Достоверной истиной Августин считал знание о собственном существовании.
Вера, не нуждающаяся в проверке, возвышается над ним. Религию он не отличал от философии, поскольку они занимаются поиском истины, т. е. «маршрута ума к Богу». Христианство, по его мнению, и есть истинная философия.
Выдвинут был тезис, что вера и разум являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, что они представляют два различных вида деятельности однородного мышления. Выражен он был формулой: «Понимай, чтобы верить, верь, чтобы понимать». Все знания, дающиеся через откровения, должны служить разъяснению «Библии», через которую открываются вечные и неизменные истины.Бог провозглашался вневременным, всемогущим, волевым, абсолютным разумом, мудростью и любовью, троицей. Сотворённый же им мир обусловлен временем. Человечество, по Августину, подразделилось на два града: земной (светское государство, неспособное избавиться от греха, зла, похоти, дьявола) и небесный (царство божье, христианская церковь, добро). Развиваются они параллельно.
Постепенно патристика превращалась в схоластику, т.
е. в бесплодное умствование. Схоласты разделяли идею Сигера Бра- бантского о двух взаимодействующих истинах. Северин Боэций в работе «Утешение философией» и другие апологеты отстаивали положение, что разум необходим или желателен для понимания независимой веры, а философия или тождественна религии, или полезна. Доминиканский монах Фома Аквинат (Аквинский) силился систематизировать и обосновать подобную догматику. Между «истиной разума», т. е. философией, и «истиной откровения» он не замечал принципиального противоречия, так как конечным их объектом был Бог. Он отмечал, что истины получаются через откровение, разум и интуицию, но не все они доступны рациональному доказательству. Богословские истины сверхразумны. Разум ниже божественной премудрости. Он объявлялся даже греховным. В католических учебных заведениях его концепция преподавалась как единственно верная.Примирить обозначенные идеологические направления пытался и епископ Ансельм Кентерберийский. Популярность приобрели такие идеи к середине XIV в. Философствовавший теолог Джордж Беркли обращал свой взор на богопознавательные и богозащитительные проблемы, критиковал материалистов и атеистов. Деятельным признавался дух, обладающий идеями и ощущениями. Однако синтезировать эти почти не совместимые разновидности сознания и поступков, избавиться от любознательных и прогрессивно мыслящих так и не удалось. И всё же освобождение исследователей от теологической опеки всячески тормозилось. Они долго не могли открыто отречься от Бога, отрицать его наличие и всемогущество, мудрость, отождествляли его с природой (Марсилио Фичино, Бенедикт Спиноза), материей (Джордано Бруно. Известно его изречение: «Бог - в вещах»), с этическим символом (Иммануил Кант), с моралью (Иоганн Фихте), с абсолютной идеей (Г. Гегель), с образом, любовью (Людвиг Фейербах), с высшим духом, экзистенцией, своеобразной личностью (Н. А. Бердяев, полагавший, что после сотворения мира Бог сразу же перестал быть устроителем мирового порядка, утратил свою власть над людьми).
В Западной Европе произошла в значительной мере секура- лизация общественного и индивидуального сознания, а в постсоветской России, в других бывших союзных республиках начали поносить атеизм, реанимировать религиозность. На бюджетные и собранные средства строятся и восстанавливаются храмы, религиозные учебные заведения, подготавливаются священнослужители, завозится и издается большими тиражами соответствующая литература, пропагандируются вероучения и культы. Вместо знаний внедряют слепую веру, давно устаревшие и отжившие воззрения. И уродливые, неполноценные, больные, умственно отсталые и ещё слабо образованные, неудачники, униженные и оскорблённые, которые не хотят развиваться и самосовершенствоваться, воспринимают эту бездоказательную догматику, молятся перед иконами и просят у вымышленного образа избавления от невзгод и страданий, счастья и помощи.
Но он по-прежнему остается и глухим, и немым. Не прекращаются всевозможные катастрофы (землетрясения, наводнения, засухи, крушения, эпидемии, болезни, войны и т. д.), злобствования, преступления, безнравственные поступки, приумножается безответная любовь и увеличивается число разводов и сирот, обездоленных. Аргумент, что это есть божественное наказание за совершённые грехи, не выдерживает критики. За провинность Адама и Евы не должны отвечать нынешние поколения людей. Об этом сказано и в «Библии». Во- вторых, нельзя наказывать безвинных. Верующим нужно помочь осознать, что если Господь не в состоянии быть избирательным, выполнять адресованные просьбы, значит он не всемогущ, не может приближать всеобщее благополучие. Если же он отказался от былого обещания и умышленно карает всех, пренебрегает людскими заботами, то он недостоин почитания, сам заслуживает суда международного трибунала. Но бесполезно упрекать и осуждать несуществующего. Это обязаны уяснить все и быть целеустремлёнными, больше надеяться на собственные силы, на свои способности и волю.
Еще по теме Достоверной истиной Августин считал знание о собственном существовании.:
- ДОСТОВЕРНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕИНКАРНАЦИИ.
- ДОСТОВЕРНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕЛЕПАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.
- ДОСТОВЕРНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕГРЕССИИ В ПРЕЖНИЕ ЖИЗНИ.
- Истинное ремесло как знание блага
- В.А. СУРОВЦЕВ.. ЯЗЫК, ИСТИНА, СУЩЕСТВОВАНИЕ., 2002
- Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении.
- Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении.
- Исходным пунктом своей концепции Декарт1 считал, как мы уже знаем, номинализм с его скепсисом относительно любой утверждаемой истины.
- § 35. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда
- Идеалистическая истина есть синтез двух других истин, т. е. синтез, созданный нашим разумом” [77, 463].
- «И познаете истину,и истина сделает вас свободными».
- Знание-"что" и знание-"как"
- 5.2. Философия Августина Блаженного
- Знание