ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ФИЛОСОФИИ?
Философия, по образной метафоре Гегеля, это сова богини Минервы (мудрости), которая вылетает в сумерках. То есть философия осмысливает произошедшее в обществе, философы извлекают и формулируют уроки событий и обсуждают их, пытаясь смоделировать лучший вариант развития.
Поэтому представлять философские проблемы вне исторического контекста кажется неверным, так как обстоятельства эпохи существенно влияют на то, как люди думают, какую позицию занимают и какие варианты решения проблемы предлагают. Но, с другой стороны принципиальная неразрешимость и воспроизводимость философских проблем в каждую новую культурноисторическую эпоху несколько обесценивает нужность исторического контекста для понимания этих проблем. Так как мы живём в конкретное время и имеем свой личный жизненный опыт, который позволяет нам рассуждать. Поэтому в этом разделе, мы покажем даже не хронологию событий исторических, культурных и соответствие им философских исканий, а то как общественные конфликты провоцировали обсуждение определённого набора философских проблем.Античная цивилизация возникает в 7-6 веках до н.э. на территории Средиземноморья (Греция, Малая Азия, Италия). Эта цивилизация по мере своего формирования становилась всё более отличной от жестко организованных, деспотических государств Востока. Не вполне благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, стимулировали развитие торговли и активную колонизацию новых территорий. Это привело к установлению республиканской формы организации власти в городах-полисах и доминированию частной собственности. Неспокойная политическая жизнь, стимулировала потребность в овладении практикой доказательства и ведения споров. Знакомство греков-торговцев и воинов с новыми народами и их религиями и мудрецами, привело к переосмыслению сложившихся мировоззренческих и религиозных убеждений у не большой группы интеллектуалов, развивших рациональной способ познания мира.
Период античной цивилизации и философии охватывает 7 век до н.э. по 4 в. н.э. За более чем 10 веков произошло множество событий, ход которых достаточно сложно восстановить и запомнить (этим занимаются историки древнего мира и историки античной философии). Для нас важно помнить, что были социально-исторические обстоятельства, которые стимулировали вначале зарождение практики рационально мышления, а потом и выбора определённых тем для обсуждения.
В первый период, называемый ранней классикой или натуралистический (6-5 в.в. до н.э.) связан с расцветом ионийских городов Малой Азии (Милеет), жители вели торговлю и знакомились с культурой Египетской, Финикийской и Вавилонской цивилизаций. Можно предположить, что первым эпистемиче- ским конфликтов, возникшим в сознании некоторых греков стало несоответствие между впитанной с детства религиозномифологической картиной мира и космологическими мифами народов древних цивилизаций. Именно поэтому первой проблемой, занимавшей философов стала проблема первоначала мира. Каждый из философов пытался предложить свой вариант наиболее очевидного, наделенного качествами изменчивости и максимально абстрактного первоначала (хотя, самого понятия «первоначало» еще не было). На эту роль предлагалась вода, огонь, воздух, айперон. Пытаясь не прибегать к помощи богов, при объяснении происхождения мира, первые философы искали рациональные, основанные на здравом смысле и наблюдении, способы объяснить его происхождение.
Проблема происхождения первоначала мира
Философ | _______ Первоначало______ | _______ Особенное______ |
Фалес (624-547 гг. до н.э.) | Вода - как элемент материи, как первооснова, субстрат всех вещей. Все из воды выходит и в воду возвращается_______________ | Мир считал одушевленным и полным божеств. Скрытый детерминизм |
Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) | Воздух Нагревание - разрежение: огонь ^ эфир. Сгущение - охлаждение: ветер ^ облака ^ вода ^ ^ земля ^ камни | Воздух - начало души, богов и божеств - прозрачная, невидимая субстанция |
Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.) | Айперон - не определён, так как безразличен ко всем стихиям, и беспределен___ | Идея биологической эволюции: человек, подобно другим живым существам, произошел от рыб |
Гераклит (530-470 гг. до н.э.) | Огонь - всех объемлет и всех рассудит. Все вещи происходят из огня согласно необходимости (Логос). «Смерть земли - рожденье воды; смерть воды - рожденье воздуха; смерть воздуха - рожденье огня и обратно»__________________ | «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Диалектика: - все абсолютно изменчиво, - свойства всех вещей относительны, - основная характеристика бытия - борьба противоположностей |
Пифагор (576-496 гг. до н.э.) | Первооснова - число. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вершины треугольника), объём (четыре вершины пирамиды). Из объёмных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, кото- | «Ничему не удивляйся: удивление произвело богов». «Научитесь познавать людей: познание людей удобнее и важнее, нежели познание богов». Религия и мораль основа упорядоченного общества. Учение о перевоплощении и бессмертии души |
рые имеют четыре основы - огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека | ||
Эмпедокл (483-423 гг. до н.э.) | «Четыре корня вещей»: вода, воздух, огонь, земля. Любовь - причина единства и добра; Ненависть - причина множества и зла. Процесс развития представил как количественное изменение | Эволюция: отдельные органы ^ под действием любви они соединились ^ время чудовищ ^ в результате отбора выжили те, чьи органы подошли друг к другу__________________ |
Второй важной проблемой, вызвавшей споры, стала проблема соотношения единого и много. Мы видим, что в окружающем нас мире существует множество вещей, но так ли было всегда? Если нет, если всё произошло из единого первоначала, то как это могло произойти такое разнообразие?
Проблема единого и многого
Элейская школа: Парменид (540-470 гг. до н.э.) | Школа физиологов: Демокрит _______ (460-370 до н.э.)_____ | ||
Основа учения | Бытие есть, а небытия нет. Многое не существует - его нельзя помыслить | Бытие: Плотно, Множественно, Определено внешней формой | Небытие: Нет плотности, Едино, Беспредельно |
Отношение к реальности | «Кажимость» - может быть только мнением | Любая вещь состоит из атомов и пустоты. Движение - вечное свойство атомов. Движение является способом существования атомов (преодолел дуализм материи и движения). Атом имеет величину, тяжесть | |
Чувственное и рациональное познание | Чувственному познанию доверять нельзя, следовательно, мнение, в отличие от рационального познания, есть истина | Чувственное познание является необходимой низшей ступенью познания, рациональное знание - открывает причинно-следственные связи. | |
Особенное | Если вещи могут быть бесконечно малыми, то 0+0+0=0^в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. | Необходимость - Причинность. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все - в силу причинной связи и необходимости». «Люди сами создали образ случайности, чтобы скрыть собственную нерасторопность». Считал, что душа состоит из огненных атомов, постигаемых разумом___________________ |
Второй период - средняя классика или гуманистический период (5-сер. 4 в. до н.э.). В это время происходит возвышение Афин среди других греческих городов-полисов. Афины становятся центром торговли, искусств, наук и ремесел. В Афинах устанавливается демократическая, республиканская форма государственного устройства, обеспечивающее относительное равенство разных групп населения. Им противостояла аристократическая Спарта, отличавшаяся воинственностью и традиционализмом. Вокруг Афин и Спарты стали возникать политические и военные союзы, что постепенно вылилось в череду затяжных военных конфликтов.
Бурная политическая жизнь городах-полисах, и особенно в Афинах, сформировала потребность в умении вести политические дебаты, доказывать своё мнение в суде. Это стимулировало возникновение школ, обучавших искусству ведения споров, красноречию (риторике) и умению формулировать свою концептуальную позицию. Так, появилась школа софистов, учивших как во время поменять свои аргументы, что бы выйти победителем споре. Но, политическая безответственность, социальные конфликты привели к деградации афинской демократии и скептическим её оценкам. Бывший ученик софистов _ Сократ критиковал демократию за то, что случайный человек может быть избран, управлять государством. Он полагал, что к делу управления следует готовить - воспитывая и прививая правильную систему ценностей. Основное поле эпистемиче- ского конфликтов а это время было в сфере осмысления формы государственного устройства, воспитания человека и осмысления основных этических категорий (добро, зло, справедливость, несправедливость, храбрость, трусость, благо), на основании которых оцениваются сограждане.
Софисты и Сократ о власти и этике
Софисты: Протагор (481 - 411 гг. до н. э.) | Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) | |
Суть учения | «Человек - мера всех вещей существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» | Ирония (сомнение как подход к использованию понятий и оценок - критичность позиции) и маевтика (искусство получения истинного, правильного знания)________ |
Отношение к власти | Сторонник демократии: «боги дали всем свободу; природа никого не сделала рабом»_________________ | Критиковал демократию (выборы по жребию), правильной и нравственной считал аристократию_______ |
Этика | Этический релятивизм. «Справедливое - это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего» | Этический идеализм. «Знание делает человека моральным». |
Третий период - высокой классики - период большого синтеза (4 в. до н.э), когда формулируются основные философские проблемы: как устроен мир? Что такое знание и как мы познаем? Что такое истина? Какие правила мышления надо соблюдать? Что такое благо? Как построить правильное государство? Для Греции это было время изнурительных войн, потери самостоятельности городов-государств и заключение Всегреческого союза под властью Македонии. Начало завоевательного похода Александра Македонского, распространившего со своей армией и греческую культуру, порядки. Для греческих интеллектуалов это была возможность знакомства с знаниями древних цивилизаций. Ключевыми фигурами в философии в это время были Платон и его ученик Аристотель, подвергший критике некоторые положения учения Платона и построивший системное философское учение.
Концепции Платона и Аристотеля
Платон (427-347 до н.э.) | Аристотель (384-322 до н.э.) | |
Основные работы | Горгий, Федр, Пир, Фе- дон, Государство | Органон, Метафизика, Аналитики, Никомахова этика |
Как устроен мир? | Аллегория Пещеры. Пещера - чувственный мир, а люди в ней - все люди, в которых заложена идея (их душа). Демиург сотворил космос, оформив материю посредством слепков - идей, взятых из вечного мира - мира идей. | Мир иерархичен, субо- динирован. Природа и происходящее в мире целесообразно. Демиург - источник и причина движения. Мир имеет форму шара с конечным радиусом. Земля центральна, неподвижна во Вселенной (геоцентризм). В природе нет пустоты. |
Как соотноситься форма и материя? | «Эйдос», «идея» — это образец каждой вещи, это «облик» той вещи, с которой мы встречаемся. Этот облик, подлинный лик вещей запечатлен в душе, которая бессмертна и созерцала истинный мир._______________________ | Поставил вопрос: «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?» Четыре причины вещей в мире: целевая, формальная, движущая и материальная. |
Как познавать? | Совершенное знание об идеях - через припоминание (есть в душе), знание чисел - рациональ- | Логика - орудие познания. Она позволяет установить истинное соотношение между общим и |
ным восприятием, знание об окружающем мире - чувственным восприятием. Есть мнение (докса) - знание основанное на чувственных впечатлениях, проявляется в воображении и верованиях. Есть наука (эпистема), знание, включающее причины вещей (идей, которые в вещах представлены как образы), проявляется в математике и диалектике идей. | частным. Способ познания состоит в выведении из общего частного. 1. Закон непротиворечия: противоречащие утверждения не могут быть истинными по отношению к одному и тому же предмету. 2. Закон исключенного третьего: из двух противоположных суждений одно истинное, другое ложно, а третьего не дано 3. Закон тождества: в процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должно быть тождественными самим себе. | |
Какое государство правильно? | Правильно - справедливое государство, в котором каждый занимает предназначенное природой место, в зависимости от преобладающей части души. Управлять должны мудрецы т.к. разумны. Воины должны защищать т.к. храбры. Крестьяне и торговцы должны производить материальные блага т.к. имеют вожделеющую душу (стремящуюся к обладанию). Надо ликвидировать семью и частную собственность как источник дестабилизации государ- | Государство обеспечивающее людям жизнь в мире и созерцательную активность. Полития - лучшая из форм: ибо она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и купированы дефекты демократии. |
ства. | ||
В чем благо? | В осознании идеи Блага, которое отводит всему правильное место и озаряет истину Бытия. | Высшее благо - блаженство (хорошая жизнь и деятельность). Достижение согласия с добродетелью (мера между излишеством и недостатком)________________ |
Четвертый период - эллинистическо-римский (3 в. до н.э по 4 в н.э.) приходиться на время возникновения и падения империи Александра Македонского, расцвета Римской империи и её падения. В этот период возникали и уничтожались государства, безжалостно стирались с лица Земли народы и государства. Греция превратилась в провинцию Рима и своего рода музей античной мудрости.
В Александрии при Птолемее Сотере возник первый центр науки - Музеон, в котором работали выдающие учёные. Больших успехов достигли математические науки (Евклид систематизировал геометрию, Папп обобщил достижения своих предшественников в 8 томной «Математике», Диофант аналитически изложил основания алгебры), успешно развивались физические науки (механика и гидростатика Архимеда, механика и пневматика Стезибия), создана геоцентрическая модель Вселенной (Птолемеем, опиравшимся на результаты наблюдений сделанных Гиппархом) и т.д.
Гражданские войны в Римской империи, борьба за независимость порабощенных народов, социальное неравенство и яростная политическая борьба вывели на первый план вопросы о смысле человеческой жизни, того как следует жить, в чём заключается счастье? В поиске ответов на эти вопросы были предложены альтернативные стратегии киниками, стоиками и эпикурейцами.