то отличается.

Если рассматривать изолированно только удаленные пространственные области, то обе системы перспективы совпадают и обе они

точно воспроизводят естественное зрительное восприятие пространства.

Однако средний план изображения можно грамотно построить только на основе линейной научно обоснованной перспективы.

Основное отличие возникает тогда, когда оказывается необходимым изобразить ближний план рисунка. Б.В. Раушенбах считает, что на основе того и другого вида перспективы изображение ближних планов без искажений невозможно. Изображения близких областей пространства в системе линейной перспективы дают фотографические искажения, которые приемлемы только для построения геометрически обобщенных форм, к каким относятся архитектурные сооружения.

В групповом портрете, напротив, применяют перцептивную перспективу, на разных планах головы людей изображают почти равновеликими.

3) Неизбежность искажений зрительного восприятия в той и другой перспективе при передаче передних планов приводит к необходимости корректировки этих искажений [53].

В перцептивной перспективе авторы рисунка корректируют только те признаки, которые важны для выражения художественного образа.

В системе линейной перспективы некоторые признаки глубины переднего плана корректируются с учетом взаимосвязей, так как искаженное изображение одного элемента ведет к искажению другого.

Итак, перспективно-пространственный образ модели воспринимается человеком одновременно как перцептивный и понятийный, поэтому он может сформироваться только в обучении. В связи с тем, что угловая перспектива считается однозначной, ее построение основано на устойчивых и повторяющихся отношениях и взаимосвязях, поэтому обучать рисунку, включенному в пространственные изменения формы, можно только на основе понятий научно разработанной перспективы. Чувственно-наблюдательная перспектива, основанная на «глазомере», без опоры на понятия не может быть точной, так как имеет многозначный и иллюзорный характер.

Закон природы: перспектива, данная объективной реальностью. Ей подчинены все малые и большие, внешние и внутренние пространства, поэтому она является универсальной связью «всего во всем».

Закономерность: все объемно-пространственные формы, включенные в перспективную зависимость, воспринимаются трехмерными.

На основе метода научной перспективы осуществляется согласование взаимного расположения линий, определяющих пространство рисунка. Метод линейно-угловой перспективы основан на системе взаимосвязей.

Как любая наука, линейная перспектива является точной. В то же время она учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности, так что создается впечатление реального восприятия натуры. Наука перспективы связана с изменением величины и очертаний наблюдаемых предметов по мере удаления их от нашего глаза.

К линейной перспективе примыкает воздушная перспектива, которая связана с изменением у объектов восприятия и изображения тональных отношений.

Специфика линейной перспективы состоит в том, что она строит систему расположения элементов в пространстве, которая совпадает с видимым расположением реальных предметов и в то же время опирается на понятия геометрии и перспективных изменений, что является условием объективного ее построения на плоскости листа.

В линейной перспективе существует два типа изображений: 1) фронтальное или центральное. В этом случае студент пользуется одной точкой схода; 2) изображение предметов в угловой перспективе строится с использованием двух точек схода.

Понятия научно обоснованной линейной (центральной и угловой) перспективы выражают конструктивные признаки построения объемно-пространственной формы в рисунке, поэтому они одновременно являются критериями успешных действий. Однако в учебной литературе нет достаточно точного описания признаков перспективы. Кроме этого, в описаниях перспективы встречаются ошибки.

Центральная перспектива имеет ряд присущих только ей особенностей, незнание которых приводит к ошибкам в построении рисунка. К центральной перспективе относятся те предметы, которые попадают в центральный луч зрения, при этом боковые плоскости предмета могут быть видимыми только с внутренней стороны, а не с внешней. Однако во многих книгах можно наблюдать ошибку о том, что все три ряда фигур, показанных на рисунке 2.5, относят к центральной перспективе. И это вводит учащихся в заблуждение. Прямоугольники, нарисованные слева и справа от центра, не относятся к центральной перспективе. Данное заблуждение в понимании центральной перспективы приводит не к объективно пространственному рисунку, а к искаженному.

Рис. 2.5. Центральная перспектива и ошибочность ее применения

Ниже показан пример учебного рисунка, который наглядно демонстрирует ошибочное применение центральной перспективы (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Построение центральной перспективы в рисунке интерьера

Когда объективное пространство строится в рисунке в угловой перспективе, то на линии горизонта находятся две точки схода. Обе они ориентируют два противоположных диагональных направления линий в построении пространства и наполняющих его предметов.

Однако очень часто неправильное определение точек схода угловой перспективы в построении рисунка приводит студентов к искаженному изображению (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Неправильное определение точек схода в угловой перспективе (ЛГ – линия горизонта)

Местоположение точек схода в построении куба неизвестно. Когда точки схода находятся за пределами картинной плоскости, то не дают объективного результата в построении предмета. Если же точки схода находятся в плоскости изображения, то предмет оказывается очень маленьким. Точки в угловой перспективе находятся на большом расстоянии от изображаемой фигуры (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Угловая перспектива в построении куба

Однако если взять обратную зависимость – начать анализ от признака перспективы – направления в основных линиях предмета, то местоположение точек схода можно только предполагать и не обязательно их определять.

В обучении построению рисунка закономерная зависимость между направлениями в линиях угловой перспективы взята за основу. При этом объективность в построении основных линий предмета будет зависеть от анализа воспринимаемой в данный момент конкретной перспективно-пространственной ситуации, в которой находится объект.

На практике необходимо определить направление двух линий, которые анализируются в сравнении с горизонталью карандаша. Далее на основе закономерности выстраиваются последовательные изменения во всех остальных линиях рисунка, что и позволяет конструировать перспективно-пространственный объект и его среду взаимосвязанными.

Закономерность – чем дальше (ниже или выше) находится линия от линии горизонта, тем круче ее направление, а чем ближе, тем больше она приближена к горизонтали.

На основе взаимосвязи в перспективных изменениях строится как реальная, так и воображаемая форма. В рисунке реально наблюдаемой с натуры формы чаще всего анализируется перспективно измененный прямой угол в основании объекта. В воображаемой форме направления взятых за основу линий берутся по необходимости.

На рисунке 2.9 показано построение куба. Линия горизонта выше предмета изображения. Направление линий нижнего основания куба определяется визированием относительно горизонтали карандаша. Посредством анализа зрительно фиксируются углы, образованные горизонталью (а, б) и линиями основания куба. Полученное при анализе объективное отношение в направлениях линий переносится на бумагу. Все последующие линии строятся на основе закономерности последовательных изменений в линиях относительно линии горизонта.

В данном случае процесс изображения строится от нижних линий к верхним. Каждая последующая от основания линия будет более приближена к горизонтали, чем предыдущая, образуя, таким образом, плавное перетекание одних свойств в линиях в другие. При этом нижнее основание куба будет раскрываться больше, чем верхнее. Так, на основе объективного отношения, прозрачности и абстрактно-логических знаний строится взаимосвязанное изображение куба.

Рис. 2.9. Рисунок куба в угловой перспективе

Перспектива понимается как способ расположения элементов в конструктивном пространстве, который опирается на определенные условности и вспомогательные построения, которые нельзя непосредственно увидеть в реальной модели. Изображение модели в перспективе требует теоретической и абстрактно-логической мысли, поэтому для объяснения теории перспективы используются наглядные схемы-конструкты. Они являются в деятельности студентов наглядно-действенными опорами, т.к. способствуют формированию понятий, применимых для многих типичных ситуаций практики.

Объекты изображения связываются в целое единой точкой зрения, которая требует соблюдения в рисунке трех групп понятий:

1) признаков глубины,

2) закономерностей взаимосвязи,

3) пространственных сокращений.

Необходимо рассмотреть проявление каждой группы понятий в действиях конструктивного рисунка по отдельности. Изучение понятий линейной перспективы требует систематизации процесса обучения, направленного на знания объективных закономерностей взаимосвязи между признаками пространственных изменений в восприятии натурной модели и изображении.

1. Понимание признаков глубины формирует у студентов структурное восприятие, пространственное мышление и представление.

При создании трехмерного пространства линейная перспектива связана с системой признаков.

ü Схождение параллельных линий в различной степени наклона

сходящихся к горизонту выражает глубину. Перспективные линии всегда находятся в том или ином диагонально ориентированном направлении. Взаимосвязанное изображение требует согласования между направлениями линий, а также высоты и ширины геометрических плоскостей.

ü Изменение размеров фигур. Пространственные изменения

предметов заключаются в том, что с удалением от глаза наблюдателя они уменьшаются по всем трем параметрам: в высоту, в ширину и в глубину, т.е. уменьшается не только величина предметов, но и их объемность. Поэтому на расстоянии предметы кажутся человеку менее объемными и более плоскостными.

ü Далекие предметы видны приближенными к горизонту.

ü Заслонение дальних предметов ближними. Закон «фигуры и

фона» действует на основе этого признака, так как фигура всегда ближе своего фона. Заслоненный предмет чаще всего узнается. Пространственное мышление студента воссоздает целостный объект по одной его части только в том случае, если объект ему знаком. Чаще всего этот объект обобщается мышлением до геометрической основы, которая повторяется во множестве отношений воспринимаемой действительности.

ü Ракурсность плоскостей пола или потолка. Этот признак создает

богатство ходов в глубину. В ракурсе боковые поверхности образуют систему линий, находящихся под углом по отношению к вертикали и горизонтали, т.е. наклоненные в глубину. Этот признак в большей мере, чем другие, выражает глубину трехмерного пространства в рисунке.

ü Светотень является признаком объема. Моделировка темным и

светлым тоном создает впечатление объема, при этом темное удаляет, а светлое приближает.

ü Теория теней моделирует форму собственными и падающими

тенями, которые включены в перспективу. Предметы с криволинейными и ребристыми поверхностями в зависимости от освещения могут быть затемненными самым различным образом и в различных частях. Однако в любом случае система теней дает представление о более близких и дальних частях этих предметов.

ü Изменение резкости изображений (явление воздушной

перспективы): дальние предметы видны менее четкими, чем ближние.

В конструктивном рисунке студенты используют целостную систему признаков глубины, каждый из которых способствует тщательному анализу и более успешному действию. По отдельности каждый из признаков глубины выявляется избирательным, сознательным и подсознательным анализом, которые позволяют получить студенту полное представление об объемно-пространственном объекте и различной удаленности его частей. Причем по мере приближения к смотрящему точность выявления признаков пространственной глубины увеличивается.

Каждый из признаков глубины действует в качестве правила взаимосвязи. При этом целостный пространственный образ становится синтетическим. Однако необходимо иметь в виду, что синтетический образ модели – это сформированный образ. В процессе же его формирования, студентам рекомендуется понять теоретически и практически освоить каждый из признаков глубины по отдельности. Только в том случае, когда отдельные признаки глубины будут усвоены, студентам рекомендуется самостоятельно анализировать целостную систему этих признаков. Усложненные задания в первоначальном обучении должны выполняться под руководством педагога. Педагог должен последовательно объяснять проявление каждого из признаков глубины на примерах различных вариантов построения рисунка. Процесс объяснения признаков перспективы по реальной модели должен быть подкреплен показом наглядных логических конструктов.

С опорой на научно обоснованные понятия и оценку их по реальной модели у студентов формируются обобщенные представления, которое подсказывают, им что и каким образом должно восприниматься анализироваться и строиться в рисунке. Такого рода обучение поднимет пространственно-образную чувствительность восприятия у студентов на более высокую ступень развития.

Итак, на двухмерной плоскости листа третье объемно-пространственное измерение упорядочивается системой признаков глубины, которые определяют тип рисунка, линейного или тонового, также модель линейной перспективы (центральной или угловой), также конструктивный объемно-пространственный образ объекта изображения.

Рассмотрение признаков глубины осуществляется на основе понимания и пространственного опыта, накопленного в процессе обучения студентами. Например, такой признак, как заслонение объекта, предполагает знание формы заслоненного предмета. Поэтому помимо признаков глубины студент исследует существенные геометрические признаки формы модели, которые позволяют ему ее узнать.

2. Главное условие восприятия и построения объемно-пространственного рельефа формы с заданной точки зрения – это определение его перспективно-пространственных взаимосвязей.

Закономерности перспективных взаимосвязей ориентируют студентов в построении целостности объема и пространства на плоскости листа.

Общие свойства и признаки пространственного вида на модель являются «общим» в методе от «общего к частному».

1) Вид предмета относительно линии горизонта определяет перспективно-пространственную связь как связь с условиями, так как другая точка зрения вызывает построение другой закономерной взаимосвязи.

Все линии в изображении находятся в закономерно обоснованной перспективной связи от линии горизонта и точки зрения на объект. Знание этой закономерности позволяет судить о зависимости между частями, при которых наличие или отсутствие изменений в одной части является условием изменения в других частях.

Все горизонтальные линии рисунка стремятся к точкам схода, находящимся на линии горизонта. Определение линии горизонта в картинной плоскости является основной задачей, так как для рисунка важно, насколько выше или ниже линии горизонта находится изображаемая модель. В связи с линией горизонта, а также с опорой на знания перспективных закономерностей следует цепь логических действий, направленных на взаимосвязи в горизонтальных линиях модели.

Линия горизонта не является границей, разделяющей плоскости, например, небо от земли. Она является местом их зрительного объединения, т.е. основным признаком перспективы, на основе которого контролируются все пространственные взаимосвязи.

Правило – линия горизонта не зависимо от пространственного вида на модель всегда находится на уровне глаз смотрящего, при этом главный луч зрения перпендикулярен линии горизонта.

2) Заданная точка зрения зависит от точек схода. Но точки схода в угловой перспективе находятся далеко за пределами картинной плоскости, поэтому они не могут быть ориентирами в рисунке. Ориентиры закономерных перспективно-пространственных взаимосвязей между горизонтальными линиями рисунка определяются в самой картинной плоскости, а не за ее пределами.

В угловой перспективе предмет изображается в соответствии с тем, как он выглядит с определенной точки зрения. В процессе восприятия с натуры с разных перспективно-пространственных точек зрения видимый образ модели изменяется. В каждом из пространственных положений, например, спичечного коробка, изменяются видимые связи в системе горизонтальных линий. Ориентирами закономерной взаимосвязи в системе линий служат направление в линиях основания спичечного коробка. Все остальные линии зависимы от них (рис. 2.10).

Правило – та из горизонтальных линий (верхняя или нижняя), которая удалена от линии горизонта дальше, будет иметь больший наклон, а принадлежащая ей плоскость большее раскрытие. Остальные горизонтальные линии, находящиеся в пространстве, примут промежуточное направление между верхней и нижней линиями.

Рис. 2.10. Рисунок спичечного коробка в разных пространственных положениях

В построение куба и других прямоугольных форм включается еще одна закономерная взаимосвязь (рис. 2.11).

Когда студенты рисуют предметы с угла, то для ориентира в определении этого угла необходимо нарисовать план объекта. В плане угол прямоугольника составляет 90 градусов.

Правило – в любом перспективно-пространственном положении угол основания в объекте изображения будет тупым.

Правило – по мере приближения к линии горизонта угол в основании предмета будет выпрямляться, т.е. направление линий, которые его образуют, будет приближаться к горизонтали. Обе линии угла будут изменяться до тех пор, пока не сольются в единой прямой и с линией горизонта.

Для закрепления знаний и развития самоконтроля студентов предлагается применить правила на практике. Характерным заданием в применении правил является рисунок стопки книг (рис. 2.12).

Другим более сложным заданием может быть рисунок пирамиды из кубов. Студенты, включая воображение, осуществляют вырезки, которые необходимо подчинить перспективным взаимосвязям. Вырезки имеют бесчисленное множество вариантов. Студенты осуществляют поиск и выбор варианта задания, и это ориентирует их на ряду с познавательными на творческие действия в рисунке с натуры (рис. 2.13).

Рис. 2.11. Конструкт в изменении угла в основании предмета в зависимости от его удаленности от линии горизонта: А – план, Б, В, Г, Д, Е – изображения в угловой перспективе, Ж – предмет на линии горизонта

Рис. 2.12. Рисунок стопки книг

Рис. 2.13. А и Б – варианты рисунка «пирамида кубов», В – построение рисунка на основе принципа постепенного изменения перспективных взаимосвязей, а, б, с – изменение угла основания кубов в зависимости от линии горизонта

Итак, мы рассмотрели перспективно-пространственные закономер-ности изменения в прямоугольных формах. На основе того, что студенты находят в объектах познания общее и различное, они осознают закономерности, процессы перспективного изменения и развития исследуемого объекта. А на основе понимания процессов изменения осмысливаются не только перспективные и светотеневые связи, но и ритмы.

Далее рассмотрим закономерности перспективы в округлых и цилиндрических формах. Очень трудно передать перспективное изменение там, где пространство пластическое и округлое возникает как результат сплетения сложноорганизованных форм. Поэтому многие цилиндрические формы вписываются в квадрат, а округлые линии изображаются касательно к прямой.

Характерные признаки тел вращения в рисунке – это ось, радиус и раскрытие овалов, зависимых от линии горизонта.

Если округлая форма в плане имеет круг, то в любом пространственном положении, за исключением линии горизонта, она видится как овал (эллипс) (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Особенности построения эллипса в центральной

и угловой перспективе

А) Цилиндрические и конические формы в плане имеют круг, его существенный признак – это радиус.

Б) Видимая величина радиуса в элипсе по горизонтали не изменяется (а1), а по вертикали сокращается, т.е. она становится меньше (а).

В) Для построения окружности намеченного диаметра в перспективе, следует вписать эту окружность в перспективно измененный квадрат. Для определения середины сторон квадрата проведем диагонали, а через середину квадрата обозначим оси и четыре соответствующие им точки, которые будут общими как для квадрата, так и для окружности. Квадрат, разделенный горизонтальной линией на две части, обнаруживает неравенство этих частей. Ближняя часть будет больше, а дальняя меньше. Овал изображен в центральной перспективе, поэтому горизонтальные линии параллельны уровню глаз.

Г) Овал в угловой перспективе вписывается в четырехугольник, у которого горизонтальные линии будут иметь диагональное направление. В угловой перспективе четыре основные точки соответствуют основному направлению фигуры в пространстве. Но для построения эллипса необходимы еще две дополнительные точки (г, г1) горизонтально расположенного диаметра. У горизонтально расположенного эллипса как сокращенного круга множество диаметров, один из которых будет параллелен взгляду. Поэтому в построении овала нет необходимости брать за основу диагональное направление. Овал строится так же, как и в центральной перспективе.

Д) Сокращения и перспективные искажения круга можно определить по вспомогательным точкам. Дополнительные точки диаметра (д, д1,) показывают выступы эллипса и его пространственное направление.

Цилиндрическая форма имеет два овальных основания: верхнее и нижнее, находящиеся на разном уровне зрения. Чаще всего верхнее основание просматривается, а нижнее полностью не просматривается, поэтому его необходимо изображать прозрачным. Верхнее и нижнее основания цилиндра в любом пространственном положении имеют разное раскрытие окружностей. Горизонтальные оси этих окружностей всегда равны, а вертикальные изменчивы. Это объясняется различным положением овалов по отношению к линии горизонта. В положении цилиндра ниже линии горизонта, у нижнего овала вертикальная ось больше, чем у верхнего, а в его положении выше линии горизонта – наоборот.

Педагог, объясняя разное раскрытие овалов, обращает внимание, на то обстоятельство, что чем дальше овал от линии горизонта, тем больше он раскрывается. А когда круг совпадает с уровнем зрения и одновременно уровнем горизонта, то его плоскость превращается в линию (рис. 2.15). Таким образом, он дает понятие о том, что линия горизонта является плоскостью и подводит студентов к понятию закономерных взаимосвязей в перспективно изменяющихся овалах.

Итак, педагог показывает, как изменяются квадраты, когда их определяют на разный уровень по отношению к горизонту и уровню глаз.

Правило: Чем дальше квадрат и вписанный в него эллипс находятся от линии горизонта, тем большее у него раскрытие, а чем ближе он находится к линии горизонта, тем раскрытие у него меньше.

Существенным признаком более раскрытого овала является то, что его линии будут более выпуклыми.

Рис. 2.15. Закономерность перспективного изменения овалов

Если горизонтальные оси эллипса разные, например, у тарелки верхнее основание больше нижнего, то для определения между овалами связей часто используют вертикальные вспомогательные линии, которые помогают спроецировать один овал на другой. Такая процедура сравнения раскрытия овалов сложная. Гораздо легче сравнить дуги самих овалов (рис. 2.16).

Рис. 2.16. Соотношение овалов тарелки

Закономерность - изменения между овалами в зависимости от линии горизонта распространяются на всю систему овалов рисунка, что определяет перспективно-пространственные взаимосвязи. Ниже показаны примеры применения закономерности (рис. 2.17, 2.18, 2,19).

Рис. 2.17. Вариант построения натюрморта из трех предметов (домашняя работа)

Рис. 2.18. Вариант линейного построения натюрморта из округлых форм (перспективное изменение овалов)

А

Б

Рис. 2.19. Закономерность перспективного изменения овалов в рисунке архитектурных сооружений

Цилиндр строится на основе прямоугольной призмы. Горизонтальные оси овалов цилиндра всегда перпендикулярны его вертикальной оси. Однако в некоторых перспективно-пространственных положениях цилиндра перпендикуляр осей воспринимается измененным (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Перспективно-пространственное построение цилиндра

А – В рисунке лежащего цилиндра наблюдаются сильные сокращения, что приводит к отсутствию последовательных изменений в направлениях линий и отсутствию связей между овалами.

Б – Последовательные изменения в горизонтальных линиях приводят к правильному построению призмы, в которую вписывается лежащий цилиндр, при этом выявляется закономерность в раскрытии овалов (б и б1). Овал б1 оказывается более раскрытым, чем овал б.

В – Непоследовательное раскрытие овалов в вертикально расположенном цилиндре (в и в 1). Скачок в раскрытии овалов характеризует отсутствие связи. Один овал раскрыт достаточно сильно, а другой имеет совсем небольшое раскрытие. Поэтому рисунок цилиндра выполнен неверно.

Г – Последовательное раскрытие овалов (г и г 1). Рисунок цилиндра выполнен грамотно. Овал г имеет более сильное раскрытие, чем овал г 1.

Д – Эллипсы, вписанные в правильно нарисованный куб (четырехугольник) выявляют закономерность – дальний овал раскрывается больше, чем ближний.

В рисунках 2.21, показаны примеры, в которых дальние овалы раскрываются сильнее, чем ближние.

Рис. 2.21. Рисунок наклонных крынок и кувшина

Симметричные формы, например орнаментальные рельефы, строятся на основе закономерности, связанной с вертикально наклонными и диагонально ориентированными линиями. Для этого обратим внимание на изменение диагонали в постепенно уменьшающихся по ширине четырехугольниках (рис. 2.22). На рисунке показано, что диагональ более узкого четырехугольника имеет более вертикальное направление, чем у широкого.

Рис. 2.22. Соотношение диагоналей в широких и узких четырехугольниках

Закономерность – при построении симметричных форм в угловой перспективе пары их вертикально ориентированных линий будут зависимыми друг от друга, в тоже время по отношению друг к другу эти линии будет иметь разную пространственную ориентацию.

ü В прямой ориентации объекта ближняя к нам линия до оси будет

иметь более горизонтальное направление, а дальная более вертикальное.

ü В наклонной ориентации объекта наоборот, ближняя к нам линия

будет иметь более вертикальное направление, чем дальняя, для нее свойственно более горизонтальное направление.

Рассмотрим применение закономерности на примере орнамента-льного рельефа «Лист» (рис. 2.23). Лист для рисунка поставлен относительно прямо в угловой перспективе. Для симметричных форм используется парный сравнительный анализ.

Рис. 2.23. Анализ закономерной связи в вертикальных и симметрично расположенных линиях (А – плитка с незначительным наклоном,

Б – плитка с наклоном)

А) Сравнительный анализ симметрично расположенных линий показывает, что линии в ближней к нам части будут имеют более горизонтальное направление, а в дальней части расстояние до оси больше сократилось, поэтому оно больше приближено к вертикальной ориентации.

На основе закономерности анализируется каждая пара всех симметричных вертикально ориентированных линий, обозначенных нами (а – а1, б – б1, в – в1) и др. При этом студент развивает произвольное внимание и произвольный самоконтроль.

Б) При наклоне рельефной плитки действует обратная зависимость: ближние к нам линии будут иметь более вертикальную ориентацию, чем дальние. Эта закономерность действует для всех симметрично расположенных линий (а – а1, к – к1, л – л1, м – м1) и др.

В сложноорганизованной форме, например, голова или фигура человека, а также других симметричных формах наблюдается система последовательных сокращений, которую всегда можно понять, так как все вертикальные и горизонтальные изменения в модели взаимосвязаны. Плоскости модели, направленные в глубину, изменяются закономерно, а признаками изменений всегда является направление, в сравнении с вертикалью и горизонталью карандаша.

В процессе понимания признаков глубины, зависимых от закономерностей перспективы, студенты воспринимают объект не так, как они воспринимали его раньше с опорой на наблюдательную перспективу, т.е. непроизвольно, они воспринимают его произвольно и на более высоком уровне системности. При этом объемное изображение модели, построенное на основе закономерностей перспективы, будет принадлежать сразу двум контекстам: двухмерной плоскости листа и трехмерному пространству, и в обоих оно будет целостным.

3. При неизменной точке зрения на модель ее трехмерный образ всегда устойчив. Он отражает положение образа в пространстве, т.е. его конкретную форму, величину его плоскостей в перспективных взаимосвязях.

Структура геометрических плоскостей как элементов видимой формы в каждом из пространственных положений имеют разные величины, которые находятся в познавательном объекте в определенных взаимосвязях, образуя, тем самым, перспективно-пространственную целостность. В каждом из положений перспективы его взаимосвязи и величины изменяются. На эти изменения в познавательном объекте влияет линейная перспектива, которая выстраивается в рисунке по определенной системе.

Величины плоскостей изменяются от двух факторов перспективы:

1) от поворота модели на одном уровне глаз;

2) от удаленности модели от линии горизонта (выше или ниже).

Направление объекта познания изменяется от фасовой ориентации к угловой ориентации, углубляющей в пространстве третье измерение (модель в три четверти), и далее к профилю. В зависимости от пространственного поворота изменяются плоскости модели, они изменяют не только свои видимые размеры, но также взаимосвязи в точечно-геометрической системе.

Если сразу изменить поворот модели и ее удаленность от линии горизонта (выше или ниже), то величины и их взаимосвязи получат сложные изменения, так как в них сразу включатся две группы понятий. В этом случае студентам будет сложно разобраться с ними. Поэтому педагогам рекомендуется усложнять положение модели в пространстве в следующей последовательности. Первые рисунки должны быть с объекта, определенного ближе к фасу, но не в фас, затем необходимо постепенно поворачивать модель до трех четвертей и далее до полного профиля. Только после этого, когда студенты изучат изменение плоскостей при повороте модели на одном уровне глаз, можно определить модель на другой уровень удаленности от линии горизонта.

1. Изменение плоскости при повороте модели на одном уровне глаз.

В связи с изменением поворота модели в телах вращения изменений не происходит. Рассмотрим, как изменяют свои величины плоскости модели, граненых форм при их повороте на одном уровне глаз. С целью закрепления у студентов умений рисовать объекты прямоугольной формы в угловой перспективе можно взять такие модели, как куб, коробка, книга и др. Рисовать эти модели рекомендуется с угла.

Правило – если видно боковую плоскость прямоугольной модели, то это значит, что она находится в угловой перспективе. Обе линии его основания (фронтальная и боковая) будут иметь диагональное направление. Значит и то, что обе эти линии находятся в сокращении, но одна из них будет иметь больший наклон, а другая меньший, разными будут углы основания модели. Когда увеличивается величина боковых поверхностей, то величина фасовой поверхности обязательно становится меньше.

Если студенты не видят перспективных изменений в прямоугольных поверхностях предмета, то их рисунок будет лишен убедительности.

Еще в начале ХХ века в обучении школьников перспективным изменениям формы использовали такое пособие, как картонный квадрат с вырезанной на нем такой же формы форточкой. Учитель, объясняя перспективно-пространственные изменения плоскости, показывал различное открытие форточки и, как следствие, ее перспективно-про­странственные изменения. Стороны у квадрата равны, а при открытой форточке их величины становились неравными. Горизонтальные линии (нижняя и верхняя) квадрата изменили угол направления. Из вертикальных линий ближняя осталась прежней, а дальняя стала меньше [9].

Плоскость в зависимости от поворота на одном уровне глаз в основном сокращает свои горизонтальные величины.

Правило – чем больше угол, образованный горизонталью и линией основания, направленной в глубину плоскости, тем большие сокращения по горизонтали имеет эта плоскость.

Рассмотрим изменение плоскости при повороте модели на одном уровне глаз на наглядном примере с открытой дверью. В связи с различным открытием двери в ее видимой плоскости происходят перспективно-пространственные изменения, изменяется не только направление в линиях (угол) в горизонтально ориентированных линиях, но и раскрытие плоскости (рис. 2.24).

Рис. 2.24. Закономерность изменения в горизонтальных линиях в рисунке с открытой дверью

2. Изменение плоскости в связи с удалением от линии горизонта.

Для усложнения задач изображения прямоугольных объектов необходимо взять группу предметов из геометрических тел и определить их на различную высоту по отношению к уровню глаз и попробовать нарисовать их в положении три четверти (рис. 2.25, 2.26).

Рассмотрим, как изменяют свои величины объемные формы в связи с изменением пространственного положения относительно линии горизонта.

В работе особое внимание необходимо уделить линии горизонта и точке зрения на модель. Линия горизонта выделяется даже в том случае, если она не поместилась в картинной плоскости. Линия горизонта необходима в рисунке для того, чтобы осознанно, с пониманием правила определить направление основных горизонтальных линий, устремленных в глубину.

Прежде чем приступить к рисунку группы геометрических фигур рекомендуется сделать вспомогательные зарисовки. Это могут быть

композиционные наброски, но могут быть и понятийные конструкты.

В рисунке 2.25 линия горизонта находится выше группы геометрических фигур.

Правило – конструктивный анализ построения объекта в угловой перспективе рекомендуется начинать от основного признака положения его в пространстве, т.е. от пространственно-измененного прямого угла на переднем плане. Направление линий измененного прямого угла необходимо анализировать относительно горизонтали и вертикали и в закономерной связи с линией горизонта.

Рис. 2.25. Натюрморт из геометрических фигур (ниже линии горизонта)

А) От направления линий прямого угла в перспективе будет зависеть построение основного конструктивного элемента пересечения осей для всей группы геометрических фигур. Все остальные линии натюрморта будут анализироваться во взаимосвязи с этими линиями.

Б) План расположения предметов в пространстве и их взаимосвязи. Зарисовки плана помогут понять каким образом объединяются предметы в единое целое. На основе причины к следствию план-схема объясняет построение рисунка.

Все предметы натюрморта в рис. 2.25 вписываются в четырехугольники устойчивой прямоугольной формы.

В зависимости от положения объекта относительно линии горизонта плоскость может изменить не только горизонтальные, но и вертикальные величины. В этом случае модель строится на основе трех точек схода.

Рис. 2.26. Натюрморт из геометрических фигур (выше линии горизонта)

Правила способствуют оценке видимых перспективных изменений в познавательном объекте. Объясняя правила изменения плоскостей, преподаватель должен показать их действие на примере различных перспективно-пространственных условий, в которых могут находиться исследуемые объекты.

Правило – модель, находящаяся в определенном пространственном положении, будет иметь закономерные взаимосвязи между зависимыми направлениями сократившихся плоскостей.

Одинаковые утолщения и изгибы в сложноорганизованных форм, находясь в разных перспективно-пространственных условиях, воспри-нимаются по-разному, поскольку по-разному сокращаются.

Правило – подобное направление различных плоскостей способствует их подобным сокращениям.

Итак, для реализации целей усиления конструктивности образа студенты моделируют в рисунке объемное пространство, для этого выявляют признаки глубины, закономерности взаимосвязи и перспективные сокращения формы.

Умение видеть перспективные сокращения величин развивается в систематических упражнениях в построении рисунка с натуры, с опорой на понятия перспективы и знание реальных величин каждой из плоскостей. В связи с этим в обучении рисунку необходима система восприятия модели, образованная из двух различных познавательных процессов:

ü первый – восприятие целостной объемной модели с различных

(точек зрения) сторон;

ü второй – восприятие рельефа формы объекта с заданной точки

зрения.

Восприятие с заданной точки зрения является подсистемой в системе целостного восприятия объемно-пространственной формы.

Как считает Н.Н. Волков [18], с одной определенной точки зрения на объект может сформироваться недостаточная система пространственно-перспективных оценок, поэтому студент может неполноценно понимать и изображать познавательный объект.

Первоначально студент должен познакомиться с предметом с разных точек зрения и понять его структуру. В этом случае перед ним не ставится задача определения единства перспективно-пространственных отношений и взаимосвязей. Эта задача ставится при рисунке пространственного рельефа формы объекта с заданной точки зрения, при которой признаки перспективного изменения формы наиболее ярко выражены. Когда оцениваются перспективные изменения в объекте познания, студент включает в них понятия о структуре целостного объемно-пространственного объекта и его величинах. И чем полнее и яснее была воспринята целостная модель с разных точек зрения, тем сознательнее и точнее оказывается оценка перспективных изменений формы с одной точки зрения.

Восприятие рельефа формы с заданной точки зрения не столь богато, как обзор модели с разных сторон, при котором образуется достаточная для формирования объемно-пространственного представления система оценок. Восприятие модели с заданной точки зрения не в полной мере ясное, так как не понятно, какую роль в целостности рисунка могут играть воспринимаемые в рельефе формы выступы и углубления. Образ объекта с одной точки зрения всегда должен обогащаться представлениями, опирающимися на опыт восприятия модели с разных точек зрения.

При боковом восприятии на познавательный объект будут появляться грани, которые раньше в положении в фас небыли видны, при этом боковые поверхности раскроются больше, чем фасовые. Восприятие подобных изменений в форме объекта доступно всем, а изображение их составляет большую трудность, так как необходимо понять взаимосвязи перспективных изменений между различными величинами образа.

Педагогу необходимо найти интересные и ясные по форме модели, а также определить методическую последовательность их изучения.

Для того чтобы студенты развивали свои пространственные представления по законам перспективы, необходимо глубокое понимание строения и связей объектов всего материального мира.

Каждая линия модели как единица анализа является признаком геометрической формы и одновременно признаком перспективно-пространственного согласования линий. Поэтому при восприятии и построении сократившихся плоскостей студентам рекомендуется рассуждать, т.е. задавать себе управляющие вопросы. Содержание вопросов может быть следующим: Почему изменились плоскости? Каким образом они повернуты? Какие из плоскостей сократились, а какие раскрылись больше? Почему задний выступ больше переднего, выгодно ли это для рисунка? Какой должна быть величина следующего элемента, чтобы он был связан с первым? и т.д. При ответе на эти и другие вопросы необходимо связывать необходимые понятия в систему.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 2.9. Перспектива как метод научной организации объема и пространства в рисунке с натуры:

  1. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  2. 1.1. Условия конструктивистского подхода в обучении рисунку с натуры
  3. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  4. Научная статья - законченное авторское произведение небольшого объема, представляющее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или посвящённое рассмотрению ранее опубликованных научных работ, связанных обще
  5. Особенности организации и тактики опознания человека по фотоснимкам и рисункам, кино- и видеофильмам
  6. 3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка
  7. Согласование объемов и организации перевозок
  8. Научная методология запрещает произвольно комбинировать свой­ства пространства.
  9. 3. Методы диалектической логики. Научная абстракция, восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического. Равновесный и неравновесный методы
  10. § 16. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска
  11. Семинар 6. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-технического прогресса
  12. НАУЧНАЯ МЫСЛЬ И НАУЧНАЯ РАБОТА КАК ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИЛА В БИОСФЕРЕ
  13. Налог на прибыль организаций. Данным налогом облагается результат хозяйственной деятельности. Глава 25 НК гласит: «Налогом облагается положительная разница между доходами и разрешенными расходами организаций любых организационных форм. Предприятия имеют право выбрать кассовый метод или метод начисления для расчета налоговых обязательств.
  14. Стороны движения: пространство и время 332.1. Пространство
  15. Граница телесности как «пространство поверхности»: динамический аспект
  16. Телепортация как перемещение в пространстве
  17. Научный метод по Ф. Бэкону и Р. Декарту
  18. Граница телесности как «пространство поверхности»: динамический аспект