Глоссарий
Базис - это производственные отношения, в которые вступают люди в процессе производства.
Культура - есть природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей.
Материалистическое понимание истории - признание первичности бытия как условий материальной жизни и вторичности сознания людей в процессе развития общества.
Надстройка - это 1) совокупность общественных идей; 2) общественных институтов (полиция, армия, государство, партии и т.д.); 3) общественная психология (общественное мнение, настроение, чувства).
Общественно-экономическая формация - это состояние общества, которое определяется способом производства на определенном отрезке исторического времени.
Паттерн - образец, модель истории.
Прогресс - движение вперед, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Способ производства - это совокупность технических средств и способов организации труда, с помощью которых люди производят продукты, необходимые им для жизни.
Философия истории - концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.
Формационный подход позволяет понимать исторический прогресс как смену общественно-экономических формаций.
Цивилизация охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.
Цивилизационный подход отрицает единство всемирноисторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации.
Цикличность - движение по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.
Тесты для самоконтроля
1.
История каждого народа уникальная, неповторима. Она есть сумма разнообразных уникальных, неповторимых культур, каждая из которых имеет свои причины возникновения, расцвета и гибели. Кто из названных ниже философов не относится к представителям этой точки зрения?а) Н. Данилевский;
б) Н. Бердяев;
в) А. Тойнби;
г) О. Шпенглер.
2. Какой из перечисленных ниже источников развития общества играет наиболее важную роль?
а) идеи людей о лучшем будущем и деятельность по достижению этого будущего;
б) деятельность великих личностей, наиболее точно знающих «куда идти»;
в) классовая борьба;
г) потребности и интересы людей.
3. Кто является создателем теории общественно-экономической формации:
а) О. Конт;
б) П. Сорокин;
в) А. Смит;
г) К. Маркс.
4. Цивилизационный подход к истории предполагает;
а) деление истории на формационные этапы;
б) установление общих закономерностей развития общества;
в) европоцентризмом;
г) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур.
5. Между трактовками движущих сил истории провиденциализмом, идеализмом и экзистенциализмом существует то общее, что все они:
а) усматривают конечную причину социальных изменений в экономической сфере;
б) в объяснении социальных изменений апеллируют к Богу;
в) абсолютизируют роль личности в истории;
г) усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе.
6. Философы, разрабатывающие теории круговорота локальных цивилизаций:
а) Вебер;
б) Вико;
в) Маркс;
г) Шпенглер.
7. Ступень прогрессивного развития человечества, возникающая на основе конкретно-исторического способа производства:
а) формация;
б) цивилизация;
в) культура;
г) государство.
8. В последние годы в отечественной философии истории все более
активно утверждается так называемый___________ подход:
а) социологический;
б) психологический;
в) культурологический;
г) цивилизационный.
9. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая интеграция человечества выражаются в понятии:
а) «информатизация»;
б) «идеологизация»;
в) «глобализация»;
г) «модернизация».
10. Идея «осевого времени» как духовной революции, завершившей архаический этап мировой истории, была предложена:
а) О. Шпенглером;
б) К. Марксом;
в) А. Тойнби;
г) К. Ясперсом.
Представление, что движущей основой развертывания всемирной истории является мировой дух, развивал:
а) Аристотель;
б) Кант;
в) Г егель;
г) Маркс.
12. Материалистическое понимание истории было развито и обосновано:
а) Р. Декартом;
б) Г. Г егелем;
в) А. Герценом;
г) К. Марксом.
13. Главную черту постиндустриального общества Д. Белл видит в:
а) количественном росте факторов производства;
б) использовании новых источников энергии;
в) центральной роли теоретического знания;
г) росте общественного благосостояния.
14. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) стрелы;
б) циклов;
в) спирали;
г) маятника.
15. Традиционное общество - это общество:
а) информационное;
б) доиндустриальное;
в) массовое;
г) индустриальное.
Рекомендуемая литература Основная
1. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / А.А. Горелов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);
2. Канке, В.А. Основы философии: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.А. Канке. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с.
3. Кохановский, В.П. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО / В.П. Канке, Л.В. Жаров, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 264 с.
Дополнительная
1. Гречко, П.К. Концептуальные модели истории / П.К. Гречко. - М.: Логос, 1995. - 141 с.
2. Емельянов-Лукьянчиков, М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби / М.А. Емельянов-Лукьянчиков. - М., Русский мир, 2008. - 700 с.
3. Тойнби, А.Дж. Постижение истории: сб. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 - 528 с.
5. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. - М., Политиздат, 1991. - Ч. 2. - 364 с.
Еще по теме Глоссарий:
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий
- Глоссарий