<<
>>

§ 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни

Учёные различных специализаций давно пришли к выводу, что в человеке биологическое и социальное тесно взаимосвязано.

Рождающиеся дети репродуцируют, как правило, внешние черты, свойства и качества своих родителей - цвет кожи и волос, глаз, высоту и тембр голоса, другие антропологические особенно­сти, сложившиеся под влиянием природной среды, а также в ре­зультате родовой, племенной и национальной замкнутости, общ­ности происхождения.

Наследственность детерминирует здоро­вье, среднюю продолжительность жизни, психологические осо­бенности, некоторые задатки и способности.

Умственное развитие людей зависит в основном не от объё­ма и веса мозга, не от количества нейронов. По мнению физиоло­гов, используется лишь одна десятая возможностей мозга. Ре­шающее значение приобретают складывающиеся взаимоотноше­ния между ними. Они вынуждены включаться в устоявшуюся жизнедеятельность, подчиняться кем-то принятым законам и нормам морали, соблюдать традиции, сами творить. Их целена­правленные действия преобразовывают среду и самих себя.

Воспитание осуществляется в семье, детских и образова­тельных учреждениях, на работе, культурными ценностями. Не в меньшей мере оно определяется самосознанием и волей. Приоб­ретаются привнесённые внутренние качества и свойства, которые автономны от внешних и зачастую являются антиномичными: трудолюбие или лень, опрятность или неряшливость, целеуст­ремлённость, активность или пассивность, уравновешенность, сдержанность или вспыльчивость, молчаливость или словоохот­ливость, доброжелательность или озлобление, храбрость или тру­сость, честность, принципиальность или подлость, бережливость или расточительство и т. д. Они либо развиваются, либо регрес­сируют.

Человек - продукт родителей и общества, собственной це­леустремлённости, разнообразных отношений, т.

е. многогран­ный. Как выразился К. Гельвеций, он есть некая модель, выстав­ленная художниками на обозрение, каждый из которых видел лишь некоторые её стороны, но никто из них не охватил её все­сторонне. И ни одна наука в отдельности не в состоянии предста­вить его во всей целостности. Философы выделяют и характери­зуют три его неидентичные разновидности.

Индивид - это отдельно взятый человек, первейший элемент малой или большой группы. У кого недостатков меньше, тот и лучше. Индивидуальностью он становится по мере проявления, вызревания его самобытных, неповторимых черт, свойств и ка­честв, выделяющих его из массы, а личностью - ума, таланта, вы­соких идеалов (целей, стремлений, прообразов совершенства), ак­тивности, воли, моральных убеждений и т. д. К. Маркс подчерк­нул, что «сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социаль­ное качество...» (т. 1, с. 242). В ней диалектически сочетаются общее (типичное), особенное (национальное, социально-классо­вое, культурное) и отдельное (единичное, уникальное). Чем больше ярких, нравственных индивидуальностей и личностей, тем богаче общество.

Огромный вклад в развитие естествознания внесли Галилей, Ньютон, Ломоносов, Менделеев, Павлов, Тимирязев, Эйнштейн, Бор, Ландау, Курчатов, Келдыш, Королёв и другие учёные; обще- ствознания - Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин; литера­туры - Данте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Гейне, Гёте, Баль­зак, Дюма, Достоевский, Толстой, Горький, Островский, Шоло­хов, Симонов; музыки - Верди, Моцарт, Бетховен, Бах, Шопен, Чайковский, Мусоргский, Шостакович и т. д. Всех имён не пере­числишь. Они освещали путь и рассеивали потёмки. Эпохальную роль сыграли Чингисхан, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, На­полеон, Гарибальди, Бисмарк, Линкольн, Ленин, Сталин, Гитлер, Брежнев, а также разрушители СССР Горбачёв и Ельцин. Но, как правильно заметил Гегель, выдающиеся и исторические личности становятся бессильными, если их не поддерживает народная сти­хия.

Ещё в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс отме­тили, что призвание, назначение, задача всякого человека состоит в том, чтобы «всесторонне развивать все свои способности» (т. 3, с. 282). Но это лишь тогда перестанет представляться как идеал, когда «воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида дей­ствительное развитие его задатков, будет взято под контроль са­мих индивидов.» (т. 3, с. 282). Только в коллективе он получает для этого средства и возможна его «личная свобода» (т. 3, с. 75). В одной из семи «Экономических рукописей» К. Маркс к важ­нейшему слагаемому богатства отнёс абсолютное выявление да­рований личности, которая воспроизводит себя не в какой-либо одной определённости, а во всей своей целостности, не «стремит­ся оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в . движении становления» (т. 46, ч. I, с. 476). В «Капитале» он уточнил, что для всесторонне развитой личности «различные об­щественные функции суть сменяющие друг друга способы жиз­недеятельности» (т. 23, с. 499).

Изменение как объективных условий, так и самих людей, выработка у них новых качеств и представлений, способов обще­ния и потребностей происходит, по Марксу, в процессе производ­ства (см. т. 46. ч. I, с. 483-484). Ф. Энгельс предвидел, что оно «будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их» (т. 4, с. 335). В бесклассовом обществе, по мнению этих мыслителей, свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех (см. т. 4, с. 447).

Умные, дальновидные и ответственные правители обязаны способствовать всестороннему развитию граждан. Но в классово антагонистических обществах трудящиеся лишены возможности организовывать полнокровную жизнедеятельность, развивать свои потенции. Современное производство, сплочённость и бое­витость рабочих заставляют капиталистов периодически выде­лять деньги для повышения уровня их жизни, образования и про­фессиональной квалификации, но при этом дают им преимущест­венно технические знания. Пропагандируется потребительство и безыдейность, воздвигаются преграды для социально-политиче­ской деятельности.

В. И. Ленин подтверждал цель всестороннего развития всех людей (см. т. 6, с. 232; т. 41, с. 33). Он учил: «...Чем глубже преоб­разование, которое мы хотим произвести, тем больше надо под­нять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости ... десятки миллионов» (т. 42, с. 140). И Совет­ское государство создавало благоприятные объективные и субъ­ективные условия для раскрытия их способностей и талантов, для гармоничного развития, для напряжённой идеологической рабо­ты, обеспечивающей единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся.

Успешно решались задачи: развития теории строительства нового общества, обобщения практики, повышения сознательно­сти, превращения труда из мучительной, подневольной обязанно­сти в первую жизненную потребность, преодоления недостатков, физического и нравственного самосовершенствования.

Рабочие и колхозники, интеллигенция не только овладевали профессиональным мастерством, но и повышали свою образован­ность и культуру, преодолевали индивидуализм и эгоизм, сорев­новались между собой, соединяли в себе идейную убеждённость и огромную энергию. Им прививались такие качества и черты ха­рактера, как трудолюбие, коллективизм, гуманизм, доброта, от­зывчивость, взаимовыручка, скромность, честность, совесть, ин­тернациональное самосознание. Одобрялись и поощрялись само­пожертвование ради торжества справедливости, помощь оказав­шимся в беде и подвергшимся нападению - будь то спасение эки­пажа тонущего в открытом море судна, восстановление разру­шенного землетрясением Ташкента или содействие национально­освободительной войне в Индокитае. Культурный и моральный облик советских людей снискал всеобщее уважение на мировой арене.

Бесспорно, такое бесценное богатство накапливалось, но это не означало, что все граждане СССР были всесторонне развиты­ми личностями и соответствовали предъявляемым требованием, эталонным показателям. Допускались всевозможные отклонения.

Процесс взращивания образцовых тружеников так же явля­ется непрерывным и сложным, как и сама жизнь. К сожалению, в Российской Федерации воспитанию стали уделять меньше внима­ния. Снижение сознательности, культурности и нравственности, рецидивы мещанской психологии сдерживают продвижение к вершинам общественного прогресса.

Драгоценная человеческая жизнь скоротечная и кратковре­менная. И нужно поступать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Это изречение литератур­ного героя Павла Корчагина точно выражает стержневой вариант понимания смысла жизни и деятельности. Множество здраво­мыслящих, осознавая неизбежность смерти, стремится успеть сделать побольше полезного и благородного - правильно выбрать профессию, т. е. в соответствии со своими влечениями, запросами и психофизиологическими особенностями, раскрывать и разви­вать все свои задатки и способности, достичь наивысшей квали­фикации и достатка, честно трудиться и производить материаль­ные и культурные ценности, сохранять здоровье, руководство­ваться моралью и достойно вести себя, бороться за истину и справедливость, за лучшее будущее, не поступаться совестью, вырастить и воспитать потомство и т. д. Нередко ради успехов, добрых дел на общее благо они жертвуют частицей здоровья, сна, свободным от работы временем, наслаждениями, а иногда и са­мой жизнью. Даже на склоне лет они продолжают плодотворно трудиться. Личные интересы они не отделяют от общественных. За эти заслуги им вручают ведомственные и правительственные награды, прославляют в печати, оказывают им иные почести. Их бессмертие - в их подвигах и достижениях, в памяти поколений.

Другие не задумываются над своим предназначением, живут потому, что их произвели на свет. Они не ставят перед собой от­далённых и социально значимых целей, пытаются как-то удовле­творять семейные потребности, безропотно плывут по волнам не­лёгкой жизни.

Разбогатевшие предприниматели, спекулянты, аферисты и т.

д. чаще всего не саморазвиваются, растрачивают свои силы и энергию не на творчество, а на максимальное исполнение своих низменных желаний, на испытание страстей и удовольствий.

Спонсировать культурные мероприятия они не собираются.

Никчёмными выглядят разочаровавшиеся, безвольные, ле­нивые, тунеядцы, бомжи и т. п. Ещё В. Шекспир поставил вопрос: «Что человек, когда он занят только сном и едой?». И сам же на него и ответил: «Животное, не больше». Такие люди бесполезны, тормозят прогресс. Осознав абсурдность, бессмысленность своего существования, многие из них решаются на самоубийство. Прав И. В. Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы кто каждый день за них идёт на бой!». Обесценивается бытие немощных стариков.

Религия осуждает добровольный уход из жизни, запрещает даже хоронить самоубийц на своих кладбищах. Экзистенциали­сты соизмеряют подобный акт с подлинно свободным выбором, сделанным согласно внутренним убеждениям.

Вопрос «Должно ли общество охранять жизнь индивида во­преки его мнению?» вызвал дискуссию. На него нет однозначного ответа. Неординарное решение принимается зачастую не от бе­зысходности, а под воздействием страстей, нахлынувших эмоций. Если своевременно заметить подавленное настроение и доброже­лательно поговорить с отчаявшимся человеком, помочь ему, то можно переубедить его, предотвратить трагедию. Но если неиз­лечимо больной или парализованный желает избавиться от невы­носимых страданий, освободить родственников от обременитель­ного ухода за ним, то вряд ли оправданно отказывать ему в этом. Эвтаназия (безболезненная кончина) не должна запрещаться за­коном. Каждый имеет право как на жизнь, так и на приближение смерти (конечно, в исключительных случаях).

Жизненная позиция, энергичность или пассивность зависит от многих факторов, в т. ч. и от темперамента, характера, само­сознания и самовыражения индивидуальности, степени её устрем­лённости и мечтательности, упорства. Какое счастье она себе вы­кует, таким оно и будет.

Личность характеризуется не только трудолюбием и поря­дочностью, но и творческим подходом ко всяким начинаниям, умением отличать подлинные ценности от ложных. Относится это и к свободе выбора дороги, а также целей, альтернатив и воз­можностей их реализации. Это предполагает риск, возлагает на каждого социальные и моральные обязательства, личную ответ­ственность, ибо приводит как к положительным результатам, так и отрицательным. Спрос растёт на могучие (одарённые и всесто­ронне развитые, творческие) и инициативные личности.

<< | >>
Источник: Басалай А.А.. Актуальная и правдивая философия. 2001

Еще по теме § 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни:

  1. Сущность человека и смысл его жизни в истории философии
  2. биосоциальность человека и его сознания.
  3. Смысл жизни человека
  4. Гаджиев Ровшан.. Проблема смысла жизни.2007, 2007
  5. 15.2. Поиски человеком смысла жизни
  6. 3. Философский смысл понятия «человек». Многомерность человека и его бытия
  7. 15. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  8. 4.Свобода и ответственность личности. Смысл жизни человека
  9. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
  10. Модуль 2 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Тема 14. Природа человека и смысл его существования
  11. День шестой (часть 2) Человек как венец творения