<<
>>

Эндофизика, или Попытка увидеть «мир изнутри»

Эндофизика означает «физика изнутри». Сам термин поя­вился в современной западной науке сравнительно недавно, в конце 1980-х годов. Эндофизика отлична от физики в ее клас­сической парадигме, которая описывает и объясняет мир как внешнюю для нас реальность с ее объективными, не зависящи­ми от нашего сознания пространственно-временными отноше­ниями.

Классический взгляд на мир - это взгляд на мир как предсказуемый, объяснимый, определяемый инвариантами, причинно обусловленный, для которого характерны локаль­ные эффекты.

Эндофизика показывает нам, в какой мере реальность стро­ится самим наблюдателем и с необходимостью зависит от на­блюдателя, от его телесных определенностей и даже от интен­ций его сознания[66]. Эндофизика концентрирует свое внимание на эффектах, обусловленных присутствием в мире наблюда­теля. B неклассической эндофизической парадигме мир кон- тентно контролируется и конструируется актором, или вну­тренним наблюдателем, наблюдатель событийствует событиям мира, будучи их активным участником, производителем и ге­нератором и в свою очередь сам ими произведенным, сотворен­ным, сгенерированным. Эндофизика - это подход к изучению реальности не как взятой строго самой по себе, в чем ранее поч­ти всегда состоял идеал естествознания, а с неустранимой на­сечкой - находящимся в ней наблюдателем.

Эндофизика часто прибегает к метафоре интерфейса. Мир, как он доступен нашему восприятию и ментальному представле­нию, - это только срез мира как целого, интерфейс, т.е. связую­щее звено, сопрягающее человека и мир. Наше тело и наше со­знание открывают нам только определенное окно в мир, которое в эволюционной эпистемологии называется мезокосмическим.

Человек есть эволюционный продукт, порождение этого мира и его внутренний наблюдатель. Возможности и невоз­можности (ограничения, искажения) познания им мира опре­деляются его собственной природой, сопряженной с природой мира, причем эти искажения неисправимы.

Допустим, мир сделан из резины, но мы не осознаем этого, так как мы сами сделаны из резины. Этот пример подобен предложенному Аль­бертом Эйнштейном мысленному эксперименту: если плоские пауки ползают по поверхности сферы, то они даже не могут себе представить, что может существовать еще и третье измере­ние пространства - высота (или глубина).

Термин «эндофизика» (в противовес традиционной «экзо­физике» - взгляду на физическую реальность извне и без не­пременного учета роли и места наблюдателя) был впервые упо­треблен математиком Давидом Финкельштейном в его письме к реальному основателю самого этого направления немецкому химику-теоретику из университета Тюбингена Отто Рёсслеру. B своих работах Рёсслер подчеркивает, что существуют два способа видения мира: изнутри и извне.

Эндофизика сближается с физикой сознания и теорией моз­га. To, что нам дано, что доступно нашему наблюдению, - это только срез реального мира. Человек облечен в свое тело и чув­ствует себя в нем комфортно, хотя оно изначально ограничива­ет его возможности познания мира. Человек привык доверять своему прибору-сознанию, хотя, как показывает Рене Декарт в «Рассуждениях о первой философии», можно помыслить воз­можность существования демона в нашем сознании, который намеренно вводит в заблуждение наше восприятие. He демон как таковой, а специфические аспекты функционирования на­шего сознания, его спонтанность и телесная обусловленность, накладывают ограничения на возможности восприятия и по­стижения мира.

Основатели эндофизики ссылаются также на Архимеда (287-212 до н.э.) и Р.И. Бошковича (1711-1787) как на своих предшественников. Архимед, как известно, который изобрел многие простые механизмы и открыл некоторые законы физи­ки, предположив возможность существования позиций, с ко­торых можно было бы двигать саму Землю, т.е. малой силой сдвинуть тело, обладающее любым, даже огромным весом. Это предположение было им сделано не в механическом, а в теоре­тическом плане. Итальянский математик, астроном и физик хорватского происхождения Руджер Иосип Бошкович осоз­нал, что невозможно измерить движения и превращения, про­исходящие в мире, если весь мир, включая все измерительные приборы и всех наблюдателей, которые ими пользуются, не подвергается влиянию этих движений и трансформаций.

To, что эндофизика оперирует с представлением не только о реальном, но и о виртуальном наблюдателе, имеет особое зна­чение. Виртуальный наблюдатель выступает как основопола­гающий элемент мысленного экспериментирования, в ходе ко­торого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу, как если бы нечто воображаемое или предполагае­мое было реальным, а недоступное нормальному человеческо­му восприятию - зримым и осязаемым. Задача эндофизики и состоит в том, чтобы вместо человеческой субъективности в ее темпоральном аспекте подставить нечеловеческую субъектив­ность, с тем чтобы выйти на те темпоральные контуры мира, которые могут оказаться видны в новой сетке.

Идея эндофизики состоит в том, что каждый наблюдатель в силу его собственных телесных и когнитивных качеств вызы­вает из реальности особенный ее контур и воспринимает реаль­ность именно и только в нем. Обыденная - или даже научная в экзофизике - кажимость «мира без наблюдателя» при тща­тельном всматривании всегда оказывается именно кажимо­стью, поскольку наблюдатель в любом случае - мы сами. Реф­лексирующий наблюдатель может попытаться увидеть мир и в иных его контурах, данных иным существам.

Парадокс, но не случайный, а который следует принять и с которым следует смириться, состоит в том, что, чем меньше мы говорим о наблюдателе, тем меньше мы способны сказать и о самой реальности, тем менее рельефной и наполненной она да­ется нам. A при попытке и вовсе элиминировать наблюдателя реальность оказывается пустой. Уместно привести буддийскую задачку: что такое хлопок одной ладонью? Без двух ладоней хлопка не будет, а каждая пара ладоней производит звук, не­множечко отличный от других.

Эндофизическая идея может быть выражена и как идея си­нергизма, взаимной прилаженности субъекта и объекта, по принципу: какую исходную маркировку несет в себе поле зре­ния твоего наблюдательного «бинокля», так для тебя и насе- чется реальность; какими или чьими глазами будешь глядеть на мир, то в нем и разглядишь. Есть здесь и элемент антропного принципа, только сделанного общезначимым для всех живых существ, а не только для людей.

Чем же отличается тогда синергетика от эндофизики? B си­нергетике на первом плане находится динамическое взаимо­действие и со-действие материальных сущностей, как, напри­мер, синергийное нелинейное взаимосогласование излучения отдельных атомов в лазере. Эндофизика же, несмотря на при­сутствие «физики» в своем названии, адресуется не ко взаим­ному действию и со-действию материальных тел или умов, а ко всегдашнему и неустранимому присутствию проявлений и свойств наблюдателя в наблюдаемом. Синергетика содержит главным образом энергийный элемент, не только физический, но и, например, социальный и духовный, отражающий движе­ния и порывы людских масс, тогда как эндофизика содержит главным образом эпистемологический элемент.

1.3.6.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа и образы телесности . 2011

Еще по теме Эндофизика, или Попытка увидеть «мир изнутри»:

  1. Статья 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания Комментарий к статье 19.12
  2. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
  3. ♥ Подскажите, возможно ли в Интернете увидеть:
  4. МИР ВЕЩЕСТВ И МИР ЭНЕРГИИ. ИНФОРМАЦИЯ. МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИР
  5. 4.4. МИРЫ ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ, ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ, МИР-СИСТЕМА И МИР ЧЕЛОВЕКА
  6. РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в. ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг . § 69. Мир в начале ХХ в.
  7. 1.5. Лидер извне и лидер изнутри
  8. Мир естественный и Мир искусственный
  9. Мир объективный и Мир субъективный
  10. Мир-Система и Мир Человека