<<
>>

1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования

В морфологию рисунка включается содержание, структура, функция, форма, тектоника, язык и стиль изображения.

Содержание – это та совокупность информационных и абстрактно-логических элементов, которые составляют суть и смысл построения рисунка.

Для зрителя это предметы, люди, природа, окружающая действительность. Для автора рисунка содержание – это не только предметы и люди, но и закономерности, принципы и правила, направленные на выражение целостных форм и их частей. Это также и средства выразительности, при помощи которых изображается действительность.

Рисунок не есть копия с объекта, а структурный эквивалент этого объекта в изобразительных средствах [6].

Рисунок организуется на основе двух структур: конструктивно-геометрической (объемно-пространственной) и композиционной (художественно-образной) и соответственно двух видов средств графического выражения: целесообразно-практических, геометрических и ценностно-смысловых художественно-эстетических. Отработке тех и других средств выражения способствуют изучение и графическое конструирование в рисунке гипсовых моделей, работа с репродукциями работ мастеров, фотографией и по представлению.

Средства изображения направлены на выражение конструктивного смысла каждого из элементов в целостности пространственной формы, а средства выразительности – на художественный образ, смысловые значения которого строятся в единстве содержания и формы. Те и другие средства изображения строятся на взаимодействии формально-логических и пространственно-образных компонентов деятельности. Если определенное сочетание формальных абстрактно-логических средств в выражении действительности обретает смысл объемно-про­странственной целостности и смысл художественности, то одной из основных задач в обучении рисунку являются постоянное расширение представлений студентов о средствах изображения и средствах выразительности и развитие у них комбинаторных умений.

К изобразительным средствам относятся точки, разнообразные в пространственном отношении линии, системы штрихов и палитры пятен. Когда эти средства находятся в знаково-символическом выражении понятий, то соответствуют своему месту в целостности рисунка и имеют необходимое направление и размер. Отвечая качествам, способствующим целостному рисунку, они становятся средствами выразительности.

Точка определяет место существенных координационно-пространст­венных признаков рисунка, показывает характерные узлы.

Линия является элементом мышления и изображения. В геометричес-

ком смысле линия – одномерная абстракция, в то же время она представляет собой след от движения руки. В художественном смысле линия многозначна – это концептуальное понятие, относящееся к выявлению объема формы и содержания рисунка, это также характеристика того или иного ее местоположения в целостности. В искусстве изображения линия используется в качестве средства, позволяющего отделить изображаемый предмет от фона [15]. Линия может быть четкой и твердой, протяженной или прерывистой. Линии компонуются в гармоничное целое многими способами: по характеру, направлению, устремленности к однозначности или многозначности. В своей понятийной основе все линии контролируются.

Штрих – короткие, равномерно повторяющиеся линии, которые помогают выявить форму предмета, поэтому они должны быть в техническом отношении совершенными. В этом качестве линии будут демонстрировать различные фактуры.

Пятно – слитное нанесение тона. Оно может быть положено сплошной штриховкой или растушевкой. Пятно может иметь самые разнообразные очертания, ровные и зигзагообразные, угловатые и закругленные и самую различную интенсивность тона – от едва заметных оттенков серого до черного тона.

Растушевка – это растирание карандаша по поверхности бумаги различными средствами (ватой, фетром).

Точка, линия и пятно в процессе выполнения конструктивного рисунка с натуры выступают в едином комплексе.

К средствам художественно-эстетической выразительности относится композиция, конструкция, структура, пропорции, светотень, пластический строй, рельеф, принципы гармонии: единство содержания и формы, единство многообразного, единство и борьба противоположностей, все во всем, эвристические принципы выразительности, такие как композиционный центр, динамика и статика, симметрия и асимметрия, ритм, выразительность силуэта, правила взаимосвязи и приемы графики.

Все эти средства основываются на закономерностях зрительного восприятия. В своей основе опираются на законы природы, поэтому в какой-то мере считаются объективными.

Средства художественной выразительности отражают свои понятия в образной форме и рассматриваются как теоретический опыт деятельности, как закономерности, принципы и правила изобразительного искусства. Их цель – привести рисунок к гармонии. Разные комбинации средств способствуют различному выполнению целей. В объемно-пространственном рисунке они считаются логическими компонентами деятельности, а в художественно-образном выражении – смысловыми и эмоциональными, основанными на опыте и подсознании.

Различный комплекс средств выразительности в выполнении рисунка определяет либо объемно-пространственный стиль (учебный рисунок), либо художественно-образный (творческий рисунок).

Объем – это ограниченное со всех сторон пространство.

Объемно-пространственные отношения между линиями – это формообразующая и инструментальная составляющая рисунка, которая зависит от структурных и перспективно-пространственных закономерностей, понимания того, как организовать объемную форму. Незнание закономерностей делает рисунок студентов неубедительным и искаженным.

Смысловые отношения между линиями, штрихами и пятнами изображения формируются в композиционном размещении их на листе, также в выделении главного и подчинении второстепенного.

Рисунок достигает художественной выразительности, когда формальная объемно-пространственная сторона рисунка не теряет связи со смысловой, а является средством ее выражения. Единство формы и содержательного смысла составляет конструктивную основу рисунка.

Форма строится на основе анализа системы существенных признаков и выразительных качеств, отображающих содержание художественного замысла. Конструирование формы начинается во внутреннем образном плане действия и продолжается во внешнем построении рисунка. Форма как внутренняя образная, так и внешняя изобразительная строится в основе тех средств, которыми студент обладает.

Содержание воспринимается со стороны внешнего вида формы познавательного объекта и определяется в основе взаимосвязей между ее элементами, каждый из которых имел свое место в целостности. Содержание понимается в зависимости от формы. Конструктивная организация единства содержания и формы в изображении выстраивается логически. Форма обладает делимостью на составляющие элементы, каждый из которых имеет свой смысл в целостности, что позволяет упорядочивать смысловое содержание конструируемого объекта.

Признаки трехмерного пространства способствуют структурной организации рисунка – средства в выражении пространства. Без них форма изображения может лишиться объема. Все части единого целого имеют как общие, так и отличительные признаки. «Общими» являются геометрические признаки формы, «разными» являются размеры и конфигурация.

Линейный рисунок – самый распространенный способ построения формы в единстве с содержанием. Средства линейного изображения однородные, а язык линейной графики в большей степени условный, чем язык светотеневого рисунка. Главной особенностью линейной графики является контрастное соотношение линий в соотношении с поверхностью бумаги. Пространственное изображение выполняется на основе линий различной толщины, наклона, кривизны и протяженности. Различная фактура линий зависит от качества бумаги, инструментов и приемов выполнения. Линейная графика изучается учащимися в сознательном и целенаправленном проведении линий как графическом средстве построения определенного содержания.

Если рассматривать линии в сравнении с конкретной реальностью, то можно заключить, что они абстрактны. С помощью линий изображается не объективная реальность, а ее структурно-геометрические значения. При таком рассмотрении линий их механическое дублирование отпадает. Каждая операция и ее результат в качестве линии осмысливаются от причины к следствию. Моторная деятельность допускается лишь в одномерном штрихе, но и тот предварительно задается целью.

В линейном построении рисунка студенты должны овладеть выразительной линией, отражающей как понятийное, так и чувственно воспринимаемые ее свойства, при этом линия не может быть «проволочной» или слишком ломанной и такой, за которой теряется объемная форма.

Е.И. Игнатьев [27] выделяет в рисунке различные по своей структуре линии и намечает следующие ступени их развития: 1) простая, проволочная линия; 2) сложная, нащупывающая линия; 3) штриховая линия; 4) валерная. Игнатьевым установлено, что линия является объективным показателем развития у учащихся умений графического построения рисунка. Обычно первые рисунки учащихся выполняются проволочной линией, одинаковой толщины, но при достаточном уровне сформированности конструктивно-графических компетенций линейный рисунок, выполненный студентами, приобретает профессиональные черты – линии становятся разнообразными и начинают соответствовать объемно-пространственному способу выражения модели.

Передавая в рисунке пространственное положение предметов, учащиеся должны уметь по-разному нажимать на карандаш и при этом получать различное качество линий и различную их толщину. Линейный рисунок также связывается с умением применять вспомогательные линии, которые должны быть особенно легкими. Существенные точки линейного рисунка могут особым образом выделяться. На этих точках могут сгущаться или соединяться сразу несколько линий. Точки также могут ярче выражать стыковку двух разнонаправленных линий. Вместе точки и линии способствуют конструктивно-графическому обобщению формы.

В гармоничное целое линии компонуются многими способами: по характеру, направлению, родству, контрасту и т.д. В зависимости от назначения они выполняют в рисунке различные функции:

Вспомогательные линии применяются при компоновке или в поиске связей линейно-конструктивной формы рисунка. К ним относятся построение невидимых форм, осевые, вертикали и горизонтали.

Основные пространственные линии используются для передачи конструктивных характеристик формы в условиях перспективного вида. Они определяют границы плоскостей, образующих форму предмета. Линия, изображенная на листе бумаги, каждый раз по-разному активизирует пространство, при этом учитывается, что обращение с линией в рисунке полно неожиданностей и экспериментов.

В процессе построения рисунка студент должен осуществить детализированный анализ каждой линии в ее связях с другими линиями. Пока учащиеся не завершили построение линейного рисунка, им не рекомендуется переходить к светотеневому его моделированию, поскольку при недостаточно хорошем построении рисунка светотень дает лишь мнимую завершенность изображению. Линейное изображение модели по отношению к светотеневому является более условным и абстрактным, поэтому оно в большей степени нуждается в наглядной опоре.

Как видим, различный характер линий и их взаимосвязей способствует целостному пространственному рисунку и определенному уровню визуально-графической культуры изображения.

При светотеневой моделировке формы необходимы технические приемы и умения штриховки – использовать различную плотность и направление штриха, а также различные растяжки тона. Студенты тренируют эти умения в выполнении специально заданных педагогом упражнениях и затем в построении рисунка с натуры (рис. 1.3.).

Работая над формой предмета, не следует слишком чернить рисунок. Лишняя чернота лишает предмет пространственной убедительности, осознанно решаемой в различной градации контрастов и нюансов. Карандаш не может воспроизвести то количество тонов в переходе от белого к черному, которые существуют в природе. Тональные возможности карандаша ограничены. Поэтому тональные переходы в изображении объемной формы не копируются, а моделируются.

Рис. 1.3. Вариант упражнения на отработку штриха и растяжки тона.

Структура – формальная характеристика системы произведения, выражающаяся в относительно постоянных отношениях между ее элементами. Это та совокупность (ансамбль) отношений, образующих сущность целого, в качестве способа связи элементов, закономерностей связи, внутреннего устройства, взаимодействия элементов между собой.

Функция определяется связями между произведением и человеком, а также связями между системой функций (конструктивных значений) и процессом деятельности. За характером функций стоят общие черты типологии объектов. Одни из функций являются главными, а другие второстепенными. Второстепенные функции проявляют вспомогательные построения, а главные – назначение элемента в наглядно воспринимаемой форме. К ним относятся визуально-графическая культура выражения, смыслы и эстетические ценности. Главная функция рисунка проявляется в двух аспектах: а) цель и назначение, которою будет выполнять изображение в образовательной среде (учебный рисунок или творческий); б) способ действия и стиль изображения.

Форма двуедина: внутренняя форма – это устройство и структура модели; внешняя форма – это наглядный облик и художественный образ. Гармоничная форма обладает взаимосвязями внутренней и внешней наглядно выраженной формы, выражающей способ организации и способ существования содержания в контексте культуры, при этом рассматривается как материальное воплощение информации, как носитель эстетических ценностей и идейно-художественного содержания. Форма служит целесообразности и красоте рисунка, обладает коммуникативными связями, так как воздействует на человека комплексом своих свойств и качеств.

Коммуникативные связи – это связи с будущим зрителем и потребителем. Целостность главное качество формы, и именно оно способствует коммуникации со зрителем. Целостное содержания картинной плоскости конструируется таким образом, что ход мыслей и восприятия зрителя движется по акцентам, расставленным автором, которые увлекают его во внутреннее содержание изображения.

Язык связан с семантикой, т.е. системой линий-знаков и конструктивных значений языка (грамматикой построения), которые позволяют создавать целостные стилистически однородные изображения.

Стиль – закономерное единство всех элементов формы (комплекса, системы, ансамбля средств), воплощаемое в определенной системе устойчивых признаков, обеспечивающих общность композиционных приемов, формирующих художественный образ в произведении [37]. Стиль как неотъемлемое качество графического конструирования отражает сложный комплекс эстетических ценностей, взглядов и вкусов времени. Стиль изображения рассматривается как ценностно-ориентированная информационная система знаковых форм. В качестве стилевых признаков используются изобразительные и композиционные средства, в результате которых формируется эстетически воспринимаемая целостность. Стиль диктует направление, при котором создаются изобразительные формы, например, пространственно-геометрические. Любой стиль обнаруживает снижение числа признаков и этим усиливает необходимость использования ограничений в применении изобразительных средств.

В конструировании изображений решаются содержательно-образные, формально-логические, композиционные, технологические и технические вопросы, что требует от студентов осмысления процесса на трех уровнях: аналитическом, логическом и образно-эмоциональном.

Аналитическая сторона направлена на внимательное изучение различных сторон объекта, разбор отдельных составляющих, осмысление познавательного процесса, на анализ составляющих структуру, функцию и графическую форму рисунка. Анализ формы окрашен осознанным изучением идеальной полноты существенных признаков модели.

Логическая сторона способствует упорядочению взаимосвязей модели, в основе теоретических средств построения (понятий, правил и принципов), способов конструктивного процесса.

Образно-эмоциональная сторона, характеризуется свободным владением конструктивно-графическими и художественно-выразительными средствами выражения образа, способностью определить одни значения как главные, а другие как второстепенные. Поиск художественного образа опирается на развитое воображение и интуицию, поэтому этот уровень процесса рекомендуется выполнять после аналитического и логического изучения учебного материала.

Аналитическая, логическая и образно-эмоциональная формы осмысления – это три стороны единого процесса.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования:

  1. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  2. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  3. 1.4. Обобщение как основная форма конструктивно-графического выражения
  4. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  5. 4.6.5. Анализ и графическое моделирование светотеневых отношений в форме головы
  6. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  7. 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка
  8. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  9. Графические систематизаторы
  10. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  11. Визуальный анализ графических схем БП
  12. Тема 6. Инструментальные системы для моделирования деятельности организации
  13. Графическое изображение структуры аргументации
  14. 5. Графические методы экономических исследований