<<
>>

БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ

§83

Бессмертие личности в культуре

Бессмертис человека через продление рода и собственной биологической жизни достаточно ус­ловно, ибо не гарантирует вечности личностного начала.

Действительное бессмертие может быть понято только как бессмертие личности - единс­тва духовного и душевного начал человека в их актуализации. Именно такое понимание бессмер­тия поднимает человеческое Я над абсолютностыо смерти; смерть-как-разрушение охватывает лишь телесность. По отношению к личности смерть ста­новится метаморфозой Я.

Насколько бессмертие личности может реа­лизоваться в культуре? Обессмертили ли себя Пушкин или Гете в своих творениях? Ha пер­вый взгляд кажется, что да. Однако, если мы углубимся в размышления, то увидим, что они обессмертили в культуре не себя, а свое имя H свои произведения. Они обессмертили нечто ма­териализовавшееся, объективированное. Они обессмертили нс себя как самосознание и самот- ворсние, а внешние продукты самосознания и ca- мотворения.

Поэтому бессмертие в культуре, в ее про­дуктах также является символичным. Оно ос­новано исключительно на памяти других людей о личности творца культуры. Ho, как уже было по­казано в первой книге нашего курса лекций, во- первых, память о личности ne тождественна жизни личности а, во-вторых, такая память че­рез объекты культуры п дела бессмертна только в том случае, если бессмертны личности вспоми­нающих.

§84

Бессмертие личности как бессмертие самосотворения

Из всего сказанного выше следует: истинное бессмертие личпости - это бессмертие за пре­делами объектов и омывающей их памяти.

Бессмертие личности — лишь в самой личнос­ти. Это бессмертие духовного и душевного начал, которые не выражаются до конца ни в роде, ни в культуре,- бессмертие самосознания и самосо- твореиия человека.

Такое бессмертие не отрицает бессмертия в про­дуктах культуры, но последнее является лииіь его аспектом.

Бессмертие личности как бессмертие самосотворения возвышается и над телесным про­длением жизни - по определению, оно реализуется в любых телесных формах, находится с ними в сво­бодной связи.

Однако насколько бессмертие самосотворения может быть реально возможным? Принятие такой возможности основано на вере в вечность персо­нального начала. Вера?.. Неужели нам стоит поло­житься на столь эфемерное основание?

IIo, как мы уже увидели в начале книги, иные представления о бессмертии также принимаются на веру.

Hu одно из представлений о бессмертии нс имеет доказательств, однозначно опровергаю­щих иную позицию.

Bepa в бессмертие личности как бессмертие са­мосознания и самосотворспия и восприятие его как реальности возможны только в любви как ca- мосотворсшш. Лишь через любовь личности от­крывается стихия собственного бессмертия. Лишь любовь оживляет абстрактную веру в бессмертие личности и наполняет ее смыслом.

Любовь, понятая как совмсстноетворсние собс­твенного бытия, противостоит смерти и времени. B ней есть та полнота личностного начала, кото­рая может быть достойна Вечности и может действительно войти в Вечность.

Здесь мы подходим к трагическому противоре­чию времени и Всчности.

§85

Жизнь-существование и жизнь-бытие.

Бессмертие личности как разреіиение трагического противоречия времени и Вечности

Человеческая жизнь погружена во время. Она подчинена времени как потоку, который несет ее к завершению. Мы переживаем конечность чело­веческой жизни и страдаем. Безжалостное время чертит на нашем лице морщины, и мы носим их как шрамы, нолучеішыс в поединке с ним. Конеч­ность человеческой жизни открывается нам как конечность любого существования. Человечес­кое существование всегда трагично, ибо такое, су­ществование есть жизнь, постигшая свою времен­ность и конечность. Это жизнь в предельной тоске конечности и временности.

Итак, существование насквозь пропитано вре­менем и побеждено им. Бытие, напротив, пріша- длежитВсчности. «Конечность Бытия», «времен­ность Бытия» - эти словосочетания наш язык отвергает как бессмысленные.

Бытие постоянно переживает исбытис и остается собой.

Может ли человеческая жизнь, понятия как самосознание и самотворепие личности, войти в стихию Бытия? Для ответа на этот вопрос не­обходимо приблизиться к пониманию взаимоот­ношений бытия и существования. Существование есть атом бытия. Существование — это бытие, раздробленное временем, бытие, каждый из эта­пов которого замкнулся в одиночестве и конечнос­ти. Переживание одиночества существования и его конечности есть результат достаточно долгого развития человека. Поэтому человеческая жизнь становится существованием в весьма развитых формах. Мы можем говорить о жизни-существо­вании как о предельном состоянии человека.

Жизнь-существование возвышается над жиз- ныо-про-живанием, в которой человеческое неотде- лимоотживотного.Вжизни-существованиижизнь проделывает путь от про-живания до иере-жива- ния. B жизни-существовании человек переживает свою временность как мучительное одиночество перед лицом Бытия, HO только в этом переживании и рождается истинно человеческая жизнь.

Жизнь-существование противостоит Бытию, ибо не может выйти за пределы времени. Она пугается стихии Бытия-Вечности, видя в ней не­бытие, смерть. Живущий-существующий во вре­мени нс способен увидеть конструктивный смысл Вечности. Он видит в Вечности лишь смертельно скучное дление времени. Вечное Возвращение вре­мени.

Выход жизни-существования человека из времени в Вечность и Бытие возможен только через любовь-самосотпворение. B любовно-творя- іцем акте фрагменты существования человека. уносимые потоком времени, становятся единым Бытием. Любовь-самосотворенне есть высшсе выражение личностного начала. Поэтому только личностно окрашенное существование становится Бытием. И в этой окрашенности человек нереста- етбытьсиротой Бытия и пасынком Всчности. Ему не нужно умирать, чтобы соединиться C ними. OlI побеждает время и входит в Бытие и Вечность, не переставая быть живым. Ero жизнь наполняется всемогуществом и всеединством вечного Бытия. Она превращается в жизнь-бытие.

Жизнь-бытие есть не только развитие сущест­вования, это развитие самого бытия. Ибо, как мы видели на протяжении нашего исследования, бы­тие может парадоксально предшествовать сущес­твованию как нечто пред-человсчсское. Стихия про-живания есть стихия такого бытия. Это сти­хия обыденного бытия.

ІІред-личностное бытие как природа включено в Вечность в качестве бесконечного продления вре­мени. Это тождество Вечности и Бесконечности, безличное единство всего со всем, против которого восстает человеческое существование как предель­ное бытие; в этом восстании пред-личностное бы­тие в муках рождает личность.

Именно в существовании, экзистенции происхо­дит выход за пределы всего обыденного и безлич­ного в человеческом бытии. Это глубоко пережил Хайдеггер, проясняющий понятие экзистенции через эк-статичпостъ человека - устремленность к постоянному выходу за свои пределы. Именно на этом основании Хайдеггер связывает экзистенцию человека с «просветом бытия». «Стояние в просве­те бытия я называю эк-зистснцисй человека, - пи­шет Хайдеггер, Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция... есть то, в чем существо человека хранит источник своего опреде­ления»[102].

И все же Жизнь, понятая как жизнь-бытие, есть решительный иіаг за пределы жизпи-су- ществования. Жизнь-бытие преодолевает пере­живание конечности и временности, характерное для жизни-существования. Жизнь-бытие прохо­дит сквозь смерть как метаморфозу и обретает себя в новом качестве. Она обретает Вечность как высшее благородство Бытия, недоступное сущест­вованию.

Жизнь-бытие- это личностное бытие. Более того, жизнь-бытие есть TOT высший способ бытия личности, который мы назвали бытиетворением и любовыо-са.мосотворением. B жизни-бытии как личностном бытии Вечность получает совсем но­вое звучание. Она перестает быть бесконечным временем.

Именно в жизни-бытии личности разрешается трагическое противоречие времени и Вечности.

Поток времени как поток существования впадает в океан Вечности, сама же Вечность превращается во всеединство времен.

Вечность как всеединство времен разворачива­ется только в личностном бытии. B бытии личнос­ти и ліобви-самосотворенни как его запредельном выражении смерть отделяется от времени. Она становится лишь символом. Разрушительная сила смерти растворяется в материи. Личность жс пере­ходит в иные слои Бытия.

Итак, истинное бессмертие личности может быть поиято лиіпь как Вечность Личности. Вечность Личности выступает не бесконечным су­ществованием, продлением жизни одного и того же тела, а единством в памяти и самосотворяю- щем действии прошлого, настоящего и будущего личности.

Вечность Личности - это не отрицание вре­мени, а победа над егоравнодушным беспамятс­твом, его линейно-невозвратимым характером. Бессмертие личности как ее Вечность означает но­вое бытие памяти. B своей истинной силе память сама есть бытие. Она есть бытие-воскрешенис, оживление и возвращение всего личностного из бездны прошлого. Эта идея с предельной ясиостыо и трагическим оптимизмом выражена в христиан­ской культуре.

Вечность Лігчности — это свободная актуализа­ция прошлого, свободная открытость настоящего и свободное самосотворение будущего. Это воскре­шение в Вечности всего достойного Вечности и его развитие.

Переживание бессмертия как Вечности личнос­тного начала дается человеку как дар Бытия. Это дар веры в свою сопричастность Вечности. Ho та­кой дар может быть дан лишь заслужившим его. Заслужить веру в бессмертие своей личности озна­чает выйти за пределы всего безлично-обыденно­го в своей жизни - того, что чуждо Вечности, - и стать на путь любви и самосотворения.

§86

06 этической значимости бессмертия личности.

Диалог персоналиста с религиозным и атеистическим экзистенциалистами

ПЕРСОНАЛИСТ: Представление о бессмертии личности может быть доказано и опровергнуто с одинаковой вероятностью. Поэтому я принимаю идею бессмертия личности как эстетически и этически более приемлемую для меня, чем идея смертности личности. Из двух равнодоказуемых возможностей я выбираю более прекрасную и эти­чески возвышенную - такую, которая позволит в наибольшей степени уважать личностное начало в социуме.

АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: 51 также исхожу из идеи уникальности и неповто­римости человеческого существования. Однако не кажется ли вам, что идёя личностного бессмертия за пределами культуры парадоксально нивелиру­ет уникальность личности? Если перед каждым лежит Вечность - то не сливаются ли все в беско­нечном саморазвитии в единую скучающую мас­су? Напротив, конечность человеческого сущест­вования актуализирует его и делает действительно уникальным. Зная о своей конечности, человек стремится реализоваться и завершиться здесь и теперь. Если бы человек обладал бессмертием, то есть бесконечным самосознанием и саморазвити­ем, на него обрушилась бы бесконечная скука.

ПЕРСОНАЛИСТ: Действительно, Ваши ар­гументы имеют смысл. IIo не кажется ли Вам. что Вы боитесь Вечности только потому, что проецируете на нее обыденную жизнь человека? Представление о вечной обыденности в самом деле вызывает тоску как предчувствие безмер­ной скуки. Однако обыденность не обладает уни­кальностью ни в бесконечном, ни в конечном своем проявлении; она принципиально безлика и потому скучна в любом случае. Если же мы до­пустим бессмертие предельного и занределыюго в человеческом бытии - в любви, вдохновении, творческом экстазе, то такое бессмертие вряд ли может нивелировать всех личностей в безликую скучающую массу.

АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНІЩАЛИСТ: Хо­рошо. Допустим, что это так. Закроем глаза на то, что Ваши допущения противоречат нашей повсед­невной практике. Давайте рассмотрим еще одну сторону проблемы. Вы выводите идею уважения личности из идеи ее бессмертия. Ho не очевидно ли, что уважение к личностному началу как ре­зультат принятия идеи бессмсртия вполне может быть заменено точно таким же уважением, вы­растающим на почве идеи конечности персоны. C точки зрения этоіі парадигмы поощрение свободы личности может быть попросту выгодно для со­циума - конкуренция свободных личностей будет способствовать его развитию.

ПЕРСОНАЛИСТ: Прежде всего отвечу па пер­вое Ваше замечание. Идея бессмертия личности в самом деле противоречит нашей обыденной прак­тике - в силу того что в ней ослаблено личностное начало. Ho нет ли намека на личностное бессмер­тие в любви, вдохновении и подобных им пережи­ваниях? Лишь предельное и запредельное бытие человека является действительно личностным, и лишь находясь в этом бытии - за пределами нашей повседневной практики, - мы можем переживать бессмертие личности как реальность.

Что касается прагматической ценности идеи бессмертия личности, то такая ценность отнюдь не является для меня доказательством бессмер­тия. Более того, я готов допустить, что на почве атеистического и материалистического сознания вполне может вырасти уважение к личности. ІІри этом стоит только заметить, что не было ни одного атеистического режима, который бы вознес лич­ность на вершину пирамиды ценностей. Вспомним СССР, Китай, Северную Корею...

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: Вы связываете идею бессмертия личности и идею Бога?

ПЕРСОНАЛИСТ: Такая связь неизбежна. Если трактовать Бога как Абсолютную Личность и сверхличное начало, устремляющее Вселенную к Истине, Добру и Красоте, а человека как нечто соединенное с Богом и едішосущее с ним, то та­кое рассмотрение с необходимостью предполагает бессмертие человеческой личности и задает смысл этому бессмертию.

АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: Если человеческая личность бессмертна, сотворе­на ли она? Принимаете ли Вы идею эволюции че­ловека из Bora, природы и т.д.?

ПЕРСОНАЛИСТ: Ha Ваш воирос можно было бы ответить так: личность сотворена бессмертной и для бессмертия; возникнув в эволюционном про­цессе, она уже не может раствориться в безликой материи.

Iio все, что возникло во времени, может быть вновь когда-нибудь возвращено туда, откуда оно возникло, то есть утратить свос неповторимое и уникальное Я. Поэтому, оставаясь последователь­ным в своем персонализме, я склонен считать, что личность несотворима и псуничтожима. Здесь вспоминается такой персоналист, как Бердяев, видящий укорененность и человеческой, и божес­твенной Личности в несотворенной свободе, некой изначальной бездне, праоснове-возможности все­го.

Принимая позицию Бердяева, можно лишь до­бавить, что нссотворенная свобода может быть атрибутом только личности; поэтому из тезиса о несотворенной свободе с необходимостью следует несотвореішость и неуничтожимость любой лич­ности. Другое дело, что специфика человеческой личности заключается в том, что она, будучи пер­вичной IIO отношению к эволюционному процессу конкретного материального мира, входит в этот процесс и обогащает себя и Абсолют опытом iipo- свстления этого мира, опытом неповторимой эво- люциилюбви и самосотворения.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: Вы только что соединили идею бессмертия человечес­кой личности и идею Бога. Теперь Вы говорите о несотворимости человеческой личности и по-пре­жнему понимаете Бога как бытие, а нѳ как символ. Нет ли здесь противоречия? Ведь BO вссх мировых рсл и гия X Божествен ная JI и ч ность есть T воре 11 л 11 ч - ности человека. Почему бы не допустить, что Бог сотворяет человека как учитель сотворяет учени­ка, а отец - сына и при этом дает ему возможность быть бессмертным?

НЕРСОІІАЛИСТ: 51 могу согласиться с Вами, добавив только, что Абсолют творит личность че­ловека ne во времени, а в Вечности. Со-творенис личности есть совместноедело человеческого и Бо­жественного начал.

Ибо сотворение личности есть бе.спределышя актуализация личностного начала, которое уже есть в Вечности. И вместе с тем это создание чего- то нового. Ho это новос - еамо-другое-себя личнос­ти. Поэтому возникающие личности сотворенно- несотворимые другими личностями.

Признание бессмертия личности как несотво- римого начала есть иризнание бессмертия всех личностей. И одновременно необходимо признать сотворение личностного начала. IIo это сотворение означает лишь то, что болсс просветленное лич­ностное начало актуализирует другие личностные начала. При этом образ Бога можно понимать как образ Абсолютного Актуализатора личностного начала в мире.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: Итак, именно актуализация есть выражение сущности Божественного творения?

ПЕРСОНАЛИСТ: И человеческого тоже. Акту­ализация выступает конечным исходом любого процесса созидания. B ходе актуализации уже суіцествующегорождается ранее несущест­вовавшее. Творчество объектов тогда становится творением отношений и самотворенисм, которое может пройти испытание бессмертием и Вечнос­тью. Самосотворение, понятое как актуализация собственного личностного начала, соединенная с любовыо к Другому, выступает высшим этическим обоснованием идеи бессмертия личности.

АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ: Iio нельзя же отрицать реальность смерти? Мо­жет стоит сказать более безжалостно и правдиво: Человек есть представитель смсрти в Вечности? Конечного в Бесконечном? Ибо человек все время расплющивается между молотом смерти и нако­вальней Вечности. Ему дано переживание Вечнос­ти, но только как переживание тоски по ней.

І1ЕРСОНАЛИСТ: Я бы сказал несколько ина­че: Человек ссть почтальон в переписке смсрти и Вечности. Bce новые н новые поколения уходят за черту смерти, но все новые поколения надеются на Вечность. Вечность присутствует в человеческой жизни - в высших проявлениях любви, в стремле­нии к свободе, в гениальных творениях культуры.

Ho Вечность личности - эго не только фрагмен­ты Вечности в конечной человеческой жизни. Вечность личности — это сама жизнь личности, развернувшаяся во всеединство времен и побеж­дающая бесконечное материальное угасание.

Человек не просто странный мостик между смертью и Вечностыо. Понятый как несотворимая личность, он наполняет смерть смыслом, который выходит за пределы смерти и становится смыслом Вечности.

Личность - это переход Бесконечности в Веч­ность. Временной поток - мука раздробленного

Бытия - становится в Бытии Личности океаном всеполноты времен, океаном Вечного Самосотво­рения.

Итак, человек не переходит из времени в Веч­ность только потому, что он человек. Этот переход есть личностный подвиг и возможен OlI как возвы- іиениевсего человеческого, слияние в Единое всего разорванного. B человскедостойно Вечности толь­ко то, что может быть названо богочеловеческим.

§87

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ:

  1. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕТЕЛЕСНОСТИ
  2. ЛЕКЦИЯ 7 ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ И БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ[82]
  3. §12 Персонализм и материализм: бессмертие личности и безличного
  4. 06 одинаковой невозможности логического доказательства или опровержения бессмертия личности
  5. Тема 22. Проблема смерти и бессмертия, свободы и ответственности личности в русской философии
  6. БАЛАШОВ Л.Е.. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ.1996, 1996
  7. 7. Актуальное бессмертие
  8. 7. АКТУАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  9. 6. Потенциальное бессмертие
  10. 6. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  11. Творческое бессмертие
  12. 5.2. ТВОРЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ
  13. УЧЕНИЯ O БЕССМЕРТИИ B РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
  14. 3.3. Почему абсолютное личное бессмертие невозможно?
  15. Почему абсолютное личное бессмертие невозможно?
  16. Бессмертие плохо, значит смерть хороша?
  17. О притягательности идеи личного бессмертия
  18. 3.1. О притягательности идеи личного бессмертия
  19. 5. Как мы “делаем” бессмертие?