<<
>>

3.5. Взаимосвязь гармонии «единство и борьба противоположностей»

Противоречиями в конструктивно-графическом творчестве являются явные и скрытые нарушения упорядоченности. Однако при решении одних противоречий могут появиться другие. Таким образом, в конструктивном процессе решаются длинные «цепочки» противоречий.

Противоречия появляются до тех пор, пока не будет найдена полная гармония целостного результата. Для того чтобы изображение воспринималось как нечто целостное и единое и в то же время неоднородное, гармония рисунка создается в таких пропорциях и отношениях, которые показывают определенную степень единства и борьбы противоположностей. Путем раскрытия противоречий следует восхождение к единству сторон развивающегося целого.

Для создания гармоничной формы между противоположностями определяется различие и единство. Между «различным» они определяют противоречие, а по подобию и единству – гармоническую взаимосвязь.

Для выявления противоречий необходимо определить противоположные и противоречивые признаки элементов, после чего между ними ищется согласование, т.е.

формируется взаимосвязь.

Не любые, а только соответствующие противоположности могут составить гармоничное единство. «Противоположное» согласовывается в основе соразмерности, когда каждая противоположность равномощным образом противостоит другой, или находится с ней в симметрии.

Гармоническая взаимосвязь, представляющая единство и борьбу противоположностей, определяется следующими способами:

ü Между противоположными сторонами ищется «общее» по кон-

фигурации, по положению в пространстве и движению.

ü Взаимосвязь объектов изображения происходит посредством

обмена свойствами – «истечение» одних свойств от одного объекта к другому и свойств другого объекта к первому.

ü По плавному перетеканию свойств.

ü В целостности улучшение одного элемента или его признака

неизбежно ведет к изменению остальных элементов и их признаков;

Для разрешения противоречий необходимо:

во-первых, изменить параметры у элементов структуры, т.е. уточнить пропорциональность;

во-вторых, определить структурные и конструктивные взаимосвязи;

в-третьих, найти движение информации от содержания одной части к другой и в синтезе третьей новой части, разрешить противоречие.

Разрешаясь, противоречие образует переход между двумя разными областями информации, соединяет их, образуя тем самым новое, особенное, которое подлинно обогащает, конкретизирует, развивает процесс конструктивно-графического моделирования и его результат. Обмениваясь признаками, элементы образуют взаимосвязанное единство.

Противоречивые части часто находятся в разных интервалах целого, но зрительные линии связей объединяют их и на расстоянии, определяя их конструктивно- содержательное единство.

В реализации принципа «единство и борьба противоположностей» включаются пропорции, ритм, единое положение в пространстве. А носителем гармоничных взаимосвязей становится стилевое единство.

<< | >>
Источник: Калина Н.Д.. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК: ОТ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ [Текст]: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 332 с.. 2015

Еще по теме 3.5. Взаимосвязь гармонии «единство и борьба противоположностей»:

  1. 3.4. Взаимосвязь гармонии «единство многообразного»
  2. Диалектика русских социалистов 60-х годов раскрывается также в их сознательном применении закона единства и борьбы противоположностей к анализу исторических событий.
  3. ДИАЛЕКТИКА KAK УЧЕНИЕ 0 ЕДИНСТВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  4. Противоположность между внешним и внутренним миром и проблема их внутреннего единства
  5. 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем
  6. Евангельская гармония
  7. Глава 10. Противоположность и противоречие
  8. О Гармонии и других закономерностях функционирования Мудрости
  9. Тождество противоположностей
  10. б) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.
  11. Закон гармонии или синергии усилий людей
  12. Музыка души и гармония небесных сфер.
  13. Противоположные взгляды на взаимоотношение материи и движения
  14. Социальная гармония как основа духовного рассвета в обществе
  15. Противоположные взгляды на взаимоотношение материи и движения
  16. 5.3. Фома Аквинский о гармонии веры и разума