<<
>>

§906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.

Всё это идеальное духовное богатство данного народа воплощается в содержании его реальной жизнедеятельности, в особенностях его семейного, гражданского и государственного устройства.

Проявляя себя в указанном качестве, нравственность образует духовную субстанцию общества, по отношению к которой дух каждого конкретного человека является лишь одной из множества её акциденций. В наполняющем и питающем сознание человека содержании нравственного мира он имеет духовную основу своей жизни.

Нравственность – это живая конституция общества, которая развивается вместе с ним. Подобно тому как процесс взросления каждого человека выражается не только в том, что у него укрупняется тело, но и в том, что у него расширяются мировоззренческие горизонты, повышается уровень образования, растут культурные запросы, совершенствуется правовое сознание и моральный облик, так и процесс взросления общества в целом выражается не только через увеличение его производственных мощностей, но и через изменение всего его нравственного мира: его моральных норм, его правового поля, уровня образования народа, характера семейных и гражданских отношений, а также отношений между гражданами и государством, и т.д.

Если, например, мораль какого-либо народа пребывает ещё в варварском состоянии, то какие бы передовые законы ни были приняты в такой стране, существенного влияния на его нравственность они не окажут. И наоборот, какой бы ни была высокой мораль в обществе, но если в данной стране ещё не приняты соответствующие ей законы, то нравственность её народа будет пребывать в угнетённом состоянии.

§907. Нравственность не существует в абстрактной форме. Она всецело конкретна. Она проявляет себя через содержание жизнедеятельности таких социальных образований, как семья, гражданское общество, государство. В силу данного обстоятельства она имеет определяющее значение для жизни всех людей.

Содержание жизнедеятельности указанных общностей (семьи, гражданского общества, государства) стоит выше индивидуальных побуждений людей, и именно оно определяет образ и смысл жизни каждого конкретного человека.

§908. Поскольку деятельность человека осуществляется на сознательной основе, постольку его отношение к нравственному содержанию окружающей его жизни опосредуется наличием в обществе соответствующих духовных форм и социальных институтов. Нравственное содержание жизнедеятельности общества доводится до сознания индивидов через процесс их воспитания и образования в молодые годы, а далее – через существующие в обществе нормы морали и юридические законы, через деятельность средств массовой информации и общественных организаций, через политические партии и институты государственной власти.

§909. Необходимость соблюдения действующих в обществе норм и законов, а также уважительное отношение к деятельности общественных и государственных учреждений и институтов является обязанностью каждого человека. Только исполняя свои социальные обязанности (обязанности по отношению к семье, к гражданскому обществу, к государству), человек способен осуществлять свои права. Обязанности и права человека идут, следовательно, рука об руку. Исполняемые обязанности становятся правами, а реализуемые человеком права становятся его обязанностями.

§910. Наука об обязанностях членов общества называется этикой. В отличие от учения о морали, этика имеет своим предметом уже не абстрактные идеалы добра, а тот круг действительных обязанностей, которые должны исполняться каждым человеком в процессе его жизни. Поэтому данная наука должна излагаться именно здесь, в учении о нравственности. Все те определения нравственности, которые будут здесь рассматриваться, являются одновременно и обязанностями человека. Чтобы воспринимать их в качестве таковых, достаточно лишь мысленно сопровождать их словами: "следовательно, оно (данное определение нравственности) является также и нравственной обязанностью человека".

§911. В сфере права мы рассматривали человека в качестве абстрактного лица, в сфере морали – в качестве субъекта, здесь же, в сфере нравственности, мы рассматриваем его как личность. Человек, выполняющий свои обязанности по отношению к семье, к обществу, к государству, является нравственной личностью. Нравственный человек, следовательно, преследует не только свои особенные интересы, но и проникнут заботой об интересах всего общества.

Такое соединение личных и общественных интересов есть добродетель. А та степень последовательности, с которой человек проводит их в жизнь, есть добропорядочность. Единичный добродетельный поступок ещё не делает человека добропорядочным. Таковым он становится только тогда, когда добродетельный образ жизни входит у него в привычку и становится его повседневной потребностью.

§912 Нравственность проявляет себя через содержание жизнедеятельности трёх форм общности людей, соответствующих трём определениям её понятия.

а) Первая форма – семья. Она основана на природном единстве людей и предназначена для формирования человека в его единичности.

б) Вторая форма – гражданское общество, где каждый человек реализует себя согласно своей особенности.

в) Третья форма – государство, которое обеспечивает развитие всего общества в целом.

<< | >>
Источник: С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. 2003

Еще по теме §906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.:

  1. §816. Дух человека – это единство его души и сознания, проступающее в форме деятельности его интеллекта и воли.
  2. У древних евреев повторилось убийство отца, когда возмутившийся народ убил своего отца-пророка (Моисея), но спустя некоторое время раскаялся, признал его святым и принял его религию.
  3. Общеобязательность решения органов государственной власти на его территории и в пределах его экстерриториальности - это выражение:
  4. 14.6. Закон стоимости, его содержание и функции его проявления
  5. К.А.Гельвеций СЧАСТЬЕ. О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ
  6. 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
  7. Чингисхан, по преданию, увидел два сна, которые опреде­лили всю последующую историю его жизни и правления.
  8. Контрабанда сильнодействующих, ядерных, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании ОМП, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов ил
  9. Когда вклад акционера состоит из личных услуг и предоставление их становится невозможным, пусть даже и без его вины, эта невозможность лишает его свойства акционера.
  10. Религия сама по себе не изобретение человека, а проявление его врожденного чувства.
  11. ПРИЗНАКИ НРАВСТВЕННО-АДЕКВАТНОГО ПРАВА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ
  12. Законы вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие, а именно:
  13. 13.4 Признаки права, его определение
  14. 5. Понятие корпорации и критерии его определения
  15. Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит.
  16. 4. Правопорядок и его соотношение с законностью