<<
>>

4.5. Содержательная линия в обучении конструктивному рисунку: орнаментальные рельефы – вазы – капители

Внешний вид и смысл орнаментального рельефа зависят от организации объемной формы, от расположения его частей в пространстве. Орнаментальный рельеф наиболее востребован в архитектуре.

Как элемент оформления он организуется в трех основных видах, каждый из которых имеет свою конструкцию, а именно: ленточные орнаменты (окаймления, фризы), розетки (орнамент, вписанный в круг) и орнаменты, полностью заполняющие поверхность предмета узором.

Учебные модели орнаментальных рельефов показывают строгое чередование ритмически связанных между собой элементов. На поверхности плиты размещаются более или менее объемные элементы, и они не обладают таким высоким рельефом, как объемные геометрические фигуры, например, шар, куб и другие. В то же время они отличаются от них составной формой, состоящей из множества деталей, наглядно демонстрирующих характеристики симметрии и ритма. И это важно, так как в дальнейшем обучении рисунку студентам придется находить ритм там, где он отчетливо не выявляется.

Все модели, используемые в системе обучении, имеют классические растительные и геометрические формы. Характеристики моделей изменяются от низкого до более высокого рельефа и от геометрически обобщенного объема до пластически сложного орнамента. Основными мотивами растительного орнамента являются цветы, листья и ветви растений, а геометрического – геометрические фигуры. Вместе с усложнением рельефов усложняются задачи, решаемые при построении их форм.

В построении рисунке орнаментального рельефа преобладает формальная сторона над содержательно-смысловой. Поэтому ограниченной высоте объема рельефы наилучшим образом способствуют отработке формальных средств изображения. В начале обучения используются более плоскостные, простые и ясные по форме, также понятные по построению рельефы (рис.

4.1).

Цель обучения рисунку несимметричного плоскостного орнамента – развить у студентов произвольное внимание и координационно-пространственную ориентировку.

Рис. 4.1. Построение плоского рельефного орнамента

При рисунке орнамента студенты должны решить ряд задач.

1. Необходимо определить положение плиты орнамента по отношению к линии горизонта. В рисунке четырехугольной плитки необходим анализ вертикально- и горизонтально ориентированных линий. Для горизонтально ориентированных линий необходимо использовать правило: чем ближе линии к линии горизонта, тем более горизонтальным будет ее направление. Линия горизонта выше орнаментальной плиты. В связи с этим, на примере рис. 4.1 видно, что линия (А) имеет более горизонтальное направление, чем линия (Б). В вертикально ориентированных линиях необходимо определить наклон. В связи с тем, что плитка наклонена, необходимо отметить, что линия (В) имеет более вертикальное направление, чем линия (Г).

2. Педагог намечает карандашом на плите гипсового орнамента диа­гонали, вертикальную и горизонтальную оси. В результате плита с орна­ментом разделяется на восемь частей (треугольников). В своем рисунке студенты также намечают диагонали и оси, которые будут служить ори­ентиром в построении рисунка.

3. Рисунок целостного и достаточно сложного орнамента изобра-жается как восемь пространственно взаимосвязанных частей.

Построение рисунка имеет определенную последовательность:

1) ориентируясь на линии верхних треугольников, необходимо опре­делить координаты основных точек (а, б, в) и нижерасположенных точек (г, д), в совокупности определяющих основное конструктивное направле­ние орнаментального витка;

2) общие линии (аб, ав, ви, бжк, ил), ограничивающие пространство орнамента, имеют различные направления, которые сравниваются с по­мощью вертикали и горизонтали карандаша;

3) нижние точки орнамента также ориентируются с краями пространства треугольников.

В то же время проверяются вертикальные отношения точек нижних частей рисунка с точками, находящимися наверху;

4) когда определены основные координационно-пространственные отношения между точками, рисуется линейное изображение орнамента. Выявляется точное расположение линий в каждой из частей (треуголь­ников). Проверяются точность конфигурации не только листов и витка стебля, но и пустых пространств между ними;

5) убираются вспомогательные линии и наносится светотень.

Построение рисунка, выбор графических средств осуществляется с учетом конструктивного характера объемной формы орнамента.

Форма орнаментального мотива организуется из нескольких легко определяемых частей, поэтому считается составной (рис. 4.2). Орнаментальный рельеф основан на симметрии и ритме как форме взаимосвязи в частях целого, геометрической структуре и пластической моделировке элементов. Зеркальная симметрия организует в орнаменте идеальную гармоничную форму, в выражении которой анализируется взаимное расположение линий и плоскостей. Ритм строится на повторении и изменении пространственных характеристик в элементах орнамента.

Орнаментальный рельеф замыкают повторяющиеся формы листьев, которые начинают свой ритм от одной валюты (спиралевидный завиток) к другой. Двигаясь к центральной оси, они меняют направление и увеличивают размеры своих листов от «малого к большому». В обратную сторону от оси листья изменяются подобным образом. Образованный ими ритм направляется ко второй валюте, при этом листья изменяют направление и размеры своих форм от «большого к малому».

Цель рисунка – научиться строить целостную форму относительно плоского орнамента в пропорциональных, перспективно-пространственных и светотеневых взаимосвязях и выявить ритмическое начало.

Рис. 4.2. Построение составного симметричного орнамента

Выполняя рисунок, студенты должны решить ряд задач.

В построении рельефа необходимо изучить характер формы, увидеть ритм распределения частей, узловые опорные точки, направление линий, в то же время определить схему построения и последовательный алгоритм анализа. Способ построения объясняется логикой геометрического обобщения объемной формы орнаментального рельефа в знаково-символическом аспекте, при котором каждая линия объясняется в основе понятий перспективы и светотени. Первоначально форма моделируется линией и потом светотеневыми отношениями.

Самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством преподавателя. Педагоги показывают аналоги рисунка и осуществляют разбор их построения, дают рекомендации к практической работе. Студенты делают выводы из разбора и самостоятельно выполняют рисунок. Педагог контролирует исполнение рисунка, студенты осуществляют самоконтроль.

Во-первых, необходимо определить конструкцию из трех осей (центральная и две боковых для валют). Конструкция осей определяет пространственный вид на объект. Наклон вертикальной и горизонтальной осей определяется с помощью вертикали и горизонтали карандаша.

Во-вторых, вертикальные и горизонтальные членения орнаментального рельефа и пропорциональные взаимосвязи орнамента. Для этого выявляется элементный состав и параметры элементов. Основание орнамента в горизонтальной ориентации организовано двумя валютами (спиралевидный завиток) и центральным элементом. Центральная часть орнамента организована двумя пластически сложными элементами. Все три элемента основания имеют в рисунке одинаковую величину, обозначены (Г, Д, Ж). В перспективном пространстве рисунка эти величины изменяются в отношении больше, меньше и еще меньше. По вертикали пропорциональные соотношения в размерах частей орнамента также изменяются в отношении больше, меньше и еще меньше, обозначены (А, Б, В). Ритмическая зависимость в размерах определяет гармонические пропорции орнамента.

В-третьих, орнамент имеет относительно плоский рельеф. Когда он выстраивается в угловой перспективе, то ориентируется не на две, а на одну цепь пространственных изменений и одну точку схода.

Линия горизонта – горизонтальная линия. В построении орнамента линии стремятся к горизонту, т.е. к более горизонтальной ориентации, поэтому изменяются от большего наклона в основании с постепенным переходом к меньшему наклону. Все симметрично ориентированные точки орнамента включены в перспективно-пространственные взаимосвязи.

В-четвертых, в линейном построении орнамента используется система закономерностей:

1) изменение направления в горизонтальных линиях в зависимости от линии горизонта;

2) рельеф наклонен, поэтому в его построении используются закономерные взаимосвязи в симметрично расположенных линиях для наклоненных форм;

3) связи по вертикали и горизонтали (обозначаются пунктиром);

4) закономерные изменения в овалах.

В-пятых, в зависимости от направления светового луча и на основе принципа «собственная тень темнее падающей» определяются светотеневые взаимосвязи. Все элементы целого подчинены градациям светотени – различного рода полутонам, рефлексам и системе контрастов.

Находящиеся близко к нам элементы формы отличаются от удаленных своим насыщенным тоном и контрастными отношениями. В тоже время они отличаются большей пластической проработанностью деталей, при этом дальние элементы решаются более обобщенно.

Все орнаментальные рельефы включают в построение повторяющиеся ситуации, которые анализируются единообразно. В каждом последующим рисунке наряду с повторением решаются новые задачи, которые требуют объяснений педагога. Прежде чем перейти к рисунку более высокого рельефа, необходимо понять действие геометрического обобщения формы на простых и плоскостных рельефах (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Геометрическое обобщение рельефной плитки «Клевер»

Геометрически обобщенные формы рельефов формируют понимание структурного объемно-пространственного строения, приучают студентов осознавать рельефные формы различного характера.

Цель рисунка – научиться осознавать различные качества рельефа формы (вогнутости и выпуклости), геометрически преобразовывать форму, определять взаимосвязи.

Геометрическое обобщение листьев показывает их объем. Процесс построения рисунка осуществляется по правилу.

Правило: там, где линия меняет свое направление, ставится существенная точка. Через точку проводится линия, определяющая границу плоскости.

В светотеневом отношении каждая плоскость имеет свой тон. В рисунке проявляется видимое выражение понятий, при этом его форма становится конструктивной.

В рисунке более высокого рельефа особое внимание уделяется закономерностям светотени (рис. 4.4, 4.5).

Рис. 4.4. Рельефная плитка «яблоко»

Геометрическое обобщение яблока в рисунке помогает студентам понять объем достаточно высокой формы и того, что применение правила наилучшим образом способствует выявлению объема.

В линейном построении используются парные сравнения. Например, по высоте сравнивается величина стебелька с величиной, включающей размеры яблока и нижней части орнамента. По ширине сравниваются размеры яблока и оставшейся части орнамента, где расположен лист. Далее парные сравнения продолжаются в уже разделенных частях, до тех пор, пока все пространственные ориентиры рельефа не будут найдены. После разметки общей формы анализируется пространственное расположение плоскостей.

Правило: каждая плоскость целого имеет свое только ей присущее направление.

Правило: каждая плоскость целого по отношению к световому лучу имеет свой тон.

Рис. 4.5. Простая рельефная плитка с боковым освещением

Новой в рисунке рельефа является светотеневая зависимость.

А) Весь узор строится по правилу продолжения как один центральный элемент. Поэтому наглядно показано линейное геометрическое обобщение одного элемента рельефной плиты.

В построение орнамента включаются следующие закономерности:

1) изменения в направлениях горизонтальных линий относительно линии горизонта;

2) закономерность перспективного изменения в симметричных линиях, ближние линии имеют больший наклон, чем дальние, т.е. они больше приближены к горизонтали, чем дальние;

3) связи опорных точек по вертикали и горизонтали;

4) перспективное изменение овалов.

Б) В светотеневую зависимость включается правило деления каждой из закруглений на три плоскости. Освещение на рисунке боковое (показано стрелочкой). Светлая сторона и собственные тени у первого и второго листа выражают следующую закономерность светотени: у внешне освещенной стороны центральная плоскость светлая, а боковые затемнены. У внутренней теневой стороны, наоборот, центральная плоскость темная, а боковые плоскости попадают в область рефлексов, поэтому становятся светлыми. У третьего листа внутренняя теневая сторона попала в область сильных рефлексов, поэтому выражена следующим образом: центральная плоскость светлая, а боковые слегка затемнены.

В) Анализируя законченный рисунок, можно увидеть, что падающая тень есть только там, где есть рефлекс. Рефлекс всегда разделяет собственную и падающую тени.

Орнаментальные рельефы декорируют архитектурные сооружения. Объем рельефного орнамента определяется в связи с его толщиной. Высокий объемно-пространственный рельеф формы строится в угловой перспективе с двумя точками схода (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Высокая форма орнаментального рельефа

Целью выполняемого рисунка является согласование объемно-про­странственных форм с условиями их размещения в пространстве среды.

В рисунке 4.6 высокого рельефа такое же боковое освещение, как и в рис. 4.5, поэтому закономерность светотени распределяется подобным образом. Однако студенту необходимо иметь в виду, что ни одна закономерность перспективно-пространственного построения и светотени не переносится механически один к одному, а требует логики и анализа конструктивной основы формы предмета и перспективно-пространственных и светотеневых условий в которых он находится.

Сложный в пластическом отношении орнамент относится к творческому заданию (рис. 4.7). Конструктивной основой орнамента является изгиб центрального элемента и гармоничное расположение прожилок в листьях. Центральный элемент состоит из головки и стебля.

Рис. 4.7. Пластически сложный орнаментальный рельеф

Чтобы определить пропорциональные взаимосвязи в орнаменте, необходимо измерить, сколько раз головка умещается в стебле, проверить координационно-пространственные взаимосвязи между основными точками по вертикали и горизонтали.

Для целей большей выразительности рисунка допускаются частичные изменения в направлениях прожилок, характеризующих динамику расположения листьев. Также допускаются изменения в пространственных поворотах листьев. Каждая из основных прожилок изменяет направление три раза. Прожилки в листьях располагаются симметрично друг против друга, и это гармонизирует места расположения листьев в пространстве рисунка. Между направлениями в прожилках и величинами листьев от большего к меньшему строится ритм орнамента.

Детализация рельефа организуется на тончайших пластических переходах, решаемых светотенью. В этот процесс включаются система контрастов и применение принципа «выделение главного и подчинение второстепенного». Самыми сильными контрастами выявляется центральный элемент орнамента. В него включается наибольшая разница между темным тоном и белым.

Орнаментальный рельеф «маска льва» считается достаточно высоким рельефом, имеющим объемно-пространственную конструкцию, в которой выявляются взаимосвязи основных масс (рис. 4.8).

К основным в построении рельефа относятся следующие ориентиры: профильная линия, вертикальные ориентации, перспективные взаимосвязи наглядно показано в рис. 4.8 (А).

Во-первых, необходимо определить среднюю линию плиты и ее наклон относительно вертикали карандаша.

Во-вторых, посредством профильной линии (а) можно увидеть, что нос в объеме рельефа самый выступающий. Место для носа в целостности рельефа определяется методом визирования (вертикаль и горизонталь).

В-третьих, в рельефе маски льва нет четких краев, поэтому закономерность горизонтальных линий, стремящихся к точке схода, определяется по направлению глаз. Все остальные линии и соответственно детали рельефа строятся в зависимости от нее.

В-четвертых, светотеневая моделировка формы строится в системе контрастов. Самые выступающие и близкие к нам и свету участки формы выявляются контрастами, а остальные участки формы – нюансами.

В-пятых, графика, выполненная пером, оперирует только черно-белыми отношениями, в которые включаются различные средства: точки, линии и пятна (их величины) и приемы обработки. Например, чем больше и чище пятно, тем оно воспринимается ближе.

Работа пером не терпит исправлений, поэтому наиболее интенсивно формирует у студентов произвольное внимание (самоконтроль).

Рис. 4.8. Маска льва (рисунок пером)

Простые и сложные вазы образованы на основе зеркальной симметрии и геометрической конструкции. В этом и состоит основная их эстетическая ценность.

Основная цель в рисунке вазы – это анализ закономерных взаимосвязей между измененными в пространственном отношении овалами.

В первую очередь рисуется простая ваза, не имеющая украшений, и затем сложная с украшениями. При рисунке простой гипсовой вазы важно выявить пропорции. В плане ваза состоит из кругов, которые на уровне глаз воспринимаются в форме эллипсов. Первое, что необходимо сделать, это измерить общую высоту и ширину вазы. Далее определить, из каких частей она состоит и какова форма этих частей. Простая гипсовая ваза имеет несколько цилиндров различной ширины и высоты. Основной корпус вазы состоит из усеченной яйцевидной формы и усеченного конуса, форма которого похожа на перевернутую тарелку (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Светотеневой рисунок простой вазы

Устойчивость в форме вазы определяется посредством пересечения вертикальной и горизонтальной осей. В вертикальной ориентации оси всегда имеют перпендикулярное соотношение. Ваза – это фигура вращения, поэтому она строится от оси симметрии. В левую и правую стороны от оси откладываются одинаковые размеры. Задание выполняется в аудитории под руководством педагога. Для более полного понимания формы необходимо построить профильную линию.

Объемно-пространственная конструкция вазы строится на основе соединения отдельных геометрических форм относительно центральной оси и друг друга. Парные величины в ту и другую сторону от оси одинаковые. Слева и справа наблюдается одинаковый наклон в боковых линиях. Основной закономерностью построения является пространственное изменение овалов в перспективе. Анализ эллипсов можно начинать как «сверху вниз», так и наоборот – «снизу вверх». Рассматривая результаты анализа в форме эллипсов «сверху вниз», можно увидеть, что верхние эллипсы вазы будут иметь меньшее раскрытие, чем нижние, также у них можно наблюдать менее выраженный изгиб дуги, замыкающий эллипс. В эллипсе форма дуги также последовательно изменяется, как и его раскрытие. Дуга каждого последующего эллипса имеет более изогнутую форму (см. параграф 2, рис. 2.13).

Цель в построении сложной вазы, украшенной каннелюрами, состоит в подчинении деталей целому (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Усложненная каннелюрами ваза

Сложная ваза стоит выше уровня глаз, поэтому закономерность перспективного изменения овалов в этом рисунке проявляет себя не так, как в рис. 4.9. верхний эллипс, находясь дальше от линии горизонта, имеет самое большое раскрытие и самую изогнутую дугу. Все последующие эллипсы вплоть до основания имеют меньшее раскрытие и менее изогнутую дугу. В основании вазы дуга эллипса почти выпрямилась, и это характеризует ее со стороны максимального приближения к линии горизонта.

Далее в центральной плоскости вазы необходимо распределить каннелюры. Они имеют сложную форму, так как располагаются на двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной). В то же время каждая из них имеет свою видимую форму, свои собственные и падающие тени. Они находится в разном пространственном положении по отношению к источнику света и смотрящему. Их различные характеристики анализируются на основе принципов «единство многообразного» и «последовательного изменения».

Для того, чтобы закрепить на практике применение закономерности, студентам предлагается ситуация самостоятельного преобразования вазы, т. е. ситуация творческих действий (рис. 4.11).

Задания такого рода дают студентам понимание того, что творческий рисунок выполняется в единстве объективного и субъективного. Объективное в построении рисунка выражается в применении перспективно-пространственных и светотеневых закономерностей, соотносимых с конкретно воспринимаемой формой объекта. А субъективное проявляется в идее преобразования, в поиске выразительного и оригинального порядка преобразований. Выполняя конструктивный рисунок с натуры, студент не свободен от применения закономерностей организации объемно-пространственной формы.

А – преобразования в рисунке основаны на вырезках. Все горизонтальные вырезки подчинены закономерностям перспективного изменения овалов. К средствам выразительности относится принцип: светлое приближает, а темное удаляет.

Б – преобразования вазы основаны не только на вырезках, но и на добавлениях. Те и другие преобразования вазы основаны на закономерностях перспективно-пространственного изменения овалов. К средствам выразительности этого рисунка относится применение принципа: контраст приближает, а нюанс отдаляет.

От рисунка к рисунку конструктивно-графическая компетентность будущих дизайнеров совершенствуется, усложняется техника исполнения. Студенты экспериментируют не только с пространственной организацией конструктивной формы, но и с вариациями в толщине линий и светотеневых пятен.

А

Б

Рис. 4.11. Варианты преобразования вазы

Капитель является конструктивным элементом в архитектуре, который обладает правильной объемно-геометрической формой. Украшения раскрывают образную форму капители. В основе ее построения как сложного конструктивного элемента колонны заложено гармоничное сочетание пропорций. В тосканской, дорической, ионической и коринфской капители наблюдается различная система членения форм.

Ордер как конструктивный порядок, строй, способ рассматривается в качестве закономерной взаимосвязи отдельных частей и направленности форм. Пропорции ордеров выработаны итальянским архитектором Виньолой. Капитель относится не к полному ордеру, а только к верхней части колонны. Полный ордер включает капитель с колонной и предесталом.

У тосканской капители колонна имеет цилиндрическую форму и замыкающую ее прямоугольную платформу (базу) (рис. 4.12). Студенту необходимо видеть пространственное соотношение размеров. Построение капители начинается от определения линии горизонта и линий прямоугольника по отношению к ней. Далее в прямоугольник органично вписывается овал и на основе закономерного изменения овалов выстраивается колонна. Другими основными ориентирами в построении капители служат пересечение вертикальной и горизонтальной осей и профильная линия.

Рис. 4.12. Тосканская капитель

Прежде чем приступить к построению дорической капители, лежащей основанием вниз, необходимо построить плоскость, на которой она стоит, и определить органичную связь овала с этой плоскостью. Далее на основе закономерного изменения овалов построить остальные эллипсы (рис. 4.13).

В рисунке 4.13 каннелюры можно построить на основе полукруга, разделенного на равные части. Их проекция на капитель соответствует перспективным изменениям в величинах каннелюр.

Рис. 4.13. Дорическая капитель, орнаментированная каннелюрами

В обучении используются два вида ионической капители. Построение первого вида подобно дарической капители, но более усложнное. Ствол ее колонны украшен более глубокими каннелюрами с более узкими промежутками. Соединение колонны с плитой (абакой) орнаментировано иониками (рис. 4.14). Каждая из иоников рисуется в связи с другими, организуя тем самым целостную форму вала.

Что касается второго вида ионической капители, то в обучении рисун­ку используемая только ее часть. Конструктивную основу элементов ка­пители образует отсеченная цилиндрическая форма ствола колонны, че­тырехугольный плинт (абака) и орнаментированный иониками вал (эхин), с двух сторон замыкаемый валютами (спералевидный завиток) (рис. 4.15). В рисунке форма капители еще больше усложнена наклоном.

Рис. 4.14. Ионическая капитель со свисающей драпировкой

Рис. 4.15. Ионическая капитель с валютами

Коринфская капитель богато орнаментирована. В капители различают плиту (абак), четыре угловых, направленных во внутрь вала. Между каждой парой валов находятся завитки, поддерживающие розетку. Под ними распо­лагаются два яруса акантовых листьев (большой и малый) (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Коринфская капитель

В построении капители используются принцип куба и принцип шес­тигранника. В определении общих свойств в большой форме капители и куба можно заметить, что на грани соединения двух плоскостей выявля­ется самый сильный контраст. У шестигранника каждая плоскость имеет свой тон. Если это правило перенести на построение коринфской капители, у которой плоскости орнаментированы, то каждая из них имеет свои средства выразительности.

Содержательно-тематическая линия в обучении рисунку: орнаменталь­ные рельефы, вазы, капители – изучается и практически осваивается сту­дентами в выполнении рисунка с первого по третий курсы.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.5. Содержательная линия в обучении конструктивному рисунку: орнаментальные рельефы – вазы – капители:

  1. 1.2. Технология обучения конструктивному рисунку с натуры
  2. 4.3. Содержание программы обучения конструктивному рисунку с натуры
  3. 4.7. Содержательно-тематическая линия обучения: драпировка – натюрморт – интерьер – вход в здание – пейзаж
  4. 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка
  5. 1.1. Условия конструктивистского подхода в обучении рисунку с натуры
  6. Описание II ступени обучения приводится по памяти. Авторской методички не существует на момент написания данной. Преподаватели ведут занятия по личным записям, сделанным во время обучения.
  7. Заупокойные подношения [Рельеф из гробницы принцессы]
  8. 4.6.6. Творческое построение рисунка головы и фигуры человека
  9. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  10. I. МУЖСКАЯ ЛИНИЯ
  11. 3.3. Единство содержания и формы как принцип гармонизации рисунка
  12. 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность
  13. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  14. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  15. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования