<<
>>

Экзистенциализм: человек как «проект самого себя»

«Свобода переживается как взвешивание, выбор и ответственность»[107].

Особенность философии экзистенциализма, представленной многими разнообразными взглядами, заключается в том, что человеческое существование в ней рассматривается как нечто первичное, не выводимое из изначально данной «сущности».

Хотя термином «экзистенциализм» обозначают весьма неоднородную совокупность учений, все же возможно выделить некоторые более или менее общие их характеристики. Так, Н. Аббаньяно противопоставляет экзистенциализм философским учениям, которые связывают человеческое существование с действием какой-либо бесконечной абсолютной силы (Человечества, Разума, Высшего Духа, Абсолюта), вследствие чего «человека должно рассматривать просто как более или менее сознательное орудие Высшей реальности». Называя подобную философию «романтизмом», он проводит «параллель между тезисами романтического происхождения и тезисами, обычно повторяющимися в экзистенциалистской философии». «Романтизм утверждает, что в человеке действует бесконечная сила, лишь проявлением которой он является.
Экзистенциализм - что человек является конечной реальностью, которая существует и действует на свой страх и риск. Романтизм утверждает, что мир, в котором находится человек как проявление той самой бесконечной действующей в человеке силы, имеет порядок, с необходимостью гарантирующий конечный успех человеческой деятельности. Экзистенциализм - что человек заброшен в мир, т.е. находится во власти его детерминизма, который может сделать тщетными или невозможными его инициативы. Романтизм утверждает, что свобода как действие бесконечного начала является абсолютной, бесконечной, созидательной и способной в любой момент на новые оригинальные творения. Экзистенциализм - что свобода человека обусловлена, конечна, скована многими ограничениями, которые в любой момент могут сделать ее бесплодной...
Романтизм утверждает непрерывный и фатальный прогресс человечества. Экзистенциализм не признает или игнорирует само понятие прогресса, потому что он не может обнаружить никакой его гарантии. Романтизм всегда имеет некоторую спиритуалистическую тенденцию, стремится превозносить значение внутреннего мира, духовности, а также ценностей, называемых духовными, в ущерб тому, что является земным, материальным, мирским и т. д. Экзистенциализм не стыдясь признает важность и значение, которые имеют для человека внешний мир, сфера материального, все мирское вообще... романтизм считает несущественными некоторые негативные аспекты человеческого опыта, такие, как страдание, безысходность, болезнь, смерть, потому что они не касаются бесконечного начала, которое проявляется в человеке, и поэтому для него не существуют. Экзистенциализм считает подобные аспекты особенно важными для человеческой реальности...»[108]

Ж. П. Сартр намного более кратко характеризует общее убеждение экзистенциалистов: их «объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта»[109].

<< | >>
Источник: Н.А. Суровегина. Человек – общество – история - культура. 2005

Еще по теме Экзистенциализм: человек как «проект самого себя»:

  1. "Возлюби ближнего, как самого себя"
  2. Чувство самого себя
  3. Становление чувства самого себя
  4. Утверждение чувства самого себя
  5. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
  6. Познай самого себя. Ничего сверх меры.
  7. §621. В утвердившемся в душе чувстве самого себя мы находим первый корень своего Я.
  8. Очерк первый. Угол зрения: 70-е годы XX века. Теоретик, становится странным для самого себя.
  9. Раздел 2. ЧЕЛОВЕК! ПОЗНАЙ СЕБЯ!
  10. 4. модель себя. Поведение обезьян и этика человека
  11. Как сотворить себя другого?
  12. человек субстанциально — один и тот же, но функционально он разный в зависимости от того, с каким уровнем собственного существа он себя отождествляет.
  13. Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая.
  14. Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая.
  15. Как категории работают-проявляют себя?
  16. Как категории работают-проявляют себя?
  17. Религия представляет из себя такого рода явление, в котором представлены различные проявления индивидуального, социального, культурного и т. д. бытия человека.
  18. ♥ Как мне быть? Могу ли я хоть как-то защитить себя от подобных горе-травматологов? Ведь операция – это дополнительные расходы, и почему я должна из своего пенсионерского кармана оплачивать чье-то наплевательское отношение? (Елена)