<<
>>

11.2. Самосознание человека

Самосознание есть осознание человеком своих чувств, мыслей, слов и действий, есть целостная оценка самого себя и своего места в мире.

Самосознание есть важнейшая сторона человеческого сознания.

При этом сознание и самосознание взаимосвязаны. В чем проявляется эта взаимосвязь?

Во-первых сознательная деятельность сопровождается чувством «Я». Ведь носителем сознания выступает отдельный индивид со своими чувствами и представлениями. Через «я» человек осознает мир. Мир как бы окрашен нашим «я». Например, мы по-разному смотрим на мир. Скажем, березка в парке. Она может восприниматься нейтрально, просто как дерево; может восприниматься положительно как место первого свидания; может восприниматься отрицательно, если с ней связаны какие-то неприятные события. Наше «я» и все, что связано с ним, воздействует на наше сознание.

Во-вторых, если восприятие мира окрашено нашим «я», то, анализируя свое восприятие мира, мы не только приближаемся к пониманию самого мира, но и делаем шаг на пути постижения наше «я».

Проще говоря, в наших мыслях заложена важная информация о нас. Если человек хочет понять себя, то ему необходимо проанализировать свои мысли и слова. В них наше «я» обязательно проявило себя.

Однако человеку трудно взглянуть на себя как бы со стороны. Человеку проще понять себя в общении с другими людьми. Поэтому роль «другого» в жизни человека значительна. Отметим ряд моментов.

Во-первых, другой открывает нам нас. Он открывает нам наше тело («какая ты красивая»), нашу душу («какой ты добрый»).

Во-вторых, другой есть образец для нас. Мы копируем слова, жесты, модели поведения другого. Более того, в истории философии было отмечено, что лишь отнесясь к другому человеку, как к себе подобному, человек начинает относится к самому себе как человеку.

В-третьих, другой оказывает влияние на нас.

Это было отмечено народной мудростью: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Сказанное позволяет подчеркнуть, что сознание и самосознание взаимосвязаны. Человек, будучи существом разумным, не может не отражать действительность в понятиях, суждениях и умозаключениях. Но, высказывая свои мысли о мире, он выражает в них себя, свое «я».

Самосознание отдельного человека проходит ряд этапов своего становления. В литературе процесс самосознания справедливо связывается с процессом социализации личности.

Известно, что процесс социализации личности включает в себя три основных фазы: идентификация, индивидуализация и персонализация[223].

Идентификация – это превращение потенциального человека в человека.

Индивидуализация – это превращение человека в уникальную, неповторимую индивидуальность.

Персонализация – это превращение индивидуальности в социально деятельную личность. Причем личность не есть однажды и навсегда приобретенное качество человека. Становление личности осуществляется в ходе всего жизненного пути человека. Поэтому самосознание человека формируется в течение всей жизни.

В философской литературе принято рассматривать становление самосознания не только в онтогенезе (процесс развития отдельного человека), но и филогенезе (процесс формирования человека от древности к современности). Остановим свое внимание на этапах филогенеза. Нам предстоит совершить небольшой экскурс в историю развития человечества и выделить основные особенности каждой эпохи.

Первобытное общество. В нем «я» еще не имело самоценного значения. Индивид полагался не как независимый человек, а как часть целого, часть рода.

В то время еще не было выработано общего понятия «человек». Человеком назывался соплеменник. Только для него действовали нормы морали. Несоплеменник не являлся человеком. По отношению к нему возможно было все, вплоть до убийства. Так, в Новой Гвинее в первобытных племенах разрешалось убивать несоплеменников. Более того, юноша, который сдавал экзамен на воина, должен был принести голову убитого им несоплеменника.

Это рассматривалось как геройство.

Появление имени знаменует собой факт признания индивидуальности. Личное имя как бы подтверждает и утверждает достоинство индивида. И наоборот – отсутствие имени – можно рассматривать как безразличие к человеку, факт его закрепощения. Так, в древних обществах рабы, женщины и дети не имели имен.

Античность. Она знаменует собой новый этап в развитии самосознания. Новым в общественной жизни стало разделение общества на социальные группы. Это способствовало, с одной стороны, закреплению индивида за определенной группой, с другой – поляризацию его отношений к людям из других групп. Для грека раб есть всякий, кто не распоряжается сам собою, живет под властью другого. Поэтому одно отношение было к рабу, другое – к равному, третье – к женщине.

Именно к античности следует отнести постановку вопроса о праве индивида на собственное мнение. Не случайно именно в это время появляются многочисленные философские учения. Безусловно это – одна из форм выражения собственного мнения.

Средневековье. Оно принесло христианское понимание человека. Человек есть Божественное творение, и он должен помнить об этом и стремиться жить по заповедям Господа.

Новым стало требование покаяния человека. Да, человек может впасть в грех, но он может раскается в содеянном и встать на путь добродетельный. Именно обращение к чувствам людей, индивидуальным эмоциональным переживаниям характеризует данную эпоху. Это, в свою очередь, содействовало развитию самосознания.

Однако в средние века индивид все еще связан с общиной. Вся жизнь человека – от рождения до смерти – жестко регламентировалась и по преимуществу протекала в том месте, где человек родился. Индивидуальность человека еще не привлекала к себе должного внимания. Он рассматривался как человек определенного сословия. Именно в сословии была его ценность. Только к XI-XIII вв. намечается интерес к отдельному человеку. К этому времени появляются автобиографии, индивидуальные надгробья, портретная живопись.

Новое время. Оно принесло подъем чувства независимости личности. Привязанность к общине сменяется свободой перемещения индивида. Свобода перемещения содействовала развитию других свобод – печати, собраний, слова и проч.

Провозглашение демократических свобод подняло авторитет личности на небывалую высоту. Именно в это время возникает понятие «формирование личности», не известное ни для античности, ни для средневековья.

Интерес к личности способствовал очень важному открытию. В XVII в. было открыто детство. До этого времени ребенка, по сути дела, воспринимали как маленького непослушного взрослого. У детей не было своей одежды, они носили те же фасоны, как и взрослые.

В эту эпоху богаче понимался внутренний мир человека. Что интересно, одиночество стало рассматриваться не только как право личности на уединение, но и форма его существования, самовыражения. Еще большую популярность приобрели автобиографии, рассказы о путешествиях, мемуары.

Безусловно, новое время стало новым этапом в развитии самосознания человека.

ХХ век. Он в чем-то развил достижения цивилизации, в чем-то их приостановил. Интерес к личности как творческому, созидательному началу возрос. Но он же был растоптан в годы мировых войн. Свобода слова, право высказывать и отстаивать свое мнение, свобода и независимость личности стали определять отношение к человеку. Но они же были низведены на нет в тоталитарных обществах.

Однако общая тенденция развития человечества такова: от неприятия индивидуальности к развитию самобытной оригинальной личности.

<< | >>
Источник: С.А. Ермаков. ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 0000

Еще по теме 11.2. Самосознание человека:

  1. Самосознание
  2. Совместное самосознание
  3. Самосознание — продукт преобразований мозга
  4. Всеобщее свободное самосознание
  5. Переход к всеобщему свободному самосознанию
  6. Совместное самосознание у людей
  7. Самосознание — это суд собственной совести
  8. 4.3. Включение самосознания-самоконтроля
  9. Включение самосознания-самоконтроля
  10. 3. Нарушения самосознания
  11. 11. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
  12. ГЛАВА 7 Формирование мозгом теоретического сознания и самосознания
  13. Самосознание, «результат» слова, останется чем-то словесным и без слова