<<
>>

. «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.

Он предполагает следующие шаги: надо представить как можно нагляднее образ162, с которым ты встретился, и постараться поговорить с ним. Спросить, какое содер­жание хочет себя выразить в этом образе? Что этот образ важного сообщает о тебе самом? Надо попытаться отож­дествиться с этим образом, стать им, пережить его в себе.

Вот как об этом пишут специалисты в области работы со сновидениями: «,если решение проблемы имеет для вас важное значение, то не останавливайтесь на единствен­ной интерпретации сновидения. Рассмотрите вновь его содержание, попробуйте найти для него несколько иное — даже противоположное — истолкование. Попро­буйте вобрать каждое из толкований в свое тело и попро­бовать понять, как оно вами ощущается. Какое из тол­кований дает вам ощущение большей правдоподобности?

Теперь оцените свое поведение в сновидении. Вообра­зите, что вы вели себя противоположным образом. Ка­ким образом ваше новое поведение изменило бы трак­товку вашего сновидения? Найдите в содержании ваше­го сновидения сцену или персонаж, которые были бы вам наиболее неприятны.

Если бы они олицетворяли некий аспект вашей личности, то каким образом, в зависимос­ти от этого, изменилась бы интерпретация вашего сно­видения? Снова впустите эту новую интерпретацию в свое тело; ощущается ли она вами как правильная? Ка­кова была самая фантастическая часть вашего сновиде­ния? Использовали ли вы ее при толковании? Если нет, то вы, быть может, пренебрегли самой ценной частью сновидения. Снова проинтерпретируйте свое сновиде­ние, обращая особое внимание на самые фантастичес­кие, странные, причудливые и неожиданные для вас фрагменты сновидения. Как ваше тело ощущает это но­вое толкование?.. Эта процедура наглядно показывает, как работа со сновидением может сделаться актом твор­чества. Из-за своей напряженности она может принять форму «мозгового штурма», потому что, хотя сам текст сновидения и ограничен четкими рамками, для его ин­терпретации требуется вся сила вашего воображения»163.
Как видим, это вполне понятный метод. Здесь только одна проблема: научиться работать с собственными ощу­щениями, адекватно их воспринимать, грамотно отсле­живать и доверять им. Описанная процедура, кстати го­воря, и есть путь проживания в себе некоего знания или значения. Именно она, на мой взгляд, была доминирую­щим способом постижения происходящего в другом на ранних этапах эволюции человека.

В рамках методологии работы с собственными сно­видениями для активизации взаимодействия с бессозна­тельным рекомендуется перед сном оживить в памяти основные пункты той проблемы, помощь в решении ко­торой желательно получить в сновидении. Необходимо обратить внимание на те моменты, которые пока что либо не вписываются в общую картину, либо не получают под­ходящего объяснения. Надо четко осознать, что именно хотелось бы понять с помощью образов бессознательно­го. Размышление над этими вопросами должно быть пос­ледним сознательным впечатлением ума перед погруже­нием в сон.

Эти приемы достаточно известны. Они используют­ся в работе как учеными, так и деятелями искусств, не­редко принося хорошие результаты. Последнее подтвер­ждается экспериментально.

В частности, Майкл В.Барриос и Джером Л.Сингер опросили 48 человек об испытываемых ими творческих затруднениях, длившихся в течение трех и более меся­цев. Проблемы этих людей были связаны с завершением литературных или живописных произведений, с реали­зацией профессиональных проектов, с решением науч­ных или технических задач. Участники эксперимента прошли тестирование и были разделены на четыре груп­пы по 12 человек. Для каждой из групп случайным обра­зом выбирался один из четырех вариантов проведения эксперимента.

Испытуемым из группы «фантазирование наяву» предлагалось десять упражнений на управляемое вооб­ражение, а затем они последовательно создавали три во­ображаемых сюжета, имеющих отношение к их творчес­кой деятельности. Испытуемые из группы «гипнотичес­кие сновидения» (им внушалось, что ночью они увидят сон, где будет содержаться решение их проблемы) пос­ледовательно продуцировали три гипнотических снови­дения, касавшихся их творческих проблем.

Испытуемым из группы «рационального обсуждения» давались инст­рукции по решению их проблем при помощи деятельно­сти, акцентированной на рационально-познавательных усилиях мысли. Они проходили весьма концентрирован­ную логическую проверку их творческих проектов. В хо­де обсуждения полностью исключались любые отвле­кающие и «не относящиеся к делу» соображения. И, на­конец, испытуемые контрольной группы просто косвен­ным образом поощрялись к обсуждению своих творчес­ких планов.

Результаты эксперимента показали, что «состояния «фантазирования наяву» и «гипнотического сновидения» более всего способствуют снятию блокировки с творчес­кого процесса. Когда были изучены данные психологи­ческого тестирования, то выяснилось, что люди, умею­щие управлять своим вниманием и обладающие низким уровнем негативных грез (включающих в себя фантазии вины и враждебности), оказались более других участни­ков способны продемонстрировать положительные сдви­ги. Например: находившаяся в группе «гипнотического сновидения» писательница уже публиковала поэзию и документальную прозу, но постоянно испытывала труд­ности с написанием беллетристики. Однако после каж­дого последующего гипнотического сновидения действие и диалоги в ее предполагаемой новелле становились все более совершенными; начали проявляться изначально полностью отсутствовавшие элементы конфликта меж­ду персонажами, которые наделили сюжет произведения живой плотью. Впоследствии писательница выражала большое удовлетворение написанной вещью и сообща­ла также об увеличении продуктивности в сочинении стихотворений (Barrios & Singer, 1982).

Иными словами, обе техники, связанные с образны­ми представлениями, оказались наиболее успешными. Именно образность является тем, что приводит к твор­ческому прорыву в сновидениях. Некоторые фильмы Ингмара Бергмана вдохновлены образами его сновиде­ний. У Уильяма Стайрона идея романа «Софи делает выбор» появилась в сновидении. В XIX столетии сэр Френсис Гальтон, занимаясь изучением образов, устано­вил, что иногда формирование абстрактных теоретичес­ких концепций сопровождается цветовыми сочетания­ми или пространственными построениями.

Теоретичес­кие концепции зачастую оформляются в зрительные по­строения, располагающиеся как бы в пустом простран­стве. Альберт Эйнштейн заметил как-то: «Слова обычного языка, сказанные или написанные, видимо, не играют никакой роли в моем мыслительном процессе» (Einstein, 1952). Судя по всему, для него важными реали­ями были зрительные либо кинестетические образы, ко­торые можно было комбинировать и воспроизводить по желанию»164.

М.Е.Майе разослал специальные анкеты 80 матема­тикам с вопросом о том, какую роль сыграли сновиде­ния в решения ими творческих проблем. Четверо непос­редственно изложили сновидения, приведшие к реше­нию математических задач. Восемь человек ответили, что правильный вариант решения начинался со снови­дения. Пятнадцать математиков сообщили, что им до­водилось просыпаться с полным или частичным реше­нием проблемы, хотя они и не помнили конкретного сновидения. Еще 22 человека отметили, что они осоз­нают важность интуиции в решении математических задач, хотя и не помнят специфических сновидений, связанных с их проблемами165.

Вернемся теперь непосредственно к теме обсужде­ния, а именно, к проблеме бессознательного и возмож­ности получения «подсказки» в сновидении.

9.1.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Эволюция и сознание (когнитив­но-символический анализ). 2001

Еще по теме . «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.:

  1. Приложение к п.1.5 Активные методы работы со специалистами, родителями
  2. «ВСЕ ЭТО ПРОСТО ПЛОД ВООБРАЖЕНИЯ»
  3. Методы управления содержанием работ
  4. 1.6. Предмет, содержание и методы изучения ландшафтоведения в работах отдельных исследователей
  5. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ)
  6. КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ Ф. НИЦШЕ «О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ»
  7. «Внимание», актёрское «воображение» «если бы» и многие другие элементы - фундамент, на котором строится актёрское творчество
  8. 3.2. «Внимание», актерское «воображение» «если бы» и многие другие элементы – фундамент, на котором строится актерское творчество.
  9. ВОПРОС: Вы сказали, что недумание - это тоже форма думания. Это меня несколько удивило. Вы разделяете наличие некоторых представлений о чем-то и процесс думания, для которого необходимо делать некоторые усилия?
  10. Прежде всего мы должны определить и анализировать вкратце могущественный, всего чаще бессознательный, всегда немного загадочный фактор, которым мы объясняем общественные явления, – подражание.
  11. Акцизы – это налог, которым облагаются отдельные виды товаров (продукции) широкого потребления; этот налог включен в цену товаров. Это косвенный налог, являющийся важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации.
  12. , ТНК – это корпорация, которая является юридическим лицом140
  13. Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди.
  14. 1.5.4. Каждый человек – это психолог, который ставит вам диагноз
  15. Статья 15. Адвокатские конторы – это организации, в которых практикуют адвокаты.
  16. Некоторые институты многостороннего сотрудничества в Восточной Азии и АТР, в которых КНР принимает активное участие с начала ХХІ в.
  17. Метод рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности:
  18. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, УСЛУГ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ СТОИМОСТИ И РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ