<<
>>

ФИЛОСОФИЯ И ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

§36

Философия как метаистория.

Первоначальное понятие метаантропологии

Сквозь призму основного противоречия своего времени философ видит глобальные противоречи­ям иных времен и миров.

Возможны ли противоречия, которые пронизы­вают все времена и миры человека?

Если мы допустим их существование, то назовем их не только вечными, но и мета-исторически- ми. Мстаисторические противоречия всегда mpa- гические - они не разрешимы до конца ни в одном времени человеческой истории[12].

Ho философия всегда стремится создать запре­дельную гармонию человека, и.ченноразреиіая их. Этим философия бросает вызов не только своему времени, но и всему человеческому мирозданию с его этническим пространством и историческим временем. Философия творит гармоншо, запре­дельную человеческой истории, гармоншо, кото­рая может быть только общим исходом истории. B этом смысле философия всегда есть не только метафизика, но и метаистория.

Философия стремится перевести историю как поток, отягощенный трагическими неразрешимос­тями, в Вечность, освободившуюся OT них.

Поэто­му она - бессознательно или осознанно - выступа­ет учением о завершении истории - эсхатологией (от греческого эсхатос - конец и логос - учение). И это завершение философ уже сейчас переживает через свою экзистенцию, ведущую его в запредель- ность себя и всей истории.

Метаистория есть и личностное бытие, и бытие мира. Этѵ идею глубоко пережил Бердяев. «Эсха­тологическое сознание, - пишет он, - означает пе­реход от истории к метаистории. История происхо­дит в своем историческом времени, вставленном во время космическое. Метаистория же вкоренена во времени экзистенциальном и лишь прорывается во время историческое. B истории могут начаться события, которые все более будут принимать ха­рактер метаисторический и это будет как бы вре­мя исторических чудес.

Два выхода открываются в вечность: индивидуальный выход через мгнове­ние и исторический выход через конец истории и мира»[13].

Философия как метаистория есть духовная победа над трагичностыо человеческой истории. Метаистория выступает развитием метафизики — философии оснований человека н мира — до фило­софии пределов истории и эсхатологии.

Метаистория столь же возвышается над мета­физикой, как человеческая история возвышается над всей физикой мира. Ho метаистория должна развиваться дальше, становясь метаантрополо­гией - учением о предельном и запредельном бы- jnuii человека и фундаментальных тенденциях его эволюционирования.

Однако какие трагические противоречия может разрешать философия в качестве метаистории и метаантропологии? Эти противоречия мы могли бы назвать трагическими противоречиями чело­веческого бытия.

§37

Трагические противоречия человеческого бытия

Можно выделить четыре группы трагических противоречий, единыхдля всей человеческой исто­рии. Это противоречия, переживаемые в экзистен­ции детства, юности, молодости и зрелости. Каждая следующая пора жизни принимает no на­следству трагические противоречия предыдущей, развивает их в новые, но при этом сохраняет пре­жние. Противоречия эти проходят через существо­вание каждого. Однако для философа постижение и разрешение их составляет смысл жизни.

Трагические противоречия в обыденности не­видимы, хотя их скрытая тяжесть напоминает о себе; они обнажаются для нас только в бытии-на- пределе. Большинство ие может вынести их раз­рушающего и творящего света, стремясь уйти от своего предельного бытия в сумерки привычного. Это замечательно выразил Платон в своем образе узников в Пещере, сидящих спиной к трагичес­кому свету истины и освобождения. Философ же идет до конца, поднимаясь на вершину осознания трагичности себя и мира.

Постараемся найти имена для трагических про­тиворечии человеческого бытия.

1. ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕТСТВА: ВЕЧНОЕ И ВРЕМЕННОЕ

смертия личности как бессмертия души и духа, либо полагает угасание жизни личности вместе с телом.

3.

Противоречие времени и Вечности Противоречие времени и Вечности является синтезом первых двух - понятие времени порож­дается осознанием рождения тела в прошлом, раз­вития в настоящем и разрушения-трансформации в будущем; Вечность вмещает в себя бытие духа и души как двух начал, составляющих неповтори­мость личности и побеждающих круговорот про­шлого, настоящего и будущего.

II. ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЮНОСТИ:

ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛО B МИРЕ

2. Противоречие любви и свободы Такое противоречие приходит как развитие предыдущего. Повзрослевшие юноша и девушка вступают в обостренно-интимное общение с красо­той - разделенную влюбленность. При этом они пе­реживают ее как нечто противостоящее их незави­симости. Осознание этого противоречия и попытка его разрешения приводят к представлениям о люб­ви и свободе, которые соединяются между собой B более конструктивное взаимодействие, поднимаю­щееся над антагонизмом влюбленности и независи­мости.

3. Противоречие добра и зла Оно углубляет предшествующие и соединяет HX в себе. Красота сливается с добром как внутрен­ней красотой. Зло постигается как все противо­стоящее им. Единство любви и свободы глубинно переживается как добро. Их разорванность и раз­лад воспринимается как зло.

III. ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МОЛОДОСТИ: ТВОРЧЕСТВОИМИР

шве, не находя выхода в талантливость и гениаль­ность - явления, для которых мастерство - лишь средство. IIo переход в мастерство-отчуждение все же необходим...

Трагическое противоречие гармонии и отчуж­дения касается не только профессиональной де­ятельности - оно является всеобще-духовным противоречием становления личности. Ho оно так­же - всеобщее противоречие бытия мира за пре­делами человека. Так, например, молодой Маркс говорит о социальном отчуждении человека - от­чуждении от гармонии доклассового общества, приводящем к отчуждению человека от общества, самого себя, другого человека, природы, продукта и процесса собственного труда[14], а Эрих Фромм рас­сматривает отчуждение как результат отрицания человечеством гармонии природного бытия.

Поэ­тому для Фромма человек, «утерявший единство с природой, становится вечным странником (таким, как Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст); он вынужден идти вперед и постоянным усилием познавать не­познанное...»[15]

Таким образом, противоречие гармонии и от­чуждения, выступая экаіистенциальным и лич­ным, есть противоречие всего человеческого рода, ушедшего от гармонии природного бытия, но так иока и не создавшего адекватной ей гармонии че­ловеческого мира.

2. Противоречие веры и разума Приходя к высшим уровням творчества, на­полненным мастерством, человек приходит к не­обходимости соединить веру иразум. Творчество на такой высоте требует мировоззренческой це­лостности — гармонии оснований и выводов. Bepa и разум могут соединяться в синтезе, но могут и вступать в антагонизм, порождая разорванность и страдание в творческом акте.

3. Противоречие творчества и познания Противоречие гармонии и отчуждения и проти­воречие всры и разума, объединившись, порожда­ют новое трагическое противоречие: творчества и познания, которое может быть понято также как противоречие одиночества и общения. Постиже­ние этого противоречия ссть дальнейшее углуб­ление в бытие свободы. Если в предшествующей эпохе - энохе юности - свобода СОСДИІІЯСТСЯ с лю- бовыо, то теперь она постигается через творчество. Благодаря этому и любовь начинает воспринимать­ся как творчество.

Превращение противоречия творчества и иоз- нания в антагонизм либо приводит к абсолютному одиночеству творца, либо обезличивает познаю­щего. Разрешаясь конструктивно, это противоре­чие порождает творчество, обогащенное познани­ем, и іюзнание, завершающееся творчеством. Это знаменует выход в эпоху духовной и душевной зре­лости с ее противоречиями.

IV.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ И ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ:

  1. ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  2. ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗРЕЛОСТИ: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ
  3. ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
  4. Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
  5. Трагическое начало человеческого сердца
  6. ЛЕКЦИЯ 8 ТРАГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЧЕЛОВЕКА II БОГА И ЕГО РАЗРЕІИЕИИЕ: БОГОЧЕЛОВЕК
  7. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ KAK ОСНОВАНИЕ НОВОГО БЫТИЯ
  8. Самообожествление подрывает основу человеческого бытия
  9. Слово «экстремальность», с первого взгляда, рождает ассоциации с катастрофой, войной, терроризмом, насилием, бедствием, цунами, наводнением, пожаром, землетрясением и другими трагическими образами человеческого существования.
  10. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  11. Принципы Космической Мудрости как законы Человеческого бытия
  12. МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
  13. МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
  14. Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  15. Часть I Философия человеческой ответственности
  16. 2. Практическая философия в истории человеческой мысли
  17. Об ответственности философов в вопросе о правильном употреблении человеческих понятий