<<
>>

Чувства как инструменты творческого сознания

Как творческое сознание осваивает чувственную сторо­ну человеческой природы? Этот вопрос станет централь­ным для данного раздела.

Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению практик, разберемся с вопросом о терминологии.

До сих пор в литературе психологического характера можно встретить разделение на простые чувства и сложные. Ряд исследователей берут за основу эмоции, и тогда за терми­ном «чувство* закрепляется обозначение более сложного образования, другие же поступают наоборот - первичным нолагают простые чувства, а термин «эмоция* относят к сложному. C ростом естественнонаучных данных пред­ставления о простом и сложном претерпевают изменения. Например, статья «Сколько чувств у человека?*, напи­санная по материалам зарубежных научных изданий и недавно опубликованная в журнале «Наука и жизнь*[86], начинается с журналистского обострения ситуации: «Ответ на этот вопрос может быть очень разным. Консерваторы вслед за Аристотелем говорят о пяти чув­ствах - слухе, осязании, зрении, обонянии и вкусе. Поэты настаивают на шестом, к которому относят то чувство пре­красного, то интуицию, то еще что-нибудь. Это неспециа­листы. Ho физиологи и медики тоже не согласны между собой. Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только три чувства, самые радикальные - 33*[87].

Почему именно три чувства? Если за основу классифи­кации взять корреляцию между свойствами материи и физиологическими приспособлениями, то получим три чувства: химическое (обоняние, вкус), механическое (слух и осязание) и свет (зрение). Если перейти от общих (родовых) имен к конкретным, то здесь придется признать различимость и уникальность каждого особого проявле- ния отдельного чувства. До последнего времени счита­лось, что вкус включает пять конкретных чувств - чувства сладкого, соленого, кислого, горького и «умами* (япо­нское слово, означающее вкус глутаматанатрия - припра­вы, которая непременно входит в состав супов-концентра­тов).

Недавно открыли, что есть еще и вкус жира. Это размножение чувств можно продолжить, ясно, что их количество будет определяться возможностями как науч­но-технической практики, так и личностной, если иметь в виду развитость когнитивной системы человека (разли­чают же дегустаторы огромное количество марок пива и все тонкости вина). B науке признается то, что открыто и имеет объяснение. Найдены соответствующие рецепто­ры, значит, есть и чувство. He найдены - чувства (для научного сознания) нет! Известные науке рецепторы зре­ния отвечают за ощущение света (палочки), цвета или основных цветов - красного, зеленого и синего (колбоч­ки). У лягушек и некоторых других животных в сетчатке обнаружили рецепторы, ответственные за восприятие движения в поле зрения, из чего по данной логике следует вывод о наличии у лягушек еще одного «чувства зрения*. Слух довольно дифференцирован, поскольку открыто несколько сотен волосковых клеток, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний. B обонянии уча­ствует не менее 2000 типов рецепторов. Известно множе­ство рецепторов, данные от которых просто не доходят до сознания. Например, человек обладает датчиком, чув­ствующим pH спинномозговой жидкости.

A какие датчики ответственны за чувство прекрасного? Эта проблема выходит за рамки возможностей научного поиска, а художников и поэтов более интересует само переживание, а не его материальный аспект.

B предпринятом нами теоретическом исследовании отделим вопрос о чувствительности и эмоциональности. Чувствительность как восприимчивость к любому измене­нию и движению в мире можно, следуя традиционному принципу, подразделить на телесную, психическую и духовную. Телесная (физиологическая) чувствитель­ность обслуживает организм (биологический компонент человека) и изучается в науке через исследования систем анализаторов, реакций, рефлексов, нейронных процес­сов. Установлено, что все пять физических чувств являют­ся сложными образованиями.

Психическая чувствительность (высшие чувства) на­правлена на восприятие внутренних переживаний, связан­ных с активностью человека при решении проблем, преодо­лении препятствий, с восприятием потоков информации из внешней или внутренней среды, взаимоотношений с други­ми людьми.

Психические чувства можно назвать анализа­торами психических состояний, действий и взаимодей­ствий. B этом смысле можно говорить о чувстве уверенности или неуверенности, чувстве жизни или смерти, чувстве пре­восходства или слабости, чувстве состояний другого, чув­стве сострадания и пр. Духовная чувствительность отвечает за восприятие и понимание более тонких состояний - моральных (чувство ответственности, чувство долга, чув­ство совести), эстетических (чувство прекрасного или без­образного, чувство наслаждения), творческих (чувство истины, чувство гармонии, чувство законченности решения задачи), медитативных состояний еознания (чувство бла- кенства, чувство экстаза. Иногда их именуют внутренней ютетикой). Эмоции - это особые переживания, которые i отличие от чувств всегда предполагают выражение неко­торого отношения к вещи, человеку, идее, ситуации, іроцессу, миру. Эмоциональное отношение предполагает щенку, осознаваемую или неосознаваемую. Эмоции, как іравило, кратковременны, в отличие от высших чувств, л всегда биполярны, они предполагают наличие полюсов л тяготение к ним в различной степени. Доставшиеся чело- леку от животных эмоции проявляют себя как страсти аффекты) - раздражение, горе, гнев, агрессия, ненависть - ia негативном полюсе, радость, жалость, симпатия, любо- іытство - на позитивном полюсе. Различные эмоциональ­ные состояния от более грубых до более тонких и тончайших опровождают психическую активность и духовные прояв­ления в творчестве.

Относительно физической чувствительности, эмоций о высших чувств встают две разные проблемы в отношении

задач расширения сознания и усиления осознанности. Первая связана с утончением (повышением) чувстви­тельности и гармонизацией новых психосоматических состояний, а вторая - с овладением эмоциями. Конечно, в реальном переживании или рефлексии чувствительный, эмоциональный и ментальный аспекты дополняют друг друга, поэтому на когнитивном языке часто используют терминологию синтеза, например, говорят об эмоциональ­но-образном мышлении. Кроме того, в русском языке тер­мин «эмоция* часто синонимичен термину «чувство». B изложении материала будем опираться начувство родно­го языка, делая приоритет смысла перед выражением (изображением).

Человек не рождается с развитой гаммой чувств - то или иное конкретное чувство пробуждается и осознается им в его активной жизни в культуре. Эмоциональное отноше­ние к своим современникам, природе, миру искусства, свое- му груду, себе воспитывается и становится осознанным либо уроками самой жизни, либо целенаправленно этике­том, ритуалами, традициями, образованием. B обыденной жизни человек часто даже просто не задумывается над качеством своих переживаний, но есть сферы творческого труда, где работают с эмоциями как материалом. Если в непосредственном переживании субъект и объект слиты, в этом состоянии человек сам есть свое переживание, то для рефлексивных актов осознания и познания необходимо выделить объект, его отделить. Познание чувств требует их отделения и трансформацию в форму, пригодную для соз­нательного освоения, управления и использования в твор­ческих целях. Эти возможности реализуются наиболее явно и полно в литературе и искусстве. Человек создает осо­бый мир эмоционально насыщенных образов, воплощая их в произведениях искусства. Практики искусства и станут предметом нашего рассмотрения.

Обратимся к примерам творчества в литературе, сцени­ческом искусстве, композиции и музыкальном исполни­тельстве. Здесь эмоциональные образы переживаются не спонтанно и наивно, а сознательно создаются, спонтанно профессионально изображаются и передаются.

Актер живет жизнью сцены во время спектакля, но правда сцены не совпадает с правдой жизни. Искусство исчезнет, художественное воздействие не состоится, если актер станет выражать чувства так, как это переживается им в реальных жизненных ситуациях. Это убедительно описано в романе Сомерсета Моэма «Театр». Героиня - кумир публики, талантливая актриса Джулия Ламберт, переживая реальный разрыв с возлюбленным, выразила свое горе на сцене. Ee эмоции вышли из нее, она чувство­вала, а не играла, позабыв о завете своего первого учителя: «Казаться естественной и играть правдиво». Ей казалось, что она с таким вдохновением и эмоциональным накалом никогдаеще не играла. Зал должен был быть побежден, но все чувствовали фальшь. Исполнение было тягостно выра­зительным, откровенно натуралистичным, чтобы вызвать эстетический отклик[88].

Какими качествами должна обладать когнитивная система и сознание в творческом труде актера или испол­нителя? B работе творческой личности сознание осваивает мир чувств и переживаний, а затем только может им упра­влять. B отношении освоения сознанием сферы чувствен­ного я бы наметила следующую цепочку: опыт - позна­ние - освоение - свободное творчество. Управляющая функция сознания может реализоваться только тогда, когда сознание-правитель будет знать, чем управляет. Хороший капитан на корабле должен уметь делать все, что делают матросы. Профессиональный дирижер должен уметь играть на всех инструментах оркестра. Тот, кто работает с чувствами как материалом, должен их знать, иметь опыт переживания и осознания этого переживания. Опыт переживания человек приобретает либо непосред­ственно в жизни, либо в творческом процессе, причем логика разворачивания чувства, его динамика зачастую ведет за собой сама. Свидетельств о глубоком вживании (эмпатия) в душевный мир героя среди писателей, худож ­ников, музыкантов немало[89].

Выдающийся отечественный психолог П.М. Якобсон, автор фундаментальных работ по психологии чувств, про­водил разграничение между чувствами писателя, художни­ка, композитора и актера: «Для композитора, писателя, живописца переживание «чувств персонажа* (так условно их можно назвать) является непроизвольным «компонен­том* в их творческой работе, помогающим им лучше понять душевный мир изображаемых персонажей, но в малой степени влияющим на самый способ воплощения материала. Иной характер имеют условия работы актера. Целью его искусства является (во всяком случае, в реалис­тическом направлении) воплощение на сцене образа живо­го человека с полнотой его чувств, мыслей, желаний и т.д. Актер для убедительности своей игры, (чтобы голос звучал взволнованно, взгляд выражал теплоту, нежность, страх, смущение и т.д.) должен не просто испытывать подъем и волнение, но и чувства, близкие его герою, роль которого он исполняет, так как такие переживания (при соблюдении условий, связанных с художественностью исполнения) делают выразительнее его экспрессию*1.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010

Еще по теме Чувства как инструменты творческого сознания:

  1. Сознание и бессозательное в творческой самореализации
  2. Обратимся к творческим состояниям сознания в куль­турных практиках.
  3. Глава 18. Чувствознание как основа творческого мышления
  4. Анапанасати как наблюдение за чувствами.
  5. Как известно, толкование снов занимало умы человечества и волновало чувства давно
  6. Глава 22 Дление времени. Чувство времени. Сознание времени
  7. Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи.
  8. Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи.
  9. Глава 2. ЖИЗНЬ, КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ, КАК ЕДИНСТВО МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ
  10. 2.4. IPO как инструмент привлечения инвестиций