<<
>>

ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО

§53

Первоначальное определение философского искусства

Под философским искусством можно пони­мать форму разрешения основного противоре­чия своего времени и выраженных в нем вечных противоречий человеческого бытия в о бp а з n о - n ep с о n а л и с m и ч e с к о й - художественной - форме.

Для понимания специфики философского ис­кусства прежде всего необходимо понять специ­фику художественного образа. Художественный образ - это образно-персоналистичсское выра­жение всеобщего через особенное и конкретное. Художественные образы в философском искус­ство есть смыслообразы. Однако в отличие от смыслообразов эссеистической философии они явля ются персоналистически в ыраженпыми

смыслообразами - в виде героев произведения. Персоналистическая напряженность смыслооб- разов, которую мы увидели в философском эссе, стремится здесь к персоналистическому бытию смыслообразов. Личность автора в тексте фило­софского искусства общается с личностями пер­сонажей и вместе с ними постигает всеобщие ка­тегории бытия.

Художественные образы объединяются в спе­цифические целостности - художественные про­изведения. Под художественным произведени­ем MOOfCHO понимать некое единство образов, движущихся по пути превращения дисгармо­нических отношений действительности в гар­монические. B отличие от научных теорий худо­жественные произведения не моделируют бытие, они творят новое бытие. Это - художест­венное бытие. Через восприятие произведений искусства художественное бытие входит в бытие человеческих отношений и меняет его. Художес­твенное бытие отличается от бытия философских теорий и эссе большей реальностыо в мире куль­туры.

Философское искусство - эго образно-иерсо- налистическое бытие философских категорий. To, что B теоретической философии осуществля­ется через понятийное выведение и доказатель­ство, а в философской эссенстике проявляется в виде свободного взаимодействия смыслообра- зов-идей, в философском искусстве достигает­ся через свободную игру смыслообразов-нерсо- нажей.

B качестве наиболее известных представите­лей философского искусства мы можем назвать

И. В. Гете, Ф. М. Достоевского, Т. Манна, Л. Ка­мю[28], Ж.-П. Сартра.

§54

Проблема соотношения искусства и философского искусства

Искусство есть однозначная доминанта чувс­твенного над рациональным в образах и произ­ведениях. Философское искусство стремится к гармонии чувственного и рационального. Таковы, например, образные построения Гете в «Фаусте». Именно это позволяет философскому искусству приходить к разрешешпо противоречий в тех слу­чаях, когда остальное искусство либо бежит от них, либоизображает неразрешимыми.

C другой стороны, философское искусство всег­да стремится объединить в целое не только обра­зы, но и произведения. B результате произведения сами соединяются в метапроизведение, ко­торое мы могли бы назвать художественной кар­тиной мира.

§55

Художественная картина мира как выражение системного характера философского искусства

Художественная картина мира соответствует системе категории в теоретической философии и тому, что мы назвали метаафоризмом в филосо­фии эссеистичсской. Однако в отличие от теоре­тической философии и философской эссеистики здесь вообще нельзя разделить метод и систему. Если в философской эссеистике мы можем конста­тировать более глубокое взаимопроникновение ме­тода и системы, чем в теоретической философии, то в философском искусстве мы имеем абсолют­ное тождество их. Это тождество содержания и формы как в каждом произведении, так и в худо­жественной картине мира в целом.

Метод и система в философском искусстве абсолютно соединены через личность творца и личности персонажей. Личностное начало в фи­лософском искусстве проявляется не только в творении идей, но и в творении личнос­тей . Именно это обусловливает булыиую жиз­ненную силу и богатство гармонии системы и метода в философском искусстве по сравнению с теоретической философией и философской эс- сеистикой.

Органическое единство системы и метода в ху­дожественной картине мира приводит ктому, что в философском искусстве невозможна, да и не нужна методология как нечто отдельное от содержания и формы произведений.

Ибо для своего выражения она требует отстранения от экзистенции и образ­ной конкретики, требует сугубо понятийного нача­ла, а значит - деперсонализации, что глубоко чуж­до философскому искусству.

Система категорий структурирует мир и отра- жаетего. Художественная картина мира врастает в мир и изменяет его. Ee бытие созвучно бытию мира, - но не сегодняшнему, а новому бытию. Она творит это новое бытие. Ona переполнена ароматом возможности нового бытия - странный цветок в сумерках обыденности.

B художественной картине мира настоящее вспоминает прошлое и встречается с будущим и вечным. Эта встреча строит целостные и лнчност- но живые образы будущего и вечного, без которых человеческая жизнь навсегда осталась бы в само­довольных сумерках настоящего. Настоящего, ко­торое является не настоящим, а лишь сегодняш­ним, ибо скользит но времени, не в силах узнавать и обновлять будущее и вечное.

Поэтому философское искусство порождает чувство будущего и вечного вевоемвре- мени. Болсстого, создавая персонифицированные образы будущего и вечного, оно порождает чувс­тво личностной причастности к буду­щему и вечному.

B этом и есть высший результат разрешения философским искусством основного противоречия своего времени.

§56

Философское искусство, мифотворческое искусство и мифология

Весьма важно увидеть отличие философского искусства и мифологии. B философском искусст­ве доминирует символическое начало, тогда как мифология стремится к абсолютному реализму. Под мифологией здесь понимается высшее бытис искусства, в результате которого разрешаются трагические противоречия человеческого бытия и появляется новая, запредельная обыденности ре­альность - м и (]) о p e а л ь H о с т ь .

Мифореалыюсть слагают мифы - произведе­ния, в которых разрешение трагических проти­воречий приводит к катарсису - сложному превращению чувств, возникающему в результате восириятия трагического в его неразрешимости и разрешении. Таким образом, миф есть бытие на пределе художественного произведения и еще шире - произведения культуры, в том числе, и про­изведения философского искусства.

Мифореалыюсть отличается от художествен­ного бытия философского искусства и интегриру­ющей его художественной картины мира тем, что она воспринимается как нечто действительно су­ществующее, сопоставимое с реалыгостыо челове­ческих отношений.

Философское искусство и мифологию соединяет м и ф о т в о p ч e с к о e и с к у с с т в о. B нем преодо­левается символический характер философского искусства, но оно еще не обретает реалистической целостности мифологии. B нем может утрачивать­ся системность философского искусства, а мифы могут соединяться не в свободе, отличающей фи­лософскую эссеистику и философское искусство, а в произволе.

Мифотворческое искусство также создаст ми- форсальность, используя личностно выраженные смыслообразы, но эта мифореальность не обла­дает связностью и полнотой мифореальности, развиваемой мифологией; она выступает лишь ec фрагментом.

Если философское искусство символически выражает уже существующие мифы, а мифо­творческое - создает новые мифы, то мифология превращает их в единство, значимое для мира. Философское искусство прежде всего есть образ- ноперсопалистическое мышление о мире и его познание; творение нового бытия под­ключается к этому. Мифотворческое искусство и мифология гораздо более полно входят в челове­ческое бытис, становясь его высшим выражением и актуальным максимумом. И если философское искусство порождает новое бытие через чувство личностной причастности будущему и вечному, то мифотворческое искусство и мифология сами выступают личностным бытием в будущем и вечном.

Однако, уходя от символического начала, ми­фотворческое искусство и мифология могут за­мыкаться , в своей мифореальности, отказыва­ясь от диалога с другими мифореалыюстями и картинами мира, ибо миф есть духовная форма, обладающая бытием.-для-ссбя, замкнутым и эго­истическим бытием. Символ несет в себе бытие- для-другого. Миф выражает некую самодоста­точную реальность, символ как смыслообраз философского искусства выступает с в e p н у т ы м мифом, который может странствовать от одной мифореальности к другой в пространстве и време­ни, освобождая их от самодовольства и закрытос­ти к принципиально иному.

Именно благодаря символам происходит диалог мифологий. Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что ми­фология полностыо снимает в себе философское искусство.

Ho возможна ли духовная форма, соединяющая достоинства философского искусства и мифоло­гии - символ и миф? Мы можем предположить ее существование и назвать м и ф о с о ф и e й . Ee рас­смотрение, однако, выходит за рамки этой главы. Мы вернемся к идее мифософии в завершающей части нашего курса лекций.

§57

Философское искусство и религия

Религия всегда нуждается в философском ис­кусстве как искусстве концептуальном - для созда­ния своего эстетического облика. IIo философское искусство не всегда превращается в религиозное. Часто оно вступает в противоречие с религией. Од­нако, размышляя далее, мы видим, что необходи­мо разделять религиозное н церковное искусство. Показателен пример Льва Толстого как религиоз­ного мыслителя, которого русская православная церковь отлучила от себя.

Философское искусство может быть религиоз­ным, но оно никогда нс может быть церковным. Свобода - это общее условие существования фило­софии - в философском искусстве наиболее зна­чима. Мы можем найти больше аналогий между теоретической философией и каноническим бого­словием, чем между философским и каноническим церковным искусством.

Философское искусство не может существовать в рамках извне заданного канона, оно живет лишь по своим канонам, и эти каноны представляют собой самодвижение, открытое ко всему глубоко­му и цельному в мире.

4.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО:

  1. наполняет значимостыо рассуждение о ней. 2. СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ B ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФСКОЙ ЭССЕИСТИКЕ И ФИЛОСОФСКОМ ИСКУССТВЕ
  2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ЭССЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОГО ИСКУССТВА
  3. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  4. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности
  5. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
  6. Враждебно настроенный подросток, который ворует деньги из отцовского кошелька, отказывается просить прощения за разбитую дедушкину машину и не познал ни искусства любви, ни искусства войны, не может считаться цивилизованным.
  7. 2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем
  8. Философские категории и философские законы
  9. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  10. «Если искусство есть процесс объективирования перво­начальных данных душевной жизни, то наука есть процесс объективирования искусства» (там же).
  11. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  12. Прежде всего — и это хотя и внешняя, HO достаточно важная сторона дела — русские мыслители осознают и развивают мысль об интернациональном характере социально-философской науки, о необходимости единения немецких философских учений и разработанных во Франции социальных теорий.
  13. Искусство
  14. Искусство
  15. Искусство
  16. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  17. Искусство
  18. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  19. Вульгаризация и варваризация в искусстве