<<
>>

Что представляет собой априорное знание?

4.

5. Сначала раз­беремся в вопросе: что такое эмпирическое знание. Обратим внимание на приведенные выше слова Канта. Характеризуя опыт, он пишет, что в его процессе предметы действуют на наши чув­ства и «отчасти сами производят представления».

Далее Кант по­ясняет, что в опыте мы должны еще переработать грубый мате­риал чувственных впечатлений. На это у нас имеются определен­ные способности: «сравнивать, связывать или разделять этот гру­бый материал чувственных впечатлений».

6. В процессе обработки чувственных впечатлений и прояв­ляются априорные, т.е. присущие нам до всякого опыта, но в опыте проявляющиеся формы чувственности. Благодаря им,

наши ощущения - это не какой-то хаос, а определенная нагляд­ w w A

ность, определенный «воззрительный порядок». А именно, мы воспринимаем предметы в форме времени и пространства. Время и пространство - априорные формы чувственности, которые и придают «воззрительный порядок» нашим восприятиям предме­тов и обеспечивают координацию наших чувственных впечатле­ний.

Они являются как бы схемой, в которую мы, воспринимая наши чувственные впечатления, сразу включаем их, координиру­ем, упорядочиваем. И эта схема есть наша собственная, присущая до всякого опыта, априорная способность. Иными словами, время и пространство в данном случае не могут быть ни внешними предметами, ни понятиями, отвлеченными от наших восприятий.

Они априорны и субъективны: я воспринимаю мир, значит, вос­принимаю его уже во времени и пространстве. Иначе вообще не­возможен был бы опыт как определенный акт восприятия явле­ний мира или сознания. Именно поэтому время и пространство - не продукт опыта, а его условие. Кант считает, что именно благо­даря этим априорным формам чувственности, возможна матема­тика как настоящее познание, дающее всеобщее и необходимое знание.

Числа есть априорные, но вместе с тем воззрительные ак­ты сложения во времени; геометрические величины - тоже апри­орные и воззрительные акты сложения в пространстве.

7. Но существуют еще априорные формы рассудочной де­ятельности, без которых также невозможен опыт. «В рассудке содержатся чистые априорные знания, заключающие в себе необ­ходимое единство чистого синтеза воображения в отношении всех возможных явлений», - пишет Кант. Это основные способы понимания мира, с помощью которых мы познаем мир, познавая мир, даем характеристику опыта. Они зафиксированы в опреде­ленных способах составления наших суждений. Во-первых, в ка­тегориях количества, во-вторых, в категориях качества, в- третьих, - отношения, в-четвертых, в категориях модальности. Например, категориями отношения является категория субстан­ция (и принадлежность), причина (и действие), взаимодействие (или общение). Также суждения бывают - проблематические (сомнительные), утвердительные и обязательные. Им соответ­ствуют три категории модальности: возможность (проблематич­ность), действительность (утвердительность), необходимость (обязательность)). Все эти категории и есть способы организации нашего опыта. Благодаря им систематизируется чувственный опыт, мы что-то понимаем в мире, познаем. Это, считает Кант, и служит для определения коренных истин, обусловливающих естественнонаучное познание.

8. До сих пор мы говорили о способах организации нашего опыта с помощью априорных форм чувственности и априорных форм рассудочной деятельности. Но весь этот опыт как бы соби­рается в производящем его человеке, или точнее, в познающем субъекте (Кант называет его трансцендентальным-родовым - в противоположность индивидуальному субъекту). Именно он об­ладает способностью синтезировать все чувственные и рассудоч­ные элементы познания, осуществляя единство сознания. Общая связь всех чувственных и рассудочных элементов осуществляется при условии, что существует единство и тождественность созна­ния самого познающего субъекта.

Это единство сознания, или точнее, единство самосознания (Я=Я) Кант называет трансцен­дентальным единством апперцепции[I].

Благодаря единству своего сознания, познающий субъект соединяет, связывает данные чувственных впечатлений и рассуд­ка по следующим схемам: 1) аксиома воззрения, которая соответ­ствует категории количества - субъект выделяет, обособляет предмет опыта; 2) предварение восприятия - субъект способен воспроизвести то, что было воспринято - это соответствует кате­гории качества; 3) аналогия опыта - это узнавание воспринятого раньше. Кроме того, существуют постулаты эмпирического мышления, которые соответствуют категориям модальности - о возможности явления, его действительности или его необходи­мости

Таким образом. Кант разложил на части весь процесс позна­ния в сфере опыта и создал теорию познания объектов внешнего мира, тем самым объяснив, как возможно естествознание. Имен­но изучение его объектов возможно благодаря аксиоме воззре­ния, предварению восприятия и аналогии опыта. Сегодня стало ясно, что под аналогией опыта Кант понимал основные положе­ния современной ему ньютоновской физики: это понятие суб­станции, понятия причины и действия, понятие всеобщего взаи­модействия. Под субстанцией физика понимала наличие неиз­менной основы мира, нерушимый вечный порядок явлений при­роды. Понятие причины и действия это принцип детерминизма как необходимой и линейной связи между физическими явления­ми, понятие всеобщего взаимодействия также постулат механики Ньютона. Кант проанализировал физику как опытную науку и пришел к выводу, что там «грубый материал чувственных впе­чатлений» воспринят с помощью априорных форм чувственности и рассудка, в данном случае категорий: субстанция, причина и следствие, взаимодействие, то есть таких понятий которые, как известно, не содержатся в мире вещей, а составляют способности субъекта.

В наше время существует специальная отрасль философии - науковедение или философия науки. Она пришла к выводу, что развитие научного знания - нелинейный процесс.

Существуют так называемые научные революции, когда происходит смена научно-исследовательских программ и возникает новая научная картина мира. Кант, анализируя ньютоновскую картину мира, предпринял первый опыт философии науки. Своим скрупулез­ным анализом научного знания он заслужил похвалу виднейшего философа науки XX в. К. Поппера: «Кант - мыслитель, у которо­го надо учиться тому, что такое наука». В своей теории познания Кант показал, что «чистого опыта», как например у Ф. Бэкона, быть не может.

9. До сих пор речь шла о формах чувственности и рассудка, которые И. Кант анализирует. Но есть еще одна ступень познания - это разум, «выше которого нет в нас ничего для обработки ма­териала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления» [2. Т. 3. С. 340].

В чем различие деятельности рассудка и разума? Если рас­судок осуществляет единство нашего опыта, то разум так же как и рассудок, обладая априорными способностями, придает един­ство многообразным знаниям рассудка, благодаря своей логиче­ской способности делать опосредованные выводы, т.е. умозаклю­чения. Разум стремится свести огромное разнообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов.

<< | >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Что представляет собой априорное знание?:

  1. 19. Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.?
  2. 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
  3. 16. Что представляла собой Франция в ХI—ХV вв.?
  4. 8. Что представляла собой Германия в IХ—ХI вв.?
  5. Что представляет собой клиентская база?
  6. Что же представляет собой суверенная демократия?
  7. Вопрос 6. Что представляет собой система корпоративного права?
  8. 2. Что представляла собой греческая община полис?
  9. 9. Что представлял собой новый курс Рузвельта?
  10. Вопрос 2. Что же представляет собой корпоративное право?
  11. Вопрос 47. Что представляет собой акционерное общество?
  12. Вопрос 64. Что представляют собой производственные кооперативы?
  13. Вопрос 1. Что представляет собой регулирование корпоративных отношений?
  14. Вопрос 4. Что представляет собой корпоративное право как наука?
  15. Вопрос 93 Что представляет собой объединение юридических лиц?
  16. А теперь выясним, что собой представляет метрика времени.
  17. 10. Что представляли собой образование и культура в раннее Средневековье?
  18. Вопрос 7. Что представляют собой источники корпоративного права?
  19. Вопрос 10. Что представляют собой субъекты корпоративных отношений?