<<
>>

И еще один полезный момент.

Если мы введем в научный оборот понятие «индивиду­альной объективной реальности*, то исчезнет флер зага­дочности, мистичности у многих феноменов. Например, представителю технократической цивилизации кажется иррациональной способность аборигенов получать инфор­мацию такими путями, которые для европейца совершен­но недоступны.

Обычно это интерпретируют следующим образом: просто у представителей примитивных популя­ций задействованы каналы поступления информации, которые европейцы блокируют у себя. Это правда, но не вся. Вернее, это поверхностное решение. Существует и более глубокое: параметры личности и культуры у пред­ставителей примитивных культур иные, чем у европей­цев. Поэтому наложение таких разных матриц на универ­сум дает разные индивидуальные реальности. Иными словами, в реальности членов примитивного сообщества дым костра соседнего стойбища действительно передает полную, детальную, а главное, абсолютно достоверную информацию и о числе людей, и о том, что они сейчас делают, и об их планах на ближайшее будущее[198].

Важный момент: первопричина того, что примитив «читает* эту информацию, а европеец не «читает*, не в том, что у первого работают какие-то дополнительные каналы поступления информации, чем у европейцев (они работают, но не это главное), а в том, что индивидуальные реальности членов примитивного сообщества иные, чем у членов технократической культуры. B объективной реальности, с которой имеют дело представители абори­генных культур и которая рождается как совокупный продукт сопряжения множеств индивидуальных реально­стей членов их сообщества, дым также отчетливо инфор­мативен в отношении репрезентируемой ситуации, как в реальности европейцев речь.

Hy вот представим себе, удивились ли бы мы, если бы в присутствии какого-то лица нам сообщили о чем-либо, лри этом присутствовавший слышал сообщение, и мы считали бы, что этот язык ему знаком, но он ничего бы не воспринял из сказанного? Разве это было бы для нас не странно? И если бы он стал спрашивать нас, а как мы узнали о том, о чем узнали, разве мы смогли бы ответить на это что-либо иное, кроме: «Ho ведь об этом нам только что сказали»?

Сходная ситуация и здесь.

Однако человеку технокра­тической культуры с этим трудно согласиться, потому что у него существует иллюзия, что для всех фактически здо­ровы X людей реальность одна и та же. A если она одна и та же, то все то, что воспринимает другой, но не воспринимаю я, - или его галлюцинация, или моя неполноценность. Ha самом же деле это не так: здоровы и полноценны и те и дру­гие - и те, кто считает, что существует информация, недо­ступная восприятию обычного человека в нормальных условиях (нередко именуемая экстрасенсорной), и те, кто считает, что такой информации нет. Просто реальность первых такова, а реальность вторых - такова, что обуслов­лена особенностями самих людей, придерживающихся подобных верований. Иными словами, первым (в соответ­ствии с параметрами их личности) открываются для взаи­модействия такие пласты реальности, где есть информа­ция, которую человек воспринимает, условно говоря, экстрасенсорно; вторым - те, где такой информации не существует. И опять-таки это является отражением и выражением их личностей, их личностных особенно­стей. Поэтому справедливо и первое и второе, хотя соответ­ствующие суждения выглядят взаимоисключающими.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010

Еще по теме И еще один полезный момент.:

  1. Древние индийцы выделили и еще один тип сознания — интуи­тивное.
  2. ГЛАВА 2. Один, один, совсем один. Экономическое положение изолированного индивида
  3. Договор безвозмездного пользования (договор ссуды) - один из классических гражданско-правовых договоров, известный еще в римском праве (commodatum).
  4. ОДИН ПЛЮС ОДИН РАВНЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ
  5. Отражение продажи продукции в случае «момента перехода права собственности», отличного от момента отгрузки продукции покупателю
  6. ВОПРОС: Но не существует ли еще и политология помимо политической философии? Кроме рефлексии те, кто интересуется политикой, должны что-то еще изучать?
  7. § 4. Спрос и полезность
  8. 3.5.1 Налог на добычу полезных ископаемых
  9. 2.8.2 Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных
  10. 1. Эффекты, объясняющие действие закона спроса Полезность
  11. Правило максимизации полезности: кардиналистский и ординалистский подходы
  12. 3.5.2 Платежи за добычу полезных ископаемых
  13. 5.5. Альтернатива теории предельной полезности
  14. Предельная полезность и кривая спроса
  15. Полезные раны
  16. Как сделать стресс полезным?
  17. 3.3.3. И полезный, и надоедливый
  18. 9.6.4. Момент определения перспективы переговоров
  19. 93. Момент заключения договора
  20. 2. Момент иррациональности