<<
>>

3.5 Экзистенциализм

Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в 20-е годы ХХ столетия в то время, когда центр внимания в философии перемещается из теории познания и логики на проблемы человека, общества, истории.

Вплоть до 1960-х годов эта философия была наиболее популярной, оставаясь самой распространённой формой иррационализма.

В экзистенциализме выразился кризис романтического оптимизма, веры в необратимый прогресс, вызванный потерей европейскими народами свободы и торжеством тоталитаризма.

Основоположником экзистенциализма является немецкий философ Мартин Хайдеггер, который в 1927 г. издал книгу «Бытие и время», ознаменовавшую появление нового философского направления. В этой книге он изложил программу экзистенциализма, после чего это течение стало завоёвывать огромную популярность в среде интеллектуалов.

Одним из истоков экзистенциализма является философия датского философа С. Кьеркегора. Благодаря «Комментариям к Посланию к римлянам» теолога Карла Барта (1881–1968) идеи Кьеркегора стали известны в Германии.

Кьеркегор, указав на бесконечное качественное различие между временем и вечностью, выступил с осмыслением трагизма экзистенции.

Другим источником экзистенциализма стала феноменология Э. Гуссерля и его метод, на основе которого психологическое рассмотрение личности стало превращаться в онтологию, т.е. в «экзистенциальную аналитику бытия человека».

Экзистенциализм явился реакцией на кризис гегельянства, который до этого проявился в антропологическом материализме Л. Фейербаха, пессимизме А. Шопенгауэра, в сочинениях Достоевского и Ницше, Кафки и Рильке.

Сами экзистенциалисты нередко ссылаются на русских религиозных философов Николая Бердяева (1874–1948) и Льва Шестова (1886–1938) как на своих предшественников, разрабатывающих тематику личности и подлинного христианства.

Обычно различают атеистический экзистенциализм: Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю; и религиозный экзистенциализм: Карл Ясперс, Габриэль Марсель и др.

Экзистенциализм в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, обращаясь прежде всего к переживаниям и настроениям человека современной эпохи.

Философы-экзистенциалисты считают, что наука не имеет ценности для мировоззрения и отыскания «смысла жизни», она приобретает «отчуждённый» характер, поскольку учёный в существующем обществе относится к продукту своего труда, как к чуждому. Техника обретает сегодня самостоятельность и покоряет себе человека, меняет человеческий мир: превращает человека-творца в техника. Этот процесс сопровождается кризисом в области искусства, литературы, философии. Люди утрачивают свои корни, а техника обожествляется, становясь чудовищем, которое может поглотить всё человечество. Между техникой и человеческим существованием возникает стойкий антагонизм. В результате в современном обществе растёт преступность, углубляется духовный кризис, усиливается власть бюрократии.

Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия. В этом коренится столь большая живучесть и популярность экзистенциализма. Ни в одном из современных направлений не выражен так резко конфликт между обществом и личностью, как в экзистенциализме.

Экзистенциализм заимствовал у С. Кьеркегора категорию «экзистенция» - существование, исходным моментом которого является субъективность человека. Экзистенциализм рассматривает вопросы самого факта существования каждого человека и переживания своего способа существования. Существование не поддаётся рациональному постижению, единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.

Экзистенциалисты провозглашают приоритет человеческого существования по отношению ко всему прочему, т.е. всё сущее, данное нам, определяется способом человеческого бытия. Экзистенциализм анализирует сознание не с гносеологических позиций, а с точки зрения страдания, переживания, озабоченности и т.д. Никто из них не сомневается в бытии вещей вне нас, т.е. в объективности существования мира. Вопрос заключается в том, чтобы воспринять мир в экзистенциальном напряжении.

Экзистенциалисты обратили внимание на то, что катастрофические события новейшей европейской истории обнажили неустойчивость и хрупкость всякого человеческого существования, как индивидуального, так и родового, исторического. Поэтому они самым глубоким знанием о природе человека считают сознание его собственной смертности и несовершенства. Этим качеством обладает каждый человек независимо от степени своей образованности или социальной принадлежности. М. Хайдеггер определяет человеческое бытие как «бытие-к-смерти».

Мысль о смерти занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии. Экзистенциализм считает, что человек не должен убегать от сознания своей смертности. Этот мотив прозвучал в учении о «пограничных ситуациях» - безвыходных, предельных жизненных обстоятельствах, когда человек оказывается перед лицом смерти или тяжёлой неизлечимой болезни. Постигнуть мир, т.е. выяснить смысл мироощущения личности с её настроениями, эмоциями, аффектами, можно только, находясь в «пограничной ситуации».

Важная тема всех экзистенциалистов – историческое бытие личности. Они дали новую характеристику современной эпохе, обратив внимание на следующие черты.

1. Господство науки. Наука существовала и в прошлом, но современная наука ориентирована на исследование и производство. Философы-экзистенциалисты отрицают всесилие науки, считая, что она не в силах определить сущность эпохи. Это доступно только метафизике, которая обосновывает и сущность самой науки.

2. Невиданное развитие машинной техники, подменяющей собой практику и бытие человека.

3. Возрастание роли искусства, как отражения человеческой жизни.

4. Объединение человеческой деятельности под знаком культуры.

5. Обезбоженность, равнозначная победе атеизма. Но обезбоженность не исключает религиозности, а осуществляется именно через неё.

В экзистенциализме историческая ситуация породила ориентацию на стоическое отношение к жизни, чтобы не впасть в отчаяние и не стать законченным циником в самые трагические дни истории.

Экзистенциализм создаёт свою концепцию личности, в которой человек – это существо, приносящее свою жизнь в жертву своему предназначению. Готовность к самопожертвованию есть начальное определение личности.

В традиционных обществах человек удовлетворял свою тоску по вере благодаря истине откровения. Но постепенно человек оказался без Бога. Такое отсутствие сущего обладает притягательностью подлинного бытия. Безусловное же открывается человеку в его экзистенции. Если человек в состоянии ощутить то единое, что объединяет его настроения, то это означает, что он осознал свою «фундаментальную настроенность».

Мартин Хайдеггер (1889–1976) создаёт философию вопрошания, касающуюся различных способов бытия. Его главное стремление – это погрузиться в конкретное переживание бытия, предшествующее любому объяснению и обобщению в понятиях. Философа глубоко волнует вопрос о сущности человека, смысле его существования. Он описывает заброшенность человека, относящегося озабоченно ко всему миру и самому себе с тревогой. Человек – это конечное, греховное создание, чьё бытие есть «бытие для смерти», то есть временно-конечное бытие. На всём его существовании лежит печать страха, и только пограничные ситуации помогают человеку постичь существование в его подлинности.

Хайдеггер обращается к проблеме языка и герменевтики с целью найти путь «к истине языка». Анализом языка должна заниматься герменевтика (греч. – толкование, истолкование), которая «прислушивается» к тому, что «говорит» язык. Поэзия и искусство – это «хранители бытия» и собеседники философии.

«Бытие-в-мире» есть априорная, т.е. данная до всякого опыта структура бытия-сознания. Первоначально нет ни субъекта, ни объекта, а есть первичный феномен «бытие-в-мире», одним из моментов которого является «настроенность».

В 1939-1945 гг. центром экзистенциализма становится Франция. В это период создают свои значительные произведения Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель.

Ж.-П. Сартр (1905–1980) – французский философ, писатель, является представителем атеистического экзистенциализма. Как убеждённый атеист, он пишет, что в XVIII в. атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Человеком он становится впоследствии, и таким он делает себя сам. Это первый принцип экзистенциализма. Человек – это проект, который переживается субъективно.

Второй принцип экзистенциализма заключается в том, что человек не может выйти за пределы своей субъективности. Выбрать себя – значит утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы не можем выбрать зло. То, что мы выбираем – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Следовательно, наша ответственность распространяется на всё человечество. Выбирая себя, я выбираю человека вообще.

Этическая концепция Сартра содержит элементы духовного стоицизма, выступает в целом как учение о неподвластности человеческой нравственности какой бы то ни было системе принуждения.

Экзистенциалист говорит, что человек – это тревога, она объясняется ответственностью за других людей, это часть действия. Если бога нет, то человек не может ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение. Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий позади нас и никаких воздаяний впереди нас. Мы остаёмся одиноки. Человек – единственный источник, критерий и цель нравственности, он заброшен, поскольку бога нет. Но с исчезновением бога исчезает и всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире.

Нигде не записано, что есть благо, честность, что нельзя лгать. Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне, и прежде всего у него нет оправданий. Иначе говоря, человек свободен. Неудовлетворённость, тревога, беспокойство – таковы черты человеческой свободы, человеческого существования. Поэтому Сартр говорит: «Человек осуждён быть свободным».

Заброшенность предполагает, что человек сам выбирает своё бытие, она приходит вместе с тревогой, рождает отчаяние. Отчаяние означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли. Ведь действительность будет такой, какой её определит сам человек.

Но экзистенциализм не говорит, что человек при этом должен бездействовать. Человек должен проявлять свою активность в действии, поскольку реальность – в действии. Но чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого, который необходим для моего существования, как и для моего самопознания. Так открывается целый мир, который Сартр называет интерсубъективностью. Гуманизм экзистенциального человека никогда не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире. Сартр хочет напомнить человеку, что он должен обрести себя и убедиться, что ничто не может спасти его от себя самого, поскольку он сам себе законодатель. Чтобы реализовать себя по-человечески, недостаточно погрузиться в себя, необходимо искать цели вовне, поэтому для Сартра экзистенциализм проникнут оптимизмом и является учением о действии.

<< | >>
Источник: Н.Ф.МЕДУШЕВСКИЙ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. 2011

Еще по теме 3.5 Экзистенциализм:

  1. 9.5. Экзистенциализм
  2. 15.2 Основные понятия экзистенциализма
  3. Экзистенциализм: человек как «проект самого себя»
  4. 1. Социально-исторические условия и идейные корни экзистенциализма.
  5. 15.1 Основные методологические подходы экзистенциализма
  6. 12 Философия экзистенциализма.
  7. 15.3 Основы экзистенциализма М. Хайдеггера
  8. 4.Категория «свободы» в философии экзистенциализма.
  9. ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (феноменология, религиозная философия, экзистенциализм, неопозитивизм)
  10. Список литературы
  11. В обзорах современной философии стало привычным различать два основных течения
  12. Содержание
  13. S ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
  14. “Личность” в философии экзистенционализма
  15. “Личность” в философии экзистенционализма
  16. “Личность” в философии экзистенционализма
  17. Свобода как аксиологический выбор
  18. Что такое смысл