<<
>>

3.6. Универсальная взаимосвязь «всего во всем» как отождествление всего во всей целостности

Универсальная связь «все во всем» связывает все изображаемое содержание в одну целостность, где объемы и пространства пронизаны системой средств художественной выразительности, дифференцированной в связи с частями и уровнями, присутствующими в каждом элементе по-разному, но «все во всем».

По словам Сенеки, «все возникает из всего».

Через связь «всего во всем» усвоению подлежат следующие основания:

ü визуально-стилистический язык как способ геометрического

обобщения и стилевой прием выражения;

ü перспектива как закономерный порядок; сходство и различие

характеристик единичных предметов и их однотипность;

ü освещение выступает в роли «ваятеля», присутствуя везде и во

всех окружающих формах, является универсальной связью «все во всем»;

ü определение признаков через одну систему взаимосвязей, их

тождественность, обобщение и согласованность.

Перечисленные к усвоению содержание конструирования формирует в построении рисунка конструктивно-графические компетенции системного теоретически ориентированного моделирования.

Конструирование начинается с общей геометризации рисунка, подчинения ее линейным ритмам, пластике, законам построения формы – все это элементы теории графического моделирования, они и есть то общее, которое присутствует во всем изображении и является связью «все во всем». Каждая закономерность, принцип или правило действуют не для одного элемента целостности, а распространяются на целостный уровень отношений, упорядочивая каждый элемент целого по-разному.

Гармоничная взаимосвязь «все во всем» пронизывает все связи единичного и общего, части и целого. Это то общее, которое имеет сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях по повторяющимся признакам. «Общее» не существует само по себе, оно в большей или меньшей степени связано с «конкретным», т.к.

находится в нем и проявляет себя через него. С точки зрения соотношения «общее и единичное» конструирование по реализации принципа гармонии «всего во всем» предполагает умение сравнивать элементы и предметы, выявлять их сходство и различие, однотипность и разнотипность.

В искусстве рисунка универсальная взаимосвязь «все во всем» выражается через разнообразные линии, дающие направление взгляду. Линии связывают элементы графики рисунка в сеть, в которой осуществляется равномерное ритмичное чередование всех необходимых линий. Линии, присутствующие в работе, связываются единым приемом выполнения. На этом основании линия в графике рисунка везде и во всем. Через линии в рисунке проявляется конфигурация элементов и их параметры, а через взаимосвязи между линиями выражается логика конструктивной организации формы.

Линейные взаимосвязи представляют собой различные виды теоретически обоснованных конструктивно-графических взаимосвязей, проявляющихся от причины к следствию – структурные, системные функционально-стилистические, также перспективно-пространственные, пропорциональные, ритмические и пластические.

В конструктивном построении рисунка линии являются основными, поэтому очень важно найти общее единство «всего во всем» между линиями. Кроме линейных взаимосвязей в конструктивно-графическом языке есть еще связи пятна, они проявляют себя в тоновом изображении, в уравновешенности рисунка, так же как и линейные взаимосвязи, они везде и во всем.

Причинно-следственная взаимосвязь представляет собой предельное членение гармоничной связи «всего во всем», когда одна линия выступает, причиной, а другая следствием. Абсолютно беспричинных линий нет, потому как каждая линия в составе целостного рисунка функциональна.

Вследствие неисчерпаемости вариаций взаимосвязей «все во всем», развитие аналитико-синтетического процесса бесконечно многообразно. В результате опоры на принцип всего во всем появляется новое качество эстетически гармоничной формы конструируемого объекта.

Сложная подчиненность элементов в целостности не всегда выстраивается в линейную, последовательную взаимосвязь.

Отображение сложного порядка является многоуровневым. В первоначальную задачу в построении рисунка входит нахождение состава уровней и их взаимосвязей. Создание пространственно-структурного образа конструируется при помощи гармоничного причинного синтеза. Причинный синтез является высшей ступенью глубокого и всеохватывающего синтеза, с помощью которого осуществляется общая гармонизация всех составляющих рисунка.

Причинный синтез – это не конечный результат, а процесс на системном уровне познания и моделирования.

Причинный синтез приводит к оптимальной связности. Поскольку всеобщая взаимосвязь «все во всем» членится на пространственные ряды друг над другом расположенных сфер взаимодействия. На каждом уровне конструирования существуют свои общие, закономерные и специфические взаимосвязи. Соединение уровней осуществляется по осям и узловым точкам. Синтезация уровней приводит к конструктивному обобщению, которое выражается через связь «все во всем».

Достижение эстетической формы в построении конструктивного рисунка на основе принципа «все во веем» объединяет теоретические знания и технологию выполнения, которые определяются в обучении в многоуровневую систему. Каждый уровень организации системы объекта через конструктивно-графический язык имеет свои линейные схемы взаимосвязей. Схемы накладываются друг на друга и дают место целостности более высокого порядка. Иерархия уровней, тесно переплетенных между собой, определяет грамматику каждого уровня и синтетическое сообщение эстетически выразительного рисунка.

Реализация принципа «всего во всем» в конструктивно-графическом моделировании постепенно формирует у студентов осмысленный целостный образ и внутреннее видение схем.

Неопределенность на основании универсальной взаимосвязи всего во всем становится предсказуемостью системно-организованного образа и определяется в целостность законами формальной логики.

Моделирование формы обусловлено зримыми уровнями конструктивности и пластичности. На одной функционально-структурной основе может возникнуть множество вариантов – модификаций формы объекта.

Они образуются на завершающем уровне.

В пластическом выражении формы проявляется авторская индивидуальность:

выразительность формы выражается через пространственную структуру;

самовыражение студентов проявляется через меру пространственно-образного и своего интеллектуально-духовного развития;

конструктивно-пластическая выразительность рисунка объединяет в себе самовыражение автора и выразительность формы, и то и другое являются в изображении универсальной связью «все во всем».

Конструктивная пластичность в разных индивидуальных модификациях рисунка отвечает всем трем гармоничным связям взаимной согласованности: «единство многообразного», «единство и борьба противоположностей», «все во всем». Поэтому конструктивное и пластическое построение формы является гармоничным, что повышает эстетические возможности индивидуальных проявлений самовыражения.

Все характеристики конструктивной формы проявляются через конструктивную и пластическую выразительность и являются не только информацией, но и визуальной коммуникацией со зрителем, потому как гармоничный результат рисунка связывает воедино создателей и зрителей.

Итак, принципы гармонии соединяют науку и искусство в одном творческом процессе. Гармоничные взаимосвязи, функционируя в деятельности студентов, способствуют развитию и упорядоченности конструктивного рисунка. Гармоничным целым является идеальное целое, которое возникает в представлении студента как понятийная модель и результат обучения. Построение взаимосвязей в изображении осуществляется на основе конструктивно-графической компетентности, которая являются результатом гармоничного взаимодействия внутренних и внешних структур конструирования.

Для упорядоченности идеального объекта необходима система методов, принципов и правил, как общих ориентиров и заданных свойств конструктивно-графического моделирования.

Принципы гармонии, такие, как «единство многообразного», «единство и борьба противоположностей», «все во всем», являются предельно эвристическими ориентирами конструирования. На их основе все необходимые методы, принципы и правила построения организуются в систему.

С включением принципов гармонии рисунок будет иметь не просто отличную оценку, он будет иметь художественно-эстетическую оценку.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 3.6. Универсальная взаимосвязь «всего во всем» как отождествление всего во всей целостности:

  1. XXVII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: УТРАЧЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ЗНАНИЯ И ВСЕГО СУЩЕГО
  2. Прежде всего мы должны определить и анализировать вкратце могущественный, всего чаще бессознательный, всегда немного загадочный фактор, которым мы объясняем общественные явления, – подражание.
  3. Платоновский набросок действительности часто противопоставляется атомизму Демокрита1 и Левкиппа,2 как он передан нам традицией и прежде всего поэмой Лукреция.3
  4. Философия техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конституируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира, прежде всего в Германии и США.
  5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕГРЕССИИ В ПРЕЖНИЕ ЖИЗНИ. Прежде всего, как и в случае с регрессией в прежние годы (в детство), - в медицинских целях
  6. Сердцевина всего
  7. «Война — отец всего»
  8. «Единство всего сущего»
  9. 1 Проблема бытия и первоосновы всего сущего
  10. В психологической литературе экстремальность, несмотря на разнообразие возможных подходов, чаще всего трактуется как «экстремальные условия», «факторы», «ситуации» и в целом согласуется с первым из шести выделенных нами подходов.