<<
>>

4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность

Дисциплина «рисунок» является фундаментальной в системе дисциплин профессиональной специализации «дизайн среды». Образовательный процесс обучения конструктивному рисунку с натуры опирается на единство теории и практики – главное условие формирования конструктивно-графической компетентности дизайнера.

В следствии усвоения теоретических знаний «закон формы» и «выразительность художественного образа» и отработке этих знаний на практике студенты становятся компетентными в построении рисунка в грамотном объемно-пространственном и выразительном художественно-образном аспектах.

Целевая функция конструктивистского подхода использует систему принципов:

ü гуманизация (обращение внимания к личности студента);

ü фундаментализация (опора на естественно-научные

закономерности перспективы и светотени и общенаучные знания структурного, системного и функционального планов построения) и профессионализация;

ü комплексного решения целей обучения, эстетического

воспитания и развития;

ü дифференциация (содержание обучения изучается по областям

конструктивно-графического опыта студентов);

ü целостность (сочетание организационно-педагогических

условий, необходимых для формирования конструктивно-графической компетентности у студентов и организация преемственности фундаментальной и творческой подготовки будущих дизайнеров);

ü сознательность обучения на основе приобретенной системы

компетенций; единства образного и рационального познания;

ü конструктивной активности в построении учебного и

профессионально-творческого рисунка.

ü персонализация (развитие самостоятельности и конструктивно-

графического творчества при построении художественного образа);

ü рефлективность как проявление контрольной и конструктивной

функций рефлексии в процессе построения рисунка;

ü единства процессов конструирования и самоконструирования профессионально обусловленной личности.

Специфика конструктивного рисунка состоит в том, что одни и те же понятия, умения и способы действия отрабатываются при анализе и построении изображений различных познавательных объектов. Однако предмет изображения никогда не предлагает студенту ту форму, в которой он его изображает. В его изображение вплетается опыт учащегося, уровень его объемно-пространственного понимания и мышления, представления и компетентности. Поэтому каждое новое построение формы служит интерпретацией имеющегося в опыте студента содержания, а самостоятельное выполнение рисунка считается творческим.

Конструктивистский подход в обучении рисунку основывается на углублении теоретических знаний, в связи с чем конструктивная компетентность по содержанию считается грамматической, а по форме – профессиональной компетентностью специалиста дизайнера.

Конструктивно-графическая компетентность является междисциплинарной – субъектный опыт и комплексный способ решения задач, эффективно используемых в практике различного рода конструктивного построения изображений.

В системе вузовского обучения каждая из дисциплин формирует свою систему компетенций, которая складывается на основе содержания образования. В комплексе компетенций различных дисциплин определяется содержание профессионально-конструктивной компетентности будущего дизайнера. Чтобы сформировать в обучении рисунку конструктивно-графическую компетентность и соответствующие ей компетенции, с одной стороны, необходимо, чтобы внешние познавательные объекты, которые должны исследоваться студентами, соответствовали бы целостной модели знаний изображаемого. С другой стороны, эта модель знаний должна находиться в преемственности с внутренним опытом студента.

Конструктивная компетентность считается умственной, обобщенной и творческой, по содержанию системной, так как направляется на моделирование комплексов форм, ансамблей точек, линий и плоскостей.

Умственный характер компетентности реализуется в аналитико-синтетической деятельности, в выявлении идеальной полноты существенных признаков пространственного явления и геометрически обобщенного объекта и признаков художественной выразительности.

Обобщенный характер компетентности формируется в «логическом переносе» теоретических знаний на новые условия деятельности.

Творческий характер компетентности проявляется в том, что в конструктивном рисунке каждый раз заново комбинируется новая система закономерных взаимосвязей и отношений между признаками и средствами выразительности. Можно сказать, что каждый раз, когда студенты воспринимают объект, то конструируют его заново из линий и светотеневых отношений, включая в систему своей деятельности новую комбинацию компетенций.

В материалах модернизации содержания образования понятие компетентности включает не только когнитивную и оперативно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. А.В. Хуторской характеризует образовательную компетентность в качестве целостного спектра личностных качеств учащегося, также взаимосвязанной совокупности смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых и достаточных для осуществления личностных, социально- и продуктивно-значимых действий [64].

Конструктивную компетентность образуют личностные, когнитивные и волевые профессионально важные качества будущего дизайнера:

Личностные качества: способность к сотрудничеству, самостоятельность, интерес, адекватная самооценка, эстетический вкус, креативность, конструктивная функция рефлексии, визуально-графическая культура изображения, саморазвитие.

Когнитивные качества: устойчивость внимания, переключение внимания, распределение внимания, целостное восприятие, структурное восприятие, образное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, практическое мышление, контрольная функция рефлексии, зрительная память, наблюдательность, представление и воображение, интуиция, глазомер, точность сенсомоторики.

Волевые качества: целеустремленность и настойчивость, произвольность в действиях, организованность и работоспособность, эмоциональная сдержанность, дисциплинированность.

В совокупности профессионально-важных качеств у студентов формируется как познавательное, так и конструктивное отношение к процессу и результату деятельности.

Конструктивистский подход является основной ценностной ориентацией в профессиональном образовании дизайнера, на его основе разрабатываются структура и содержание дисциплины «рисунок».

Основываясь на конструктивистском подходе, содержание обучения дисциплине «рисунок» объединяет естественно-научные и гуманитарные знания, при этом реализуется от теории к практике в решении задач. С одной стороны, содержание компетенций определяют закономерности и методы объемно-пространственного конструирования, а с другой – эвристические принципы художественной выразительности, метод художественных интерпретаций, стили и технические приемы графики.

Теоретические знания формируют на практике целесообразно-практические смыслы их применения. В результате повторения и логического переноса знаний формируются устойчивые ценностно-смысловые образования личности – конструкты, которые являются элементами пространственного мышления и представления. На основе конструктов ориентируется практика. Система таких конструктов представляет собой содержание конструктивно-графических компетенций в области изображений. К нему относятся существенные признаки и свойства пространственных объектов и процессов их моделирования, которые действуют как закономерности, принципы и правила и в то же время как конструктивные взаимосвязи, способствующие целостности рисунка.

Каждый этап обучения формирует свой уровень конструктивно-графических компетенций, которые понимаются не только в качестве системы конструктов, комплекса знаний, умений и навыков, но и эмоционально-ценностных отношений и устремлений к творчеству.

Конструктивный рисунок рассматривается в качестве системы линий с заданными отношениями и взаимосвязями, как упорядоченное и систематизированное знание о реальной действительности, ее свойствах и закономерностях. Конструирование существенных признаков объема и пространства направляется на системное упорядочение объекта.

Оно включает пропорциональные, перспективные и светотеневые согласования в форме.

По характеру и объему признаков объекты одного типа отличаются от объектов другого типа. Например, такие познавательные объекты, как орнаментальные плитки, отличаются по объему существенных признаков от головы человека и фигуры человека. Формирование устойчивого смыслового образования (конструкта) о классе предметов аналогично дифференциации содержания обучения. Конструктивно-графические компетенции дифференцируются по областям и типам объектов, при моделировании которых используются те или иные конструкты.

Под содержанием обучения дисциплины «Рисунок» понимаются следующие знания и умения учащихся.

Студенты должны освоить и знать следующее содержание обучения по дисциплине «Рисунок»:

1. Способы конструктивно-графического моделирования, включающих понятия существенных признаков, конструктивных взаимосвязей и средств художественной выразительности, а также технических приемов графики.

2. Существенные признаки предмета деятельности в связи с типологией конструирования графических объектов.

3. Нормы и критерии в конструктивно-графическом моделировании, технологические возможности материала, эстетические установки.

4. Основные закономерности и принципы графической и художественно-эстетической выразительности, принципы гармонии.

5. Система методов конструктивно-графического моделирования.

6. Стили графического выражения и признаки их выявления.

В построении конструктивного рисунка необходимо уметь:

ü применять теоретические знания в практике рисунка и

комбинировать их в типичных и нетипичных ситуациях практики;

ü организовывать целостное содержание рисунка на плоскости;

ü выполнять длительные работы и кратковременные зарисовки, а

также уметь изображать объекты по памяти и представлению;

ü решать в рисунке композиционные задачи: от размещения

изображения на листе бумаги до построения его по воображению;

ü правильно располагать лист бумаги по вертикали или

горизонтали в зависимости от характера и расположения предметов в рисунке;

ü упрощать, обобщать и очищенными от излишних деталей и

подробностей формами компоновать работу;

ü работать в разном формате листа и не увлекаться форматом

большого размера (работа в различном формате развивает у студентов масштабные преобразования);

ü замечать во время наблюдений существенные и характерные

признаки предметов, определять их сходство и различие;

ü охватывать одним взглядом всю воспринимаемую модель и

избирательно выявлять в ней необходимые данные;

ü изображать объемно-пространственные объекты с натуры,

анализируя принципы их построения;

ü усиливать все, что помогает выявлению объема: определять

собственные и падающие тени, рефлексы и световые контрасты;

ü передавать в рисунке геометрическое строение и

пространственное положение формы предметов;

ü анализировать зависимости между элементами:

пропорциональные, перспективные и светотеневые;

ü рисовать симметричные формы парным способом изображения,

способствующим взаимосвязям элементов;

ü находить взаимосвязи между содержанием и формой

изображения;

ü выделять главное и подчинять ему второстепенное;

ü проводить линии разного характера, при жесткой или слабой

линии рисунок не будет выглядеть достаточно выразительным и не будет передавать пространственную форму предмета;

ü применять различные техники и приемы выразительности (от

приемов академической графики до приемов системотехники с ее средствами художественного моделирования;

ü применять методы моделирования графических и

художественно-эстетических средств выразительности;

ü определять в рисунке: а) композиционный центр, б) иерархию

доминантных узлов, в) ритм и др.;

ü использовать различные материалы и технические приемы;

ü выстраивать композицию целостного рисунка и его

художественного образа как систему существенных признаков и художественных смысловых значений;

ü работать с планами и слоями, для каждого из которых

использовать свою систему средств выразительности;

ü осознанно моделировать пластику формы, используя в рисунке

богатство тонов светотени;

ü выявлять в рисунке падающие тени, без них рисунок теряет не

только опору на плоскости, но и связи со средой.

Каждый специалист дизайнерской профессии должен обладать конструктивной компетентностью как комплексом компетенций, включающих знания, умения и навыки систему профессионально-важных качеств и систему ценностей – средства выполнения цели, позволяющие будущему дизайнеру понимать и изображать окружающую действительность. В творческой деятельности студента идея организации объемно-пространственного рисунка направляет и обусловливает единую направленность всего комплекса средств будущего специалиста.

В конструктивно-графическом развитии студенты должны приобрести следующие внутренние средства:

конструктивные – формируются в комплексе пространственного мышления и рефлексии, применения закономерностей, принципов и правил структурной объемно-пространственной и художественной выразительности, что способствует комбинаторности в действиях;

семиотические – выстраиваются в системы геометрических знаково-символических средств, каждое из которых имеет свои конструктивные значения в построении формы в связи со смысловыми взаимосвязями, что и обеспечивает информативность и содержательность в построении рисунка, при этом расширяет возможности в применении стилистического языка, посредством которого выражают свое содержание формы рисунка;

технологические – усваиваются графические способы выполнения рисунка, развивается широта операционно-деятельного мышления;

технические – расширяется палитра технических приемов графики и используемых материалов, что способствует выработке умений и навыков.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 4.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Рисунок»: знания, умения, конструктивно-графическая компетентность:

  1. 8.2. Социальный менеджер: требования к уровню компетентности и профессионально-важные качества
  2. Требования к результатам освоения дисциплины:
  3. 2.2. Методика конструктивно-графического моделирования
  4. 1.3. Содержание конструктивно-графического моделирования
  5. 1.4. Обобщение как основная форма конструктивно-графического выражения
  6. Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с., 2015
  7. 4.1. Цели и задачи изучения дисциплины «Рисунок»
  8. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  9. 1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины
  10. 1 Цель и задачи освоения дисциплины
  11. 1 Цель и задачи освоения дисциплины
  12. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
  13. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
  14. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины