<<
>>

Древо коммуникационных каналов

В разделе, открывавшем настоящую главу, произведен обзор эволю­ции коммуникационных каналов (рис. 1), начиная стадией пракультуры и заканчивая нынешней электронной коммуникацией.

Поскольку новые ка­налы, например письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе предшествовавших каналов, возникает вопрос о преемственно­сти коммуникационных каналов. Хомо сапиенс получил в наследство от своих предков-пралюдей два канала устной коммуникации - невербальный и вербальный, к которым вскоре, т. е. в период верхнего палеолита (40-15 тыс. лет назад), присоединились искусственные иконический и символь­ный каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде перво­бытного искусства образовались художественные каналы, которые невоз­можно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из икониче- ской графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещест­венных символов.

Подлинной коммуникационной трансформацией было зарождение в III тыс. до н. э. письменности, т. е. образование нового коммуникационного канала. Канал письменной документации возник на базе иконического ка­нала путем бифуркации последнего. Бифуркация (фуркация - лат. “разде­ление”) - раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части: в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются; в анатомии - разделение трубчатого органа на две ветви, например, трахеи на два бронха; в педагогике - разделение класса на два потока, изучающих разные иностранные языки и т. п.

Бифуркация в документных каналах продолжалась и дальше: в XV в. произошла бифуркация письменности, в результате которой появился ка­нал книгопечатания; в XIX в.

из книгопечатания выделился канал прессы, основанный на машинной технике, а в XX в. средством массовой комму­никации стали компьютерные сети (вспомним Интернет).

Замечательная особенность бифуркации документной коммуникации состоит в том, что она инициировала бифуркации в каналах устной комму­никации. Письменность была изобретена жрецами для записи в священных книгах Откровений Бога, переданных людям через пророков, а также уче­ний о Боге, мире, вере, спасении. Записи эти производились на пророче­ских (апостольских) языках, которые лексически и грамматически удаля­лись от разговорной речи. В христианской Европе пророческими языками почитались греческий и латинский, у православных славян - церковносла­вянский (старославянский). Пророческие языки использовались при бого­служениях, поэтому они относятся к устной коммуникации; вместе с тем их можно считать первыми литературными языками. Собственно литера­турные языки в качестве национально принятой нормы культурной речи (как устной, так и письменной) образовались в европейских странах на стадии неокультуры. В литературных культурно-нормативных языках на­шел отражение не только опыт письменной речи, но и опыт художествен­ного устного слова (фольклор), хранящийся в неовеществленной социаль­ной памяти. Формирование литературных языков - бифуркация вербаль­ного канала.

Явление бифуркации каналов устной коммуникации продолжалось и дальше согласованно с бифуркациями документных каналов. Книгопеча­тание не довольствовалось литературным языком, оно вызвало к жизни ис­кусственные языки (математическая, химическая символика, впоследствии - языки международного общения типа эсперанто). Параллельно с книго­печатанием человечество освоило еще один недокументный канал получе­ния знаний - познавательные путешествия, т. е. пространственная комму­никация не ради торговли или войны, а ради познания. Великие географи­ческие открытия, начатые X. Колумбом, открыли этот канал, в наши дни продолженный космонавтами и туристами. Появление технических кана­лов для дистанционной передачи звука (телефон, радио), а затем - движу­щегося изображения (телевидение) - свидетельства бифуркаций в каналах устной коммуникации.

Таким образом обнаруживаются четыре бифурка­ции:

Бифуркация I - появление письменности и литературного языка;

Бифуркация II - изобретение книгопечатания и Великие географиче­ские открытия;

Бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появле­ние первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, фотографии, телефона;

Бифуркация IV- научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютер.

(Из краткого анализа истории бифуркаций обнаруживаются) законо­мерности эволюции социальных коммуникаций:

• Закон кумуляции коммуникационных каналов (закон ККК). Ес­ли принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую прогрессию. Закон ККК читается так: по ходу цивилизационного процесса коммуника­ционные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основани­ем 2. При этом можно предположить, что материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложе­ния, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геомет­рической прогрессии, и в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

• Закон симметрии коммуникационных каналов (закон СКК). Бифуркации в левой и правой части древа коммуникационных каналов происходили почти синхронно, что и обусловило симметричность. Син­хронность бифуркаций не случайна, она - результат взаимозависимости, своеобразного баланса документной и устной коммуникации. Изучение этой взаимозависимости - благодарное поле будущих исследований.

• Закон ускорения бифуркаций (ЗУБ). Логарифмическая шкала вуалирует различия в длительности периодов между бифуркациями, в ре­альном же историческом времени дистанция между бифуркациями I и II - около 4.5 тысяч лет; между II и III - 400 лет; между III и IV - около 150 лет. Налицо сокращение «межбифуркационных периодов», которое обу­словлено ускорением историческою времени в стадии неокультуры.

Трудно удержаться от вопроса: сохранится ли ускоренный рост дре­ва коммуникационных каналов в XXI в.? Если сегодня насчитывается 12 каналов, то, может быть, завтра их станет 14 или 16? Всякий рост имеет естественные пределы и рано или поздно прекращается, поэтому беско­нечного ветвления древа коммуникационных каналов ожидать не прихо­дится. Мы находимся в переходном периоде от эры документной коммуни­кации и книжной культуры к эре электронной коммуникации и мультиме­дийной культуры. Может быть, электронная коммуникация обладает дос­таточным потенциалом, чтобы стать поворотным пунктом в развитии ком­муникационных каналов от постоянной кумуляции к постепенной концен­трации?

Прежде всего оказалась под угрозой печатная книга. Кино и телеви­дение конкурировали с книгой лишь тем, что сокращали время, посвящав­шееся ранее чтению. Теперь у книги появился более опасный конкурент - видеокассета. Формы их бытования почти тождественны, момент обра­щения к видео, как и момент встречи с книгой, определяется по желанию пользователя; возможности выбора на рынке видео постоянно расширяют­ся и скоро догонят предложения книжного рынка; как и чтение, просмотр видеозаписи можно по желанию прервать, сделать стоп-кадр, ускорить или замедлить просмотр фильма; короче говоря, общение человека с видео­фильмом оказывается столь же непринужденным, как общение с книгой. Что же касается доходчивости, наглядности, выразительности, информа­тивности, то здесь преимущества видеофильма очевидны - на его стороне не только письменное слово и застывшая иллюстрация, но и слово звуча­щее, музыка, движущееся цветное изображение. Книга - синтез двух ис­кусств: словесности и графики, видеофильм - это синтез всех искусств, это синкретическое мультимедийное сообщение. Но главное преимущество видео, пожалуй, даже не в этом. Главное заключается в том, что, как и вся­кий продукт радиоэлектроники, видеомагнитофон легко объединяется с компьютером, образуя единый агрегат, обладающий «интеллектуальными способностями» компьютера и «изобразительными способностями» видео.

Видео - это органичный элемент мультимедийной культуры и ему, конеч­но, легче адаптироваться к условиям электронной коммуникации, чем кни­ге, изначально связанной с книжной культурой.

Еще более мощным, чем видеозаписи, конкурентом типографских изданий обещает стать электронная книга, первые образцы которой поя­вились на рынке. Например, «Софтбук» - электронная пластина с экраном в кожаном переплете; вместимость - 100 000 страниц, вес 1,5 кг, цена - 300 долларов плюс 10 долларов в месяц за абонентскую связь; «Дедикей- тед ридер» - электронный справочник с двойным экраном стоимостью 1500 долларов[82]. Главное отличие электронной книги от бумажного кодекса в способности «переиздаваться», т. е. менять одно содержание на другое. Она становится таким образом «книгой книг», делающей ненужными из­дательства и библиотеки. Электронная книга может напрямую связать ав­тора и читателя, убирая всех посредников, существующих между ними.

Ясно, что электронное писание не может не повлиять па творческий процесс писателей электронных книг. Потребуется иная поэтика, соответ­ствующая многомерности виртуальных компьютерных пространств. Пред­полагается, что линейное чтение текста художественного произведения традиционным способом - страница за страницей с началa до конца - бу­дет вытеснено нелинейным чтением, когда можно двигаться по тексту в вертикальном, горизонтальном или другом направлении. Читатель вовле­кается в компьютерную игру с электронным текстом, комбинируя его по своему усмотрению. Есть мнение, что именно игровая компьютерная лите­ратура сможет вернуть в когорту читателей молодежь, выросшую в муль­тимедийной среде.

Итак, можно предположить, что мультимедийные средства будут по­степенно впитывать прикладные функции литературы и прессы, и в итоге закон ККК трансформируется в закон концентрации коммуникационных каналов.

<< | >>
Источник: Аркадий Соколов. Диалоги об интеллигенции, коммуни­кации и информации. 2011

Еще по теме Древо коммуникационных каналов:

  1. Естественные коммуникационные каналы
  2. Аркадий Васильевич Соколов Разновидности коммуникационных каналов
  3. 3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ[76]
  4. Вариации в пределах «канал мысли - канал не­посредственного чувства»
  5. Коммуникационный процесс
  6. ДРЕВО ВЕРЫ
  7. Древо веры
  8. Общее древо наших языков
  9. Приложение Научные школы глубинной психологии, библиография как их генеалогическое древо
  10. 3.2.3. Виртуализация коммуникационных процессов
  11. 4.1. Коммуникационные навыки
  12. Характеристика каналов
  13. И. Д. Тузовский «Этюд о коммуникационной систематике»
  14. Канал сбыта (распределения)
  15. § 3. Конституционно-правовое обеспечение использования коммуникационных технологий
  16. 14.2. Модели непрерывных каналов
  17. 14.3. Модели дискретных каналов
  18. Невербальный и вербальный каналы
  19. 15.1. Количество информации переданной по дискретному каналу