<<
>>

§ 2. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ И РЕАЛЬНОСТЬ

Что такое физика? Термин «физика» многозначен. Если современ­ную физику понимать как пауку об общих свойствах и законах природы, которые изложены в современных энциклопедиях, справочниках, учеб­никах и X п., то термин «физическая космология» обозначает формы кос­мологии, основанные на таких физических знаниях.

Именно в этом смыс­ле употребляется термин «физическая космология» в данной работе. Термин «реальность» используется для обозначения объективного мира.

B методологии современного естествознания правильным ответом на вопрос «Что такое Вселенная?» считается модель (или модели) Вселенной, построенная в физико-математической теории Вселенной. Научное осмыслсние природы мира осуществляется с помощью таких космологических моделей.

Действие механизма социокультурной детерминации в условиях западноевропейской культуры Нового времени приводит к становле­нию нового физического этапа в развитии космологии. Создание общих физических теорий, имеющих математический аппарат и проверяемых в опыте, имело огромное значение для развития естественнонаучной космологии.

Философско-методологическое осмысление особенностей классической физики и ее теорий способствовало эволюции понима­ния научной рациональности. Для решения проблем астрономической космологии физика была необходима. Тем более, что европейская кос­мология и классическая физика развивались под сильным влиянием гелиоцентрической модели Коперника. Действие механизма социо­культурной детерминации космологии в условиях западноевропейской культуры ХѴП-ХѴШ веков неизбежно порождает новые формы кос­мологии, использующие физико-математичсский тип рациональности и соответствующие ему научные знания. B этом заключалась одна из главных заслуг Ньютона и его космологии.

История физической космопогии отражает особенности развития физики.

B XVII вскс. классические физические теории (теория тяготе­ния, классическая механика, небесная механика) применяются Нью­тоном для построения его системы мира[111]. Ньютон определяет по­нятия пространства, времени, массы, силы, скорости, ускорения, энергии. B абсолютном пространстве Ньютона действует фундамен­тальный закон всемирного тяготения, основывающийся иа принципе дальнодействия. У Ньютона физика и космология тссно переплетены. Основная цель ньютоновской космологии — познанис системы мира (Вселенной). Ньютон находился под сильным влиянием космологии Коперника. B космологии Ньютона не вводится понятие об эволюции ВсеяепноЙ. Некоторые последователи классической физики и космо­логии (Ламбсрт, Шарлье и др.) дополнили ньютоновскую картину мира новейшими астрономическими открытиями[112].

Ньютоновская физика и космология содержали разнообразные трудности: проблема сил инерции, загадка гравитации, космологические парадоксы и т. п. Физика и космология Ньютона подвершись сильной критике[113]. Ньютона обвиняли в непоследовательности проведения им же сформулированных принципов: «Недвусмысленное утверждение как в случае определения абсолютного времени, так и в случае определения абсолютного пространства о том, что эти две категории существуют „безотносительно к какому бы то ни было объекту41, кажется странным в устах человека типа Ньютона, ведь он сам часто подчеркивает, что он стремится изучать литпк то, что в действительности существует; то, что можно подтвердить наблюдением. „Hypotheses non fingo“ — вот его ко­роткое и определенное выражение. Ho ведь то, чго существует „безот­носительно к какому бы то пи было внешнему объехту“, невозможно подтвердить наблюдением, и, следовательно, это не факт. Здесь мы сталкиваемся с явным случаем того, как подсознательные представле­ния применяются незаметно к понятиям объективного мира»1 .

Одним из первых, кто стремился последовательно реализовать тре­бования научного метода в классической космологии был П.

Лаплас. Несмотря ыа то, что Лаплас один из самых выдающихся ньютонианцев своего времени, у него есть ряд принципиальных различий с физикой и космологией Ньютона. Так, Лаплас считал скорость распространения тя­готения конечной и значительно больше спорости света. Наиболее су­щественное различие между Лапласом и Ньютоном в космологии — по вопросу о происхождении мира. Ньютон в «Началах» посвятил много торжественных и хвалебных слов Богу. Лаплас был последовательным материалистом и атеистом, хотя получил религиозное воспитание и об­разование. B своих трудах он проводил осторожную и сдержанную кри­тику религии, астрологии, мистики. Хорошо известен исторический факт. Когда Лаплас преноднес его ученику и почитателю Наполеону свою книгу O системе мира, Бонапарт едко заметил: «Ньютон в „Началах“ го­ворит о Боге, в Вашей книге я не встретил упоминания о Боге». Ответ Лапласа Наполеону вошел в историю: «Я в згой гипотезе не нуждаюсь!» Принципиальное различие между Ньютоном и Лапласом в понимании происхождения мира оказало существенное влияние на решение многих важных вопросов физики, астрономии и космологии. Например, на ре­шение вопроса о происхождении Солнечной системы. «Такое изящное сосдинсние Солнца, планет и комет, — пишет Ньютон, — нс могло про­изойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и пре­мудрого существа»[114], Лаплас, в противоположность Ньютону, выдви­нул свою знаменитую небулярную гипотезу происхождения и эволюции Солнечной системы из раскаленной вращающейся газовой тумаштости. Лаплас развивает широко известную концепцию механистического де­терминизма, согласно которой неизменные фундаментальные (мехаіш- ческие) законы природы определяют эволюцию состояния ВселенноЙ B любой момент времени[115]. Природа этих законов, думал Лаплас, «навсе­гда останется дпя нас скрытою»[116]. Трудами, главным образом Ньютона и Лапласа, была создана классическая физическая космология.

До создания теории относительности научной моделью Вселенной служила классическая физико-математическая космологическая модель.

Согласно этой модели в бесконечном однородном и евклидовом про­странстве Вселенной действуют неизменные законы природы. Однако в классической модели Вселенной возникали парадоксы (фотометриче­ский, термодинамический, гравитационный), указывающие на то, что простая и казалось бы очевидная классическая картина мира, не проти­воречащая здравому смыслу, на самом делс очень коварна. Из истории хорошо известна острая полемика между ньюгонианцами и картезиан­цами, а также между ньюгонианцами и лейбницианцами. Декарт, исходя из натурфилософской трактовки принципа бпизщцейсггаия и идеи физи­ческой субстанции, предложил свою вихревую картину мира. B космо­логии Декарта мировое пространство заполнено легким веществом, об­разующим гигантские вихревые системы. После длительной и упорной борьбы с ныотонианцами, продолжавшейся еще в XDC веке, картезиан­ская космология была отброшена. Монадология Лейбница ие сыграла заметной роли в физике и физической космологии.

B истории естествознания большую популярность имел методоло­гический тезис о фундаментальности классической физики. Многие до сих пор уверены в том, что физика — это единственная из естествен­ных наук всеобъемлющая дисциплина, имеющая своим предметом природу Всслснной и что только физика позволяет с единых позиций объяснить сущность мира.

Исходя из признания особого эпистемологического статуса физики, Г. Герц считал возможным построить физическую картину мира, которую интерпретировал как систему наиболее общих понятий, законов и прин­ципов физики (пространство, время, движение, сила, энергия и др.)[117].

Поскольку по отношению к некоторым достаточно общим поняти­ям трудно однозначно решить вопрос о том, какие из них «более об­щие», то появляется возможность варьировать сетку общих физических понятий и, тем самым, получать различные неэквивалентные картины мира на одном и том же этапе физического познания. Поэтому Герцу и удалось в рамках классической физики «выделить» три картины мира, из которых он выбрал одну, по его мнению, наиболее совершенную, це­лесообразную, простую, экономичную, логически замкнутую и т. п.[118]

<< | >>
Источник: Бондаренко Ставнслан Борисович. Космология н культура. 2008

Еще по теме § 2. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ И РЕАЛЬНОСТЬ:

  1. Метод философского синтеза не пригоден для построения общена­учной модели Вселенной.
  2. ПАРАДИГМА КАК МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ
  3. в физической космологии идет процесс совершен­ствования моделей Вселенной.
  4. 4. Методы математической логики
  5. 1.5 Экономико-математические методы управления запасами
  6. 2.1. Математическое описание сигнала
  7. # Появление и эволюция Вселенной
  8. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ФИЗИКА
  9. 2.2. Математическое представление сигналов
  10. : «Современная физика - «путь с сердцем»?»