<<
>>

§221. Определение реальность и определение объективность очень близки друг другу, но тем не менее наш язык не случайно полагает их различными.

Реальность обозначает определённое наличное бытие, т.е. то бытие, которое мы воспринимаем в форме простого множества окружающих нас единичных предметов. Объективность же обозначает собой реальность, мыслимую нами со стороны её всеобщности, где все конкретные предметы рассматриваются нами только как принадлежащие данной всеобщности и подчинённые ей. Вот в таком аспекте восприятия окружающего нас мира – со стороны всеобщности существования его единичных образований – мы будем говорить здесь о типах объективности.

§222. В деле выведения типов объективности до Гегеля также существовало сплошное белое пятно. Что такое объекты? – Об этом речь никогда не заходила. Откуда они берутся в нашем сознании, чем отличаются друг от друга и что такое вообще мысль об объективности? На эту тему формальная логика не считала и не считает нужным рассуждать. Она рассматривает мышление как оторванную от реальности деятельность субъекта, а наличное бытие объектов, наоборот, как нечто само для себя данное и непосредственно не связанное с мышлением человека. Согласно такому представлению, под объективностью следует понимать всё то, что противостоит субъекту (человеку) в качестве самостоятельного существования. Но уже Иммануил Кант в своих трансцендентальных идеях показал, что мир присутствует в нашем сознании в идеальной форме. Для нас объекты существуют лишь как мыслимые нами, как определённые нашей мыслью. "Одно и то же мысль, и то, о чём эта мысль", – говорил ещё древнегреческий философ Парменид. Следовательно, наша мысль об объективности и сама объективность не есть нечто абсолютно оторванное друг от друга. Для человека как для мыслящего существа всё то, что есть в этом мире, есть в форме определений мысли.

Если мы попытаемся удерживать субъективные определения мышления отдельно от содержания объективного мира, то обнаружим, что эти абстракции будут ускользать от нас раньше, чем мы успеем присмотреться к ним, и каждый раз в итоге мы будем говорить нечто противоположное тому, что нам представлялось вначале. Сама суть деятельности познания как раз и состоит в том, чтобы лишить противостоящий нам мир его чуждости, чтобы, как обычно выражаются, разумно ориентироваться в нём. А это значит, что всё объективное должно быть выражено посредством определений мысли. "И повелел Господь Адаму дать всем вещам имена: и растениям, и животным, и небесным телам, и горам, и долинам". И не ради них самих, а ради того, чтобы Адам стал мыслящим существом.

§223. В окружающем нас мире мы находим разные по своей качественной определённости типы объектов: систему небесных тел, живые организмы биосферы, человечество. Их мы выделяем как эмпирическую данность. Но поскольку они, в силу самой своей данности, уже являются достоянием нашей мысли, постольку, с точки зрения осуществляемого нами предприятия по наведению порядка в арсеналах нашего разума, они также должны найти здесь (в учении о чистом понятии) своё законное место.

Мы, следовательно, не выводим объективный мир из субъективных форм своего мышления и не изобретаем сами объекты. Мы выводим лишь логическую последовательность существующих типов объективности и устанавливаем их место среди других определений нашего разума. Сами объекты не надо придумывать. Они не нуждаются в этом, поскольку они просто есть в наличии. – Как шутят в Одессе: "Скажите, если я пойду по этой улице, там будет вокзал?" Ответ: "Он там будет, даже если вы не пойдёте по ней".

– Но в сознании человека объекты присутствуют как в форме образных представлений, так и в форме своих названий (определений), с которыми работает наша мысль. И коль скоро логика занимается именно определениями мышления, то проигнорировать этот материал она не может при всём своём уважении к самостоятельности окружающего нас мира. Забудь мы о мыслительных определениях объектов, и мир тут же превратится для нас в вещь в себе.

§224. Мы приступаем к выведению последовательного ряда типов объективности, отталкиваясь от последней формы умозаключения. В дизъюнктивном умозаключении мы имеем всеобщность в её раскрывшейся полноте. В нём каждый единичный субъект подводится под все имеющиеся особенные сферы, целокупность которых составляет всеобщее – целостный организм. Но этот исчерпывающий перечень особенных моментов ("и это..., и это..., и это...") можно делать с разной степенью глубины проникновения мышления в объективный мир. Эта глубина проникновения мышления в объективность определяется, как мы теперь знаем, в соответствии со ступенями объективной логики. Начальную ступень проникновения мышления составляет сфера определений наличного бытия, следующую ступень – сфера рефлективных определений сущности, третью ступень – сфера определений необходимости. Им соответствуют три последовательные формы умозаключений:

1. Умозаключения наличного бытия: Е – О – В.

2. Умозаключения рефлексии: В – Е – О.

3. Умозаключения необходимости: О – В– Е.

§225. В умозаключениях наличного бытия связующей серединой является качественная особенность единичных тел. Данному виду умозаключений соответствует механический объект. В нём все единичные тела имеют своей качественной особенностью только один всеобщий признак – сам факт своего бытия в этом мире. Образуемая посредством этого признака всеобщность единичных тел ещё абстрактна, поскольку она – всеобщность их простого бытия.

Умозаключениям рефлексии, где связующей серединой являются единичные субъекты, соответствует второй тип объективности – химический объект. Здесь все специфические вещества, из которых состоит неорганическая плоть нашей планеты, а также всех других небесных тел, начинают светиться своими различиями. Но связующая их воедино всеобщность – химический процесс в целом – носит по отношению к ним лишь внешний и преходящий характер. Составляющие данный тип объективности различные вещества (химические соединения) представляют собой разъединённые и застывшие фазы химического процесса.

Умозаключениям необходимости, где средним членом является всеобщее, соответствует третий тип объективности – биологический объект. Это – живые организмы биосферы. В биологическом объекте всеобщая жизнедеятельность организма подчиняет себе все его особенные члены и органы.

Таковы три типа объективности:

- механический объект,

- химический объект,

- биологический объект.

Содержание каждого типа объективности будет рассматриваться во второй части "Грамматики разума" – в учении о природе. Здесь же, в логике, мы должны рассмотреть лишь их формальное отличие друг от друга.

<< | >>
Источник: С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. 2003

Еще по теме §221. Определение реальность и определение объективность очень близки друг другу, но тем не менее наш язык не случайно полагает их различными.:

  1. 2. Пять влечений, непримиримо противоречащих друг другу.
  2. ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА ДРУГ К ДРУГУ
  3. § 23. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии
  4. Статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов Комментарий к статье 14.31.1
  5. Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
  6. Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
  7. Определение коэффициента трения скольжения различных материалов Цель работы
  8. Ф. Гизо ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ, РАЗЛИЧНЫЙ ЕЕ ХАРАКТЕР ПО СОВРЕМЕННЫМ НАРОДНОСТЯМ
  9. Образ - понятие более или менее объективное.
  10. Индивидуальная объективная реальность
  11. При фактической индивидуализации иска исключается и определение в качестве предмета иска определенного способа защиты нарушенного права
  12. 5.5 Определение показателей завершенного и незавершенного обгонов Определение показателей производится для каждого значения скорости обгоняемого ТС V2. 5.6 Пример расчета
  13. Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
  14. 8.3. Язык, логика и реальность
  15. Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
  16. Понятие индивидуальной объективной реальности
  17. Понятие индивидуальной объективной реальности
  18. Примеры аргументаций для различных тем Постановка запятой