<<
>>

Теория аномии

Пожалуй, первая развернутая социологическая теория девиантности, включая преступность, - теория аномии - принадлежит известному французскому социологу Э. Дюркгейму (1858-1917). Прежде всего, он утверждает «нормальность» преступности в том смысле, что она присуща всем обществам, развивается по своим закономерностям, выполняет определенные социальные функции.

«Преступления совершаются... во всех обществах всех типов. Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления, ибо преступность тесно связана с условиями жизни любого коллектива. Преступность - нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно»[203].

Более того, «преступность необходима; она прочно связана с основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права. Чтобы был возможен прогресс, индивидуальность должна иметь возможность выразить себя.

Чтобы получила возможность выражения индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, необходимо, чтобы существовала и возможность выражения индивидуальности преступника, стоящего ниже уровня современного ему общества. Одно немыслимо без другого. Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит!»[204]. И далее Э. Дюркгейм обосновывает эту мысль на примере осуждения Сократа. Итак, девиации необходимы для развития, прогресса общества.

Но преступность нормальна при условии, что она «не превышает уровня, характерного для общества определенного типа»[205].

И здесь мы подходим к сути теории аномии. По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянство, наркотизм, самоубийства и т.п.), включая преступность. В обществах же быстро меняющихся, в условиях социальной дезорганизации наблюдается состояние аномии, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые еще не освоены, когда существует «конфликт норм» - правовых и моральных, публичного права и частного права и т.п., когда некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остались не урегулированными («нормативный вакуум»). В таком обществе резко возрастают проявления девиантности, превышая «нормальный» для данного общества уровень. Э. Дюркгейм подробнейшим образом теоретически и эмпирически обосновывает свою концепцию на примере самоубийств[206].

Думается, хорошей иллюстрацией дюркгеймовской аномии и ее последствий может служить современная Россия. Бурные социально-экономические и политические изменения конца 80-х - 90-х годов минувшего века сопровождались противоречиями между советскими ценностями и менталитетом, с одной стороны, и новыми экономическими и политическими отношениями, с другой; между нормами «социалистического» права (уголовная ответственность за бродяжничество, попрошайничество, «паразитический образ жизни», за злостное нарушение паспортного режима, за частное предпринимательство и коммерческое посредничество) и новыми нормами гражданского права, разрешающими частную собственность, легализующими статус безработного (бывший «тунеядец»); между нравственными ценностями старого общества (отрицательное отношение к богатым, стремление к «равенству») и новой моралью (обогащайтесь!). При этом многие сферы общественной и государственной жизни оказались без должного нормативного регулирования.

Соответственно, с конца 80-х годов наблюдается резкий рост преступности, самоубийств, наркотизма. Все «по Дюркгей- му»!

Для криминологии важны и «не криминологические» работы и суждения ученого.

Так, Э. Дюркгейм один из первых развивает теорию общественного разделения труда, обращает внимание на роль социально-экономического неравенства в генезисе человеческой активности, как позитивной, так и негативной. Он понимает эволюционное значение разделения труда («чем примитивнее общество, тем больше сходств между индивидами»), его необходимость для развития общества, но видит и отрицательные последствия (овеществление личностных отношений, «анормальные формы» разделения труда - аномическое, принудительное и др.)4. Всякое живое существо стремится к счастью. При этом для человека важно равновесие между стремлением к счастью и степенью удовлетворения. Если естественные потребности имеют естественные пределы (насытился и есть не хочется), то социальные потребности не имеют естественных ограничений, они безграничны. Мы еще вернемся к этой теме в следующей, 5-ой главе.

Э. Дюркгейм внес весомый вклад и в разработку проблем социального контроля, но к этому мы обратимся позднее - в

Ч. IV книги.

В заключение заметим, что различные авторы и по разным основаниям относят криминологические взгляды Э. Дюркгейма и к теории социальной дезорганизации, и к структурному функционализму, и в качестве самостоятельного направления - концепции аномии.

<< | >>
Источник: Гилинский Я.И.. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 3-е издание, переработанное и дополненное. 2014

Еще по теме Теория аномии:

  1. Теория аномии
  2. 1.2. Семантический[10] анализ терминов «теория» и «теория государства и права»
  3. Волновая теория Тоффлера («Теория третьей волны»)
  4. § 3. Теория управления и теория административного права
  5. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Теория права и теория государства.
  6. Теория права и теория государства.
  7. § 1. Общая теория (теория и методология) криминалистики
  8. Пьянов Н. А.. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Теория государства 2011, 2011
  9. Пьянов Н. А.. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Теория права 2011, 2011
  10. Честнов, И. Л.. Теория государства и права.2017, 2017
  11. Теория субкультур
  12. Теория субкультур
  13. Теория насилия
  14. Косьмин, А.Д.. Экономическая теория в вопросах и ответах.2008, 2008
  15. 2.3. ТЕОРИЯ КОНСЕНСУСА