<<
>>

1. 2 Трехтоновые ахроматические композиции

Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные возможности светлотных отношений, так как изобразительные возможности трехтоновых композиций (по сравнению с двухтоновыми) значительно богаче благодаря появлению нового выразительного средства – светлотного взаимодействия цветов).

В трехтоновых композициях расширяются возможности выражения в них различного эмоционального состояния: от спокойного (сдержанного) до экспрессивного. Следует отметить, что в сложных многотоновых композициях мы чаще сталкиваемся не с двумя, а с большим числом светлотных градаций (рис. )

Рис. Ахроматическая композиция

Итак, необходимым условием для полного проявления изобразительных и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов. В трехтоновых композициях возникает многоплановость: или белый и черный по серому тону, или белый и серый по черному фону, или, в отдельных случаях, черный и серый по белому фону. Художнику в этих случаях необходимо сгармонизировать элементы композиции – каждый в отдельности и один с другим. Каждый из элементов (и планов) в трехтоновой композиции имеет определенную долю самостоятельности (как части целого). В трехтоновых композициях проявляется их сложность.

Согласованность элементов композиции должна соответствовать закону соподчинения (один элемент должен доминировать, подчиняя себе остальные). Доминирование одних элементов над другими достигается различными способами, в том числе контрастным звучанием тона, жесткостью обрисовки некоторых форм элементов, экспрессивной выразительностью пластических форм и другими. Можно сказать, что в данном случае в той или иной форме проявляется закон трехкомпонентности в ахроматических композициях.

Три сопоставимые величины – три контраста между тремя ахроматическими тонами нужны для того, чтобы создать у зрителя впечатление взаимосвязанности этих величин. Трехтоновость обеспечивает ясную читаемость композиции, ее конструктивность. Однако в сложных тональных композициях трех тонов зачастую бывает недостаточно. Тем не менее все многообразие используемых в решении тональных различий должно тяготеть к трем основным тонам, как бы расслаиваться на три основные группы, чтобы изображение не теряло читаемости.

Важно подчеркнуть, что трехкомпонентность как обязательное условие вытекает из основного закона композиции – закона пропорциональности. Из этого следует, что для образования пропорции необходимы и достаточны три величины. В нашем случае соотносимыми величинами будут не сами тона, а контрасты между ними.

Предположим, композиция построена на белом, черном и сером тонах, причем последний отстоит равно как от белого, так и от черного. Имеем пропорцию:

контраст между белым и черным = контраст между белым и серым;

контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.

Налицо деление на равные части: три тона оказались связанными пропорциональной зависимостью.

Если обратиться к рис. 4, то указанной пропорциональной зависимости подчиняются, например, тона 1, 5, 9 (белый, средний серый и черный) или 1, 3 и 5 (тона светлого диапазона).

Рис. Трехтоновая ахроматическая композиция (белый, средне-серый и черный)

Другой пример: композиция также построена на трех тонах – белом, черном и сером, но серый темнее, чем в первом случае, он сдвинут в сторону черного (рис. ), это могут быть тона 1, 7 и 9.

Рис. Трехтоновая ахроматическая композиция (белый, темно-серый и черный)

Здесь имеет место другая пропорция, основанная на неравенстве частей (контрасте):

контраст между белым и черным = контраст между белым и серым;

контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.

Как видим, закон пропорциональности в трехтоновых композициях проявляется в двух направлениях: он утверждает или равенство контрастов тонов и тем самым идею статики, или неравенство этих тонов и тем самым идею динамики.

приведенные выше рассуждения о математических пропорциях светлотных отношений художник должен, естественно, рассматривать лишь как общий принцип, которым нужно руководствоваться, но который может варьироваться в соответствии с теми или иными замыслами и задачами.

Перейдем теперь к трем условиям, от которых зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций. В то же самое время эти условия определяют и основные направления построения трехтоновых композиций.

Первое условие – светлотный диапазон ахроматических тонов.

Обратимся вновь к равноступенному ахроматическому ряду тонов, приведенному на рис. 1.

В композиции могут участвовать два крайних цвета (белый и черный) и какой-нибудь серый, например, средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда. В композиции, однако, может быть использована только часть ахроматических тонов, например, от белого до среднего серого тона и от среднего серого до черного; тогда уже речь идет соответственно о светло-сером и темно-сером светлотных диапазонах. Наконец, в ряде композиций целесообразно использовать только серые тона, исключая белый и черный. В этом случае мы имеем светлотный диапазон, простирающийся от светло-серых до темно-серых тонов; он носит название средне-серого.

В зависимости от избранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие.

Ахроматические композиции полного светлотного диапазона (рис. ) отличаются большой контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при условии, когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного.

Правда, активное звучание светлотного контраста при использовании полного диапазона тонов до некоторой степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том, что цвет в этом случае отступает на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера.

DSC05592

Рис. 6. Ахроматическая композиция полного светлотного диапазона.

Композиции светло-серого диапазона (рис. ), где в качестве темного выступает серый средний тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального состояния, более спокойное эмоциональное звучание.

DSC07509

Рис. Ахроматическая композиция светло-серого диапазона.

Композиции средне-серого диапазона (рис ) по сравнению со всеми другими наиболее нейтральны: они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе композиции средне-серого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов в хроматических композициях.

P1010018

Рис. Ахроматическая композиция средне-серого диапазона.

Композиции темно-серого диапазона (рис. ), где самый светлый – средний серый или близкий к нему, самый темный – черный тон, характеризуются в целом затемненностью, известной сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого композиции темно-серого диапазона способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности.

Рис. Ахроматическая композиция темно-серого диапазона.

Итак, правильный выбор светлотного диапазона в соответствии с поставленной творческой задачей – важное условие построения трехтоновых ахроматических композиций. в качестве главной цели оно преследует создание определенного светлотно-тонального состояния композиции.

Второе условие – взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов).

Указанное взаимодействие реализуется в любом диапазоне (полном, светло-сером, темно-сером и средне-сером). Решающее значение здесь имеет отношение серого тона к белому и черному (при полном диапазоне) или серого к самому светлому и самому темному (при других диапазонах).

Известно, что условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и форм, которая, прежде всего, зависит от их относительной светлоты и уже затем от площади, ими занимаемой, а также от резкости и жесткости контурных очертаний. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется, главным образом, выступанием светлых пятен и отступанием темных по отношению одного к другому и к фону, причем последним в большинстве случаев является серый цвет. Именно пятна и образуют в первую очередь рисунок формы элемента. Если один из элементов (черный или белый) играет обычно главную роль в композиции, то другие, наоборот, лишь поддерживают, дополняют и развивают основную тему.

На ритмическое и пластическое движение пятен в композиции художник должен обращать основное внимание.

Итак, взаимодействие светлотных тонов в композиции может быть для каждого диапазона реализовано в трех вариантах.

1. Серый промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному, одинаково контрастирует с ними обоими и психологически равно отстоит от них. Это обстоятельство создает благоприятные условия для одинаковой читаемости светлого и темного тонов (при одинаковой площади, ими занимаемой). Достигаемый светлотный контраст (равноступенный), как уже говорилось, утверждает принципы статики (рис. ).

2. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону темного и вместе с последним заставляет сильнее звучать элементы, образованные светлым цветом (неравноступенный динамический контраст). Сближение серого с темным повышает заметность светлых пятен. Иногда площади самых светлых пятен берутся очень небольшими; в этом случае они будут выступать еще сильнее, создавая эффект свечения (рис. ).

3. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону светлого, что заставляет сильнее звучать композицию, образованную темным -тоже неравноступенный динамический контраст (рис. )

Третье условие – пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном.

Очень важно, чтобы пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном, характеризовались определенностью, ясностью (естественно, речь идет о зрительной определенности и ясности). Это может достигаться двумя способами.

Отношения площадей строятся на принципе одинаковости, то есть все три тона занимают зрительно одинаковые площади. В данном случае композиция тонально статична, наиболее уравновешенна (рис. ) Правда, надо сделать одну оговорку: если три тона занимают зрительно равные площади, а ритмический рисунок форм отличается острой динамичностью, то последняя невольно переносит напряженность и на отношения тонов. Экспрессия формы сильнее действует на психику человека, чем экспрессия тона (рис ). Но когда и формы статичны, равенство площадей только усиливает ощущение покоя.

Отношения площадей строятся на принципе соподчиненности. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном, была четко воспринимаемой. Например, такое распределение, когда один тон занимает примерно половину всей площади, другой – примерно одну треть (32%) и третий – примерно 18%, обеспечивает ясное соотношение этих площадей, тональную собранность; по существу, мы имеем здесь отношение, близкое к пропорциям золотого сечения. Практически решение композиции при динамическом соотношении площадей приводит к трем вариантам: композиция на сером фоне, композиция на светлом фоне и композиция на темном фоне (рис. )

Художнику в поисках различных тональных решений целесообразно на первом этапе использовать мотивы геометрические, и совсем не обязательно, чтобы эти мотивы были четких правильных форм, поскольку излишняя тщательность выполнения рисунка композиции невольно отвлекает от решения главной задачи.

На рис. представлена композиция, решенная в полном светлотном диапазоне. Каждый из этих цветов (белый, черный и серый) занимает примерно одинаковые площади – имеем принцип статики. Динамическое состояние в композиции обеспечивается сближением серого цвета с черным – имеем динамический контраст. Понятно, что такое сближение способствует активизации белого цвета. В результате белый узор доминирует. Динамичность композиции усиливается, кроме того, асимметричностью форм, характером ритмического движения мотивов.

Рис. Ахроматическая композиция

Понятно, что динамический контраст светлот обеспечивается и в другом варианте: когда серый цвет сближается по светлоте с белым, это способствует активизации черного цвета, последний становится главным рисующим цветом.

В целом же контраст одного из тонов с двумя другими по светлоте и в сочетании с контрастом рисующего цвета по отношению к двум другим по площади обеспечивает наиболее сильное динамическое состояние композиции. Наоборот, сближение площадей, занятых тремя различными тонами, в значительной мере стимулирует статическое состояние композиции. Следует помнить, что из перечисленных трех условий, определяющих выразительные возможности трехтоновых композиций, наиболее активным и действенным является взаимодействие светлотных тонов, или светлотный контраст тонов. Это взаимодействие способно привести композицию в статическое уравновешенное состояние (равноступенный контраст цветов) или придать ей динамическую направленность (неравноступенный контраст цветов).

Особо надо остановиться на эффекте свечения одного тона при контрасте самого светлого тона по отношению к двум другим в случае, когда светлый тон занимает малую площадь. Данный прием находит широкое применение в однотоновых гармоничный сочетаниях цветов, когда ахроматические цвета заменяются цветами одного цветового тона в контрастных отношениях по светлоте и площади.

<< | >>
Источник: Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1. 2 Трехтоновые ахроматические композиции:

  1. 1.1. Ахроматические цвета
  2. Закон композиции
  3. ЗАДАНИЕ: Каковы особенности композиций следующих произведений:
  4. Композиция общей теории экономики
  5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
  6. Практическое задание № 3
  7. 3.1 Однотоновые гармонические сочетания
  8. 2.2. Основные характеристики цвета
  9. Практическое задание № 4
  10. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ У САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ
  11. СОНАТА
  12. ЬLVI. О неявке на суд
  13. СКУЛЬПТУРА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
  14. ЭССЕ
  15. Товарные знаки. Разработка товарного знака
  16. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  17. ПОЛЕТ КОНДОРА