<<
>>

БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕТЕЛЕСНОСТИ

§81

Бессмертие как продление рода

B рамках обыденного бытия человек стремит­ся реализовать бессмертие исключительно как телесный феномен. Наиболее естественным и при­вычным в обыденности является представление O бессмертии как продлении рода.

Люди продолжа­ют себя в детях и внуках - эту мысльмы привычно несем в себе всю жизнь. И в ней есть значительная доля истины.

Однако, что именно продолжается в родовой жизни? Внешнее сходство детей и родителей, за­крепленное в генах - конституция тела, форма носа и губ, наследственные болезни?.. Черты личности родителей в детях, переданные вос­питанием? Образ родителей, удерживаемый в па­мяти?

Влюбом случае необходимо признать, что от ро­дителей к детям нс передается вся полнота и це­лостность личности родителей и не может переда­ваться, ибо дети - это уже новые личности. Таким образом, бессмертие личности в продлении рода можст быть признано лишь условным, символи­ческим.

Именно поэтому человек пытается обрести бес­смертие через продление жизни.

§82

Бессмертие и продление жизни

B любой культуре и в любом времени происхо­дили и происходят поиски эликсира бессмертия, который остановил бы процессы старения и оказал омолаживающее воздействие на организм.

B целом ряде оккультных учений Востока и Запада эликсир бессмертия трактуется как хи­мический состав, извие поступающий в организм и воздействующий на любого человека. B иных доктринах считается, что этот эликсир должен синтезировать сам организм под воздействием оп­ределенных упражнений и образа жизни. Такое понимание вссьма характерно для даосизма[101].

Однако насколько действительно значимы по­добные препараты? Или точнее: каков смысл та­ких эликсиров? Если предположить, что эликсир бессмертия найден и произошло значительное воз­растание продолжительности жизни, более того, cc продление до бесконечности, то все равно такой препарат не избавляет от смерти в результате не­счастного случая, убийства и т.

д.

C другой стороны, продление биологической жизни надолго или навсегда не решает проблему психического старения и угасания как нараста­ния скуки жизни. Это психическое старение может стать и моральным старешіем. Вспомним «Средс­тво Макроиулоса» Карела Чапека.

Эту же проблему весьма любопытно ставит Фшшіш Фармер. B романе «Пир потаенный» он изображает Союз Девяти Мудрецов, с незапамят­ных времен владеющих тайной эликсира, кото­рый почти бесконечно (uo человеческим меркам) продлевает жизнь. Человек, регулярно прини­мающий этот эликсир, обретает продолжитель­ность жизни в 30 тысяч лет. Соответственно замедляются все процессы старения - так что зрелости человек достигает в 18-20 тысяч лет. Эликсир обеспечивает также регенерацию всех поврежденных органов - кроме полного разру­шения мозга.

Союз Девяти бессмертных создает почти рели­гиозный культ своих личностей среди посвящен­ных в тайну эликсира, которые принимают его в строго назначенное время и в строго назначенном месте.

B жизни Девяти, длящейся бесконечно долго, один за другим угасают все мотивы, кроме одно­го - желания власти и манипулирования людьми а планетарном масштабе. Однако власть и ма­нипуляция всегда порождают ответную власть и манипуляцию. Среди последователей Девяти на­чинается восстание, которое приводит к их гибе­ли...

Таков сюжет Фармера. Эликсир бессмертия попадает в руки людей, использующих его в ка­честве хлыста своей власти. Само такое исполь­зование есть попытка найти смысл бесконечно длинной жизни. Ho бессмертие не может играть роль хлыста бесконечно. И этот хлыст выпадает из их рук.

Обязательно ли эликсир бессмертия станет до­стоянием немногих, манипулирующих человечес­твом? Фармер нс дает однозначного ответа на этот вопрос.

Однако, если бы мы ответили на него отрица­тельно и предположили бы, что такой эликсир свободно предоставлен человечеству и его можно приобретать во всех аптеках, то это все равно нс ре­шает всех проблем.

Бессмертие, которое может быть оборвано не­счастным случаем, бессмертие, выступшощсе ис­кусственным затягиванием обыденного и предель­ного бытия, становится слишком утомительным испытанием. Понятно, что, как и бессмертие че­рез продление рода, бессмертие в результате про­дления жизни всегда достаточно условно и симво­лично.

3.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕТЕЛЕСНОСТИ:

  1. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ
  2. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА KAK КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И БОГА
  3. ЛЕКЦИЯ 7 ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ И БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ[82]
  4. БАЛАШОВ Л.Е.. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ.1996, 1996
  5. 7. Актуальное бессмертие
  6. 7. АКТУАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  7. 6. Потенциальное бессмертие
  8. 6. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  9. Творческое бессмертие
  10. 5.2. ТВОРЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ
  11. УЧЕНИЯ O БЕССМЕРТИИ B РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
  12. 3.3. Почему абсолютное личное бессмертие невозможно?
  13. Почему абсолютное личное бессмертие невозможно?
  14. §12 Персонализм и материализм: бессмертие личности и безличного
  15. Бессмертие плохо, значит смерть хороша?
  16. О притягательности идеи личного бессмертия
  17. 3.1. О притягательности идеи личного бессмертия