<<
>>

4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры

В высшей школе установилось нелинейное деление курса (изучение геометрической структуры объекта, графических приемов и средств художественно-эстетической выразительности), что выражается в периодически повторяющихся блоках.

Целостный курс ограничен рамками четырехлетнего обучения, в пределах которого планируется изучение основных и второстепенных блоков содержания обучения.

В программе выделены следующие области знаний:

ü в доступной форме научные основы деятельности;

ü познание пространственных законов природы и порядка в ней;

ü законы системной организации объекта;

ü закономерности конструктивно-графической, композиционной и художественной выразительности;

ü сведения о методике геометрически обобщенного моделирования

объемно-пространственных объектов на плоскости листа;

ü примеры решения конструктивно-графических задач с

выделением объема знаний, умений и навыков, способствующих развитию объединенного пространственно-образного и понятийно-логического мышления;

ü эвристические принципы гармонии «единство многообразного»,

«единство и борьба противоположностей», «всего во всем» и принципов художественно-эстетической выразительности, способствующих реализации метода художественных интерпретаций.

ü различные технические приемы графики.

Из общего объема знаний выделяются основные понятия, т.е. логические ситуации деятельности, в которых применяются знания, а для формирования умений проектируется система преобразовательных и творческих задач. Стимулируя практическую работу студентов, педагог показывает примеры успешного решения задач Процесс выполнения студентами заданий сопровождается педагогическим объяснением системы понятий. Для этого им подбираются такие методические способы и средства обучения, которые обеспечивают наиболее экономичное во времени и продуктивное по результатам усвоение.

На каждое занятие также составляется программа, включающая:

ü четкое определение цели занятия;

ü органическое сочетание задач обучения, развития и

эстетического воспитания;

ü сочетание объяснений педагога с практической работой

студентов;

ü рациональный отбор учебного материала с учетом

требований обучения;

ü конструирование заданий, которые должны выполняться

студентами в процессе самостоятельного решения задач;

ü определение методов и приемов обучения в зависимости от

учебных целей, характера изучаемого материала и опыта деятельности студентов.

Занятия по дисциплине «рисунок» относятся к практико-ориентированному обучению.

Содержание обучения направлено на изучение целостных объектов и процессов их конструктивно-графического моделирование в единстве содержания и формы, на формирование системного мышления, исследовательских конструктивно-графических умений и компетенций, также овладение визуально-графической культурой изображения.

Любое содержание моделируется как целостность и направляется на конструктивные взаимосвязи. Любой познавательный объект изучается системно на основе аналитико-синтетических действий и обобщенных способов познания и интерпретационного конструктивно-графического моделирования.

Усвоение студентами существенных признаков объемно-пространственных объектов осуществляется в учебном процессе не сразу, а постепенно. От педагога требуется проектирование системы заданий с постепенным увеличением существенных признаков целостного объекта и средств художественной выразительности и доведения их количества до достаточной полноты.

Образовательный процесс дисциплины «рисунок» представляет собой структурную модель, где каждый шаг имеет свой временной интервал. Циклы обучения научным основам конструктивно-графического языка (адаптивная технология) и основам творческой деятельности (технология профессионально-творческого развития) имеют содержательные и процессуальные требования.

Содержательные требования в изучении дисциплины состоят из логики, которая базируется на идее познания окружающего мира в контексте его преобразования: обобщенного моделирования, художественной интерпретации, исследования и оценки их результатов в процессе построения рисунка.

К процессуальным требованиям относятся: мотивация к обучению студентов, постановка целей и задач, план содержания обучения, способы и этапы процесса обучения, контроль результатов учебной деятельности.

В процессе построения рисунка используются всевозможные обобщенные и схематизированные замещения и преобразования объекта, которые являются вспомогательными действиями и при которых изображение наращивается от линии к линии.

Синтез объективно известного и нового становится основным фактором отбора средств выразительности в процессе преобразования пространственной информации.

Самостоятельный поиск идеальной полноты существенных признаков рисунка относится к творчеству. Но так как творчество является наивысшим уровнем познания и деятельности, то в начале обучения студенты должны научиться рисовать, изучить правила, принципы и приемы графики и только потом самостоятельно работать над творческими работами. Но это не значит, что первичные задания по рисунку не несут никакой творческой нагрузки. Элементы творчества присутствуют в каждом задании, но они незначительны. Исходя из принципа посильности и доступности заданий, а также в связи с повышением уровня понимания и мышления студентов творческая составляющая деятельности постепенно от задания к заданию увеличивается, при этом увеличивается доля проблемного и поисково-исследовательского обучения.

В адаптивной технологии обучения (первый и второй курс обучения) предлагаются три типа заданий, направленных на преобразования:

1) масштабные преобразования;

2) преобразования конкретной формы в геометрическую;

3) преобразования в связи с изменением пространственного положения.

Первый вид преобразования связан с изменением величины изображаемого предмета при сохранении общей пропорциональности, без изменения расположения элементов относительно друг друга.

Второй вид преобразований связан с изменением способа изображения, в отличие от конкретно-воспроизводящего способа, форма объекта изменяется в геометрически обобщенную.

Третий вид преобразований связан с процессом вращения и учетом закономерностей перспективы в организации формы объекта.

Задания на пространственное представление включают зрительные образы памяти. Учащиеся могут ориентироваться по конструктам и переносить принцип их действия в свою деятельность.

Преобразовательная деятельность конструктивного рисунка опирается на такие качества студентов, как представление и воображение, и развивается в проблемном обучении. Поэтому при конструировании заданий и упражнений педагогу необходимо предусмотреть смену видов деятельности учащихся. На аудиторных занятиях выполняются задания с натуры, а для домашней работы можно давать задания на геометрические преобразования.

Задания с натуры на моделирование геометрического обобщения рекомендуется чередовать с весьма полезными заданиями, связанными с изменением пространственных взаимосвязей частей целостного объекта, путем их сдвига, перестановки или поворота.

Не менее полезно введение преобразований в изображениях предметов на основе изменения их формы путем удаления, наращивания, замены частей предметов или изменения у них пространственной глубины.

Заслуживают внимания задания, содержание которых включает изменение пространственного положения всего предмета в целом и его частей, а также задачи на комбинирование.

Наряду с этим полезны упражнения на реконструкцию и дополнение изображений.

По дополнительному репродуктивному материалу (ксерокопии) полезно искать ошибки и исправлять их, а также добавлять недостающие конструктивные особенности.

На первых двух курсах обучения рисунок рассматривается как цель познания и изображения окружающей действительности, студенты опираются на узнавание и применение усвоенных знаний в типичных ситуациях практики. Последующие курсы обучения рисунку развивают у студентов творческие действия в выражении художественного образа.

Для творческой деятельности характерно то, что автор достаточно свободно ориентируется во всех ее составляющих, а именно: сам выбирает содержание работы, в которое включаются характеристики объекта и всех его частей, также степень обобщения и уровень выявления художественного образа. Далее автор самостоятельно определяет соответствующую содержанию форму. Для этого он осуществляет поисковую и исследовательскую деятельность, самостоятельно выявляет между элементами изображения конструктивные взаимосвязи, комбинацию графических средств и технических приемов, также систему принципов художественного выражения.

В технологии профессионально-творческого развития (третий, четвертый курс обучения) предлагается три вида преобразований формы объекта в инвариант.

1) Преувеличение значимости смысловых характеристик каких-либо частей через иерархическую связь или какой-либо прием. Все части рисунка приводятся в постепенно изменяемое отношение зависимости и меры связи одной части с другой, например, от композиционного центра или доминантных узлов.

2) Преуменьшение или преувеличение частей в поиске структурного единства и более четкого порядка.

3) Преобразования на основе заданной системы признаков и построения при этом стилевого рисунка.

На творческом уровне концепция преобразовательной деятельности представляет собой систематизацию знаний, умений и навыков, в то же время требует креативного подхода к постановке и решению целей и задач. Концепция является смысловым центром, элементом в системе деятельности и моделью в организации процесса. С помощью концептуальной модели содержательно обосновываются цели деятельности, средства и способы их достижения.

Целостная концепция иерархически упорядочивает две модели:

ü концепцию идеала (прогностический образ);

ü концепцию технологии графического конструирования.

На концептуальном уровне модель формируется в свернутом виде. В последующей деятельности она разворачивается по этапам процесса.

В творческом построении рисунка функция взаимосвязи осуществляется посредством обмена свойствами, их плавного перетекания из одной части в другую.

Получая дополнительное содержание, части образуют целое, которое приобретает образную завершенность, притягательность, законченность и гармоничность в восприятии.

В процессе проведения таких заданий рекомендуется делать эскизы. При помощи быстрых эскизов анализируются образные представления у студентов, когнитивные и оперативные образы действия.

Формирование представлений зависит от процессов пространственного мышления и запоминания. Чтобы запомнить графический материал, необходимо усвоить понятия, сделать умозаключения, а также уметь их свободно воспроизводить в рисунке. Более глубокому запоминанию способствуют задания на повторяемость в содержании, в реализации которых одни и те же понятия уточняются и углубляются. Так осуществляется рассредоточенное запоминание, т.е. неоднократное обращение к усвоенному материалу, который изучается не за одно занятие, а в течение некоторого промежутка времени.

Повторяемость в геометризированном содержании позволяет студентам глубоко проникнуть в сущность постигаемых понятий.

Именно задания на геометрическое обобщение хоть и типичны, но многообразны, поэтому играют важнейшую роль в выработке умений и навыков. Овладение знаниями и умениями не сводится к одному познавательно-практическому акту, а закрепляется в повторяющейся деятельности. Понимание не раскрывается сразу во всем своем многообразии и поэтому требует дальнейшей умственной и практической тренировки по более глубокому осмыслению понятий.

Решение аналогичных задач на разном учебном материале способствует логическому переносу содержания компетенций с одних заданий на другие, на первый взгляд различные по своей сути, но именно они способствуют формированию конструктивных понятий в построении предмета в изображении.

Каждая постановка заканчивается разбором достигнутого и сделанных ошибок. Понятно, что все задания, связанные с различными преобразованиями исходных конкретных данных в обобщенные, следует использовать в условиях индивидуального обучения, вследствие которого будет осуществляться активизация мыслительной деятельности студентов.

Конечной целью обучения конструктивному рисунку будущего дизайнера должны стать системное мышление и конструктивно-графические компетенции, способные моделировать комплекс разнообразных объектов, как с объемно-пространственными, так и с эстетическими качествами.

В системной организации графического объекта мышление студентов опирается на принцип от «абстрактного к конкретному». В системе конструктивно-графического обучения субъектный опыт изображения объектов с натуры играет ведущую роль. Курс обучения рисунку рассчитан на четыре года. По протяженности во времени подготовка будущего дизайнера по дисциплине «рисунок» делится на четыре этапа, на основе которых студент должен пройти последовательный путь от систематизации геометризированных форм окружающей действительности до систематизации смыслов художественного образа.

На разных этапах обучения в деятельность студентов включаются различные соотношения наглядно-образных, понятийных и абстрактно-логических компонентов мыслительной деятельности, которые развиваются в определенной последовательности. На каждом этапе познавательно-практического развития студентов задается свой способ видения и преобразования реальной действительности. Студент воспринимает и изображает окружающий мир в соответствии с определенным содержанием обучения.

В основу объемно-пространственного и художественно-образного решения задач построения рисунка закладывается программа развития студентов. Творческий потенциал личности дизайнера представляет собой интегрированное проявление мыслительных, чувственных и операционно-деятельных качеств, компетенций будущих специалистов.

На 1-м и 2-м курсах (начальный период обучения) по аналогии осваиваются обобщенные способы и приемы графических изображений в линии и тоне. Развиваются простые аналитико-синтетические умения и специальные навыки. Основными инструментами являются простые карандаши и гелевые ручки.

На 3-м и 4-м курсах (период основной профессиональной подготовки) формируется самостоятельность студентов в постановке целей и концепции преобразовательных действий. В обучении используется более разнообразная палитра графических и художественных средств выразительности.

Особенность практики аудиторных занятий по рисунку в сравнении с самостоятельной работой студентов состоит в том, что формирование компетенций осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и студентов. Педагог выступает здесь в качестве непосредственного организатора учебно-исследовательской деятельности студентов. Самостоятельная деятельность учащегося продолжает задачи аудиторного обучения и является элементом в системе учебного процесса, в то же время она является подсистемой индивидуальных заданий и упражнений. Подсистема самостоятельной работы направляется на «логический перенос» усвоенных студентами компетенций в новые условия деятельности.

В качестве практических работ по рисунку студентам необходимо освоить следующие линии содержания обучения:

– рельефные плитки – архитектурные детали (вазы, капители);

– части головы – гипсовая голова – живая голова – фигура человека;

– драпировка – натюрморт – интерьер – вход в здание – пейзаж.

Программа устойчивого развития конструктивно-графической компетентности в качестве объемно-пространственных и конструктивно-художественных компетенций у студентов организует систему целей, в которой каждая последующая цель включает в себя знания, используемые в предыдущих.

Цели первого семестра – познакомить студентов с простыми геометрическими формами и их конструктивными особенностями, при этом дать ограниченную, но в то же время законченную систему знаний перспективно-пространственных закономерностей и на этой основе развить произвольное внимание.

Учащиеся рисуют невысокие орнаментальные рельефы, несложные натюрморты из геометрических фигур и бытовых предметов. На их основе отчетливо видны геометрические плоскости, пропорциональные, перспективно-пространственные и ритмические отношения величин, которые необходимо научиться определять и изображать в рисунке. Вводятся понятия существенных точек и элементарных перспективных и светотеневых взаимосвязей, при которых точки, линии и плоскости зависят от пространственного вида на объект и линии горизонта. Взаимосвязи наглядно показываются в конструктах.

Цели второго семестра – углубить изученную систему знаний перспективно-пространственных закономерностей на более сложных моделях и при самостоятельном применении ее на практике, развивать у студентов произвольный самоконтроль (контроль в применении знаний).

В рисунке драпировки, более сложных орнаментальных рельефов, простой вазы и капители применяется система методов объемно-пространственного моделирования. При изучении геометрических структур объемных форм, находящихся в линейной перспективе, вводится понятие комбинаторности существенных признаков.

Цели третьего семестра – научить студентов обобщенно конструировать объемно-пространственные формы и сформировать на этой основе взаимодействие понятийно-оценочных умений с произвольным самоконтролем.

На занятиях рисунком студенты выполняют геометрическое обобщение маски льва, рисунок ионической капители, частей античной головы, натюрморта в интерьере. Вводятся понятия системы средств выразительности. Студенты формируют понятийную модель конструктивного строения частей головы, моделируют в рисунке геометрическое обобщение их формы, при этом некоторые действия выполняют самостоятельно без помощи педагога.

Цель четвертого семестра – обучить рисунку простой античной головы, малым архитектурным формам и при аналогии процессов развить контрольный уровень рефлексии.

Учащиеся моделируют в рисунке форму усложненной вазы, угла комнаты, форму античных голов: Венеры, Дианы, Аполлона Бельведерского, Антиноя, Диадомена. Вводятся понятия иерархии взаимосвязей.

При переходе от понятий к смыслу студенты изучают и моделируют в рисунке формализованные в геометрическом обобщении структуры более сложных объемно-пространственных форм угла комнаты и античной головы человека, находящихся в перспективе. В познавательных объектах выделяется главное и подчиняется второстепенное.

Достижение целей на первом и втором курсах обучения конструктивно-графическому моделированию осуществляется при разрешении противоречий между чувственным и рациональным, между рационально-понятийным и когнитивно-оценочным.

Цели пятого этапа обучения – в проблемном обучении углубить понятия конструктивной формы головы и интерьера, сформировать понятия графического стиля.

Студенты выполняют рисунок интерьера, геометрическое обобщение более сложных форм головы, таких, как Гаттамелата, Гомера, Зевса, Давида. Рисунок голов второго уровня сложности относится к творчеству и выполняется в художественно-образном аспекте с поисками стиля. Выполняя задания, студенты самостоятельно избирают те или иные средства выразительности. Творческие задания требуют от учащихся соблюдения принципа «единства содержания и формы», развития смысловой структуры, направленной на преобразования объективно существующей действительности и на этой основе применения эвристических принципов художественно-эстетической выразительности.

Цели шестого этапа обучения – научить изображать части сложных комбинаторных форм фигуры человека (кистей рук и стоп ног), архитектурные детали, такие, как «вход в здание», и при этом развить разнообразные техники и конструктивный уровень рефлексии.

Сложные формы частей человеческого тела самостоятельно обобщаются студентами при незначительной помощи педагога. Такое задание, как вход в здание, требует творческого воссоздания действительности – единства противоположностей объективности и субъективности, при которых условность становится средством выражения, а геометрические модификации обретают систему смыслов.

Цели седьмого этапа обучения – научить конструктивному рисунку экстерьера архитектурных сооружений, частей человеческого тела: фигура экорше, череп, живая голова человека. Развить у студентов конструктивный уровень рефлексии в выполнении поставленных задач: кроме геометрического обобщения модели уметь выполнять художественные интерпретации и пластически моделировать форму объекта.

В творчестве приходится переходить от одного типа признаков к другому. В первую очередь студенты преобразовывают конкретные признаки модели в обобщенно геометрические. Далее геометрические признаки дифференцируются по типам (пропорциональные, перспективно-пространственные и светотеневые) и в связи с иерархией средств художественной выразительности они преобразуются в художественно-интерпретационные признаки и пластику рисунка.

Цели восьмого этапа обучения – в рисунке обнаженной модели (мужской, женской), трех планов глубины пейзажа, развить конструктивную функцию рефлексии к системе значений художественного образа.

Студенты определяют концепцию рисунка в качестве художественных интерпретаций и эстетической оценки художественного образа. На этой основе ими выявляется сущность модели, требующая умышленного отступления от натуры. При выполнении рисунка студенты используют не только систему перспективно-пространственных закономерностей, но и систему эвристических принципов художественной выразительности в качестве интерпретант и приемы графики.

Исходя из неопределенности содержания, взаимосвязей и отношений между известным и неизвестным, каждый студент делает свой выбор. В выполнении пейзажа студенты самостоятельно ставят себе цели, комбинируют известные знания и способы деятельности в новый для себя способ. Комбинации в системе знаний создаются студентами посредством представления и воображения.

На творческом уровне обучения конструктивная функция рефлексии, конструктивная компетентность и технические умения студентов считаются основными компонентами построения рисунка с натуры.

Достижение целей на третьем и четвертом курсах обучения реализуется при разрешении следующих противоречий: между содержанием и формой, между объективным выражением и субъективным личностным самовыражением, между когнитивными и креативными процессами, однообразием и многообразием форм в рисунке.

Цели обучения на каждом занятии формируются как учебные и творческие задачи. В системе аудиторных заданий планируется время, необходимое для выполнения заданий, формирования отдельных компетенций и конструктивно-графической компетентности будущего дизайнера в целом.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры:

  1. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  2. 1.1. Условия конструктивистского подхода в обучении рисунку с натуры
  3. 4.5. Содержательная линия в обучении конструктивному рисунку: орнаментальные рельефы – вазы – капители
  4. 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка
  5. 2.9. Перспектива как метод научной организации объема и пространства в рисунке с натуры
  6. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  7. 3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка
  8. 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  9. 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  10. Описание II ступени обучения приводится по памяти. Авторской методички не существует на момент написания данной. Преподаватели ведут занятия по личным записям, сделанным во время обучения.
  11. 2.5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» (для программы углубленной подготовки)
  12. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  13. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  14. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  15. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  16. 2.4 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (для программы углубленной подготовки)