<<
>>

Через верования проходит крайне двойственное представление о будущем.

С одной стороны, в них присутствует значительная степень фатализма, отражая действительность, в которой природа управляет человеческой жизнью больше, чем человеческая жизнь управляет природой.

Погода, пери­оды уборки урожая и состояние здоровья были в значитель­ной степени вопросами удачи. С другой стороны, существует точка зрения, что человечество может изменять будущее, вы­ражая отказ от погрязания в беспомощности. Фольклорные предсказания, обычаи и ритуалы ходили по лезвию ножа меж­ду пассивностью и активностью, между ужасающей реальнос­тью уязвимости и успокаивающей иллюзией безопасности. Но иллюзия безопасности могла сама по себе обеспечить спокой­ствие ума, безопасность души. И, возможно, в этом смысле магия действительно работала.

Тем не менее существовала одна область, в которой не было места для иллюзий, — неизбежная реальность смерти. Это было чем-то таким, с чем мифологические и народные традиции были в конфронтации. «Случаи смерти, — комментировали Алвин и Бринли Рис, — предопределены, а случайные причины -^ все­го лишь агенты предсуществующих и непознаваемых оУдеб». Как говорится в одной ирландской народной сказке, были некогда времена, когда «каждый знал точное время, когда он умрет», и поэтому прекращал беспокоиться о жизни, как толь­ко ему становилось известно, что надвигается смерть. Когда Всемогущий понял то, что случилось, продолжает сказ.са, он скоро положил конец этой невинной игре, и поэтому ни один из нас сегодня этого не знает. Но для тех, кто знает, где смот­реть и слушать, возможны предзнаменования оттуда, напри­мер — яблоня, расцветающая вовремя, курица, кричащая пе­тухом, или наиболее известное — крик привидения-плакаль­щицы, сверхъестественного вестника смерти.18

Привидение-плакальщица пользуется в наши дни дурной славой. В ней часто видят злое существо, вопль которого на-

82

Дэвид А. Уилсон

История будущего

83

влекает смерть на каждого, кто, к несчастью, ее услышит.

Ничто не могло быть дальше от истины; фактически такой образ явля­ется классическим случаем охоты вестника. Привидение-пла­кальщица почти наверняка возникала как дух стража, который оплакивал людей, которые собирались умирать. В большинстве случаев (но не во всех) она разделяла и выражала печаль семей­ства, как и «голосящая женщина», которая пела погребальные песни после смерти любимого. Привидение-плакальщица и голосящая женщина были тесно связаны в народной тради­ции.

Вопреки современным верованиям умирающий человек на грани смерти никогда фактически не слышал крика привиде­ния-плакальщицы. Напротив, она приходила как предостере­жение, чтобы объединить друзей и родственников и подгото­вить их к худшему. Когда кто-то был безнадежно болен, когда друзья и семья испытывали невыносимую боль неопределен­ности, крик привидения-плакальщицы помогал им принять болезненную реальность смерти. При видение-плакальщица была чрезвычайно доброжелательна: подтверждая неизбеж­ность, она превращала страх в смирение. Это также могло быть формой утешения.19

<< | >>
Источник: Уилсон, Д.. История будущего. 2007

Еще по теме Через верования проходит крайне двойственное представление о будущем.:

  1. Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Комментарий к статье 18.5
  2. Переведи меня через майдан, Через родное торжище людское...
  3. Если сделать поперечный разрез через кожу подушки пальца человека, то этот разрез пройдет через три слоя кожи, различающиеся своим строением друг от друга
  4. ДРЕВНИЕ НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
  5. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ
  6. ВЕРОВАНИЯ
  7. Оккультные верования и паранормальные явления
  8. ВЕРОВАНИЯ И РЕЛИГИЯ
  9. «ДВОЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
  10. ВЕРОВАНИЯ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИХ ПЛЕМЕН
  11. Крайняя необходимость
  12. 2.. Двойственность теологии: ­
  13. Пирамида двойственности