<<
>>

Американские индейцы также всегда придавали сновиде­ниям огромное значение.

Они были для них универсальным инструментом, с помощью которого можно было предсказывать будущее, разрешать проблемы психологического и сексуального толка, исцелять больных.

У каждого племени существовала своя особая техника ра­боты со сновидениями, а также свои методы истолкования снов.

Например, у народностей племени ирокезов (мохавк, онейда, онондага, кайуга, сенека и гурон) имелся обычай: каждый год через некоторое время после первого снегопада представители разных народностей племени собирались вместе для совершения особого ритуала единения. Выбранные индейцы осуществляли длинные переходы к месту встречи. Собравшись вместе, участ­ники с помощью масок должны были представить свои сны. Иногда вместе с маской надевался костюм, иногда же участники выступали обнаженными. Такой ежегодный фестиваль бродячих театров сновидений назывался «Онохаройа», и позволял сыграть множество Ондиннонков. Многие маски ирокезов использо­вались именно с этой целью. Молодые мужчины, участники ритуального театра сновидений, путешествовали из селения в селение, чтобы представить свои сны[29] .

Сновидцы народности мохавк, вдохновленные образами снов, сочиняли стихи и придумывали загадки. Потом они пред­ставляли их на суд остальных членов племени. Если кто-то раз­гадывал эти загадки, то получал подарки.

Индейцы-сенека также относились к сновидениям с огром­ным вниманием. Каждый сон необходимо было реализовать символически или буквально. Если учитывать компенсаторную функцию сновидений, нетрудно понять, почему французским миссионерам Ордена Иезуитов стоило огромных усилий об­ратить их в христианскую веру.

Общей для всех индейских племен является концепция существования хранителя или проводника, с которым человек может связаться как днем, так и в сновидении. Для американских индейцев проводник — это реальность. Союзники и друзья из их сновидений также реальны, как обычные люди вокруг.

Для того чтобы обрести проводника сновидений, увидеть особый сон или услышать песнь сновидения, индейцы использовали специальные практики: подолгу постились, иной раз уходили в горы. Возможно, разреженный горный воздух усиливал яркость сновидений[30] .

Особого внимания заслуживает техника работы со снови­дениями, практикуемая этнической группой, проживающей в горных джунглях Малайзии, — племенем сеноев. Их численность не превышает 12 тысяч человек.

Эти люди образуют единое сообщество, которое более ком­муникативно, чем индейцы наскапи. Сенои воспринимают сно­видения как науку, которой с детства обучают своих детей. Каждое утро отец вместе со старшими сыновьями анализирует сны всех своих детей. Учит их, как правильно использовать толкование сна, инструктирует, каким образом поступить в следующий раз в ситуации, вызвавшей затруднение в данном конкретном случае. Так, например, если ребенку снится падение со скалы и он в ужасе просыпается, родители могут сказать, что это был очень важный, очень ценный сон, которого не нужно бояться. Это духи земли приглашали его к себе. И ничего страшного не произошло бы. В следующий раз, когда приснится что-то подобное, ребе­нок должен, не пугаясь, мягко спланировать на землю, встре­титься с обитателями той территории, на которую он опустился, постараться как можно больше узнать о месте, где побывал; если удастся, получить дары, и принести их своему племени. Это поможет всему племени добиться процветания и успехов в их повседневной жизни.

Если же, к примеру, человек сообщает, что видел во сне себя плывущим по реке и нашедшим ценную добычу, то его инструктируют, куда именно он должен плыть во сне будущей ночью, чтобы добыть что-нибудь ценное для племени; или же подсказывают, что он должен поделиться будущей ночью своей добычей с соплеменниками.

Важным является тот факт, что, обсуждая совместно с другими свои сны, дети чувствуют себя социальными партнерами взрослых. Они ощущают, что приняты сообществом.

Возможность передать свои переживания другим поддерживает детей, поскольку они весьма зависимы от того, как принимает их сообщество, а также от одобрения и критики взрослых.

Возможно (по крайней мере, в настоящее время именно такого мнения придерживаются исследователи), миролю­бие, доброжелательность и психическая устойчивость сеноев обусловливается именно практикой внимательного анализа, истолкования и совместного обсуждения сновидений всеми членами племени.

Первым, кто представил миру информацию о малайзий­ском племени сеноев и их особой сновидческой технике, был американский антрополог Килтон Стюарт. Он услышал о них в 1934 году, когда оказался в Малайзии. В 1951 году он опубликовал статью «Теория сновидений в Малайе», и в 1954 году — книгу «Пигмеи и гиганты сновидений»[31] .

В то время эти публикации остались практически незаме­ченными. Однако позднее с материалами ознакомилась Патри­ция Гарфилд, известный исследователь сновидений.

Она очень заинтересовалась представленными в них практиками и даже предприняла путешествие в Малайзию, где познако­милась с представителями туземного племени сеноев, а также попыталась задать им вопросы и получить на них ответы. Она говорила по-английски с двумя туземцами, проходившими лечение в госпитале недалеко от города. Переводил ее вопросы врач-малайец. Он же переводил ответы туземцев на английский. Конечно, при таком общении возможны искажения. Тем не менее у Патриции Гарфилд сложилось впечатление, что Стюарт был не совсем точен в изложении принципов сенойской тех­ники. Впоследствии, после того, как она опубликовала книгу «Творческое сновидение», вызвавшую огромный читательский интерес и целую лавину исследований сенойской техники, и дру­гие авторы обращали внимание на неточности трудов Стюарта. В частности, это касалось вопросов обучения детей сновидче- ским техникам и требования даров от побежденных персонажей сновидений. Однако, несмотря на возможные несоответствия и неточности в деталях, в целом изложенная сначала Стюартом, а затем Гарфилд техника сновидений сенойского племени верна и продуктивна.

rp f^ Kj Kj Kj

То, что обычно называют сенойской техникой сновиде­ния, представляет собой концепцию из трех основных прин­ципов:

1) если во сне довелось повстречаться с угрозой или про­тивником, не следует уклоняться. Надо повернуться к опас­ности лицом и встретить ее открыто. Ни в коем случае нельзя бежать или прятаться. Можно призвать на помощь друзей из сновидения, но пока не подоспеет подмога, надо сражаться самостоятельно;

2) в сновидении всегда следует идти навстречу тому, что доставляет удовольствие. Если возникают приятные пережива­ния, надо постараться их интенсифицировать. Если вы летаете или заняты каким-то другим приятным делом, расслабьтесь и наслаждайтесь от души;

Л \ и» и»

3) всегда старайтесь извлечь из своего сна какой-то позитив­ный результат. Например, если в сновидении удалось одержать победу над противником, обязательно попытайтесь получить от него дар в какой-либо форме. Это может быть материальный объект или стихотворение, песня, танец, рисунок, картина или творческое прозрение, нечто прекрасное и полезное. Обязатель­но постарайтесь донести полученный дар до членов племени и поделиться с ними своим сновидческим опытом.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа сновидений (эпистемоло­гический анализ). 2005

Еще по теме Американские индейцы также всегда придавали сновиде­ниям огромное значение.:

  1. К особенностям американского законодательства о договоре франчайзинга относят огромный удельный вес норм процессуального права.[77]
  2. 1.3.1. Первое впечатление не всегда верно, но всегда устойчиво
  3. Значение политической философии и та роль, которую она играет, сегодня столь же очевидны, как это было и всегда с тех пор, как политическая философия появилась на свет в Афинах.
  4. § 2. ограничения «раСПределения имущеСтва» корПораций в англо-американСком Праве 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
  5. ИНДЕЙЦЫ ПАМПЫ
  6. ИНДЕЙЦЫ ЮГО-ЗАПАДА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  7. Война с французами и индейцами
  8. Индейцы пришли из Китая?
  9. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ
  10. ИНДЕЙЦЫ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ БАССЕЙНА АМАЗОНКИ И ОРИНОКО '
  11. ИНДЕЙЦЫ ВОСТОЧНОЙ БРАЗИЛИИ