<<
>>

ЭССЕИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

§46

Первоначальное определение эссеистической философии

Выше мы увидели, что философия призвана разрешать противоречия мира не только в форме понятий. Уже теоретическая философия с необ­ходимостью включает в себя чувственно-оценоч­ное начало - для постижения мира в его целос­тности.

Ho логика понятий побеждает в ней логику чувственности. Возможна ли гармония этих логик?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо по­нять способ постижения реальности, противо­стоящий понятийному. Это постижение Б об- p а з а X.

Образ - в отличие от ионятия - есть способ постижения всеобщего через конкретное и осо­бенное. Образ не обладает абстрактностью поня­тия, которое движется ко всеобщему через общее и через систему абстракций гонится за ускольза­ющим конкретным. Образ же непосредственно обладает стихией конкретного. B каждом об­разе сосредоточена вся Вселенная как всеобщее. Образ выражает и несет в себе универсальную целостность бытия. Это обусловливает процесс восприятия и творения образа как единства чувственного и рационального при доминанте чувственного.

Ii чувственное здесь может быть понято как интуитивное - мгновенное постиже­ние проблемы в ее целостности без опосредующих понятийно-логических ступеней.

Однако образы и выражающие их интуиции часто соединяются в нечто хаотическое; они с не­обходимостью должны быть дополнены логикой понятий.

Итак, искомая гармония понятийного и чувс­твенного предстает перед нами как гармония поня­тийного и образного. Философию, сумевшую до­стичь гармонии понятийного и образного, мы и назовем эссеистической философией.

Ho в какой форме могут соединиться поня­тийное и образное в эссеистической философии? Представляется уместным назвать такую фор­му смыслообразом. Под смыслообразом мы будем понимать свободное соединение в некой духовной форме понятийного и образного содер­жания.

Теперь мы можем дать более полное определе­ние эссеистической философии. Эессистическая философия есть философия, постигающая дейст­вительность в гармонии понятийного и образно­го - смыслообразе.

Всемирно известными философами-эссеистами были Блез Паскаль, Фридрих ІІицше, Николай Бердяев, Альбер Камю.

§47

Эссеистическая философия: новое бытие системы

«Истинной формой, в которой существует исти­на, может быть только научная система ее»,[22] - так категорически заявил Гегель более ста пятидесяти лет тому назад. C тех пор множество мыслителей отказывали философской эссеистике в праве об­ладать истиной и быть системой. Действительно, с точки зрения теоретической философии, вос­принимающей себя единственно возможной, эссе­истическая философия есть либо тупиковый ход философствования, нечто легковесное и нестро­гое, либо всего лииіь предпосылка теоретическо- го мышления. Отсюда эссеистическая философия представляется чем-то бессистемным или, в луч­шем случае, пред-системным.

«Только в понятии истина обладает стихией своего существования»[23], - настаивает Гегель. Во­оружившись этой аксиомой, он иронизирует над сторонниками философского знания, выраженно­го посредством смыслообраза-интуиции, который представляется ему чем-то туманным и подобным сну. «Предаваясь необузданному брожению суб­станции, - пишет Гегель, - поборники этого зна­ния воображают, будто, обволакивая туманом са­мосознание и отрекаясь от рассудка, они суть те посвященные, коим Бог ниспосылает мудрость во сне; то, что они таким образом на деле получают и порождают во сне, есть поэтому также сновиде­ния»[24].

Единственно возможным постижением исти­ны для Гегеля есть логическое движение поня­тий, снимающее абстрактный характер каждого из них и порождающее в мышлении конкретное и всеобщее. Завороженный магией этого движе­ния, Гегель нс нуждается в образе, который дает иное - мгновенное - знание о всеобщем. C этих по­зиций заявление о бессистемности эссеистической философии выступает наиболее мягким признани­ем ее грехов rio отношению к процессу постижения истины.

Однако, как мы увидели выше, претензии поня­тийного мышления обладать монополией на истину могут быть оспорены. Отсюда вопрос о системнос­ти или бессистемности эссеистической философии представляется не таким простым. Конечно, на первый взгляд, в контрасте с научной системой философская эссеистика кажется нам бессистем­ной. Тем более, что сторонники эссеистически-об- разного способа философствования сами негативно высказывались о системе. Общеизвестно высказы­вание одного из представителей немецкого роман­тизма Вильгельма Генриха Вакенродера: «Кто iio- верил в систему, тот изгнал из сердца своего любовь к ближнему! Уж лучше нетерпимость чувства, чем нетерпимость рассудка, уж лучше суеверие, чем системоверие»[25].

IIo все же мы можем говорить об отрицании в эссеистической философии именно понятийной системности, & не системности вообще.И в этом отрицании утверждается нечто новое и не­обычное. Мы можем говорить о новом бытии сис­темы в эссеистической философии - о связи идей не необходимым, а свободным образом.

Свободное бытие системы нуждается и в новом свободном методе.

Эту мысль прекрасно выразил Фридрих Шле- гель: «Метод свободного мышления, то есть именно философия, не должен составляться механически, как железная кольчуга из бесчисленного множест­ва совершенно однообразных маленьких цепочек и колец, из таких сциентистски соединенных колец- суждений и их высших логических сцеилений, как это имеет место в математике. Метод вообще не должен быть однообразным, и дух никогда не должен находиться в услужении у метода, жерт­вуя сущностыо ради формы»[26].

B эссеистической философии идеи связаны бо­лее глубинно и внутренне, чем в теоретической фи­лософии, а потому - менее очевидно. Постичь их связь можно не в понятийно-логическом рассуж­дении, а в интуитивно-сотворческохм акте.

Эссенстическое философствование есть незавер­шенное и разомкнутое философствование, с необ­ходимостью предполагающее активность воспри­нимающего, свободу со-творения и со-действия.

Выступая за недосказанность и разомкнутость, философ-эссеист остро и трагически чувствует не­выразимость человеческого бытия в логическом рассуждении как м и о г о с л о в и и . Bcc бытие эссе- истической философии наполняет жианыо мысль о том, что человеческое выразимо не только в слове, но и в молчании - паузе как некой пропасти меж- дусловами и идеями, преодолевающей банальную очевидность и законченность логики понятий.

Эту идею прекрасно выразил Федор Тютчев:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Пойметли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Bce сказанное позволяет трактовать эссеисти- чсскую философию как афористическую. Ec содержание тяготеет быть выраженным в форме афоризма -парадоксального высказывания, ис­черпывающего свой смысл в одной или нескольких фразах. Афоризм есть предельно з а в e p ш e u и о e высказывание и одновременно предельно разо- м к и утос, побуждающее мышление и творчество. Афоризм является словесным выражением того, что мы назвали смыслообразом.

Афоризм демонстрирует нам возвышенную силу Слова и его возвышенное бессилие. B афоризме распахивается бездна, лежащая за Словом. Поэто­му восприятие истинного афоризма всегда порож­дает молчание. B этом он подобен стихотворению, а афористическая философия - поэзии.

Идеи и афоризмы в эссеистической философии сами должны объединиться в афоризм. Они долж­ны стать м e т а - а ф о p и з м о м. Если этого не про­исходит, все упреки теоретических философов в бессистемности эссеистики могут иметь основа­ние...

§48

Эссеистическая философия как философия экзистенции

Эссеистическая философия есть философия эк­зистенции, философия переживания и личности, ибо она непосредственно выражает духовные и ду­шевные состояния философа в их противоречии и единстве. Философское эссе - это своеобразный философский дневник личности. Представление в тексте собственного 51 здесь не менее значимо, чем содержание проблемы. Волеетого, содержание про­блемы непосредственно и естественно сливается C Я философа.

B отличие оттеоретичсской философии, где философ стремится уйти OT своего 51, говоря O нем как о субъективном, стремится спрятать лич­ностное начало за логикой понятий, называемой им объективной логикой, в эссеистической фило­софии Я философа свободно и открыто проявляется в тексте.

Это вызывает большее сопереживание тексту философской эссеистики и ответную личностную открытость читателя. B философском эссе нетсубъ- екта, стремящегося раствориться в исследуемом объекте; здесь присутствует личность, которая обогащает мир своим творчеством, стремясь уви­деть в окружающем не объект, а личностное нача­ло, достойное общения, любви и свободы. Именно поэтому эссеистическая философия может более полно и адекватно, чем теоретическая, постигать человека. Ибо человек есть необъективируе- м а я p e а л ь н о e т ь и нечто большее, чем просто познающий субъскт.

§49

Эссеистическая философия не есть публицистика

Обостренное представление собственного 51 характерно не только для эссеистической фило­софии, но и для публицистики. Однако философ­ское эссе отлично от публицистического произ­ведения. Это отличие выражается прежде всего в направленности - философское эссе делается нс на «злобу дня», а затрагивает - через основное противоречие своего времени - вечные проблемы человека и мира.

Публицистика, как правило, касается социаль­ных проблем, философская эссеистика затрагива­ет прежде всего проблемы личности — значимые для всех времен и народов.

И наконец, публицистика не разрешает пробле­мы человеческого бытия, она лишь «заостряет» их, привлекая внимание общественности. Фило­софская эссеистика берется за личностно окра­шенное разрешение противоречий человеческого бытия.

§50

Принципиальное различие эссеистической философии и научно-популярной литературы

B отличие от научно-популярной литературы, доступно и образно излагающей нечто уже опгкры- moe, эссеистическая философия всегда порождает нечто оригинальное, совершает некий эвристи­ческий прорыв. Результатом ее всегда становится новое знание.

Более того. Эссеистическая философия не толь­ко познает бытие мира, но и творит его. Через глубинное сопереживание текстам она вносит в жизнь философа и его читателей новые ценности, которые приводят к новым поступкам. Таково, на­пример, воздействие эссеистики Ницше на куль­туру н цивилизацию Запада XX века. To же самое можно сказать и о философском наследии Бердяе­ва, которое не породило столь массового отклика, но зато вызвало болсе глубокий отклик, элитар­ный - в лучшем смысле этого слова. Преодолевая и очигцая деструктивные противоречия п парадок­сы эссеистики Ницше, Бердяев сумел избежать де­структивно-массового воздействия своей филосо­фии на мир.

Итак, мы видим разительную несхожссть науч­ного популяризирования и философской эссеисти­ки. Их различает глубина отношения к человеку. Электрически-доманшес тепло и свет научно-попу­лярной литературы слабеют перед экзистенциаль­ными безднами философской эссеистики. Образы и чувства научного популяризирования становят­ся игрушечными, если они приближаются и стано­вятся рядом со страстями и ирозрениями действи­тельно философского эссе. To же самое мы можем сказать и о публицистике.

Однако эти страсти и прозрения могут породить свою превра щеп н yto форм у.

§51

Эссеистическая философия и политическая идеология

Из всех форм философствования именно фило­софское эссе бывает наиболее значимым для поли­тиков, наполненных волей к власти. Они стремят­ся превратить эссеистику в идеологию.

Такова трагическая ирония истории наиболее свободная форма философствования может пре­вратиться в способ ограничения свободы целых го­сударств и народов. Под идеологией здесь понима­ется система воззрений личности и окружающей ее группы людей, которые обладают политической и экономической властыо; идеология необходима для оправдания и укрепления этой власти в обы­денном мышлении и бытии.

Движимая волей к власти, идеология удиви­тельно последовательно и активно трансформирует философскую эссеистику в своих целях. Экзистен­циально-личностный поиск растворяется в завер­шенности идеологических структур. Так произош- лосэссеистическимииостроенияшіраннегоМаркса и нозднего Іінцше, которые застыли, соединились и окостенели в коммунистической мифологии XX века, а также в мифологии фашизма...

Итак, идеология принимает в ссбя и использу­ет порыв философской эссеистики. Размышляя глубже, мы видим, что идеология является су­женной и ограниченной религией своей культу­ры. Эта идея уже была высказана в первой главе, но теперь мы можем более конкретно понять ее. Идеология есть суженная религия, ибо только B таком виде она может реально воздействовать на массовое сознание своей культуры. Ho она может стать таковой лишь благодаря невольной и траги­ческой помощи эсссистики, которая с неизбеж­ностью ставит те жс проблемы, что и религия, критикуя несвободу их постановки и разрешения в религиозном сознании.

Именно в результате этой критики и появляет­ся на свег политическая идеология, вбирая в себя законченность религии и экзистенциальный по­рыв философской эссеистики и уже впоследствии используя для своего обоснования теоретическую философию.

Здесь мы приходим к пониманию важного фак­та- сходства философского эссе и религиозной проповеди.

§52

Эссеистическая философия и религиозная проповедь

Между эссеистической философией и религиоз­ной проповедыо можно найти достаточно глубокую связь. Действительно, обе они говорят о вечных проблемах личностного бытия. Однако, в отличие от религиозной проповеди, эссеистическая фило­софия свободно полагает свои основания, не опи­рается на извне заданные догматы. Вместе с тем экзистенциальная напряженность эссеистической философии с необходимостью делает ее похожей на проповедь, придавая ей црофетический[27] харак­тер, характер пророчества.

Пророческий характер философской эссеисти­ки возносит cc над религиозной проповедыо и час­то приближает ее к действительной религиознос­ти. И вместе с тем он может стать искушением и привести к разрушению и религиозности, и куль­туры. и самой жизни. Эти противоположные чер­ты ирофетизма философской эссеистики особенно ярко олицетворяются в философиях Бердяева и Ницше.

3.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме ЭССЕИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ЭССЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОГО ИСКУССТВА
  2. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  3. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  4. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  5. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  6. 3.Философия и наука. Методологическая функция философии.
  7. § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна
  8. ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (феноменология, религиозная философия, экзистенциализм, неопозитивизм)
  9. ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (аналитическая философия 80-90-х годов, герменевтика, постмодернизм)
  10. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  11. Зачем нужна практическая философия? Аргументы в пользу введения института практических философов
  12. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  13. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  14. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  15. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  16. Материалистическая философия в Англии и Франции В философии XVIII в. объектом критики стала, помимо средневековой схоластики, метафизика XVI-XVII вв. В частно­сти, критике подвергался умозрительный характе