>>

Духовная жизнь Германии этого периода характеризуется необычайной насыщенностью.

Это было время расцвета искус­ства, литературы и философии. Самосознание образованных лю­дей отражало определенные социальные сдвиги, которыми отли­чалась эпоха. Ярчайший из них - Великая Французская револю­ция.

После нее последовали события, связанные с господством Наполеона и его внешней политикой, которая оказала влияние на Европу и, в частности, Г ерманию.

В результате сложилась чрезвычайно интересная ситуация для философии. Философия - это теоретическое осмысление дей­ствительности, но в рассматриваемый нами период она приобре­тает значение основного инструмента для решения практических проблем, стоящих перед человеком и обществом. Например, предметом внимания философов становится национальная куль­тура и европейская история, в свете которых обсуждается идея национального государства. Такая идея в те времена, действи­тельно, была жизненно важной, поскольку происходило форми­рование единых национальных государств из ранее раздроблен­ных земель. Немецкая философия, по существу, продолжала тра­диции философии Просвещения с ее идеалами человеческого ра­зума, науки и исторического прогресса.

Философам казалось, что наступает подлинное царство разума. Они рассматривают все об­ласти, наработанной человечеством культуры сквозь призму этой идеи, и развивают философию культуры как создание человече­ского духа, а также реальной жизни человечества Культура по­глощает даже природу, она становится ее частью.

Итак, философия выходит на авансцену этой исторической эпохи, она понимается как самосознание практической жизни. Как можно сформулировать основной тезис этой философии, претендующей на то, что она наконец-то нашла универсальный ключ для решения всех наиважнейших проблем человечества?

Отношение человека к миру выражается в особой сфере, ко­торая так же, как и сам человек, принадлежит этому миру. Эта особая сфера - сознание.

Но не сознание как только знание о ми­ре, а сознание в качестве деятельности разумного, значит свобод­ного по отношению к миру, человека, который не только ставит перед собой цели, но и осуществляет их в своей деятельности.

Таким образом, немецкая философия анализирует разум в двух аспектах - не только в его теоретической способности, но и в его практической деятельности.

Представители немецкой классической философии - И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Ф. Гегель, Ф. В. Шеллинг, Л. Фейербах, К. Маркс - мыслители рационалистического направления. Но в их философских теориях просматриваются в большей или мень­шей степени отдельные черты романтического направления мыс­ли, свойственного германской культуре XVIII века. Например, Шеллинг считал высшей ступенью познания интеллектуальную интуицию, а не способность логического мышления.

В середине XIX столетия происходит разочарование в разу­ме, и развиваются пессимистические настроения. Усиливаются романтические черты в немецкой философии. Возникает ирраци­ональная философия. Ее представители рассматривают уже не разум, а волю в качестве конструктивной деятельности человека и развития мира. Развивается критика разума также и внутри ра­ционального направления философии, в частности, учениях Л. Фейербаха и К. Маркса.

Философские воззрения И. Канта

Иммануил Кант (1724-1804) положил начало новому фило­софскому направлению, которое вошло в историю как немецкая классическая философия.

Волею судеб И. Кант - наш соотечественник, так как родил­ся, трудился и умер в Кенигсберге (ныне г. Калининград).

| >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Духовная жизнь Германии этого периода характеризуется необычайной насыщенностью.:

  1. 9. Сироты и духовная жизнь
  2. Духовная жизнь и культура «развитого социализма».
  3. Хозяйственная жизнь Германии во второй половине XVI — иачале XVII в
  4. Упростить свою жизнь в период кризиса
  5. Государственный соблазн опасен для народа - порабощает его духовную жизнь, свободу и стремления к поиску Бога.
  6. IV. Подготовительный период в Германии[37]. (ХІІІ-І/2 XV).
  7. Г Л А В А 9. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
  8. 24. Федеративная Республика Германия в послевоенный период. Как проходил подъем?
  9. Период полной рецепции в Германии[40]. (1/2 ХV-ХVIII)
  10. § 81. Государственно-политический строй Германии в период Ваймарской республики
  11. § 82. Государственная и правовая системы Германии в период национал-социалистической диктатуры
  12. Статья 20.13. Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах Комментарий к статье 20.13
  13. РЕГРЕССИИ В ПРОШЛУЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ МЕЖДУ жизнями
  14. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  15. 5. Объединение Германии в 1990 г. Государственный строй и политическая система единой Германии