<<
>>

Что такое философия?

С попытки ответить на этот вопрос начинается любое учебное пособие по философии. Студент обычно имеет в своем распоряжении одно учебное пособие и по­рой даже не задумывается о том, что определений философии - много.

С первых шагов изучения философии необходимо твердо усвоить, что в философии, в отличие от точных наук, нет оконча­тельно установленных истин, общеобязательных определений. Приступая к изучению философии, не следует ожидать, что в конце курса мы получим какое-то позитивное знание, выражен­ное в точных формулах. Скорее результатом будет интерес, и да­же неодолимое влечение к философии, - у одних, равнодушие или неприятие - у других. В этом отношении философия подоб­на поэзии или музыке. Изучение философии - это знакомство с философской проблематикой и с набором возможных решений проблем, которые были предложены различными философами и философскими школами на протяжении почти трехтысячелетней истории философии.

Философия - систематическое теоретическое знание, но это знание особого рода, это исследование или размышление об от­ношении человека к миру, внешнему и внутреннему, о смысле жизни человека, цели существования общества и причинах бытия мира в целом. Что представляет собой мир, в котором мы живем, возник ли он и как стал таким, каким мы его наблюдаем, почему совершаются изменения в мире, обществе и человеческом созна­нии, каково место человека в мире, и как он должен жить в мире, т.е. строить свои отношения с природой, обществом и другими людьми, - как с друзьями, так и с теми, кто не нравится? Что мы знаем обо всем этом, что можем знать и как получаем знание? Что есть добро и справедливость, в чем истина, счастье и красо­та? Откуда мы, что мы есть и к чему стремимся? Все это - фило­софские проблемы. Каждое поколение людей стремится найти ответы на эти вопросы. Философия - поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия в мире.

Соотношение мифологии, религии, науки и философии.

Функции философии

Человек относится к миру трояким образом: практически - изменяя мир своей деятельностью; теоретически - познавая мир, исследуя его собственные закономерности; аксиологически - оценивая мир и его элементы с точки зрения человеческих по­требностей. Это триединое отношение человека к миру не только обеспечивает жизнь человека и общества, но и удовлетворяет по­требность в разумном обосновании места человека в потоке бы­тия, смысла жизни, исторического предназначения, свободы и счастья. Все эти проблемы в совокупности составляют основания мировоззрения. Философия и рассматривается очень часто как основа теоретического мировоззрения.

Однако мировоззренческая проблематика сформировалась первоначально в рамках мифологии и религии. Чем отличается философия как основа мировоззрения от мифологии и религии? Миф - не просто мировоззрение, это особая реальность, социо- природная среда, созданная деятельностью, мышлением и вооб­ражением первобытного человека, среда, в которой этот человек живет и вне которой он жить не может. Первобытный человек еще не может понять и объяснить природные явления и порож­денные его собственной деятельностью социальные отношения. Эти явления, причины которых неизвестны, персонифицируются в сознании первобытного человека, приобретают характер особо­го рода человекоподобных существ, отличающихся от людей бессмертием и сверхъестественной мощью. Это - боги. Они населяют мир, как и люди и другие живые существа, образуют сообщество, подобное человеческому обществу, и вступают с людьми в разнообразные отношения. Миф - это среда жизни и образ жизни в особой среде, где нет четких различий между дей­ствительностью и фантазией, мечтой, вымыслом. Миф - это и особая форма религии, поскольку люди поклоняются богам, чтят их, стремятся добиться их благорасположения, боятся их гнева.

TA u u

В классических религиях мир земной, природный отделяет­ся от мира сверхприродного, который переносится на «небо», т.е.

в некую сверхприродную реальность. Религия и мифология удва­ивают мир, в котором живет человек. Мир природный, земной доступен человеческому восприятию, познанию, изменению и оценке; мир сверхприродный (Бог или боги) - не дан человеку непосредственно, недоступен чувственному восприятию, разум­ному познанию или, тем более, какому-либо вмешательству со стороны человека. Мифологическое и религиозное мировоззре­ние основаны на вере в то, что сверхприродный мир является ко­нечной причиной возникновения природного мира и всех проис­ходящих в нем изменений, основанием и смыслом человеческого бытия.

Философия, как и наука, в решении мировоззренческих про­блем не прибегает к вере в сверхприродное, а исходит един­ственно из человеческого разума, чувственного опыта и практи­ческой деятельности. Философское мировоззрение основано на достижениях науки и практики, на вере в человека, в его способ­ность познавать и разумно преобразовывать мир в своих интере­сах. Таким образом, философское мировоззрение - это объясне­ние мира, исходя из его собственных свойств и закономерностей, настолько, насколько они открыты и познаны, и самого человека, исходя из его деятельности, истории и стремлений. Философию нельзя свести к мировоззрению; мировоззрение - сложное обра­зование, включающее обыденные и научные знания, социальную информацию, жизненный опыт, сформированные воспитанием личностные установки. Философия в состоянии объединить все это в устойчивую систему смыслов и значений, определяющих намерения, действия и стремления человека. В этом состоит ми­ровоззренческая функция философии.

Очень часто в учебниках и словарях философию определя­ют как науку. Впервые назвал философию наукой древнегрече­ский философ Аристотель. При этом он указал, что философия как наука есть стремление к знанию ради знания, а не ради какой- то пользы; ее целью является постижение конечных причин бы­тия мира и человека. У философии и науки много общего. При своем возникновении философия и была единством научного знания, знания систематизированного, сущностного, логически обоснованного и эмпирически проверяемого, т.е.

знания, отде­лившегося от житейского опыта и мифологических представле­ний. Философия и до настоящего времени пользуется общим с наукой логическим аппаратом, основывает свои выводы на ре­зультатах научных исследований. Но по мере развития филосо­фии и научного знания накапливались и различия между ними. Выводы философии являются умозрениями и редко могут непо­средственно сопоставляться с данными научного опыта. Иногда философы в своих суждениях на многие десятки и сотни лет опе­режают достижения науки, но случается и так, что философские положения не подтверждаются наукой. Философское знание не наглядно и менее всего поддается математизации, поскольку фи­лософское знание носит сущностный характер, науки же иссле­дуют прежде всего количественные параметры изучаемых явле­ний. Своим сочинениям философы придают форму не только научных трактатов, но и литературных произведений - диалогов, сборников афоризмов, дружеских посланий и даже эпических по­вествований и поэм.

Тем не менее, философия и наука - это две взаимосвязанные формы теоретической деятельности и теоретического знания. Философия формирует мировоззренческий фундамент науки и ее категориальный аппарат, наиболее общие методы теоретической деятельности; наука, в свою очередь, наполняет философские ка­тегории содержанием, соответствующим определенному этапу развития человеческой деятельности, познания и форм общения. Философия своими методами разрабатывает и исследует такие категории и проблемы, которые находятся вне компетенции от­дельных наук. Это проблемы и категории мира как целого, духа и материи, изменения, развития, движения, пространства и време­ни, причинности, необходимости и свободы, жизни и ее возник­новения, смерти и бессмертия человека, добра, истины, красоты, справедливости, и иные. Эти категории объединяют научное зна­ние в единое целое. В разработке общенаучных категорий и ме­тодов научной деятельности состоит методологическая функция философии.

В учебниках и словарях философию иногда определяют как форму общественного сознания. Философия как форма обще­ственного сознания имеет своим содержанием теоретическое от­ражение эпохи. В этом состоит социологическая функция фило­софии. Впервые эту функцию философского знания выделил немецкий философ Гегель. Философские проблемы отражают общие основания бытия мира и человека и в этом смысле не связаны с какой-то определенной эпохой; однако каждая истори­ческая эпоха ставит эти проблемы по-новому.

Понимание предмета философии в истории философской мысли

В истории европейской философии сложилось несколько типологических подходов к определению философии и ее пред­мета.

Слово «философия» переводится с древнегреческого языка как любовь к мудрости. Первоначально мудрость понималась как соединение житейской опытности с научным знанием; Аристо­тель определил мудрость как стремление к истине, т.е. такому знанию, которое соответствует действительности. В Новое время критерием такого знания стали считать логическую обоснован­ность и эмпирическую проверяемость, а саму философию стали понимать как учение о методах достижения такого знания. Осно­воположник философии Нового времени английский философ Ф.Бэкон выдвинул формулу: «Знание - сила»; сила, с помощью которой человек открывает мир для себя и изменяет его в своих интересах. Философию стали понимать как весьма важное для процветания человека и общества занятие. Современник Бэкона французский философ Р. Декарт утверждал, что люди всего счастливее живут в тех государствах, где существуют лучшие условия для занятия философией; Гегель объявил философию «наукой наук» и «царством истины».

К древнегреческому философу Платону восходит понима­ние философии как особого рода деятельности по отысканию ис­тины и постижению блага. Философия - это процесс движения познания от постижения единичных вещей к общим понятиям, с помощью которых размышляющий разум строит общую картину мира как единого целого. Это движение познания от свойствен­ного всем людям чувственного восприятия действительности (на основе которого формируется мнение) к размышлению, в процес­се которого возникает озарение, или интуиция, ведущая к вере. Размышляющему разуму помогает отыскивать истину искусство творческого спора - диалектика, устраняющая противоречия в мысли путем сопоставления рассуждений участвующих в споре мыслителей. Немецкий философ И. Кант рассматривал филосо­фию как критическую деятельность разума по определению пре­делов его компетенции. Противоречия в мышлении возникают при попытке разума мыслить то, что выходит за пределы его воз­можностей.

Позитивизм (одно из направлений философии ХІХ-ХХ вв.) рассматривает философию как деятельность по конструированию языка науки с целью устранения неоднозначных и научно не обоснованных терминов и выражений, деятельность по анализу смысла научных высказываний, структуры научного знания.

Довольно широко в истории философии представлено по­нимание философии как искусства истолкования всякого рода текстов. При этом текст понимается как любой целостный фрагмент действительности - мир как целое, любая его часть, словесные тексты, отдельные высказывания, и т.д. Еще в древне­индийской философии священные тексты - Веды понимались как звуки божественной речи, непонятные человеку без истолкова­ния, доступного только святому. По Платону, истинное знание не все и не сразу доступно человеку. Одна из задач философии - ис­толкование истинносущего (идей).

Эту функцию философии Платон именовал герменевтикой - по имени бога Гермеса, вестника и истолкователя воли Зевса. Гермес-истолкователь восходит к Тоту - древнеегипетскому богу тайного знания и письменности, которая в древности тоже была тайной и привилегией посвященных.

Новое содержание термин «герменевтика» приобрел в эпоху раскола западного христианства (Реформация). Один из лидеров протестантов, Мартин Лютер, понимал под герменевтикой бого­вдохновенное истолкование текстов Библии, доступное каждому истинноверующему христианину. В XIX-XX вв. герменевтика сложилась в особую школу западной философии, усматриваю­щую предмет и функцию философии в истолковании текстов с целью выявления их первоначального содержания и смысла.

Наконец, популярный в XIX-XX столетиях врач, психолог и философ З. Фрейд и его последователи понимают философию как истолкование различных проявлений индивидуального и коллек­тивного бессознательного - сновидений, неврозов и психозов, страхов, предрассудков, устоявшихся моделей поведения и мыш­ления.

Многообразие философских направлений. Объективные и субъективные основания их существования

Мы познакомились с некоторыми определениями филосо­фии, как они приводятся в учебниках и словарях, а также с теми, которые давали философии ее творцы - философы. Сейчас необ­ходимо рассмотреть очень важную проблему - проблему много­образия философских направлений, течений и школ. В самом де­ле, люди на всей планете руководствуются одной для всех мате­матикой, одной логикой, единым для всех естествознанием. Но как только дело касается мировоззренческих вопросов, единство сменяется многообразием. Люди едины в своем отношении к внешней действительности - природе, но не склонны ни к какому единству в объяснении и понимании действительности, как при­родной, так и социальной. Вот почему всегда существовало и су­ществует множество религий, моральных и эстетических систем, индивидуальных и групповых моделей поведения. Философия - это мировоззрение в теоретической форме, и в этом - неустрани­мая причина многообразия философских систем. В то же время это многообразие сводимо к некоторым основным направлениям. Главные из них - материализм и идеализм, монизм и дуализм, рационализм и иррационализм.

В центре философского знания - человек. Человек - двой-

LZ A> LZ

ственен по своей природе. С одной стороны, человек - живое су­щество, подобное другим живым существам, живое природное тело. С другой стороны, человек обладает сознанием - свой­ством, выделяющим его из всего природного мира. Какова при­рода сознания?

Философский материализм исходит из того, что природа, Вселенная - не возникла, существует вечно и вечно изменяется. В этом процессе изменения возникает новое - новые природные образования, свойства и отношения. Так возникает жизнь; разви­тие жизни приводит к появлению предков человека, которые в обществе приобретают новое свойство - сознание.

Философский идеализм исходит из первичности сознания, которое в форме мирового разума, духа, или его персонифициро­ванного выражения - Бога, предшествует природе и творит ее. Таким образом, в системах идеалистической философии природа имеет начало, творца и раз и навсегда установленные законы раз­вития. Сознание человека в этих системах объявляется частицей мирового разума.

Философский монизм состоит в принятии и последователь­ном проведении материалистической или идеалистической точки зрения.

Дуализм в философии означает принятие материального начала для природных тел и явлений и духовного начала - для явлений сознания. Для философского дуализма материя (вечно существующая бескачественная основа всех природных тел и яв­лений) и дух (основа всех явлений сознания) - существуют па­раллельно, пересекаясь только в человеке, который причастен одновременно и к миру материи, и к миру духа.

Рационализм в философии (от лат. ratio - разум) - признание разумности мироустройства и человеческой деятельности в мире. Разум - та сила, посредством которой человек познает и преобра­зует действительность в своих интересах. Философия, или стрем­ление к истинному знанию - высшее порождение разума.

Иррационализм - направления в философии, которые в ка­честве основы мироустройства и человеческой деятельности по­лагают нечто отличное от разума или даже ему противостоящее - волю, бессознательное, переживание смысла бытия и т.д.

Еще одна проблема, в решении которой философы занима­ют различные позиции, это - проблема развития. Изменяется ли мир, в котором мы живем и частью которого мы являемся, или он неизменен? Философы, признающие развитие мира и его частей, именуются диалектиками и эволюционистами, в зависимости от истолкования источника развития. Диалектики считают, что ис­точником развития является взаимодействие противоположно­стей, свойственных каждому явлению и миру в целом, эволюцио­нисты - что источник развития - внешний по отношению к каж­дому развивающемуся явлению и носит нематериальный харак­тер. Отрицающих развитие мира, т.е. появления в мире чего-то нового, прежде никогда не существовавшего, иногда называют метафизиками (одно из значений этого термина - учение о неиз­менных основаниях бытия).

Наконец, в философии существуют различные взгляды на проблему познаваемости мира. Большинство философов полага­ют возможным истинное познание мира. Философов, отрицаю­щих возможность истинного познания, именуют скептиками - от греческого термина, означающего сомнение, или агностика­ми - от греческого термина, означающего отрицание познавае­мости мира.

Существуют и другие, более частные основания для выде­ления в философии различных течений и школ. В чем причины этих различий, которые не могут уничтожить ни развитие науки, ни религиозное или политическое давление? Почему, например, философы от начала философии и до сегодняшнего дня разделя­ются на материалистов и идеалистов? Можно выделить объек­тивные и субъективные основания таких различий.

Объективные основания. Во-первых, это дефицит знания, необходимого для понимания и объяснения действительности. Сфера научного знания всегда меньше того, что человек стремит­ся познать. Всегда есть вопросы, на которые у науки нет ответов. Этот вакуум знания неизбежно заполняется фантастическими и художественными образами, коллективными мнениями, религи­озными представлениями.

Во-вторых, процесс познания - это моделирование действи­тельности средствами мыслительной деятельности, ее отображе­ние и представление в форме идеальных образов - понятий, зна­ков, значений и смыслов, а также текстов различной степени сложности, составленных из этих элементов. Впоследствии эти идеализации, отвлеченные от действительности, могут участвовать в процессе познания наряду с предметами и явлениями природы.

В-третьих, все люди от природы предрасположены к одному из двух типов мышления. Первый - это логико-аналитический, рациональный тип (в процессе мышления преобладает левое по­лушарие головного мозга). Люди с таким типом мышления в по­знании полагаются на ощущения, опыт, наблюдение, экспери­мент, рассуждение и доказательство. Способом обоснования зна­ний признаются факты науки и строгая логика рассуждений. Второй тип - образно-мистический (в мыслительном процессе доминирует правое полушарие головного мозга). Люди с таким типом мышления мыслят по преимуществу не понятиями, а це­лостными образами; для них характерно стремление выявить не­кий скрытый, и независящий от познающего, смысл образов. Способом обоснования знания при этом выступают субъектив­ные состояния (сны, видения, экстаз), общественное мнение, ве­ра, авторитет. Первый тип мышления, который можно назвать теоретическим, в сформировавшемся виде существует не более 3­4 тысяч лет; он связан с развитием понятийного языка и в осо­бенности - с письменностью, в которой совершается фиксация понятий и их адекватная передача. Второй тип мышления - го­раздо более древний; он свойственен как современному человеку, так и его далеким предкам. В сознании каждого здорового чело­века оба типа мышления сложным образом взаимодействуют, од­нако преобладание одного из этих типов - фиксируемый наукой факт.

Субъективные основания. Прежде всего люди, в отличие от других живых существ, знают, что они смертны. Не все могут примириться с перспективой собственной смерти. Рационалисты объясняют смерть естественными причинами («все, что имеет начало - имеет и конец»); люди с мистическим складом мышле­ния склонны отрицать смерть как конец индивидуального бытия, рассматривая ее как переход из природного мира в иной, сверх- природный, а для этого требуется, по крайней мере, попытаться теоретически обосновать существование сверхприродного мира, поскольку практического опыта об этом мире никогда не было и нет ни у кого из людей.

Кроме того, психологи различают два типа личностей, при­чем различия формируются в процессе жизни. Личности интро­вертного типа склонны брать на себя всю ответственность за свои действия и их результаты. Личности экстравертного типа склонны приписывать свои поступки и их результаты влиянию каких-то внешних сил и обстоятельств. Личности первого типа ориентированы «во-внутрь», погружены в собственные размыш­ления и переживания; личности второго типа ориентированы «во­вне» - внешняя реальность, господствующие мнения для них бо­лее значимы, чем собственные размышления.

Существуют и другие типы различий между людьми, влия­ющие на понимание и объяснение действительности.

Таким образом, объективные и субъективные основания различных типов мировоззренческих установок личности приво­дят к тому, что одна и та же реальность по-разному истолковыва­ется и понимается разными людьми. В философии это приводит к тому, что материалистические и идеалистические школы посто­янно воспроизводятся. Движение философской мысли в противо­речиях материализма и идеализма служит внутренним источни­ком развития философии, который никогда не иссякнет. Всякие попытки «окончательного опровержения» одного из этих направ­лений, попытки навязать всем единую и окончательную точку зрения - бессмысленны и безрезультатны. Каждый, приобщаю­щийся к философии, выбирает для себя то направление, которое больше соответствует его воспитанию, психическому и менталь­ному складу, жизненному опыту, склонностям.

Точно так же существуют доводы за и против идеи разви­тия. Сторонники развивающегося мира исходят из человеческой практики, из того факта, что в мире постоянно появляется что-то новое, чего прежде не было, из законов науки, из необратимости времени. Их оппоненты приводят ряд не менее убедительных ар­гументов против развития и изменения мира. Если мир сущего един и вечен, его изменение означало бы превращение во что-то иное, что не является сущим, в не-сущее, в небытие, т.е. измене­ние мира означало бы его исчезновение. Если мир не изменяется как целое, следует признать неизменными и его части. Видимые же изменения - только периодические процессы. Кажущееся по­явление нового объясняется тем, что многие процессы в природе носят долгопериодический характер. Человек и даже все челове­чество вследствие краткости своего существования не может охватить все стадии процесса - отсюда впечатление новизны. Существует и такая точка зрения, что мир сотворен Богом или богами и изменяется или пребывает в неизменном состоянии по воле творца, которая не может быть познана и объяснена. Неко­торые философы полагают существование двух миров: мира со­вершенных и неизменных сущностей и мира возникающих, из­меняющихся, несовершенных и потому не вечных вещей. Нако­нец, существует и такая точка зрения: мир состоит из единичных вещей - связаны ли они в единое целое? Наука лишь постепенно открывает некоторые связи и отношения, и у нас нет оснований судить о мире в целом.

Структура философского знания

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые исторически сло­жившееся подходы к определению сущности философии и неко­торых ее функций, рассмотрели основания философских направ­лений и сущность проблем, разделяющих философов, можно бо­лее конкретно и содержательно определить предмет философии. Как уже было отмечено, в центре философских размышлений - проблема бытия человека в мире. Отсюда предметом философии является учение о мире в целом, обо всем, что существует в его единстве и целостности; эта часть предмета философии в XVIII в. получила наименование онтологии (от греческих слов, означа­ющих учение о сущем). Другой частью философского знания яв­ляется учение о человеке, или философская антропология. Фи­лософское учение о познании - гносеология (от греческих слов «гносис» - знание и «логос» - учение). Философское исследова­ние общества в древности именовалось политикой; сейчас эта часть философского знания называется социальной философией. Философское учение о цели человеческого бытия, о доброде­тельной жизни, о должном поведении человека в обществе - этика (это греческое слово означает учение об обычаях). Важной частью философского знания является учение о творческой дея­тельности. В древности это было учение о художественном твор­честве - эстетика (букв. - учение о прекрасном). В современном понимании философия творчества включает в себя также фило­софию науки и философию техники. Большинство философ­ских систем включают в предмет философии философскую кос­мологию - учение о происхождении и развитии Вселенной, и философскую методологию - учение об общих методах позна­ния и преобразования действительности. Иногда предмет фило­софии представляется как система философских наук. Тогда в состав философского знания могут включаться частные фило­софские учения, например, философия права, философия хозяй­ства, философия образования и т.п. Наконец, философия всегда определяла свое отношение к религии. Идеалистические системы включают в предмет философии рациональную теологию, т.е. рациональное богопознание; материалистические - религиоведе­ние или атеизм - опровержение религиозных учений.

Современная философия - целый комплекс взаимосвязан­ных философских дисциплин. Онтология основывает свои выво­ды на достижениях теоретической физики, космологии, биоло­гии, математики; на богословской догматике, - если речь идет об идеалистической философии. Гносеология или теория познания опирается на достижения кибернетики, информатики, математи­ческой логики, системологии, психологии. Активно разрабатыва­емыми разделами современной философии являются философ­ская антропология, методология и логика научного исследования, этика, включающая новые разделы - биоэтику и экоэтику. Соци­альная философия - теоретическая социология - философское учение об обществе, иногда именуемая также историософией - философским исследованием истории, также активно разрабаты­вается в современных философских системах. В начале ХХ века сложилась новая отрасль философского знания - аксиология, или философское учение о ценностях человеческого бытия.

Роль философии в формировании духовной культуры личности

Какую роль играет философия в системе культуры, и для че­го изучают философию в высших учебных заведениях? Опреде­лим культуру как среду обитания человека, созданную деятель­ностью всех поколений человечества. Культура включает в себя как преобразованную человеческой деятельностью природу, так и духовные, идеальные составляющие - систему смыслов и зна­чений, сформировавшихся в процессе совместной деятельности людей и придающих этой деятельности цель и определенную направленность. Философия является историей поисков и фор­мирования этой системы смыслов и значений и ее теоретическим осмыслением и оформлением. Таким образом, философия фор­мирует регуляторы человеческой деятельности. В этом - гумани­стическая функция философии. Философия, наряду с искус­ством, наукой и религией - высшее достижение человеческой культуры. С изучения философии началась система высшего об­разования, и первыми высшими учебными заведениями можно считать философскую школу Конфуция (V в. до н.э.), первый буддийский университет (V в. до н.э.), Академию Платона (IV в. до н.э.). Философия, наряду с богословием, была главной учеб­ной дисциплиной в средневековых европейских университетах, основой гуманитарного знания, т.е. знания о человеке и челове­ческом, в отличие от естественнонаучного, математического и теологического знания. С эпохи эллинизма и средних веков со­храняется традиция первенства философии в системе универси­тетского образования.

Для чего нужна философия будущему ученому, инженеру, исследователю, преподавателю, врачу, поэту или художнику? Как мы видели, философия наделяет общечеловеческими смыс­лами и значениями любую человеческую деятельность, помогает определить место и значимость любой частной деятельности в общем культурном развитии человечества. Философия как исто­рия и теория творческой деятельности - важнейший фактор формирования личности, ибо личность - это не просто индивид, живое человеческое существо, это существо, способное самосто­ятельно, свободно творить, т.е. созидать новое в сфере матери­ального производства или в сфере духа. Однако не все новое по­лезно и приемлемо для общества и индивидуального бытия. Фи­лософия как теоретическое мировоззрение, как история поисков смысла человеческого бытия, задает параметры человеческой свободы, отграничивая ее от насилия и произвола. Наконец, фи­лософия как онтология и методология задает смысл и направле­ние любой научной деятельности. Нельзя стать ученым без осно­вательной мировоззренческой и методологической подготовки. Нет и не было ни одного выдающегося ученого, который не был бы также и мыслителем, философом; и нет ни одного философа, который не внес бы своего вклада в науку - если не конкретными научными открытиями, то новыми идеями и методами, которые в гораздо большей степени влияют на развитие науки, чем кон­кретные достижения. Таким образом, философия завершает куль­туру (не в смысле ее окончания, а в смысле придания ей целост­ности), формирует научное сообщество и является основанием для самопостроения личности. Философия не утилитарна, т.е. не конкретно полезна, она представляет собой стремление к по­знанию истины, путь к самостоятельности в мышлении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль, 1969-1972.

2. Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1975.

3. Гуссерль Э. Кризис современного европейского челове­чества и философия // Вопросы философии. - 1986. - № 3.

4. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. - М.: Политиз­дат, 1991.

5. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1988.

6. Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. - М.: Проме­тей, 1994.

7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жиз­ни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жиз­ни, смерти и бессмертии. XIX век. - М.: Республика, 1995.

<< | >>
Источник: Баранников В.П., Матронина Л.Ф., Мещерякова И.Н. Исто­рико-философское введение. 2006

Еще по теме Что такое философия?:

  1. Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит.
  2. Почему день сменяет ночь? Что такое жизнь? Что такое смерть и что есть сон?
  3. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  4. Что такое практическая философия?
  5. 1.1. Что такое философия?
  6. Что такое политическая философия?
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  8. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  9. Александр Моисеевич Пятигорский. Что такое политическая философия: размышления и соображения. 2007, 2007
  10. Если окинуть взглядом весь ход наших предыдущих рассуждений по поводу arche и задаться вопросом, что такое философия, то получается, что она известна нам по крайней мере как учение о бытии — онтология.
  11. Дагфин Фоллесдал АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ПОЧЕМУ ЭТИМ СТОИТ ЗАНИМАТЬСЯ?1
  12. Три вопроса «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?», все без исключения представляющие интерес для Канта, он объединяет в один — «Что такое человек?».
  13. Молитва — невероятно мощный инструмент, хотя я считаю, что нам нужно разобраться и понять, что это такое на самом деле и как это работает.
  14. Что такое свобода
  15. 1. Что такое собственность?
  16. Что такое доказательство и обоснование?
  17. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  18. 1. Что такое счастье?
  19. 2. ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?