<<
>>

Гегелю принадлежит и гениальная идея возникновения сознания в процессе труда

.

Именно труц переделал переднюю конечность животного в орудие орудий. «Рука и в особенности кисть руки человека есть... нечто только ему свойственное; ни одно животное не имеет такого подвижного орудия деятельности, направленного вовне.

Рука человека, это орудие орудий, способна служить выражением бесконечного мно­жества проявлений воли» (30, с. 196). Человек в производственной деятельности изобретает все новые и новые орудия труда, направлен­ные на обладание природой и усовершенствование ее в соответствии со своими потребностями. «Эти человеческие изобретения принадле­жат духу, и такое орудие следует ставить выше, чем предмет, сущест­вующий в природе» (32, с. 227). Ф. Энгельс, отмечая выдающиеся заслуги Гегеля в познании сознания, точно определил его главную за­слугу: феноменология духа Гегеля является «отображением индивиду­ального сознания на различных ступенях его развития, рассматривае­мых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически прой­денных человеческим сознанием» (125, с. 278).

Основоположники марксизма в толковании сознания сделали ос­новной упор на социальных условиях возникновения, формирования и функционирования сознан™. Начиная с «Немецкой идеологии», они постоянно подчеркивали, что сознание вырастает из материальных условий жизни людей: «... Люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии „делать историю44. Ho для жизни нужны пре­жде всего пища и питье, жилище и еще кое-что. Итак, первый истори­ческий акт — это производство средств, необходимых для удовлетво­рен™ этих потребностей, производство самой материальной жизни» (64, с. 26). Характерно, что в этой знаменитой формуле, подчеркивая материальные истоки сознания, они в доказательство приводили ис­ключительно социальные факторы: есть, пить, иметь одежду, жилище. B работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» Ф. Энгельс связывал происхождение сознания преимущественно с коллективной жизнью и коллективным трудом первобытных людей.

«Начинавшее­ся... вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека... развитие труда по необхо­димости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало яснее сознание пользы этой совме­стной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потреб­ность что-то сказать друг другу. Потребность создала свой орган: не­развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовыва­лась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за дру­гим» (126, с. 489). Он повторил мысль Гегеля, что рука стала продук­том и орудием труда. «Только благодаря труду, ... человеческая рука достигла такой высокой ступени совершенства, на который она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» (там же, с. 488). Bo всех своих тру­дах Маркс и Энгельс неизменно подчеркивали социальные условия и факторы возникновения, формирования и функционирования сознания людей. Они приветствовали опыт устройства Р. Оуэном коммуны в Нью-Ленарке, обращая внимание, что коренное изменение социальных условий жизни рабочих привели к коренным изменениям в их сознании.

Эти мысли получили дальнейшую теоретическую и практическую разработку в трудах и деятельности русских марксистов, особенно Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Оба рассматривали народ как решаю­щую силу истории и поэтому сосредоточивали свои усилия на разра­ботке в основном сознания народа, в первую очередь пролетариата и противостоящих ему классов — промышленной и сельской буржуазии, а также чиновничества, духовенства и интеллигенции. Их заслуга со­стоит в том, что они выдвинули и разработали такие понятия как, общественное сознание, общественная психология, классовые инстинк­ты, классовые чувства, классовые настроения, классовая дифферен­циация сознания; вычленили в сознании обыденное и теоретическое сознание; выдвинули принцип систематизации видов сознания по ос­новным сферам жизнедеятельности общества.

B соответствии с ними они выделили в сознании экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное и др. виды сознания, дали их детальную разработку, показав их диалектическую взаимообусловленность. Руководствуясь принципом классовой диффе­ренциации, они обосновали сущность и особенности пролетарского, крестьянского, буржуазного, мелкобуржуазного и иных типов сознания.

В. И. Ленин является одним из крупнейших теоретиков идеологии и идеологической работы. Он показал, что идеология является само­стоятельной формой общественного сознания, установил, что истоком идеологии является социально-экономические и политические интере­сы того или иного класса. Он пошел дальше своих учителей, выдвинув и всесторонне разработав понятие идеологической работы, дав клас­сификацию ее видов в соответствии с видами общественного бытия и сознания. Он доказал необходимость государственной идеологии, по­казав, что ее суть составляют экономические, политические, правовые, нравственные, культурные, национальные программы правящих партий и классов. Ни одно государство в мире, когда-либо существовавшее, не обходилось и не может обходиться без государственной идеологии. Лозунг деидеологизации он подверг резкой критике, показав, что он является уловкой классов, или потерявших власть, или рвущихся к власти. Государственная идеология — это программа деятельности правящих классов и партий или идущих им на смену.

2.1.

<< | >>
Источник: Яковлев Александр Ильич. Материальность сознания. 2009

Еще по теме Гегелю принадлежит и гениальная идея возникновения сознания в процессе труда:

  1. 2. РОЛЬ ТРУДА B ВОЗНИКНОВЕНИИ СОЗНАНИЯ
  2. процесс возникновения эмпирического сознания
  3. Доминантная роль в процессе генезиса областничества принадлежит, народнической анархо-федералистской концепции
  4. Вопрос 2. Основные закономерности возникновения государства. Особенности процесса возникновения права
  5. § 1. Концепция закономерного мирового процесса в работах Гегеля
  6. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  7. 15. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства
  8. § 1. Гегель и Энгельс о химизме как закономерном этапе единого мирового процесса
  9. ПРОЦЕСС ТРУДА И ЕГО МОМЕНТЫ
  10. Информационная концепция возникновения сознания