<<

15.2. Поиски человеком смысла жизни

Исходя из подходов к пониманию смерти, можно выделить два основных направления в поисках смысла жизни: смысл земной жизни в подготовке себя к будущей жизни; смысл жизни в обретении значимости самой земной жизни.

Смысл земной жизни в подготовке себя к будущей жизни. Особенно ярко данная точка зрения проявила себя в христианстве. Как известно, по христианскому вероучению, каждая душа судима после смерти человека. Отсюда делался вывод: живи и не пятнай свою душу. В данном случае важно обратить внимание на два момента. Во-первых, такое понимание жизни наполняет ее определенным смыслом – живи и заботься о чистоте души. Во-вторых, в этом подходе прослеживается сильная гуманистическая традиция – неси в мир добро, и оно спасет тебя. Путь добродетели провозглашается христианством в качестве основополагающего. Это – сложный путь, но только он достоин человека, и только он может спасти человека от впадения во грех. При этом в христианстве обращается внимание на «память смертную», т. е. человек должен помнить, что он существо смертное.

И в качестве такового он должен успеть исполнить себя, совершить дела добрые на земле. Эти дела включают в себя следующее: живи в мире и согласии с людьми; будь внимателен к другим и заботься о них; возлюби ближнего своего, как самого себя, не огорчай и не обижай других; гони гордыню; проси прощения и давай его; делай все так, чтобы совесть не мучила; радуйся успеху других. Если человек исполнит эти простые и понятные всем правила, то он, действительно, может наполнить свою жизнь светом Доброты. Разве это не достойный человека смысл жизни?!

Смысл жизни в обретении значимости самой земной жизни. В рамках данного подхода давался целый спектр мнений.

1. Смысл жизни человека – в его жизни. Человек живет, дышит – и это главное. Так, по мнению И.И.

Мечникова, цель человеческого существования заключается в прохождении полного цикла жизни, который он определял в 100 лет. Что можно сказать по этому поводу? Действительно, жизнь человека есть величайшая ценность. И человек должен не только жить, но и прожить полностью свою жизнь. Скажем больше, есть ситуации, когда выжить и продолжать жить может стать главным делом жизни. Пример Павки Корчагина как нельзя лучше, подчеркивает значимость такого понимания смысла жизни. Однако в обычной жизни, когда человек жив, здоров и невредим, ему мало просто жить. Ему нужно жить для чего-то. Ведь он есть существо не только обладающее телесностью, но и духовностью. Уже древние обратили внимание на то, что человеку важна не просто жизнь, а жизнь лучшая, счастливая. А если так, то понимание смысла жизни в самой жизни необходимо дополнить рядом других моментов. Неслучайно в истории философии были даны иные ответы на вопрос о смысле жизни.

2. Смысл жизни человека – в его саморазвитии, в понимании своего «Я» и его совершенствовании. Одним из тех, кто обратил внимание на данный момент, был И.Кант. Он полагал смысл жизни не вне человека, а внутри его. Фактом, образующим смысл жизни, являлась идея, принимающая вид нравственного закона. Жить по закону морали, выполнять свой долг - вот достойный человека смысл жизни. В рамках данного понимания смысла жизни развивал свои идеи И. Фихте. Смысл жизни человека он видел в достижении индивидом согласия с самим собой. Фихте писал: «Я должен открыть глаза, должен вполне познать самого себя... в этом состоит мое назначение»[301]. Таким образом, самопознание как основа саморазвития становилось отправным моментом в постижении вопроса о смысле человеческой жизни.

Думается, что такой подход позволяет обратить внимание на человека как существо разумное, стремящееся к постижению и изменению самого себя. Человек не есть существо, которому все дано изначально. Человек может быть только тем, чем он себя сделает сам – вот пафос философии Фихте.

В этом положении – и сила, и слабость предложенного понимания смысла жизни. Сила заключается в том, что все зависит только от человека, он является хозяином своей судьбы. Слабость состоит в том, что человек концентрирует внимание только на себе и как бы не видит других людей, не видит смысла жизни в том, чтобы жить для других. На это было обращено внимание в истории философии.

3. Смысл жизни человека – в жизни для других. Сторонником такого подхода был, в частности, Л.Н. Толстой. Он считал, что главное – выйти к жизни других людей, понять и принять их жизнь, и в этом обрести свой смысл жизни. Раскрывая данный момент, Л.Н.Толстой писал, что стоит человеку признать свою жизнь в благе других существ, и пугало смерти навсегда исчезнет из глаз его. Действительно, живя для других и во имя других людей, человек обретает смысл своего бытия. Он уже не думает о себе. Для него благо других есть основа и цель его существования. Это можно видеть на примере родителей, которые всецело поглощены жизнью своих детей. Для них дети, их счастье – это свет в окошке, это истинное благо. Так, в думах о детях, в делах о них родители проводят дни своей жизни, обретая подлинный смысл своей жизни.

4. Смысл жизни – в служении общему делу. Такой подход является разновидностью предыдущего. Вместе с тем он имеет свое отличие. Оно заключается в том, что не просто служение другим является смыслом бытия человека, а некое общее дело, связанное с жизнью всего общества, страны, человечества, – вот предмет приложения усилий человека, предмет, достойный уважения. Ярким примером такого понимания смысла жизни являются жизнь и идеи Н.Ф. Федорова. Философ писал: «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»[302]. В служении общему делу человек находит свое место в жизни и обретает ее смысл.

Как видно из сказанного, спектр существующих ответов на вопрос о смысле жизни довольно широк. И сам человек должен выбрать смысл своей жизни. За него никто не выполнит эту работу. А для этого ему нужно заняться глубоко и серьезно философией. Философия как любовь к мудрости может помочь человеку обрести свой смысл жизни.

Автор надеется, что представленная на суд читателя книга поможет в этом нелегком, но важном для человека деле.

<< |
Источник: С.А. Ермаков. ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 0000

Еще по теме 15.2. Поиски человеком смысла жизни:

  1. ВИКТОР ФРАНКЛ.. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА. 1990, 1990
  2. ВИКТОР ФРАНКЛ. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА.. 1
  3. Смысл жизни человека
  4. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  5. Сущность человека и смысл его жизни в истории философии
  6. 15. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  7. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
  8. 4.Свобода и ответственность личности. Смысл жизни человека
  9. § 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни
  10. Поиски смысла
  11. 3. Философский смысл понятия «человек». Многомерность человека и его бытия
  12. 1. О смысле жизни
  13. Модуль 2 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Тема 14. Природа человека и смысл его существования
  14. 2. цель и смысл жизни
  15. Свобода, смысл и бессмысленность жизни
  16. Гаджиев Ровшан.. Проблема смысла жизни.2007, 2007
  17. СМЫСЛ ЖИЗНИ
  18. 15.1. Представления о смерти как исходный пункт в рассуждениях о смысле жизни